ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2019
Просмотров: 947
Скачиваний: 1
32. Жанровое новаторство «крестьянских» поэм Н.А.Некрасова(«Коробейники», «Мороз Красный нос»).
«Коробейники»(1861)- первая народная поэма, великолепная стилизация. В ней поэт выходил на новую дорогу. Предшествующее его творчество было адресовано в основном читателю из образованных слоев общества. В «К.» есть и любовь и тоска разлуки, и насильственная смерть.В "Коробейниках" он смело расширил предполагаемый круг своих
читателей и непосредственно обратился к народу, начиная с необычного посвящения: "Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды,Костромской губернии)". Поэт предпринял и второй беспримерный шаг: на свой счет он напечатал поэму в серии "Красные книжки" и распространял ее в народе через коробейников - торговцев мелким товаром."Коробейники" - поэма-путешествие. Бродят по сельским просторам деревенские торгаши - старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их любознательным взором проходят одна за другой пестрые картины жизни тревожного пореформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор. О подлинной народности поэмы свидетельствует и то обстоятельство, что первая глава ее, в которой торжествует искусство некрасовского "многоголосия", искусство делать народный взгляд на мир своим, вскоре стала популярнейшей народной песней - "Коробушкой". Главные критики и судьи в поэме - не
патриархальные мужики, а "бывалые", много повидавшие в своей страннической жизни и обо всем имеющие собственное суждение. Создаются колоритные живые типы "умственных" крестьян, деревенских философов и политиков. Некрасов поднял в поэме вопрос о народном языке и стиле применительно к большому жанру поэмы- концепция некрасовской народности.
"Мороз, Красный нос" 1863-след. Поэма, обращалась тоже к проблемам народности. Центральное событие "Мороза" - смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. В то же время и в России, и за рубежом ее считают поэмой эпической. На первый взгляд, это парадокс, так как классическая эстетика считала зерном эпической поэмы конфликт общенационального масштаба, воспевание великого исторического события, имевшего влияние на судьбу нации. Однако, сузив круг действия в поэме, Некрасов не только не ограничил,но укрупнил ее проблематику. Ведь событие, связанное со смертью крестьянина, с потерей "кормильца и надежи семьи", уходит своими корнями едва ли не в тысячелетний национальный опыт, намекает невольно на многовековые наши потрясения. Некрасовская мысль развивается здесь в русле довольно устойчивой, а в XIX веке чрезвычайно живой литературной традиции. Семья - основа национальной жизни. Эту связь семьи и нации глубоко чувствовали творцы нашего эпоса от Некрасова до Льва Толстого. Идея семейного, родственного единения возникла перед нами как самая насущная еще на заре русской истории. И первыми русскими святыми оказались не герои-воины, а скромные князья, братья Борис и Глеб, убиенные окаянным Святополком. Уже тогда ценности братской, родственной любви возводились у нас в степень национального идеала. Сквозь бытовой сюжет просвечивает у Некрасова эпическое событие. Испытывая на прочность крестьянский семейный союз, показывая семью в момент драматического потрясения ее устоев. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Этот яркий портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Мороз-воевода- вносит в поэму элемент сказочной фантастики.
33. Поэма Н.А. Некрасова «Дедушка», ее просветительский пафос.
Некрасова волновали образы страдальцев-декабристов и их самоотверженных жен. Поэма «Дедушка» - о декабристах. Замысел 1869-1870 гг. события отнесены к 1856 г.(амнистия политзаключенных, декабристы возвращаются домой). Реальный историче6ский факт нужен Н. для провозглашения своих идеалов. Центральная фигура – дедушка, старый декабрист – фигура обобщенная, но многие современники отгадывали Волконского. Дедушка- не «ископаемый» старик, не музейная мумия, а живой и мудрый человек, знающий заповедное слово, которое как великое наследство будет передано подрастающему поколению ( «Вырастешь, Саша, узнаешь»). Временами дедушка напоминает другого некрасовского колоссального деда – богатыря Савелия. В прошлом и у того и у другого тюрьма и сибирская каторга. Дедушка в поэме окружен ореолом святости, в его описании поэт использует высокий библейский стиль. Т.О. создается образ мученика, в связи с чем значительны параллели с распятым Христом. Ключевую роль играет рассказ дедушки о сибирском селе Тарбагатай (это поселение было действит., существовало на основе самоуправства, крест.труда) . реальный факт Н. берет за основу, но дополняет его крестьянскими легендами о вольных землях. В описании села мы видим утопическую страну изобилия, где царит мир, согласие, благоденствие на основе свободного труда – снова утопизм некрасовского сознания. Историзм поэмы достаточно условен. Н. не ставит цели достоверно воспроизвести историю, его задача – просветительская, воспитательная – нравственно воздействовать на молодое поколение. Еще одна задача – показать преемственность традиций, поколений и идеалов.
34. Поэма Н.А. Некрасова « русские женщины». Особенности психологизма и жанровое новаторство.
Поэма «Русские женщины» на декабристскую тему, написана в 1873г. Состоит из 2-х поэм: 1 –«Княгиня Трубецкая»- поэма двухчастная, 1ч. Описательная, в ней даны воспоминания героини о прошлой жизни, эскизно упоминается о восстании 14 декабря, чрезмерную описательность Н. стремится разбавить лиризмом. 2ч. – достижение Н. – динамична. Конфликтна, в ее основе – столкновение героини с иркутским губернатором.2 – «Княгиня Волконская» написана в форме бабушкиных записок, что позволяет проследить возмужание героини. Если в начале пути на подвиг ее зовут чувство долга и любовь, то после знакомства с жизнью провинции, общения с мужиками, княгиня приходит к прозрению, начинает осознавать святость дела, за которое пострадал ее муж. Сюжеты обеих поэм – путешествия. Обе поэмы объединяются темой дороги. Важно показать возмужание характеров, рост сознания героини. Историзм связан с воспроизведением психологии жен декабристов. Н. с большим тактом и чуткостью воссоздал переживания, чувства и мысли декабристов и сотканной из всего этого атмосферой окружил обаятельных героинь своей поэмы. Замечательна одна особенность поэмы: подвиг 2-х героинь, по существу, одинаков, их судьба во многом сходна, и тем не менее вторая часть отнюдь не повторяет первую, звучит совершенно иначе. Н. – художнику-реалисту – удалось индивидуализировать хар-ры Трубецкой и Волконской. Психологически они очень разные, даже в чем-то противоположные. Трубецкая горда и аристократична, избыточно умна и холодновата, недоступна. Волконская проще и душевней, меньше похожа на светскую даму, живет скорее сердцем, чем умом, это женщина-мать, женщина-бабушка, рассказывающая свою историю проказникам внукам. В соответствии с этим две части поэмы по-разному композиционно организованы и стилистически оформлены. Неодинаков и ритм: короткий стих, исключительно мужские рифмы, звучащие, как сильные удары, в первой части, - и широкий, напевный, раздольный стих во второй.
35. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
В поэме «Кому…» синтезировались все темы и особенности некрасовских поэм, здесь нашли отражение все принципы, которые использовались в других поэмах: 1. Интересные погружения в народную стихию(«Мороз, красный нос »);2. Размышления Н. о народных заступниках; 3.сатирическая струя. Работа длилась 12 лет: с 1865-1877(умер).Уже название этой поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни и на то, что жизнь эта будет исследована сверху донизу. С самого начала в произведении определяется и главный герой её - мужик. Именно в мужицкой среде возникает знаменитый спор, и семь правдоискателей с их подлинно мужицким стремлением докопаться до корня отправляются путешествовать по России, бесконечно повторяя, варьируя и углубляя свой вопрос: кто счастлив на Руси? Но двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне больше всего похожи на символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России. После пролога сказочность уходит и уступает место более живым и современным фольклорным формам. Некрасов чётко наметил схему по которой должен был развиваться сюжет и находиться ответ в повторяющимся рефрене. Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»— итог творческого пути поэта, он работал до своей смерти, так и не завершив работу.В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. Это – «народная книга». В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. Уже зачин поэмы «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай», не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле.Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть — “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье — совсем не то, что нужно странникам. 2я часть — “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело — между бабами счастливую искать!”. 3я часть — “Последыш”— посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Гл. «Сельская ярмарка»- пример многоголосья , подчеркиваются такие качества русского хар-ра, как трудолюбие, терпение, невежество, отсталость, чувство юмора, талант.
Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка — Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” — гимн родной стране и великому рус. народу.Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время — добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, вкотором воплотился нравственный идеал писателя. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа:Доля народа,Счастье его,Свет и свобода,Прежде всего! В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.Поэма “Кому на Руси…” по стилю очень близка к произвед-ям УНТ. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее: В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков... Первые 2 строчки здесь — зачин, характерный для русских былин и сказок. В поэме очень много народных примет, загадок: Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом — Не будешь куковать! Сам ритм поэмы близок к ритму стих. произвед-й рус. фольклора, много песен, близких по звучанию народным, много форм слов, к-рые употреб. в фольклоре: уменьшительно-ласкательные — хлебушко, сравнения: Как рыбка в море синее Юркнешь ты! Как соловушко Из гнездышка порхнешь! В хар-ке героев Н. важное место занимает портрет. Хар-р героев раскрывается и ч/з их речь. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. В “Кому на Руси развернута такая картина народной жизни, каких мало в рус. и мировой лит-ре. Финал: происходит окончательное изменение в осмыслении счастья: у каждого из героев поэмы свои личные представления о счастье, автор же приводит нас к идее счастья всеобщего, хотя финал поэмы открыт в будущее и не разрешен до конца. Это один из признаков эпопеи как жанра.
36. Своеобразие поэтического стиля Н.А. Некрасова
Особенности: 1. Эпический сюжет в лирическом стихотворении. В стихотворение входит история челов.жизни, не момент, не эпизод, а биография, судьба( «Тройка», «Свадьба», «Гадающей невесте», « Школьник»). Взаимодействие личного хар-ра с данными соц.условиями. герои вмешаны в сферу сознания повествователя, открыто и неприрывно оценивающего изображаемое. Эпизоды как единицы эпич.сюжета включ-ся в сюжет лирич.,образуемый последовательностью прямо оценочных словесных единиц. Субъективность: чуткость к судьбе человека из народа, умение вжиться в его участь и рассказать о ней так, что за рассказом чувствуется мысль повествователя.. это не просто рассказ, а предвидение будущего простого человека, которое вмещено в форму прямого обращения к герою. Повествование насыщено зрительными деталями, изображением жестов и вещей.2. Драматизация повествования – создание иллюзии того, что действие происходит перед читателем(зрителем). Вещные детали- Н. не рисует весь зримо внешний мир, но использует их, чтобы дать представление об опред. бытовом укладе. Н. использует простые, традиционные слова(муж-праведник, сырая могила) – слова, которые окружены густой эмоц.атмосферой. соц.объяснение биографий и хар-ов героев обусловливает содержание сцен(герой ведет себя так, потому что..) герои показаны с сложном душевном конфликте, дается столкновение хар-ов. Биография рассказывается сжато, быстро, образы не развернуты, а намечены.(«Я посетил твое клабдище» - героиня стойкая, жизнерадостная, сильная. «Тяжелый год сломил меня недуг» - вспыльчивость, раздражительность, неуравновешенность. В ней нет жизненной силы, отчаяние проявляется даже в жесте «она молчит, ломая руки..») н. изображает своих героинь в такие моменты, когда обст-ва с наибольшей силой обнаруживают ведущее в их х-ре. 3. Монтаж ( понятие эстетики, рой картин, строго отобранных и сведенных к предельной лаканике 2-3 деталей) монтаж у Н.: одно из важнейших средств введения в лирику соц.содержания, углубления объемности лирического изображения, обогащения. Н. создает новый тип лир.стихотворения: в него входят как структурные элементы единого худ.содержания- разнородные мысли, описания, портреты, чувства.. стремление к циклизации( например, стихотворение «Вино»(3ч)- объединение законченных стихотворений в более сложные арихитект.образования. в цикле выраж.более богатое содержание и могут сущ.как элементы нового единства. 4. Прямая речь – средства воспроизведения противоречивости внутр.мира лир.героя. Ср-во введения в лирику героев, отличных от основного носителя сознания. Монолог с неплавным, прерывистым развертыванием лирич.сюжета, передающим: резкие смены настроения, крутые повороты мысли. Лирич.сюжет движется толчками, сериями, перебивающими одна другую. Монолог – это ср-во драматизации(превращает лир.излияние в сцену), сред-во хар-ки героя, не совпад. с повествователем. Функции прямой речи: ср-во воссоздания внутреннего мира героя, позволяет выразить автору прямой взгляд на изображаемое, возможность представить неск.Т.З. – жизнь представляется не в плоскостно-прямолинейной, а в объемной картине. 5. Поэтическое многолосье или несобственно прямая речь- прямая речь, кот.синт.не выделяется из авт.речи. т.о. повест-ль говорит и думает за героя. Голос основного носителя речи(повествователя) осложняется голосами героев. Введение в лир.монолог множества соц.разнородных героев при помощи чужой речи было основано на реалистическом подходе к герою. Новаторство Н.(содержание,темы,подход к дейст-ти, бесстрашие реализма, правдивость) обусловило новую форму. Он обратился к языку народа, прозе, публицистике. Н. создал особую поэтич.форму, которая знаменовала преодоление ром.трад. Он вносит психологизм, его хар-ры соц.типологичны: возникаютизображ.среды, проявляют себя в жизненных обстоятельствах.. народность – выражение нац.культуры, крестьянская тематика(крестьяне без идеализации). Синтез структурных особенностей прозы и поэзии, взаимоотношение образа и мысли. Черты прозаики: точная соотнесенность слова и содержания, сюжетная организация повествования, лаконизм, любовь к точной, выразительной детали. Поэтические средства: энергичный, суровый по простоте стих, преодоление искусственной гладкости стиха, тяжесть неощутима для современного читателя, бытовая разговорность, синт.переносы за пределы стиховой строки.
37. демократическая поэзия 60-х годов( Н. Добролюбов, Д. Минаев, В. Курочкин, М. Михайлов, И. Никитин и др.)
Эпоха 60-х годов – время большой соц.ломки,формиров. новых взглядов на жизнь, новых обществ.отношений. общественная жизнь, да и обычная дейст-ть во всех ее проявлениях вторгается в л-ру. В поэзии на первый план выдвигается Н.А. Некрасов и его последователи, образовавшие самостоят.школу. Термин «некрасовская школа» возник в 60-е гг 19 века под пером Чернышевского и чуть позже Тургенева. Лит.шк.принято считать группу писателей или поэтов, объединенных общностью или близостью мировоззрений, особенностями идейно-худож.тв-ва. Эта группа испытывает влияние велкикого писателя-современника или предшественника. В понятии «некрасовская школа» отразился дух 60-хгг. Под этим термином мы понимаем худ.систему в ру.демократич.поэзии. участники этой шк.испытывали не только мощное воздействие поэзии Некрасова, но даже и в организ.и личном плане во многом примыкали к великому поэту. В школу Некрасова входят И.С. Никитин, М.Л. Михайлов,В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, Л.Н. Трефолев. В.И. Богданов, Н.А. добролюбов и др. они испытывали темы, поэтич.приемы НЕкрасова, но д/всех хар-но дерзкое новаторство. Почти все поэты – разночинцы. Все отличались неприятием «чистого искуства», все были приверженцы идеологии крестьянской демократии. Они предпочит.гражд.темы, откликались на злободнев. ?-ы современности, т.е. созд.действенную поэзию, связ с жизнью. Они отзывались на все события 60-х годов. Их поэзию отлич. полит острота оценок, ясность позиции, непримиримость с самодерж. и деспотизмом. В области гражд.лирики поэты некр школы внесли большой вклад в рус.поэзию. показат была полемика их с адептами «Чистого искусства»: стихи обретали блестящ.форму. большую ценность представ.стих., в кот реш проблемы народ жизни. Их авторы глубоко знали рус. действит-ть, близко к сердцу принимали народ.стардание. они создавали произв., по форме и содерж. Доступные народу.+ Дальше обзор творчества того автора, о котором написан реферат.
38. поэзия «чистого искусства»( А. Майков, Н. Щербина, Л. Мей, Я. Полонский, А. Григорьев и др.)
60-е гг. внесли в поэтич.искусство деление на произвед.тенденциозные и относимые к «чистому искусству». Вторые переживали период падения читат.интереса. сборник Фета не имел успеха, а сб.Некрасова, напротив, разошелся мгновенно: поэтич.призыв к гражд.служению был принят как знамен6ие времени. Однако поэзия знает лишь один критерий – уровень художественности, независящий от степени присутствия в поэтич.произвед.соц.тем и мотивов. Представители: А.А. Фета, А.Н. Майков, А.К. Толстой. Я. П. Полонский. Л. А. Мей, А. Григорьев и др. 1-ый сборник Майкова(нач.1842): «Вакханка», «Барельеф», «Сон», «Искусство» и др. С той поры лирика М. тяготеет к античным классич.формам, отражает стремление к уравновеш.,наслаждению природой и иск. 1-ый сб. Полонского «Гаммы»(1844). В нем наметились основ.темы и формы: любовь, овеянная тихой грустью, природа, увлекающая в томительные грезы, бытовой романс, портретные зарисовки, передающие сложное состояние лир.героя(«Вызов», «Затворница», «Пришли и стали тени ночи», «Встреча» и т.д. В последующие годы он пишет элегии, баллады, песни, романсы, поэмы, стихотворные драмы. Творч.наследие Мея невелико. Печататься начал в 1840, последующ.гг.связ.с ред.славянофильского «Москвитянина», с «Библиотекой для чтения» и «Русск.словом». Его стихотв.сб-к возвещал об уходе от соц.тем в идеальный мир красоты. Однако уход в наст.ис-во не был для поэта постоянной позицией. Тема предназначения свободного певца- главная в его лирике( «Сумерки», «Канарейка», «Забытые ямбы», «Мимоза». Ст -я из нар.жизни, на библ.и античные темы.+ далее анализ тв-ва поэта, о котором написан реферат.