Файл: Социальный интеллект и его измерение (Теоретические основы изучения социального).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 579

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II. Самооценка: Часть II SIP представляет серию прилагательных пар, представляющих контрастные описания, которые другие могут дать человеку, отвечающему на вопросы. Контрасты типа «холодно - тепло» заставляют пользователя тщательно обдумать, как другие могут его видеть, попытаться точно угадать, как они могут использовать эти различные контрастные прилагательные. Пользователь обводит число по пятибалльной шкале между двумя противоборствующими прилагательными, чтобы показать оценку, которую, по его мнению, получат другие. Прилагательные с самым высоким и самым низким рейтингом служат отправной точкой для размышлений о том, как человек влияет на других.

III. Стиль взаимодействия: Часть III SIP предлагает пользователю прочитать серию сценариев или ситуаций, в которых он может столкнуться с другими. Каждый сценарий предоставляет четыре варианта поведения, соответствующих четырем основным стилям взаимодействия, которые можно использовать в качестве предпочитаемой «домашней базы». Базовая модель стилей социального взаимодействия включает два основных измерения: социальная энергия и фокусировка на результатах. Социальная энергия - это побуждение вовлекать других людей, взаимодействовать с ними, влиять на них и находиться под их влиянием. Ориентация на результат - это предпочтение делать что-то с помощью людей или своими силами. Две крайности этих двух переменных - высокая и низкая социальная энергия и сфокусированность на задачах, на людях - предоставьте четыре основные комбинации, которые мы можем придумать для поведенческих предпочтений в различных ситуациях. Каждый шаблон имеет сокращенное название, которое указывает на его первичную ориентацию. Некоторые люди смешивают эти четыре паттерна почти одинаково, в то время как другие предпочитают один паттерн в качестве фаворита. Опять же, целью измерения социальных стилей является понимание, а не суждение или самокритика.

    1. Структура и функция социального интеллекта

Когда мы говорим о «природе интеллекта» или о каком-либо другом атрибуте, мы можем иметь в виду его существенную структуру или его место в природе, в частности функцию, которую он призван выполнять. За последние 20 лет гипотеза социального интеллекта получила эмпирическую поддержку. Структура интеллекта была сформирована так, чтобы быть «социальной» по своему характеру, идея, которая бросает вызов ортодоксальным взглядам на интеллект как универсальную способность. Я опишу основные компоненты социального интеллекта и среду социальной сложности, с которой он взаимодействует.


Социальный интеллект - это способность человека хорошо взаимодействовать с другими, часто называемая умением или тактом людей. Это обучаемая способность, включающая ситуационную осведомленность, понимание социальной динамики и приличное самосознание. Есть четыре способствующих аспектов социального интеллекта , определяемый исследователи:

1. Навыки общения

Они подразумевают способность человека хорошо слушать, понимать слова и эмоциональное содержание того, что они слышат, хорошо говорить с другими, четко выражать свои мысли и эмоции и использовать такт при общении с другими.

2. Социальные роли и правила

Они включают знание различных, обычно невысказанных, правил различных типов взаимодействий и ситуаций, а также того, как играть соответствующую роль в различных взаимодействиях. На собрании совета вы бы обычно не поступали так же, как если бы смотрели футбольный матч с друзьями.

3. Понимание мотивации других

Это предполагает чтение подтекста разговора и понимание того, почему человек что-то говорит или ведет себя таким образом. Представьте себе человека со слезами, стекающими по его лицу, и все же они говорят вам, что все в порядке. Хотя эту ситуацию легко прочитать, высокий социальный интеллект может помочь разобраться даже в самых тонких ситуациях.

4. Управление впечатлениями

Этот навык включает в себя понимание реакции других людей на вас и поведение таким образом, чтобы создать впечатление, которое вы хотите. Собираетесь ли вы на собеседование на работу, хорошо одетые и действующие уверенно и профессионально, или вы носите джинсовые шорты и обильно потеете от нервозности?

Дискуссия в области социального интеллекта также включала в себя развитие социального интеллекта или то, что он генетически определяет многие показатели в этой области. Четко высказали свое мнение по этому вопросу Уилсон (1978), Десен (1980) и Мария Пайпер (1980) из своих исследований они пришли к выводу, что ранняя домашняя среда является значимой предикацией психического развития, в то же время дом имеет экстраординарное значение в развитии социального интеллекта. Хотя психометрические и личностные взгляды социального интеллекта противоположны по многим важным пунктам, таким как вопрос сравнительной оценки индивидов, они прекрасно сочетаются в недавней работе по развитию социального интеллекта (Гринспен, 1979).

Марлоу (1985) разработал учебный курс по улучшению социального функционирования нормальных подростков и взрослых. Cистемные поведенческие и образовательные вмешательства, включенные в курс, были самоуверенностью, социальными навыками, межличностным общением, и развитием команды решения социальной проблемы, переговорами, тренировкой и образом самого себя.


Альбрехт (Albrecht, 2004) понимает социальный интеллект как комбинацию навыков, продавливаемых через усвоенное поведение. Он предложил сделать это после оценки воздействия одного поведения на других. По его словам, люди, которым не хватает проницательности и компетентности в общении с другими, могут значительно улучшить свой статус социального интеллекта в результате понимания основных понятий и оценки себя на фоне всеобъемлющей модели межличностной эффективности. Чеснокова и Субботский (2005) рассматривали социальный интеллект как полезный, творческий и адаптивный потенциал. По их мнению, социальный интеллект - это не врожденная способность, которую он развивает в определенный момент индивидуальной жизни и которую можно тренировать и повышать у детей.

Канг, Дэй и Меара (2005) утверждали, что социальный интеллект обладает мощной интуитивной привлекательностью, люди различаются по уровню своего социального интеллекта и что вариации согласуются с опытом общения с другими людьми в социальной обстановке и с наблюдениями за социальными взаимодействиями других.

Гоулман (Goleman, 2006) предположил, что можно развивать социальный интеллект.

Фиппс (2007) указал, что социальный интеллект можно изучить. Он предложил два подхода, которые были бы полезны для развития социального интеллекта, теории социального обучения и теории оценивающего исследования теория социального обучения постулирует, что значительный человеческий опыт создает предположения и поведение, которые мы переносим в будущее в попытке принять к обстоятельствам жизни. Благодарное исследование помогает силе позитивного мышления, привлекая наше внимание, фокусируя наше внимание на идеалы и цели. Было обнаружено, что оба метода используют удивительную силу мозга для того, чтобы находить новые пути для новых идей и странного, а затем желаемого поведения в социальном взаимодействии.

Грэм (2008) предположил, что социальный интеллект может быть развит, хотя генетика играет роль в определении социального интеллекта из-за четкой связи с такими характеристиками личности, как экстраверсия, доминирование, социальное присутствие, аффляция и самопринятие. Он предположил, что развитие социального интеллекта означает изменение того, как человек действует и взаимодействует с другими, а затем превращение этих изменений в новые привычки, что требует сосредоточенного внимания и практики. Таким образом, многие исследователи пришли к мнению, что социальный интеллект может быть развит путем надлежащей подготовки.


Глава 2. Анализ методов диагностики социального интеллекта

2.1. Программа исследования и методики изучения

Социальный интеллект является относительно новым понятием в социальной психологии, оно еще не до конца раскрыто, но уже находится в процессе развития, уточнения, верификации. Социальный интеллект необходимое рассматривать как условие успешного социального взаимодействия.

Социальный интеллект является один из важнейших аспектов воспитания. В рамках социального воспитания социальный интеллект играет важную роль в формировании и становлении личности. Воспитание девочек и мальчик значительно отличается друг от друга. Социальный интеллект в рамках социального воспитания так же, возможно, будет отличаться.

В связи с этим, я выдвигаю гипотезу о том, что уровень социального интеллекта взаимосвязан с гендерными различиями. Так же, можно предположить, что играет роль выбор их дальнейшей специальности, будь то гуманитарные направления или же технические специальности.

В процессе исследования использовались методики:

- методика измерения компетентности социального взаимодействия (Н.М. Кодинцева);

- российский вариант адаптации тестовой батареи диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда под редакцией Е.С. Михайловой.

Выбор методик основывался на оценке преимущественно только социального интеллекта, не зависимо от фактора общего интеллекта, а так же прохождение данных методик покажет, какие модели поведения используют в социальном взаимодействии.

Тест «Социальный интеллект» Гилфорда – психодиагностическая методика, разработанная Дж. Гилфордом (J. P. Guilford) в 1960-х годах на основе собственной модели структуры интеллекта. Методика представляет собой батарею стандартизированных тестов, направленных на диагностику различных аспектов одного из наиболее интересных психических феноменов – социального интеллекта, то есть способности понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии.


Тест Гилфорда является стандартизированным измерительным инструментом, имеет четкий алгоритм проведения и интерпретации и поэтому весьма прост в применении. Он по праву считается одним из лучших в мировой психодиагностической практике и может быть эффективно использован при решении широкого круга прикладных задач. Методика включает четыре субтеста, из них три составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном. Субтест 1 ( истории с завершением) состоит из 14 заданий, субтест 2 состоит из 15 заданий, субтест 3 состоит из 12 заданий, субтест 4 состоит из 14 заданий. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Шкала измерения к которой относятся ответы номинальная.

Русскоязычная адаптация выполнена Е. С. Михайловой (Алешиной) на основе французской адаптации 1977 года.

Инструкция

Субтест 1 ( истории с завершением).

В этом субтесте вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены житейские ситуации, происходящие с персонажем Барни. Барни – это лысый мужчина, по профессии – официант. В ситуациях также принимают участие жена, маленький сын и друзья Барни, с которыми он встречается дома или в кафе.

В каждом задании слева расположен рисунок, изображающий определенную ситуацию. Определите чувства и намерения действующих в ней персонажей и выберите среди трех рисунков справа тот, который показывает наиболее правдоподобный вариант продолжения (завершения) данной ситуации.

Итак, в каждом задании вы должны предсказать, что произойдет после ситуации, изображенной на левом рисунке, основываясь на чувствах и намерениях действующих в ней персонажей.

Не выбирайте рисунок для ответа только потому, что он показался вам наиболее забавным продолжением. Предлагайте наиболее типичное и логичное продолжение заданной ситуации.

На выполнение субтеста отводится 6 минут. Отвечайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.

Субтест 2 ( группы экспрессии).

В этом субтесте вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены позы, жесты, мимика, то есть выразительные движения, отражающие состояние человека.

Для объяснения сути задания рассмотрим пример. В этом примере три картинки, расположенные слева, иллюстрируют одно и то же состояние человека, одни и те же мысли, чувства, намерения.