ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2019
Просмотров: 945
Скачиваний: 1
Интересует Помяловского и бурсацкая среда, бурсацкая педагогика, типы бурсаков, типы учителей.Бытовые сцены, зарисовки сменяются портретами, появляются вставные истории, воспоминания.Сюжеты очерков достаточно просты, основаны на сближении и противопоставлении персонажей. чередование мрачных/комических сцен. Обилие бурсацких словечек, элементы церковной речи, цитаты священных текстов.Очерки Помяловского произвели на современников очень большое впечатление, критики либерального лагеря – Анненков – обвинили Помяловского в сгущении красок.Писарев в статье «Погибшие и погибающие» согласился с Помяловским, что в бурсе нет никаких задатков развития, что основное зло – в самой бурсацкой науке, которая устарела и калечит человека. А в целом бурса – это проявление всесторонней бедности и убогости жизни. Д. Писарев «Погибшие и погибающие»(1866) обратил внимание на близость позиций Достоевского (записки из м.д.) и Помяловского: оба сосредоточены на изображении социальной среды, физически и нравственно угнетающей человека, калечащей, растлевающей его душу, приучающей к жестоким условиям существования.Помяловский ставит тему не "отцов" и "детей", а сословных противоречий, т.е. заглядывает дальше Тургенева. Он раньше Тургенева выставляет на всеобщее обозрение молодого "героя времени" из разночинцев, идущего на смену "лишнему человеку".Помяловский замышлял еще один роман - "Брат и сестра", к которому приступил в 1862 году. Он предназначался для "Современника". От романа остались лишь наброски, опубликованные после смерти автора Н.А. Благовещенским, пытавшимся связать их в целостное повествование.
23.творчество Ф.М.. Решетникова. Н.В. Шелгунов «о народном реализме в лит-ре 60х годов»
Федор Михайлович Решетников (1841-1871) как писатель возник в результате сближения с редакцией "Современника", а затем "Русского слова" и "Отечественных записок". Он набирается мастерства, преодолевает чистый этнографизм, описательность. У него своя тема - особый уклад уральской жизни, безмерная суровость ее условий. Все это органически соединяло Решетникова с новым направлением в изображении народа, провозглашенным Чернышевским.В 1864 году Решетников напечатал в "Современнике" свое лучшее произведение - повесть "Подлиповцы".Его первая повесть «Подлиповцы»- этнографический очерк о жителях деревни Подлипной в первые пореформенные годы. Две части- «Пила и Сысойко» и «Бурлаки». Трагическая безысходность положения подлиповцев под пером автора обретала глубоко реалистическое изображение всего хода пореформенной жизни многих русских деревень, искавших лучшей доли. Неясное будущие Павла и Ивана оставляет надежду на возрождение.«Горнорабочие», «Глумовы», «Где лучше?»- преодолевая нужду и бесправие, человек в состоянии влиять на свою судьбу - таково убеждение автора, глубоко сочувствующего своим героям-бедолагам. В романе «Свой хлеб»(1870)-главная героиня Дарья бежит от семейного деспотизма, ищет возможности честно зарабатывать свой хлеб. «Между людьми»(1865)- во многом автобиографический роман о судьбе писателя, живущего жизнью народа и находящего в этом процессе смысл для творчества.Таким образом, Решетников внес свой вклад в плодотворный процесс обращения беллетристики 60-х годов к изображению народной жизни. Н.В. Шелгунов готов был назвать направление, принятое Решетниковым, "народным реализмом в литературе". На самом же деле это была лишь особая степень демократизации обличительного направления.
24.Творчество В.А. Слепцова. Роман «Трудное время»:проблематика и стиль.
Василий Алексеевич Слепцов (1836-1878). Происходил из дворянского рода.В юности он верил в бога до фанатизма, голодал, резко публично заявил о неверии, исключ-н из Пензенского дворянск.инст-та.(во время служения вошел через царские враты и сказал «Не верую»-хотел проверить есть ли Бог.Проучился на мед.фак-те год, понял, что не его.Играл на сцене Ярославского театра-один из лчуших, но возвращ-ся в Москву,знакомится с Вл.Далем, осенью 1860г.едет в Подмосковье за фолк-ом.Его поражает соц-эконом. Обстановка(владимирка и клязьм).Он нашел свое призвание, сблизился с «Современн.», где напечатал «Письма об Осташкове»-уездн.город. Прославился тем, что пытался осуществить идеи романа Чернышевского "Что делать?" и создал так называемую "Знаменскую коммуну" (1863 - 1864). Название она получила по улице Знаменской в Петербурге, в одном из домов которой помещалась. Поблизости жил и Чернышевский.1861 год «Владимирка и Клязьма (дорожные заметки)»-очерки повествующие об уведенном в пути. В начале автор очерков представлен как наивный правдоискатель, но в конце произведения перед читателем предстаёт автор с крепкими демократ. убежд. в губительности влиянии крепостничества на личность.Слепцов писал очень содержательные в идейном и художественном отношении очерки. Мы остановимся на главном его произведении "Трудное время" (1866), в котором автор продолжает традиции романа Чернышевского, удерживается на уровне образца и вносит много оригинального в трактовку образа "нового человека", подчеркивая его противоречивость.Здесь нет запимательн.сюжета,экскурсов в прошлое,пейзажей, портретов, много намеков,иносказат-ти.Речь в повести шла о "трудном времени", об общественном упадке.«Трудное время»(1865)- читатель вовлечён здесь в размышления над основным вопросом освободительного движения, связанным с борьбой демократов и либералов. Ориентация повести на злободневные политические события побудила автора к широкому использованию эзопова языка. Главный герой повести - Рязанов - революционер, скрывавшийся от преследований полиции в имении старого друга, либерального помещика Щетинина. По сюжетной схеме ему выпадает роль соблазнителя женского сердца. Жена Щетинина, Мария Николаевна под влиянием разговоров с Рязановым уходит от мужа, чтобы трудиться и жить самостоятельно. Но в намерение героя вовсе не входило увлечь Марию Николаевну, пленить ее сердце, отбить у мужа. Нет, он всецело занят своими мыслями! Рязанов - демократ, и все его речи направлены против Щетинина. Коллизия в повести отражает коллизию времени: борьбу демократов с либералами, их разногласия по крестьянскому вопросу, о будущем России. Щетинина вполне устраивает реформа, проведенная сверху, а Рязанов хочет другого, радикального решения всех вопросов.В повести разночинец и демократ Рязанов вступает в непримиримый спор с либеральным помещиком Щетининым. Побеждает в споре Щетинин, а не новые люди. Жена Щетинина Марья Николаевна проникается доверием к Рязанову- порывает со своим кругом, во имя т.н. теории «малых дел». Слепцов придумал сюжет, в котором по-своему соединялись мотивы из "Отцов и детей" и из "Что делать?". Роль Кирсановых с большой поправкой на пореформенный либерализм играет помещик Щетинин, всецело озабоченный новым устройством своих отношений с крестьянами, человек самых добрых намерений. Рязанов, по отведенной ему роли, - нечто вроде Базарова, но, точнее сказать, представляет собой вместе взятых "новых людей" и отчасти "особенного человека" - Рахметова из "Что делать?". Марья Николаевна - это Вера Павловна. Марья Николаевна почувствовала, что может найти свое место в общественно полезной жизни и что жизнь со Щетининым не есть ее настоящая жизнь (так Вера Павловна оставляет Лопухова и выходит замуж за Кирсанова).Слепцов наблюдает сферы народной жизни, совсем не затронутые литературой, - фабричные сцены в центральной России. Он и к теме подходит не в духе старых описательных шаблонов. Как бы вовсе без традиций. Описывает их в ракурсах, которые диктовала ему позиция "Современника".В жанровом отношении повесть Слепцова сближается с социально-психологическим романом, и в то же время в ней просм. черты публицистического романа.«Рассказы о народной жизни»-«Вечер», «Ночлег», «Сцены в больнице»: нет событий,отдельные бытийные сценкизарисовки с натуры(изба, дорога,двор), много диалогов,внимание к речи(действит-ть через язык).
25) Творчество А.Ф. Писемского (1821-1881).
Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881). Выходец из небогатой дворянской семьи, выпускник Московского университета по математическому отделению, костромской чиновник. «Тюфяк». «Брак по страсти», «Комик», «Леший», «Фанфарон», «Питерщик», «Плотничья артель»- первые сочинения обнаруживали явное влияние идей и стилистики НШ.«Очерки из крестьянского быта» (1856) свидетельствовали о глубоком знании писателем народной жизни. В1858 роман «Тысяча душ», повествующих о судьбе новоявленного героя нашего времени Калиновича. Название романа - "Тысяча душ" - лишь внешне соотносится с гоголевскими "Мертвыми душами". Роман «Тысяч.душ»и построен чрезвычайно архитектонично: каждая из четырех частей несет определенное сюжетное задание, интрига развивается четко, драматично и получает свое полное завершение. Герой романа - Калинович - сильный, волевой разночинец, с университетским образованием, уверовавший в идею честного служения государственной бюрократической машине. Он - сочетание служебной безупречности с личной честностью. Он достигает больших успехов, сделавшись сначала вице-губернатором, а потом и губернатором. Но ради дальнейшей петербургской карьеры жертвует искренней любовью к Настеньке. Образ Настеньки - большая удача Писемского в области изображения "новых людей". Провинциальная девица обладает волей и характером, сильным чувством и трезвым умом. Вместе с тем ее внутренний мир не осквернен разгулом честолюбивого цинизма, которого так много у центрального героя.У Писемского речь идет буквально о желании героя романа приобрести тысячу душ крестьян, разбогатеть путем выгодной женитьбы, для придания себе общественного веса и преуспеяния на бюрократическом поприще.Сластолюбец, расчётливый карьерист и носитель просвещения. К. беден, но полон честолюбивых планов. По убеждению автора романа, основой действий рвущихся к власти молодых реформаторов зачастую оказываются не столько высокие, сколько неумеренное мстительное чувство за свою нищую юность и необходимость приспосабливаться ради достижения должности., дающей возможность влиять на гос. жизнь.Новый шаг в своем развитии делает Писемский в народной драме "Горькая судьбина". Традиционная тема о том, как барин соблазнил свою крепостную крестьянку, получила у Писемского неожиданное разрешение. Лизавета никогда не любила мужа, ее за Анания выдали силком. Ананий никогда не говорил с женой о любви: живет в достатке, и довольно ей всего. Барин не обольщал Лизавету, а по-человечески с ней сблизился, вникал в ее душевные запросы, она поняла, что только теперь начинает жить; она открыто заявляет о нежелании жить с мужем, и Ананий в бешенстве убивает "прижитого" от барина младенца. Новые человеческие черты выступают и у барина, перед реформой люди начали изменяться. У барина не простое сожительство с крестьянкой. И Ананий - более развитой и независимый мужик, чем другие односельчане. Он вступает в словесную перепалку с барином, и тот собирался вызвать его на дуэль (этот эпизод в "Горькой судьбине" Л.Н. Толстой считал противоестественным). Взаимное непонимание героев, преданность их "мечтательности" развивается по всем главным направлениям. Пределы "рока", то есть закоренелого крепостничества, преодолеваются по всем направлениям: и барина, и Лизаветы, и Анания. Человек перестает быть вещью, приобретает свободу выбора.Начинал свое творчество Писемский как последователь Гоголя и той проповеди, которую вели Белинский и Герцен. В повести "Тюфяк" выведен обломовский тип - Бешметов задолго До появления романа Гончарова.В романе "Люди сороковых годов" (1869), хотя и чувствуется попытка по-своему переписать герценовское "Былое и думы", Писемский все же достаточно объективно относится к "идеалистам" Достославной эпохи.1859 драма «Горькая судьбина»- посвящена крепостной деревне. В центре событий- взаимная любовь просвещённого и деликатного помещика Чеглова и Лизаветы, нажитого ими ребёнка в гневе убивает муж Лизаветы А.Яковлев. Вскоре он одумывается, просит прощения и отдаётся в руки правосудию. Писемский резко осуждал радикально-демократический настрой в обществе. Он исходил из мысли о несовместимости в русских условиях того времени высоких идеалов и практической жизни. Критике подвергаются и дворянские герои предшествующей эпохи, и современные деятели, заражённые нигилизмом.В последнем своем романе "Масоны" (1880) Писемский сам впадает в идеализм: для него отдаленнейшие предшественники Герцена - "масоны" (в романе допускается анахронизм: время действия переносится в 30-40-е годы) - люди светлых исканий добра, братства. Оказывается, нужно было уйти в глубь истории, в далекое прошлое, чтобы оценить благородство усилий передовых людей России, хотевших изменить общественный ее строй, улучшить жизнь народа. Обреченность их усилий не смущает Писемского.Писемский исходил из мысли о несовместимости в русских условиях того времени высоких идеалов и практической жизни. Критике подвергаются и дворянские герои предшествующей эпохи, и современные деятели, заражённые нигилизмом.
26. Лирика Некрасова 40-х годов. Демократическое сознание автора и жанровое своеобразие стихотворений.
1840- первый сборник стихов «Мечты и звуки». В период с1845 по1848 можно выделить 4 раздела: 1) Стихи о жизни народа («В дороге», «Тройка»)- пёстрое, мозаичное художественное полотно, где одна драма сменяется другой (многогеройность и многоголосие лирики). Через индивидуальное и частное передать всеобщее- мотив дороги (усиливает ощущение перемен в духовном мире крестьян).
2) Сатирические стихотворения - ближе подойти к обличенному герою, проникнуться его взглядами, подстроиться к его самооценке («Нравственный человек»,«Современная ода»)- герой не нуждается в обличении из вне, они сами себя разоблачают.
3) Поэма «Саша»- новые и лишние люди, образы: дворянин Агарин (вечный странник) и юная Саша; Народная притча о сеятеле(передовые знания А.) и почве (душа героини).
4) Стихи о любви - драматическое начало в любви; необычный образ лирической героини, она равна с поэтом; лирический герой социально определён- разночинец («Застенчивость»).
«Поэт и гражданин» (1855)-воспринимается как его поэтич. манифест. Гл. мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний. Н. предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Н., д/служить не интеллектуальной элите, а народу, в к-ром живет потребность в красоте, справедливости, вере. Т.е. Н. утверждает в стих-и гражданский хар-р поэзии, считая, что поэт "в годину горя" д/б вместе с народом.
29)Тема поэта и поэзии в творчеств еНекрасова.
Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности.В мире искусства вновь и вновь поднимался вопрос о назначении литературы, и в частности поэзии. Неоднократно обращался к этой проблеме и Некрасов. Путь "обличителя толпы, ее страстей и заблуждений" поэт избрал еще в юности, но первые высказывания на эту тему относятся к более позднему времени. 21 февраля 1852 года, в день смерти Н. В. Гоголя, имя которого неразрывно связано с гражданственностью в литературе, Некрасов написал стихотворение "Блажен незлобивый поэт..." первую поэтическую декларацию.Тема о назначении поэта и поэзии — одна из основных в лирике Некрасова.Свои взгляды на роль поэта и поэзии Н. наиб. полно изложил в стих-и "Поэт и гражданин", к-рое воспринимается как его поэтич. манифест. Оно построено как диалог, и эта форма традиционна для русской литературы. Так были написаны "Поэт и толпа", "Разговор книгопродавца с поэтом" А. С. Пушкина, "Журналист, читатель и писатель" М. Ю. Лермонтова.Стихотворение было опубликовано в 1856г. в поэтическом сборнике. Оно было написано тогда, когда резко обострилась борьба между сторонниками реакционной теории «чистого искусства» и сторонниками гражданского направления в искусстве, во главе которого стоял Чернышевский. Гл. мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний. Но диалог у Некрасова это внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал этот внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездействие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая цель погибнуть за Отчизну. Н. предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся, народу. Поэзия, по мнению Н., д/служить не интеллектуальной элите, а народу, в к-ром живет потребность в красоте, справедливости, вере. Т.е. Н. утверждает в стих-и гражданский хар-р поэзии, считая, что поэт "в годину горя" д/б вместе с народом. Именно таким поэтом был Н. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. 1867 году в стихотворении "Умру я скоро. Жалкое наследство...". Поэт снова обращается к лозунгу, определяющему все его творчество. В 1874 году Некрасов создает стихотворение "Пророк". Это произведение, безусловно, продолжило ряд, в котором уже стояли творения Пушкина и Лермонтова. В нем вновь говорится о трудности избранного пути, о божественном начале творчества.
31. Сатира Н.А. Некрасова
В 1856 году выходит сборник Некрасова «Стихотворения», который приносит ему настоящий успех и всероссийскую известность. Второй раздел этого сборника составляют сатирич.стихотворения. в них Н. выступает как очень своеобразный поэт. Обычно сатира в рус.лит-ре – сатира карающая, когда поэт поднимается над героем и развенчиваеь его. Н. старается как омжно ближе пойти к обличаемому герою, проникнуться его взглядами, подстроиться к его самооценке. Стих. «современная ода», « Нравственный человек», «Отрывки из путевых записок графа Горанского», здесь уже сами герои о себе говорят, автор намеренно заостряет враждебный ему образ мыслей, а значит герои не нуждаются в обличении из сне, они сами себя разоблачают. В 60-е годы Н. активно работает в форме сатиры, пишет циклы «О погоде», «Балет», по пофосу сатирич,по объекту изображения урбанистич., т.е. тема города основная. Из них и выросла поэма 1875 года «Современники», 1-я часть названа «Юбиляры и триумфаторы»- основан анна принципе панорамности - рассказчик поочередно заглядывает в 12 залов, где чествуют юбиляров и слышит фрагменты 12 прославлений, но все эти прославления травестируются, из чего и рождается сатирич.эффект. замечательны портретные описания.. на авторскую идею разоблачения работают и гротесковые ситуации («Я люблю живых писателей, но мне мертвые милей»). Благодаря пестрой мазайке, рождается портрет современного героя-воротилы, плутократа. Этот образ продолжает раскрываться во 2-й части- «Горои времени». В отличие от 1-ой фрагментарной, здесь намечены сюжетные линии – 1-я связ с героями предпринимат, с их путем к богатству, колоритны фигуры Федора Шкурина и Саввы Антихристова. 2-я- истоия интеллигентов, поддавшихся влиянию денег, так рассказывается о людях, которые изменили своим юношеским идеалам – Швабс- бывший ученый, ныне директор ссудной кассы, Перелешин – раньше призываалк всепрощению и жалости по отношению к преступникам, а сейчас – товарищ прокурор. Зацепин – 1 из центральных героев 2-ой части. Н. использует в связи с этим героем неожид.сюж.поворот вэпилоге поэмы. Зацепин начинает каяться в своих грехах («Я вор! Я Вор!»). толчком служит телеграмма о гибели сына. История сына – он не участвует в делах отца, спрашивает, действительно ли он вор, уезжает. Потом кто-то назвал отца вором, сын заступился, смертельно ранен на дуэли. Т.о. Н. в этом фрагменте от сатирического осмысления переходит к исследованию драмы рус. жизни и особ-тей нац. сознания. контекстом явл.фигуры Ивана грозного и Гоголя – примеры тяги к покаянию. Но не на этой высокой грагической ноте заканчивается поэма. Она названа трагикомедия. Финальная сцена – всех примиряет карточная игра. Князь иван приглашает всез за игровой стол, и Зацепин тоже идет играть. Приговор. Который выносит Н. – «Бывали хуже времена, но не были подлей!»