Файл: Договоры и их виды как одна из форм организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами (на примере ООО «ВкусВилл»).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о договоре
§ 1.1. Понятие договора и его значение в коммерческой деятельности
§ 1.2. Виды договоров в коммерческой деятельности.
§ 1.3. Договорное делопроизводство
§ 2.1. Основы правового регулирования заключения договора
§ 2.2. Заключение договора в электронной форме
§ 2.3. Формы коммерческой деятельности, сопутствующие заключению договора
Глава 3. Договоры в деятельности предприятия ООО «ВкусВилл»
§ 3.1. Общая характеристика предприятия ООО «ВкусВилл»
§ 3.2. Розничная купля-продажа как один из основных договоров торгового предприятия ООО «ВкусВилл»
Ещё одной формой деятельности, сопутствующей заключению коммерческих договоров, является реклама, под которой законодательство Российской Федерации понимает информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке[50]. Важно понимать, что реклама формирует лишь импульсный спрос на конкретный товар или продукцию определенного предприятия и не является постоянно действующим фактором поддержания высокого количества заключаемых контрактов. Кроме того, не все виды товаров могут быть прорекламированы. Так, не допускается реклама наркотических и взрывчатых веществ, органов и тканей человека в качестве объекта купли-продажи, табака и табачной продукции, медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов и других товаров.
К собственным маркетинговым программам, повышающим спрос на продукцию предприятия, относят также определение и продвижение фирменной особенности компании (т.н. «фишки», например, особое качество товара, психологически и физически незатратный сервис, наличие дополнительных услуг), разработка и внедрение программ лояльности, кодекса корпоративной этики и этикета обслуживания, подбор персонала, программное обеспечение официального сайта и мобильного приложения компании удобным и интуитивно понятным интерфейсом и другие. Все указанные меры формируют положительный образ коммерческой организации на рынке, привлекают покупателей и способствуют увеличению количества заключаемых договоров.
Новейшей тенденцией, связанной с формированием положительного имиджа торговой компании, является поддержание важных для массового потребителя духовных ценностей, притом не только словом, но и делом. Например, предоставление рабочих мест чернокожему населению, занятие руководящей должности женщиной или открытым гомосексуалистом, финансирование тех или иных общественных движений (например, Black Lives Matter) помогут продвижению бренда в странах с развитой либеральной политикой. В консервативных же странах поддержка компанией семейных ценностей, оказание материальной помощи благотворительным организациям и социальным проектам (например, строительство спортивного сооружения) и т.п. остаются традиционными способами повышения уровня доверия к бизнесу.
Наконец, ещё одной формой коммерческой деятельности, предваряющей и сопутствующей заключению договора является ведение переговоров. Данная форма, на наш взгляд, особенно актуальна в контрактном взаимодействии двух (и более) юридических лиц между собой, поскольку в работе с гражданами-потребителями условия договора, как правило, заранее определены предпринимателем. Как указывает М.Н. Малеина, сами по себе переговоры могут проводиться на основе отдельного соглашения, содержащего условия, определяющие как процедуру переговоров, так и примерное содержание будущего договора[51].
С 2015 года законодательство РФ устанавливает ответственность за недобросовестное ведение переговоров, что повышает правовую защищённость предпринимателей. Так, согласно пунктам 2 и 3 статьи 434.1 ГК РФ при вступлении в переговоры о заключении договора, в ходе их проведения и по их завершении стороны обязаны действовать добросовестно, в частности не допускать вступление в переговоры о заключении договора или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной. Недобросовестными действиями при проведении переговоров предполагаются:
1) предоставление стороне неполной или недостоверной информации, в том числе умолчание об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны;
2) внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.
Сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки. Верховный Суд Российской Федерации расширительно толкует данную норму и указывает, что к отношениям, связанным с причинением вреда недобросовестным поведением при проведении переговоров, применяются нормы главы 59 ГК РФ "Обязательства вследствие причинения вреда"[52].
На наш взгляд, переговоры о заключении договора важны в коммерческой деятельности не только ввиду повышения внимания к ним со стороны государства, но и потому, что именно на данном этапе определяются условия работы по контракту, которые предпринимателю предстоит исполнить. Само по себе проведение переговоров требует от коммерсанта развитых коммуникативных навыков, понимание психологии оппонента, знаний о реальном положении своих дел, чтобы не принять на себя непосильную ношу. При проведении сложных переговоров целесообразно привлечение юристов, бухгалтеров, экономистов, маркетологов, менеджеров, в рамках компании непосредственно отвечающих за исполнение соответствующих условий договора.
Таким образом, предпринимателю, рассчитывающему на успешное ведение бизнеса, необходимо иметь познания, умения и навыки в сфере маркетинга, финансово-экономического планирования, рекламы, переговоров, стандартов формирования имиджа, а также обладать широким кругозором в области юридических, экономических, психологических аспектов указанных форм деятельности, сопутствующих заключению коммерческого договора.
Глава 3. Договоры в деятельности предприятия ООО «ВкусВилл»
§ 3.1. Общая характеристика предприятия ООО «ВкусВилл»
Общество с ограниченной ответственностью «ВкусВилл» зарегистрировано 16.03.2012 года по адресу: Российская Федерация, г. Москва, улица Кулакова, дом 20 корпус 1, этаж 10, помещение V, комната 1. Имеет основной государственный регистрационный номер (ОГРН) – 1127746183135, и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – 7734675810. Генеральным директором Общества с момента основания является Фарафонов Алексей Владимирович.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.10.2020г.[53] основными видами деятельности предприятия выступают: 1) Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (код 47.11 по ОКВЭД), 2) Торговля розничная прочая в специализированных магазинах (код 47.78 по ОКВЭД), 3) Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет (код 47.91 по ОКВЭД), 4) Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код 56.10 по ОКВЭД), 5) Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (код 68.20 по ОКВЭД), и другие виды деятельности, а всего – 95 позиций, 74 из которых отведены розничной торговле.
Общество «ВкусВилл» является российским предприятияем с иностранным участием. Уставный капитал Общества составляет 114 036,96 руб. Учредителями общества выступают: 1) ООО «Проект Избёнка» (номинальная доля в уставном капитале – 98 126 руб., т.е. 86.05%), 2) иностранная организация, зарегистрированная на Кипрском офшоре, «МОЭСТИНО ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД» (номинальная доля в уставном капитале – 13 869 руб., т.е. 12,16%), 3) гражданин России Кривенко Андрей Александрович (номинальная доля в уставном капитале – 2 042 руб., т.е. 1,79%).
Согласно данным бухгалтерской отчётности[54], в обязательном порядке публикуемой на сайте Федеральной службы государственной статистики, в период с 2014 по 2019 год валовая выручка ООО «ВкусВилл» выросла с 1,3 млрд до 83 млрд рублей. Чистая прибыль, подлежащая распределению между учредителями, по итогам 2019 года составляет 3,0 млрд, что на 1,9 млрд больше, чем годом ранее. Стоимость чистых активов компании за последний год выросла на 995 млн руб. и составила 8,5 млрд руб. Федеральной налоговой службой предприятию начислено налогов на сумму 1,1 млрд руб., а недоимок – на 945 тыс. руб. В банке данных исполнительных производств по Обществу с ограниченной ответственностью «ВкусВилл» имеется следующая информация на 06 октября 2020 года: за предприятием числится долгов по исполнительским сборам на общую сумму 180 000 руб[55].
Согласно Картотеке арбитражных дел ООО «Вкусвилл» является участником 154 судебных споров, при том рассмотрение 127 из них на сегодняшний день окончено. В оставшихся делах в качестве истца предприятие выступает в 19 спорах, а в качестве ответчика – в 7[56]. Наконец, по данным Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» Генеральной прокуратуры Российской Федерации в отношении ООО «ВкусВилл» за период с 2015 года проведено 248 проверок (60 плановых и 188 внеплановых), выявлено 260 нарушений[57].
Таким образом, несмотря на отсутствие сведений за текущий 2020 год, финансовое положение и деловую репутацию Общества «ВкусВилл» следует характеризовать положительно. Сеть магазинов «ВкусВилл» является привлекательным партнером по бизнесу также исходя из декларируемых базовых ценностей, принципов и философии компании. На официальном сайте компании сказано, что к таковым относятся:
- Натуральность: продукты готовятся из натуральных ингредиентов; в продуктах отсутствуют всевозможные консерванты, красители, усилители вкуса, улучшители и т.д.; весь товар с минимальными сроками годности;
- Безопасность и натуральность продукции: тщательные проверки на стадии заведения продукта в сеть и впоследствии;
- Обратная связь: еженедельный разбор всех обращений на качество, вкус, уровень сервиса; общение с поставщиками, предъявление претензий, требование получения обратной связи и работы над ошибками;
- Контроль качества: каждая партия товара, прибывающая на распределительный центр, подлежит приёмке профессиональными технологами; продукты регулярно сдаются на анализы в независимую лабораторию; фальсификат и подделки выявляются сразу;
- Рекламная и маркетинговая политика: продвижение производителей не осуществляется, промо-акции брендов не проводятся;
- 95% товаров, продающихся в наших магазинах, произведены в России: заинтересованность в развитии российского сельского хозяйства и пищевых производств; политика активного применения СТО (стандарт организации, аналог ТУ), предоставления тары и этикеток для производителей;
- 99% товаров в сети произведены под СТМ: снижаются барьеры для выхода на рынок для небольших предприятий с интересным ассортиментом и одновременно обеспечиваются для потребителей конкурентные цены за счет отсутствия различных маркетинговых и коммерческих наценок, ретро бонусов, бонусов присутствия, маркетинговых или иных выплат в течение года[58].
Подводя итог, следует отметить, что ООО «ВкусВилл» является одним из лидеров продуктового ритейла и динамично развивающейся компанией на отечественном рынке, сохраняя положительную динамику даже на фоне общего экономического кризиса.
§ 3.2. Розничная купля-продажа как один из основных договоров торгового предприятия ООО «ВкусВилл»
Согласно рейтингу Росбизнесконсалтинга ООО «ВкусВилл» с 2017 года входит в число самых быстрорастущих компаний России[59]. Как видно из обзора, приведённого в предыдущем параграфе курсовой работы, магазины «ВкусВилл» осуществляют розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами. Договор розничной купли-продажи – это договор, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ). К отношениям, возникающим в связи с розничной торговлей, применяются правила о публичном договоре (ст. 426 ГК РФ) и законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. К таковым относятся, среди прочего, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"[60] и Правила продажи товаров дистанционным способом, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 612 от 27.09.2007[61].
По общему правилу договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ). При этом ГК РФ устанавливает специальное правило применительно к п. 1 ст. 162 ГК РФ: отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. Представляется, что для развития и поддержания образа современной «зелёной» компании магазинам «ВкусВилл» стоит предлагать своим покупателям переход на электронные чеки, чтобы сокращать потребление бумаги.