Файл: Социальный интеллект и его измерение (Теоретические основы изучения социального).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 585

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одна из четырех картинок справа выражает такое же состояние, такие же мысли, чувства или намерения. Необходимо найти эту картинку.

Итак, в каждом задании субтеста среди четырех рисунков справа вы должны выбрать тот, который подходит к группе из трех рисунков слева, потому что отражает сходное состояние человека.

На выполнение субтеста отводится 7 минут. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.

Субтест 3 (вербальная экспрессия).

В каждом задании этого субтеста слева написана фраза, которую один человек говорит другому, а справа перечислены три ситуации общения. Причем только в одной из них фраза, приведенная слева, приобретет другой смысл.

Рассмотрим пример.

Глуховатый человек – товарищу: «Повторите, пожалуйста».

Варианты ответа:

1. Оскорбленный человек – знакомому.

2. Телефонистка – абоненту.

3. Студент – профессору.

Сообщение глуховатого человека к товарищу представляет собой вежливую просьбу. Эта же фраза в ситуациях № 2, 3 будет иметь такое же значение. И только в ситуации № 1 в устах оскорбленного человека она приобретет совсем другой смысл.

Итак, в каждом задании необходимо выбрать ту ситуацию общения, в которой заданная слева фраза приобретет другое значение, будет связана с другим намерением, нежели в двух других ситуациях.

На выполнение субтеста отводится 5 минут. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.

Субтест 4 ( истории с дополнением).

В этом субтесте вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены истории про Фердинанда. У Фердинанда есть жена и маленький ребенок. Он работает начальником, поэтому в историях будут также принимать участие его сослуживцы.

Каждое задание состоит из восьми картинок. Четыре верхние картинки отражают определенную историю, происходящую с Фердинандом. Одна из этих картинок всегда пропущена. Вам необходимо выбрать среди четырех рисунков нижнего ряда тот, который при подстановке на место пустого квадрата вверху будет дополнять историю с Фердинандом по смыслу. Если вы правильно выберете отсутствующий рисунок, то смысл истории полностью прояснится, чувства и намерения действующих в ней персонажей станут понятными.


Итак, в каждом задании необходимо найти рисунок, дополняющий историю про Фердинанда по смыслу.

На выполнение субтеста отводится 10 минут. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.Начало формыКонец формы

Н. М. Кодинцева в 2009 году разработала методику диагностики компетентности социального взаимодействия (КСВ) на основе метода ситуационного тестирования (Опросник КСВ-2 параллельные формы), а также анкету самооценки ресурсов социального взаимодействия и экспертный опросник эффективности социального взаимодействия, и тренинг по развитию КСВ.

Компетентность социального взаимодействия представляет собой систему интеллектуальных (социальные знания, умения) и поведенческих (модели и способы социального поведения) ресурсов, обеспечивающих проявление социальной активности и решение проблемных ситуаций в формальной и неформальной сферах человеческих взаимоотношений.

На основе этой модели были выделены три уровня в развитии КСВ: непродуктивный, нормативный (стереотипный) и творческий (продуктивный).

Методика представляет из себя тест, состоящий из 30 вопросов с 3 возможными ответами. При подсчете результатов, ответы группируются в три уровня в развитии КСВ: непродуктивный, нормативный (стереотипный) и творческий (продуктивный). Шкала измерения к которой относятся ответы, относится к номинальной.

Инструкция

«Данная методика представляет собой набор ситуаций межличност­ного взаимодействия. Автор методики рассчитывает на Вашу помощь. Пожалуйста, оцените возможность выбора Вами модели поведения в предложенных ситуациях по 100-процентной шкале, т.е. общее количе­ство баллов по трем моделям в одной ситуации должно составить 100%, но количество баллов внутри одной ситуации не должно повторяться, за исключением нулевого варианта. Напротив каждой модели (а, б, в) под номером соответствующей ситуации (1, 2, 3 и т.д.) напишите коли­чество процентов в бланке для ответов. Например, ситуация 1а) — 60% (т.е. так я поступлю в 60% случаев), 16) - 30%, 1в) - 10%. Пожалуйста, ничего не пишите на бланках теста. Методика не имеет временных огра­ничений, но мы рассчитываем на ее быстрое выполнение. В случае не­правильного ответа зачеркивайте неправильный номер и рядом пиши­те правильный ответ. Спасибо. Начали».


Исследование проводилось на выборке из двух групп студентов технических и гуманитарных специальностей. В каждой выборке было по 10 девочек и 10 мальчиков. Возраст ограничен диапазоном от 18 лет до 21 года. Каждой группе было предложено пройти батарею тестов, а именно:

- методика измерения компетентности социального взаимодействия (Н.М. Кодинцева);

- российский вариант адаптации тестовой батареи диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда под редакцией Е.С. Михайловой.

Первичная обработка результатов заключалось в том, что производился подсчет баллов по каждому критерию, отдельно взятого испытуемого, по определенной методике. В дальнейшем по каждой методике, в отдельности, была создана сводная таблица с первичными результатами. Первичные ответы были переведены в стандартизированную шкалу стенов по каждому критерию отдельно.

Проведение статистического анализа полученных данных производилось с помощью:

- определения среднего арифметического (М);

- определения моды (Мо);

- определения медианы (Ме);

- определения стандартного квадратичного отклонения (σ);

- критерия Манна – Уитни, критерий, предназначенный для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного;

- метода ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

2.2. Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования социального интеллекта было выявлено, что у двух выборок уровень социального интеллекта соответствует среднему. Корреляция между мужчинами и женщинами может свидетельствовать о том, что гендерные признаки не являются показателями для утверждения о том, что уровень социального интеллекта женщин и мужчин будет существенно отличаться. Если посмотреть таблицы статистического анализа полученных с помощью критерия Манна-Уитни ( Приложение 43) , стоит обратить внимание на корреляцию Субтеста 2 российского варианта адаптации тестовой батареи диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда, данный критерий находится в зоне неопределенности.

Корреляция Субтеста 2 показала достаточно различные показатели между мужчинами и женщинами. Так мужчины показали сумму ранга 80, что может свидетельствовать о общей низкой оценке по Субтесту. Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык). В общении такие люди в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.


Корреляция Субтеста 2 у женщин показала сумму ранга 130, что может свидетельствовать о общей оценке выше среднего. Лица с средними и высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными.

Таблица статистического анализа полученная с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена ( Приложение 44 ), свидетельствует о том, что методики имеют взаимосвязь только внутри своей батареи, то есть методики является не взаимосвязанными, а скорее дополняющими друг друга. Ранговая корреляция показала связь только между Контрпродуктивным уровнем методики измерения компетентности социального взаимодействия (Н.М. Кодинцева) и Композиционной оценкой российского варианта адаптации тестовой батареи диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда, все остальные критерии были взаимосвязаны только внутри своей собственной методики.

Рассмотрим взаимосвязь между двумя уровнями методики измерения компетентности социального взаимодействия (Н.М. Кодинцева):

Взаимосвязь между Нормативным уровнем и Личностно-творческими уровнем равна единице, что говорит о значимости. Данная взаимосвязь предполагает, что, зная, как в социальном поведении предпочитают действовать другие, по заранее заготовленным шаблонам, «сценариям», опираются в решении социальных ситуаций на общепринятые нормы и стереотипы, но при этом обладая высоким личностно-творческим уровнем предпочитают обойти стереотипы и использовать собственные социальные алгоритмы решения ситуации.

Взаимосвязь между Личностно-творческими уровнем и Общая оценка по шкале КСВ приближена по значению к единице, это говорит о том, что в данной выборке преобладает Личностно-творческий уровень он предполагает, как хорошее знание и использование социальных норм и стереотипов, так и активное применение творческого подхода в социальном взаимодействии.

Рассмотрим взаимосвязь между субтестами российского варианта адаптации тестовой батареи диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда под редакцией Е.С. Михайловой:

Взаимосвязь между Субтестом 1 и Субтестом 2 является значимой. Данная взаимосвязь предполагает, как способности предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации, так и способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации, а также умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели.


Взаимосвязь между Субтестом 1 и Субтестом 4 является значимой. Данная взаимосвязь предполагает, как способности предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации, так и

Взаимосвязь между Субтестом 1 и Композиционной оценкой является значимой. Данная взаимосвязь предполагает, как способности предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации, так и способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.

Взаимосвязь между Субтестом 2 и Субтестом 4 является значимой. Данная взаимосвязь предполагает, как способности правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам, так и способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников, путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения.

Взаимосвязь между Субтестом 2 и Композиционной оценкой является значимой. Данная взаимосвязь предполагает, как способности правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам, так и способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.

Взаимосвязь между Субтестом 3 и Композиционной оценкой является значимой. Данная взаимосвязь предполагает, как способности высокой чувствительности к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений, такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения, так и способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.