Файл: Правовое регулирование личных неимущественных прав граждан в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 904
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование личных неимущественных прав граждан в Российской Федерации
Генезис правового регулирования личных неимущественных прав
1.2. Понятие и классификация личных неимущественных прав граждан
Личные неимущественные права, обеспечивающие физическое и социальное существование гражданина
Глава 2. Правовые способы защиты личных неимущественных права граждан Российской Федерации
2.1. Правовая защита чести, достоинства и деловой репутации граждан
2.2.Особенности гражданско-правовой защиты личных неимущественных прав
Глава 3. Актуальные проблемы защиты личных неимущественных прав и способы их решения
Введение
Актуальность исследования проблемы гражданско-правовых способов защиты личных неимущественных прав их становление, развития и реализация несомненна, т.к. отражает закономерные конкретно-исторические процессы укрепления демократических основ новой формы государственности. В данном исследовании ни в коем случае ни отторгается тот факт, что субъектами личных неимущественных правоотношений являются не только физические, но и юридические лица. Первоочередно необходимо рассмотреть способы защиты личных неимущественных прав т.к. граждане объединенное в определенное общество становятся юридическим лицом. Именно гражданин является основным богатством юридического лица и от того какими он обладает принципами личных неимущественных прав зависит благополучие юридического лица.
Также большой интерес к данной теме вызван все возрастающим числом гражданских исков защиты личных неимущественных отношений. При этом следует отметить, что арбитражные суды данные иски стали рассматривать после принятия соответствующих статей в Конституции РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области гражданско-правовой защиты личных неимущественных прав.
Предмет исследования составляют гражданско-правовые нормы, обеспечивающие защиту личных неимущественных прав и нематериальных благ граждан и возможные варианты их применения.
В соответствии с определившим предметом исследования главной целью данного исследования является анализ российского законодательства, а также теоретических и практических вопросов в области понятия личных неимущественных прав и что является способами защиты личных неимущественных прав граждан.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- исследовать генезис российского законодательства в области защиты личных неимущественных прав граждан;
- раскрыть сущность личных неимущественных прав, обеспечивающих физическое и социальное существование гражданина, а также содержание и виды ограничений прав человека;
-
проанализировать современное состояние практики реализации государственно-правовых средств защиты личных неимущественных прав граждан.
Теоретической базой исследования послужили труды дореволюционных авторов освещавших проблемы правового регулирования и защиты личных неимущественных прав, как граждан, так и юридических лиц в период становления и развития русской школы права. Советских цивилистов посвятивших свои труды социалистическому правовому регулированию и защите личных неимущественных прав, а также и современных цивилистов, которые при глобальной демократизации определяют пути совершенствования способов и средств защиты личных неимущественных прав юридических лиц.
Глава 1. Правовое регулирование личных неимущественных прав граждан в Российской Федерации
Генезис правового регулирования личных неимущественных прав
«Равенство», «свобода», «неприкосновенность личности» это принципы которые неразрывно связаны с личными правами представляющие ценность в социуме. За данную социальную ценность в конце XIX века вначале XX века шла жестокая борьба между классами, а в России приведшая к гражданской войне. Следовало вести борьбу продолжительностью более 30 лет, чтобы эти принципы были гарантированы. И вот Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948г. принимает Всеобщей декларации прав человека[1], а также Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966г. и вступившего в действие для СССР (в том числе для России) в 1976г[2].
Прежде всего с возникновением государств и государственно-правовых систем органически связано возникновение проблемы соблюдения прав человека и гражданина. Ведь именно созданные государством условия дают возможность реализации материальных и личных неимущественных благ, на основе персональной юридической ответственности. Подобные системы получили название «открытым обществом», где признавалось более выгодным соблюдение прав, нежели их нарушение[3].
Начиная, с теологических трактатов V века была, выдвинута гипотеза, что Бог установил, чтобы «разумные и мыслящие существа всеми своими положительными качествами творили добро, ибо источником добродетели он сделал свободную волю»[4]. При этом историки права считают, что нормы Ветхого Завета можно рассматривать как первую в истории «Декларацию прав человека»[5].
Когда в законе государство утверждает не только соотношение между свободой и равенством, но и конституционные гарантии соблюдения прав, то именно государство ограничивает свободу произвола насилия над личностью. Платон, являющийся основоположником идеалистического направления построения справедливого государства выделяя законодательство и правосудие в качестве приоритетных форм государственной деятельности, утверждал: «Где закон — владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства»[6].
В России правители являлись, владыками над законом и поэтому на протяжении нескольких сотен лет наиболее актуальной проблемой была защита прав человека и гражданина. Возможно поэтому уровень научной, законодательной разработки и практической реализации защиты прав человека не отвечал западноевропейскому опыту[7]. С данным мнением трудно не согласиться. Подтверждение этому мы находим в историко-правовых источниках. Так, в «Русской Правде», а также Судебники 1497 и 1550 годов включали в себя нормы, касающиеся взыскания, так называемого бесчестья в пользу потерпевшего. Аналогичные нормы содержались также в Соборном уложении 1649 года, ряде нормативно-правовых актов XVIII века и Своде законов Российской империи[8]. Как правила подготовка общества и государства к либерализации самодержавной власти путем «высокого стремления к праву и свободе» велась в Российской империи с верху вниз и самый первый- конституционный проекте, Александра I «Государственная уставная грамота Российской Империи» (1820 г.).
Так или иначе в обществе того периода существовало неравенство его членов перед законом и судом, что подтверждено Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. При этом телесными наказаниями подвергались низшие слои общества, несмотря на пол и возраст. И только в 1863 году телесные наказания, как и наложение клейм и штемпельных знаков были отменены только для женщин.
Европа, пережившая ряд революций, в 1724 году дозволяет своему населению свободное передвижение и переселение, а в Российской Империи оно было ограничено и кроме этого в средине XVIII века была установлена система покормежных и пропускных писем[9].
А Сенатский указ от 26 апреля 1762г. - «О подтверждении, чтобы никто не держал без паспортов и без объявлений о них в Полиции и о нечинении никому при выдаче таковых паспортов со стороны полицейского ведомства никаких притеснений без разрешения полиции» вводит с 1803 г. печатные паспорта. А порядок получения регламентируется специальным Положением о паспортах (1812г.) и с 30-х годов и до конца XIX в. паспортный режим регулировался Уставом о паспортах и беглых, в соответствии со ст. 1 которого «никто не может отлучаться от места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта»[10].
Отмена крепостного права приблизила имперскую Россию к европейской цивилизации. Именно последовавшие вслед за отменой крепостного права реформы 60-70-х годов XIX в. и проведение судебной реформы 1864 г., с которой связывалось и «изведение русского народа из юридической неволи», и возможность «жить в ней, как в стране цивилизованной» больше всего при разрешении вопроса может заинтересовать нас. Это связано с тем, что реформы позволили отделить судебную власть от исполнительной, административной и законодательной, ввести гласность и публичность судебных заседаний, состязательность процесса, иные новеллы судоустройства и судопроизводства.
Следует отметить, что в принятом Уставе о наказаниях налагаемых мировыми судьями мы находим в одной из глав защиту личных неимущественных прав. В главе впервые отмечаются и описываются проступки, нарушающих такие личные неимущественные права граждан, как распространение «ложных слухов, возбуждающих беспокойство в умах...», «нарушение порядка в публичных собраниях, во время общенародных увеселений...»[11].
Ссылаясь на высказывание В.М.Гессена в своей кандидатской диссертации В.А Илюшин подчеркивает о силе государства - существующее государство - «признает обязательную силу всех тех законов и юридических норм, которые издаются как легислатурами, так и правительствами, связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне его и не над ним». Приоритет законодательной власти, как власти верховной, — отличительное свойство правового государства[12].
Но не все были, согласны с данным определением считая, что воля законодателя не является произволом, а есть результат размышления, основанного на верхней оценке народных нужд и их соглашения с традиционными государственными задачами»[13].
Проведенный анализ показывает, как и в сегодняшней ситуации, так и тогда при взаимной ответственности государства и индивида главная роль отводится судебной системе, которая действует только на основе закона - конституции. Ни в коем случае она не должна быть зависима от политического влияния.
Возможно, подчеркивая особое значение Суда, который стоит на страже этой обоюдной ответственности С.А.Котляревский поэтому и разделял концепцию обоюдной связанности государства и личности, как равно и их обоюдной ответственности друг перед другом. При этом главной мыслью было – подчинение судов закону, его толкование с позиции соответствия конституции и праву вообще[14].
Другие отмечали – правовое государство, в силу своих основных принципов, прежде всего, должно признать публичные права или, говоря иначе, праволичные свободы, среди которых особое место занимает гарантия от произвольного стеснения власти и иных лиц, т.е. гарантированности от непроизвольных арестов[15].
Российская юридическая школа начала ХХ века невозможна без И.А. Покровского. Ему и его последователям мыслилось, что только путем противодействия нарушениям прав со стороны органов исполнительной власти, а также института административной юстиции, предоставляющей право каждому гражданину обжаловать незаконные действия должностных лиц посредством обращения в судебные органы[16].
Много работ посвящено начальному советскому периоду – периоду диктатуры. Прежде всего, в начальный период развития советского гражданского законодательства не содержалось прямых специальных норм, прямо регулирующих личные неимущественные отношения. Лишь только в ГК РСФСР, принятом на IV сессии ВЦИК от 31.10.1922г, в разделе о деликтных обязательствах предусматривалось возмещение вреда в случаях повреждения здоровья и причинения смерти[17]. Но уже тогда многими учеными поднимались проблемы, связанные с компенсацией неимущественного вреда[18].
О личной свободе граждан, здоровье, защите чести и достоинства в этот период законодателем, вообще не рассматривалась и не упоминалось. Забота о здоровье, защите его считалось, мещанством все строили светлое будущее, и данные права не охранялись. Все были свободны. В стране строящей социализм на первом плане была борьба с «врагами народа» Разное количество загубленных безвинных граждан в период 1937-1952гг. зафиксировано статистикой, некоторые исследователи отмечают, что за 33 года, т.е. с 1921- 1953гг. число осужденных по политическим мотивам – «контрреволюционные преступления» составило около 3,8млн. человек. Только за период 1937-1938г. было арестовано не более миллиона человек[19]. Поэтому проблема создания не только административных, но и гражданско-правовых мер защиты реабилитации чести, и достоинства погибших в эти годы граждан третьими лицами путем дальнейшего развития института компенсации неимущественного вреда остается актуальной.
Проведенное исследование школ и теорий показывает, что необходимо было пройти две с половиной тысячи лет сложного пути философско-религиозного осмысления, внутригосударственного и международно-правового признания, чтобы на современном этапе познать, что достоинство человека являются основополагающим предметом одного из неотъемлемых конституционных прав и основополагающих конституционных принципов общества и государства.
1.2. Понятие и классификация личных неимущественных прав граждан
И так в объективном смысле личные неимущественные права представляют собой комплексный правовой институт, включающий нормы различных отраслей права. Основой правового регулирования этих прав являются нормы конституционного права, которые закрепляют в целом системы личных прав граждан, а также устанавливают правовые гарантии их реального осуществления. Поэтому проведя генезис правового регулирования личных неимущественных прав мы можем дать определение личному неимущественному праву — это субъективные права граждан, возникающие вследствие регулирования нормами гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. Давая характеристику личным неимущественным правам как субъективным гражданским правам необходимо отметить, что они являются правами строго личного характера. Что и закреплено законодателем в ст. 150 ГК РФ, где предусмотрено, что данные права принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, являются неотчуждаемыми и не могут передаваться другим лицам иным способом, кроме случаев, предусмотренных законом. В то же время имеются все основания отнести эти права к категории исключительных. По своему характеру личные неимущественные права являются правами абсолютными. Изменения, принятые ФЗ от 02.07.2013г. вызвали в среде цивилистов дискуссию. Принятие ФЗ от 02.07.2013 г. №142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой ГК РФ». В котором из п. 1 ст. 150 ГК РФ исключил указание на «иные личные неимущественные права» позволили усомниться ряду цивилистов о том, что в новом тексте статьи имеется указание только на «иные нематериальные блага», но почему-то нет на неимущественные права. И как отмечают в законопроекте «изменилась характеристика личных неимущественных отношений, что влияет на их классификацию и на всю систему части четвертой ГК РФ»[20].