Файл: Договоры и их виды как одна из форм организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами (на примере ООО «ВкусВилл»).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о договоре
§ 1.1. Понятие договора и его значение в коммерческой деятельности
§ 1.2. Виды договоров в коммерческой деятельности.
§ 1.3. Договорное делопроизводство
§ 2.1. Основы правового регулирования заключения договора
§ 2.2. Заключение договора в электронной форме
§ 2.3. Формы коммерческой деятельности, сопутствующие заключению договора
Глава 3. Договоры в деятельности предприятия ООО «ВкусВилл»
§ 3.1. Общая характеристика предприятия ООО «ВкусВилл»
§ 3.2. Розничная купля-продажа как один из основных договоров торгового предприятия ООО «ВкусВилл»
Что касается порядка заключения договора, М.В. Вронская приводит следующую общую процедуру заключения договора:
- «преддоговорные контакты сторон (переговоры);
- оферта;
- рассмотрение оферты;
- акцепт оферты.
При этом две стадии: оферта и акцепт оферты – являются обязательными для всех случаев заключения договора»[33]. По ст. 435 ГК РФ[34] офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано (ст. 436 ГК РФ[35]). Офертой признаётся только такое предложение заключить договор, которое отвечает требованиям, закреплённым в законе[36].
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным (ст. 438 ГК РФ[37]). Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (ст. 443 ГК РФ[38]).
Отдельно Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает правила совершения приглашений делать оферты и публичной оферты. Знание этих форм привлечения покупателей может быть полезно всем коммерсантам, в том числе работающим на розничном потребительском рынке. Так, в силу ст. 437 ГК РФ[39] реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Приведём примеры для лучшего понимания. Так, витрина магазина одежды с выставленным манекеном и ценником под ним является публичной офертой, поскольку отражает все существенные условия договора. А рекламное продвижение марки без указания конкретного продукта и его цены на телевидении, радио или в печати является приглашением делать оферты компании-производителю по поводу любого её продукта.
Не стоит усложнять понимание обмена офертой и акцептом. Под специальными юридическими терминами скрывается хорошо знакомая всем процедура заключения контрактов. Оферта и акцепт могут быть сделаны как устно, так и письменно. Например, простая купля-продажа товаров на продуктовом рынке является устной формой оферты и акцепта, соответственно. Письменные оферта и акцепт могу быть произведены отправкой письма, телеграммы, факса. Офертой также является направление проекта договора.
Что касается акцепта, в некоторых случаях допускается его совершение путём т.н. конклюдентных действий, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку (п. 2 ст. 158 ГК РФ[40]). Поэтому ГК РФ в п. 3 ст. 438 закрепляет, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Другим примером оферты совершением конклюдентных действий является посещение современного продуктового супермаркета, когда покупатель кладёт в корзину желаемые товары, что свидетельствует о его намерении приобрести их.
М.В. Вронская также выделяет специальный порядок заключения договора: 1) заключение договора в обязательном порядке (ст.445 ГК РФ); 2) заключение договора на торгах (ст.447-448 ГК РФ)[41]. Однако учитывая прикладной характер настоящей работы они рассмотрены не будут. Из сказанного выше можно сделать вывод, что заключённым считается договор, если сторонами в надлежащей форме (устной или письменной) достигнуто соглашение по всем существенным условиям и, если требуется, передано имущество. Юридическое значение заключения договора таково, что это снижает финансовые риски, всегда имеющиеся в бизнесе, но вместе с тем связывает самого предпринимателя обязательством под угрозой материальной ответственности.
§ 2.2. Заключение договора в электронной форме
Развитие информационных технологий в XXI веке, появление международных коммерческих корпораций, укрупнение бизнеса в противовес распространению малого и среднего предпринимательства в России, повышение конкуренции в области ритейла, а также ограничения, вводимые во времена пандемии новой коронавирусной инфекции в 2020 году, диктуют необходимость использования альтернативных, дополнительных возможностей дистанционного заключения договоров, как правило, в электронной форме. Актуальность электронных договоров и т.н. смарт-контрактов подтверждается и внесением в Гражданский кодекс Российской Федерации «цифровых» нововведений Федеральным законом от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"[42].
Под электронной формой договора в настоящей курсовой работе понимается заключение договора с помощью технических средств (например, компьютер или мобильный телефон) при использовании информационных технологий (например, специальных ЭВМ-программ или мобильных приложений) в международной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Следовательно, договоры, заключённые, например, посредством телефонного звонка или отправления традиционного бумажного письма, не будут рассмотрены в настоящем исследовании.
Уже хорошо знакомыми и привычными стали электронные акты, в том числе договоры, составленные в виде единого документа, подписанного с помощью электронно-цифровой подписи (простой, усиленной неквалифицированной или усиленной квалифицированной), а также единого документа, подписанного с помощью иного аналога собственноручной подписи (какого-либо персонального идентификатора, например, адреса электронной почты).
Указанные способы подтверждения достоверности документа используются не только при взаимодействии государственных органов друг с другом или с гражданами, но и в предпринимательской сфере, в том числе в случаях заключения контрактов между предпринимателями, то есть в сфере, не связанной с участием граждан-потребителей. Для придания юридической силы указанному варианту подписи необходимо включение в основной или рамочный договор условия или заключение дополнительного соглашения, в соответствии с которым стороны признают как имеющие значение все акты, исходящие от контрагента, если они подписаны электронной цифровой подписью и переданы определённым образом, например, по и-мейлу. Обмен электронными документами без использования цифровой подписи не рекомендуется.
Рассмотренный способ электронного взаимодействия будет полезен, например, в случае заключения договора периодической (регулярной) поставки. Так, если поставщик обязан с определённой периодичностью предоставлять покупателю тот или иной товар, то все сопроводительные документы, такие как заявки на новую партию (оферты), акты приёма-передачи, осмотра груза, проведения проверки качества, сверки взаимных расчётов и выполненных работ/оказанных услуг, счета на оплату, претензии и другие, могут передаваться по электронной почте путём подписания цифровой подписью, что существенно сокращает временные и финансовые издержки.
По новым правилами заключение договора допускается с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю (п. 1 ст. 160 ГК РФ). Таким образом, как указывает В. Гавриленко, помимо вышеуказанных способов, сделка (договор) может быть совершена еще и «с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести ее содержание в неизменном виде, без указания на обязательное составление какого-либо документа»[43].
Данный способ подписания договора при его заключении может быть особенно полезен предпринимателям, предоставляющим товары, работы и/или услуги гражданам-потребителям, потому что по смыслу приведённых норм права выражение воли с помощью электронных или иных технических средств (например, при заполнении формы в интернете, нажатия кнопки «ОК» или «Оплата») приравнивается к простой письменной форме сделки.
Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает возможность заключения т.н. смарт-контрактов. Часть 2 статьи 309 ГК РФ гласит: «Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки». Проще говоря, стороны заключают такой договор, исполняя который нет необходимости совершать какие-либо дополнительные действия, поскольку эти действия за пользователей выполняет специальная компьютерная программа: выставляет счёт на оплату, списывает денежные средства с банковской карты и т.п. Другими словами, «воля, направленная на заключение договора, в такой сделке включает в себя и волю, направленную на исполнение возникшего обязательства»[44]. Примером такого электронного договора может быть каршеринговое приложение, которое при подаче соответствующей заявки бронирует и открывает автомобиль, ведёт учёт времени и стоимости поездки и т.д.
Наконец, ещё одним способом заключения электронного договора может быть обмен документами через оператора электронного документооборота, список доверия которым опубликован на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации[45]. На наш взгляд, электронная форма договоров является современным, удобным и надежным способом заключения контрактов, позволяющим уменьшать коммерческие издержки.
§ 2.3. Формы коммерческой деятельности, сопутствующие заключению договора
Прежде всего следует разграничить понятия формы коммерческой деятельности и организационно-правовые формы коммерческих организаций. Под последними понимается «совокупность характеристик, раскрывающих внутреннюю структуру организации, связи между ее отдельными элементами, основания возникновения, изменения и прекращения этих связей. Действующий ГК РФ установил два исчерпывающих перечня возможных организационно-правовых форм юридических лиц: отдельно для коммерческих и некоммерческих организаций (п. п. 2, 3 ст. 50 ГК РФ)»[46]. К формам же самой коммерческой деятельности относят действия, объективированные в окружающей действительности, направленные на достижение целей коммерции – извлечение и распределение прибыли. При этом термин «форма», в свою очередь, следует отличать от «сущности» и «видов» торговли, под которыми понимается внутреннее содержание и направления деятельности, соответственно.
Следовательно, форма деятельности – это всегда внешнее выражение действий предпринимателя. Например, в таком виде коммерческой деятельности, как розничная купля-продажа в стационарных объектах (магазинах), направленная на получение прибыли от продажи товаров гражданам-потребителям, формами деятельности могут быть изучение состояния спроса и предложения на рынке (маркетинг), планирование экономического и хозяйственного поведения, реклама, переговоры о заключении договоров и др.
Каждый предприниматель должен быть знаком с понятием маркетинга, – «комплексной системы организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей, получения прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучение внутренней и внешней среды предприятия, разработка стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ»[47].
Маркетинг, как наиболее общее понятие формы экономической деятельности предпринимателя, является основой для стабильного развития бизнеса, поскольку позволяет формировать базы данных о состоянии товарного и биржевого рынка, что необходимо для планирования тех или иных действий. При этом планирование коммерческой деятельности зависит не только от спроса и предложения, но также от правового регулирования соответствующего вида деятельности. В России принят и действует федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»[48], который предусматривает права и обязанности хозяйствующих субъектов при осуществлении торговой деятельности, том числе продовольственными товарами (продуктами), в стационарных и нестационарных условиях, на ярмарках, а также требования обязательной маркировки отдельных видов товаров.
Планирование деятельности неразрывно связано с формированием ассортимента товаров, что важно для предприятий как оптовой, так и розничной торговли. Например, коммерсанту необходимо знать методы управления и анализа, планирования и нормирования товарных запасов, их классификацию, правила определения оптимального размера заказа. При розничной торговле продовольственными товарами предпринимателю следует изучить факторы формирования ассортимента, к которым относится не только потребительский спрос, но также «тип и размер магазина, его техническая оснащённость, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твёрдым покрытием, остановок общественного транспорта и т.д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина»[49]. Представляется, что собственные маркетинговые исследования и планирование своего экономического поведения позволят определить наиболее востребованные, редкие и ценные товары на рынке, что повысит спрос на его продукцию и, следовательно, количество заключаемых договоров и получаемой прибыли.