Файл: Договоры и их виды как одна из форм организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами (на примере ООО «ВкусВилл»).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о договоре
§ 1.1. Понятие договора и его значение в коммерческой деятельности
§ 1.2. Виды договоров в коммерческой деятельности.
§ 1.3. Договорное делопроизводство
§ 2.1. Основы правового регулирования заключения договора
§ 2.2. Заключение договора в электронной форме
§ 2.3. Формы коммерческой деятельности, сопутствующие заключению договора
Глава 3. Договоры в деятельности предприятия ООО «ВкусВилл»
§ 3.1. Общая характеристика предприятия ООО «ВкусВилл»
§ 3.2. Розничная купля-продажа как один из основных договоров торгового предприятия ООО «ВкусВилл»
Введение
Договоры являются важной составляющей коммерческой деятельности и одной из её организационных форм. Как направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ и/или оказания услуг, коммерческая деятельность базируется на заключении и исполнении гражданских правовых договоров. При этом не каждый предприниматель обладает достаточными познаниями в области правового регулирования договорного процесса. Кроме общих положений о договорах гражданское законодательство закрепляет новые правила заключения договоров в электронной форме и использования цифровых подписей в договорном процессе, что требует внимательного изучения. Следовательно, актуальность темы находится как бы вне времени, поскольку иного законного способа организовать правовую связь с потребителями своей продукции у предпринимателя нет.
Вместе с тем, учитывая необходимые ограничения объёма курсовой работы, автор исследования сосредоточился на заключении договоров, оставив такие темы как исполнение контрактов и привлечение контрагентов к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров за рамками работы. Поэтому объектом исследования выступают общественные отношения в сфере заключения гражданско-правовых договоров, а предметом – нормы права, устанавливающие порядок и формы заключения договоров, и маркетинговые средства, позволяющие поддерживать стабильный спрос на продукции предпринимателя (т.е. сопутствующие заключению договоров).
Исследование носит теоретико-прикладной характер. В теоретической части рассмотрены понятие и виды договоров, общий порядок заключения договоров, в т.ч. в электронной форме, и проч. Практическая часть отведена под рассмотрение вопросов договорного делопроизводства, а также под изучение деятельности конкретной компании в области продуктового ритейла – ООО «ВкусВилл». Существенная прикладная составляющая работы предопределяет основной метод исследования – наблюдение, а именно анализ деятельности, выражающейся в реально существующих документах (формуляры договоров, текст публичной оферты и проч.) конкретного предприятия, выбор которого продиктован, с одной стороны, его успехами на рынке, а с другой – открытостью и доступностью сведений о нём.
Целью работы выступает оказание правовой поддержки на всех этапах заключения гражданско-правового договора независимо от его формы (устной, письменной, электронной) и дача рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности как общего, так и прикладного характера. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и виды договора и обозначить его значение для коммерческой деятельности;
- обосновать необходимость развития договорного делопроизводства современными средствами;
- исследовать основы правового регулирования заключения договоров и новеллы российского законодательства, касающиеся заключения договоров в электронной форме;
- дать общую характеристику предприятию ООО «ВкусВилл»;
- проанализировать документы предприятия ООО «ВкусВилл», связанных с организацией розничной торговли и оптовых закупок;
- предложить рекомендации по организации коммерческой деятельности для любой компании, действующей в области ритейла.
Этапы выполнения исследования и логика изложения материала, при этом, соответствует поставленным задачам, что видно из содержания курсовой работы. Полученные результаты имеют не только практическую значимость, но и научную обоснованность, поскольку исследование базируется на изучении трудов ведущих специалистов в области гражданского права и маркетинга (например, М.И. Брагинский, А.М. Петров, Е.А. Суханов, И.С. Шиткина и др.), а также реально существующих документов конкретной организации, что отвечает цели и задачам курсового исследования. Все источники изданы в виде рецензируемых трудов или нормативно-правовых актов.
Глава 1. Общие положения о договоре
§ 1.1. Понятие договора и его значение в коммерческой деятельности
Договор – понятие многогранное. С давних времён договор является формой цивилизованного диалога между его сторонами, позволяющего удовлетворить потребности и нужды мирным путём без совершения агрессивных захватнических действий. Действительно, когда у сторон есть возможность договориться, с учётом всех рисков и затрат захват чужих материальных благ становится невыгодным. Поэтому договор является инструментом улаживания возможных конфликтов и трений и важным фактором установления доверия во взаимоотношениях между зачастую незнакомыми людьми или компаниями, а равно между государствами.
В многообразии общественных отношений встречается общественный, международный, коллективный, трудовой, брачный и гражданско-правовой договоры. Последний имеет особое значение для коммерческой деятельности не только в России, но и во всём мире, поскольку доминирующим социально-экономическим укладом сегодня являются рыночные отношения. В русском языке договоры также именуются соглашениями, сделками, контрактами, реже – конвенциями и пактами.
Согласно п.1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации[1] договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. По своей сущности договор является двух- или многосторонней сделкой, то есть действиями граждан и/или юридических лиц, направленными на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ[2]). Как видно, договор как сделка-действие представляет собой такое жизненное обстоятельство, которое порождается волей его участников[3].
Кроме того, договор (двух- или многосторонняя сделка) порождает обязательство, то есть такое общественное правовое отношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ[4]). Из такого правоотношения как договор возникают права и обязанности по его исполнению, а также ответственность за неисполнение или его ненадлежащее (неполное, несвоевременное, неуместное и т.д.) исполнение. Е.А. Суханов подчёркивает, что для совершения договора недостаточно одного волеизъявления. По смыслу двух- или многосторонней сделки, договор может возникнуть лишь при согласованном волеизъявлении всех сторон данной сделки[5].
Из вышесказанного следует, что договорная деятельность является законно регулируемой. Стало быть, обязательства, возникающие из договоров, обеспечиваются силой государственного принуждения и охраняются государством от произвольного нарушения. Кроме того, на практике это означает, что заключение и исполнение договоров требует от коммерсанта знания законодательства и навыков работы с юридическими текстами.
С целью выявления значения договора для коммерческой деятельности изучим сопутствующие понятия. В отечественном законодательстве отсутствует определение коммерческой деятельности. Вместе с тем, такой вид деятельности раскрывается через принадлежность к коммерческой организации, которая понимается ГК РФ как юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ[6]). И.С. Шиткина справедливо указывает, что коммерческая организация не только преследует извлечение прибыли, но и распределяет полученную прибыль между учредителями (участниками)[7]. Понятие прибыли тесно связано с предпринимательской деятельностью, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Профессор М.А. Егорова отмечает, что коммерческая деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляемой физическими и юридическими лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке в качестве предпринимателей, направленная на систематическое получение прибыли путем продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на оптовых рынках с целью продвижения товаров от изготовителей к оптовым потребителям[8].
Коммерческую деятельность можно рассмотреть, как торговую. Согласно закону торговая деятельность (торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров[9]. Однако коммерческая деятельность по содержанию шире, чем торговая, поскольку её предметом могут выступать не только товары, но так же работы и услуги.
Таким образом, договор является документальным доказательством и обоснованием права на получение прибыли, как основной цели коммерческой деятельности, а также права на получение государственной защиты от неправомерных действий недобросовестных контрагентов.
§ 1.2. Виды договоров в коммерческой деятельности.
За многовековую историю развития торгового оборота человечество выработало множество разновидностей договора. Знание различных видов договора необходимо предпринимателю не только для ведения бизнеса, но и при организации бухгалтерского учёта и исполнении налоговых обязанностей.
Наиболее фундаментальной классификацией договоров в коммерческой деятельности является различение договоров по наличию или отсутствию встречного требования. В соответствии с п. 1 ст. 328 ГК РФ[10] встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств. В случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
По указанному критерию следует различать возмездный и безвозмездный договоры. Согласно ст. 423 ГК РФ[11] договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. В коммерческой деятельности наибольшим образом распространены возмездные договоры, поскольку только они позволяют получать прибыль. Безвозмездность договора противоречит сути взаимоотношений между субъектами предпринимательской деятельности[12]. Поэтому в некоторых случаях законодательством запрещено совершение безвозмездных договоров между коммерческими организациями. Так, ГК РФ содержит запрет на дарение в отношениях между коммерческими организациями (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ[13]), за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Такая сделка в соответствии со ст. 167 ГК РФ[14] является недействительной с момента ее совершения и не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью.
Предпринимателю полезно знать, что законом установлена презумпция (предположение) возмездного характера договора, которая действует, пока не доказано обратное. При этом, доказывать безвозмездность договора должна сторона сделка, которая об этом утверждает. В силу п. 3 ст. 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Следовательно, если в договоре не указана цена товара, работы или услуги, предприниматель сохраняет право требовать оплаты предоставленных благ, за исключением случаев, когда это противоречит существу обязательства. В этом случае коммерсанту предстоит сложный доказательственный процесс: на основании п. 3 ст. 424 ГК РФ[15] в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Другая классификация предлагает различение договоров по форме, в которой они совершены. Закон допускает совершение договоров в устной (вербальной), а также в простой письменной и нотариальной письменной формах (п. 1 ст. 158 ГК РФ). Устанавливается, что все сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны быть оформлены письменно (пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ), – путем составления документа, выражающего содержание сделки и подписанного лицами, совершающими сделку (п. 1 ст. 160 ГК РФ[16]). В литературе отмечается[17], что под угрозой признания договора недействительным целесообразно подписание каждой его страницы, кроме случаев, когда договор скреплён удостоверительными надписями с печатями.