Файл: Социальный интеллект и его измерение (Теоретические основы изучения социального).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 684
Скачиваний: 4
Взаимосвязь между Субтестом 4 и Композиционной оценкой является значимой. Данная взаимосвязь предполагает, как способности распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, так и способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения.
Можно сделать вывод, что методика измерения компетентности социального взаимодействия (Н.М. Кодинцева) и российский вариант адаптации тестовой батареи диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда не являются взаимозаменяемыми.
Заключение
В данной работе я рассмотрела что такое социальный интеллект и как он измеряется. В ходе изучения социального интеллекта была предложена гипотеза о том, что уровень социального интеллекта, в связи с гендерными различиями, будет отличаться. Для подтверждения данной гипотезы было проведено исследование, суть которого заключалась в выявлении различных результатов у группы мужчин и группы женщин. Исследование проводилось с помощью двух методик:
- методика измерения компетентности социального взаимодействия (Н.М. Кодинцева);
- российский вариант адаптации тестовой батареи диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда под редакцией Е.С. Михайловой.
В ходе исследования социального интеллекта было выявлено, что у двух выборок уровень социального интеллекта соответствует среднему. Корреляция между мужчинами и женщинами может свидетельствовать о том, что гендерные признаки не являются показателями для утверждения о том, что уровень социального интеллекта женщин и мужчин будет существенно отличаться.
Так же, в ходе исследования было выявлено, что методика измерения компетентности социального взаимодействия (Н.М, Кодинцева) и российский вариант адаптации тестовой батареи диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда являются не взаимозаменяемыми, то есть данными методики могут проводиться либо отдельно друг от друга, либо использоваться совместно. Результаты одной проведенной методики никак не связанны с результатами другой, следственная связь не выявлена. Нельзя утверждать, что высокие показатели по одной методике будут гарантировать так же высокие показатели по другой методике и наоборот.
Список использованной литературы
- Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к изменениям / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 224 с.
- Стернберг Р. Интеллект успеха. Мн: Попурри, 2015. – 400 с.
- Савенков А.И. Концепция социального интеллекта - http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388
- Дмитриева Е. С., Гельман В. Я. Динамика изменений взаимосвязи эмоционального интеллекта с результатами ЕГЭ в ходе адаптации школьной системы к его введению // Экспериментальная психология. – 2015. – Т. 8. – № 2. – С. 139–150.
- Дикий И.С., Дикая Л.А. Особенности социального интеллекта у учащихся с признаками интеллектуальной одаренности на разных возрастных этапах // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25–26 сентября 2015 г. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – С. 87-90
- Кодинцева, Н. М. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов : дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 / Кодинцева Наталья Михайловна. Москва, 2009 г. - 202 с
- Кузнецова Л. Э. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности руководителя [Текст] / Л. Э. Кузнецова, С. С. Чепрасова // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 270-272. - http://www.moluch.ru/archive/66/10912/
- Матвеева Л.Г. Анализ понятия «социальный интеллект» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология № 33 (133) / 2008. - http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiya-sotsialnyy-intellekt
- Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж.Гилфорда и М. Салливена) [Текст]: Руководство по использованию / Е.С. Михайлова. - СПб., 1996. – 53 с.
- Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. №1. С.30–38.
- Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 176 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
- Handbook of Intelligence , 2nd ed. (стр. 359-379). Кембридж, Великобритания: издательство Кембриджского университета, 2000; обновление появилось в 3-м изд., 2011.
Приложение 1
Бланк ответов
Ф.И.О. КСО
Дата 12.04.2019
Возраст 20 лет
Пол мужской
Субтест 1 |
Субтест 2 |
Субтест 3 |
Субтест 4 |
|
пример |
1 2 3 |
1 2 3 4 |
1 2 3 |
1 2 3 4 |
1 |
1 |
1 |
3 |
4 |
2 |
2 |
4 |
3 |
1 |
3 |
1 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
1 |
2 |
5 |
1 |
3 |
1 |
1 |
6 |
1 |
3 |
2 |
3 |
7 |
1 |
2 |
3 |
1 |
8 |
2 |
1 |
3 |
3 |
9 |
2 |
4 |
2 |
4 |
10 |
3 |
2 |
3 |
2 |
11 |
3 |
2 |
3 |
2 |
12 |
1 |
3 |
2 |
4 |
13 |
2 |
2 |
4 |
|
14 |
2 |
2 |
1 |
|
15 |
1 |
субтест |
сырой балл |
оценка |
нормативные диапазоны |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
Субтест 1 |
7 |
3 |
0-2 |
3-5 |
6-9 |
10-12 |
13-14 |
Субтест 2 |
4 |
2 |
0-2 |
3-5 |
6-9 |
10-12 |
13-15 |
Субтест 3 |
9 |
3 |
0-2 |
3-5 |
6-9 |
10-11 |
12-12 |
Субтест 4 |
4 |
2 |
0-1 |
2-4 |
5-8 |
9-11 |
12-14 |
Композитная оценка |
24 |
2 |
0-12 |
13-26 |
27-37 |
38-46 |
47-55 |
Приложение 2
Бланк ответов
Ф.И.О. ХМВ
Дата 12.04.2019
Возраст 19 лет
Пол мужской
Субтест 1 |
Субтест 2 |
Субтест 3 |
Субтест 4 |
|
пример |
1 2 3 |
1 2 3 4 |
1 2 3 |
1 2 3 4 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
1 |
1 |
5 |
1 |
4 |
1 |
1 |
6 |
3 |
1 |
2 |
2 |
7 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
2 |
2 |
1 |
3 |
9 |
3 |
3 |
2 |
3 |
10 |
3 |
3 |
3 |
1 |
11 |
2 |
2 |
2 |
4 |
12 |
3 |
1 |
2 |
4 |
13 |
1 |
4 |
1 |
|
14 |
3 |
2 |
4 |
|
15 |
2 |
субтест |
сырой балл |
оценка |
нормативные диапазоны |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
Субтест 1 |
9 |
3 |
0-2 |
3-5 |
6-9 |
10-12 |
13-14 |
Субтест 2 |
5 |
2 |
0-2 |
3-5 |
6-9 |
10-12 |
13-15 |
Субтест 3 |
10 |
4 |
0-2 |
3-5 |
6-9 |
10-11 |
12-12 |
Субтест 4 |
4 |
2 |
0-1 |
2-4 |
5-8 |
9-11 |
12-14 |
Композитная оценка |
28 |
3 |
0-12 |
13-26 |
27-37 |
38-46 |
47-55 |
Приложение 3
Бланк ответов
Ф.И.О. САА
Дата 12.04.2019
Возраст 20 лет
Пол мужской
Субтест 1 |
Субтест 2 |
Субтест 3 |
Субтест 4 |
|
пример |
1 2 3 |
1 2 3 4 |
1 2 3 |
1 2 3 4 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
3 |
1 |
2 |
5 |
2 |
3 |
1 |
2 |
6 |
3 |
2 |
1 |
1 |
7 |
3 |
3 |
2 |
3 |
8 |
2 |
4 |
3 |
2 |
9 |
1 |
3 |
2 |
1 |
10 |
3 |
4 |
3 |
4 |
11 |
1 |
4 |
2 |
1 |
12 |
2 |
3 |
2 |
2 |
13 |
1 |
2 |
1 |
|
14 |
3 |
1 |
2 |
|
15 |
4 |
субтест |
сырой балл |
оценка |
нормативные диапазоны |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
Субтест 1 |
6 |
3 |
0-2 |
3-5 |
6-9 |
10-12 |
13-14 |
Субтест 2 |
4 |
2 |
0-2 |
3-5 |
6-9 |
10-12 |
13-15 |
Субтест 3 |
8 |
3 |
0-2 |
3-5 |
6-9 |
10-11 |
12-12 |
Субтест 4 |
6 |
3 |
0-1 |
2-4 |
5-8 |
9-11 |
12-14 |
Композитная оценка |
24 |
2 |
0-12 |
13-26 |
27-37 |
38-46 |
47-55 |