Файл: Договоры и их виды как одна из форм организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами (на примере ООО «ВкусВилл»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особый интерес в теме заключения договоров розничной купли-продажи представляет собой возможность приобретения товаров в дистанционной форме. В соответствии с п. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Общество «ВкусВилл» имеет официальный сайт и мобильное приложение, где можно оформить онлайн-заказ с бесплатной доставкой по району проживания. Интернет-порталы компании подчиняются требованиям п. 2 ст. 494 ГК РФ, согласно которому предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в сети "Интернет" признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

На сайте и в мобильном приложении «ВкусВилл» можно найти текст специально разработанной Публичной оферты[62]. В данном документе содержатся определения основных терминов, урегулированы порядок купли-продажи и оплаты товаров, установлены условия доставки или самовывоза товаров, прописаны права, обязанности и ответственность сторон, указаны порядок разрешения споров и прочие условия. Что касается непосредственно порядка купли-продажи товаров, то предписано, что перед оформлением заказа покупатель должен зарегистрироваться на сайте, предварительно согласившись с условиями продажи товаров через интернет-магазин; заказу присваивается идентификационный номер, после чего продавец проверяет наличие товаров из заказа и в случае их отсутствия удаляет отсутствующие товары из заказа, а при необходимости также связывается с покупателем и корректирует заказ; кроме того, продавец имеет право добавить в заказ необходимое количество пакетов или иной упаковки для надлежащей доставки товаров покупателю; доставка товара осуществляется из ближайшего доступного магазина к адресу покупателя, указанному в заказе; самовывоз товара может быть осуществлен из выбранного покупателем доступного магазина.


Публичной офертой ООО «ВкусВилл» установлено, что оплата товара покупателем производится в рублях: 1) при доставке товара по адресу покупателя – онлайн-платежом с банковской карты покупателя в интернет-магазине; 2) при самовывозе - наличными денежными средствами сотруднику магазина при получении товара, либо банковской картой с использованием терминала, установленного на кассе магазина, или онлайн-платежом с банковской карты покупателя в интернет-магазине.

Маркетинговая часть розничной торговли бренда «ВкусВилл» проявляется в том, что в целях привлечения покупателей и увеличения продаж сетью магазинов используются разные программы лояльности: любимый продукт, абонемент, акция «разнообразное питание», ассортимент продукции для веганов и проч. Например, при покупке в течение двух дней подряд продукции на сумму 500 рублей потребителю предоставляется возможность назначить любимый продукт, и со следующего дня получать 20% скидку на каждый экземпляр выбранного товара без ограничения количества покупок. Скидка предоставляется на неделю. При отсутствии любимого продукта в день посещения магазина потребитель по своему усмотрению может назначить любой другой товар в качестве любимого и получить скидку на него.

Указанные меры юридического и маркетингового обеспечения розничной торговли делают предприятие «ВкусВилл» успешным игроком на рынке продуктового ритейла и могут стать образцом для построения собственного бизнеса для большого количества предпринимателей.

§ 3.3. Договоры поставки в деятельности ООО «ВкусВилл»

Очевидно, одним из основных направлений договорной деятельности ООО «ВкусВилл», обеспечивающий розничную торговлю, является заключение договоров на поставку продаваемой продукции. По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ). Исходя из анализа главы 30 ГК РФ поставка является разновидностью купли-продажи, отличительная особенность которой состоит в том, что приобретение товаров осуществляется в большом количестве и с целью дальнейшей перепродажи с коммерческой наценкой.


Перед заключением контрактов на поставку продовольственных и иных товаров все контрагенты проходят проверку. Компания «ВкусВилл» предъявляется следующие требования к поставщикам[63]: 1) Производитель должен понимать концепцию торговой сети «ВкусВилл» и обязан придерживаться ее при разработке и производстве продуктов под торговой маркой «ВкусВилл»; 2) Поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в сертификатах качества или других документах, определяющих качество товара; 3) Товар, поставляемый в торговую сеть, должен иметь маркировку и содержать информацию в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а также сопровождаться документами, предусмотренными законодательством РФ для реализации товара, в том числе, подтверждающими качество товара; 4) «ВкусВилл» имеет право провести своими силами или с привлечением третьих лиц всесторонний аудит производственных и складских мощностей поставщика; 5) Поставщик гарантирует доставку товара на специализированном транспорте, который на протяжении всего пути поддерживает нужный температурный режим; 6) Упаковка товара должна обеспечивать сохранность продукта во время транспортировки соответствующим видом транспорта (воздушным, морским, автомобильным, железнодорожным), при выполнении погрузочно-разгрузочных работ; 7) Поставщик несет ответственность за достоверность информации, содержащейся на этикетке, касающейся предприятия-изготовителя Товара (поставляемой продукции), наименование Товара, обозначение нормативного документа на Товар, массы нетто, срока годности и условий хранения, пищевой и энергетической ценности, состава и других сведений, которые должен сообщать Поставщик, в соответствии ТР ТС 022/2011 пищевая продукция в части ее маркировки или ГОСТ Р 51074 «Информация для потребителя»; 8) Поставщик гарантирует бесперебойные поставки товара в соответствии с заказами торговой сети «ВкусВилл»; 9) Поставщик гарантирует высокое качество и безопасность выпускаемой продукции; 10) Поставщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица и имеет необходимый пакет разрешающих документов.

Стандартный формуляр договора поставки, заключаемого компанией «ВкусВилл»[64], содержит 13 полноценных разделов, среди которых: преамбула, предмет договора, цены и порядок расчётов, качество товара и порядок приёмки, условия поставки и приёмки товара, тара и упаковка, сроки поставки, меры ответственности и штрафные санкции, срок действия договора, форс-мажор, арбитраж, изменение и расторжение договора, прочие условия, адреса и реквизиты сторон.


Анализ указанного формуляра позволяет определить следующую схему работы ООО «ВкусВилл» с поставщиками: до момента первой поставки «ВкусВилл» имеет право провести всесторонний аудит производственных и складских мощностей поставщика; на каждую партию товара оформляется отдельный заказ, который включает в себя который включает в себя ассортимент и количество заказываемых к поставке товаров, дату поставки, адрес поставки и контактные телефоны; указанный в заявке товар должен быть поставлен покупателю в срок, указанный в заказе, а если такой срок не указан, то в течение 3 рабочих дней; непосредственно доставка товара покупателю («ВкусВиллу») осуществляется силами и транспортом поставщика, при этом товар считается поставленным, если он поступил со всеми необходимыми документами (накладная, счёт-фактура, ТТН, сертификат соответствия, проч.), а остаточный срок годности составляет не менее чем 70% от указанного на товаре основного срока; товар должен поставляться, буду распределённым по паллетам, в таре и упаковке, соответствующих международным стандартам обозначения и идентификации товаров систем EAN, UPC. 00.0.0., при этом сама тара и упаковка могут быть предоставлены поставщику покупателем либо произведены покупателем собственными силами; при поступлении товара на склад покупателя осуществляется приёмка товара по ассортименту, количеству и качеству; поставленный товар оплачивается после его приёмки путем перечисления безналичных денежных средств на расчетный счет поставщика.

В целях оптимизации документооборота с поставщиками, а также повышения уровня сохранения и защиты передаваемых документов и информации, содержащейся в них, во «ВкусВилле» используется система электронного документооборота (далее – ЭДО), организуется электронный обмен юридически значимыми сообщениями, а также применяется усиленная квалифицированная электронная подпись при оформлении документов, в частности счетов-фактур и актов об отгрузке товаров, что следует из формуляра Соглашения об ЭДО[65].

Особый интерес представляют основания для прекращения отношений поставки и других связанных с ними: низкие продажи продукта, большие списания; нестабильное качество выпускаемой продукции; попытка фальсификации выпускаемой продукции с целью ее удешевления; неготовность улучшать качество выпускаемой продукции и работать над собственными ошибками; нарушение этики ведения деловых переговоров; необоснованное повышение закупочных цен на продукцию.


Из 101 гражданского дела, найденного в Картотеке арбитражных дел[66], подавляющее большинство споров посвящено взысканию задолженностей или неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами с недобросовестных арендодателей, то есть в связи с договорами аренды нежилых помещений. Следовательно, споры, возникающие из договоров поставки, в деятельности ООО «ВкусВилл» встречаются крайне редко, что позволяет сделать следующий вывод: описанная выше схема поставки продукции позволяет избежать нежелательных судебных тяжб, поскольку оплата поставленного товара осуществляется после его доставки и приёмки не только по количеству, но и по качеству.

§ 3.4. Рекомендации по договорному процессу на основании опыта коммерческой деятельности ООО «ВкусВилл»

На основе изученных данных о деятельности компании «ВкусВилл» можно рекомендовать следующие меры маркетингового и юридического обеспечения коммерческой деятельности при заключении договоров в области продуктового ритейла.

Во-первых, современным компаниям следует иметь официальные интернет-порталы: сайт, мобильное приложение, страницы в социальных сетях (например, Вконтакте[67], Фейсбук[68], Инстаграм[69]). Это необходимо для информирования населения о предлагаемых товарах, работах и услугах, размещения юридически значимых документов общего пользования, таких как публичная оферта, политика конфиденциальности, сертификаты соответствия, заявления о качестве и проч., а также привлечения новых контрагентов-предпринимателей для развития деятельности. Важно, что данная информация открыта и доступна неограниченному кругу пользователей, поэтому должна быть достоверна и законна, проверена сотрудниками компании.

Во-вторых, современным компаниям необходимо иметь дополнительный к продажам сервис, например, возможность оформления интернет-заказа, бесплатная доставка по району проживания или в зависимости от стоимости заказа, программы лояльности, акции и скидки, различные формы оплаты приобретаемой продукции. Дополнительные услуги, в свою очередь, потребуют наличия специальных работников: программистов, дизайнеров, курьеров и т.д. Могут использоваться иные средства повышения узнаваемости бренда. Речь идёт не только о традиционной рекламе, но и сотрудничестве с другими крупными компаниями.