Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления затратами банка
1.1. Подходы и проблемы теории затрат банка
1.2. Процесс формирования затрат банка
1.3. Основы управления затратами банка
2. Анализ процесс управления затратами в ООО «ИК Банк»
2.1. Общая характеристика деятельности банка
2.2. Анализ затрат ООО «ИК Банк»
2.3. Пути совершенствования процесса управления затратами в ООО «ИК Банк»
Организация управления затратами предполагает не только выделение их в качестве объекта управления, но и определение субъектов управления затратами. В качестве последних выступают руководители и специалисты банка и его подразделений.
Таким образом, процесс управления затратами представляет собой систему, которая включает две подсистемы: управляющую - субъект управления и управляемую - объект управления, что вполне корреспондируется с общей системой управления.
Адекватно цели управления затратами - достижение намеченных результатов деятельности банка наиболее экономичным способом - можно определить важнейшие задачи, стоящие перед менеджментом банка по управлению затратами:
- обеспечение качественного анализа затрат банка, который позволит наиболее полно оценить эффективность использования всех ресурсов, выявить резервы снижения затрат, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат;
- координация и регулирование затрат (планирование) предполагают сравнение фактических затрат с запланированными, оперативное выявление отклонений и, как результат этого, принятие оперативных мер по их ликвидации. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют банку избежать серьезного срыва в выполнении запланированных операций и снижения результатов деятельности в целом;
- создание системы управленческого учета затрат, который необходим для подготовки информации руководству банка в целях принятия правильных решений по сокращению или оптимизации текущих и будущих затрат банка;
- организация контроля (мониторинг) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь, сравнение запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля обусловливается корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или на уточнение планов, если последние не могут быть выполнены вследствие объективного изменения условий;
- выбор наиболее рациональных способов и методов оптимизации затрат;
- разработка методик по управлению затратами банка.
Решение данных задач управления возможно лишь в процессе управления затратами банка.
Исходя из отечественного и мирового опыта требований к управлению затратами банка в теоретическом плане можно было бы рекомендовать следующую схему исследования затрат как объекта управления[14]:
1) анализ и оценка как основа управления затратами;
2) система калькулирования затрат банка;
3) управленческий учет и отчетность затрат;
4) планирование и контроль затрат.
Данная теоретическая модель выведена из необходимости оптимизации затрат банка посредством управления ими. Каждое из направлений модели тесно связано с остальными и является обязательным для раскрытия сути процесса управления затратами банка. Анализ и оценка затрат - изучение признаков, свойств, отношений, роли и места каждого элемента в структуре затрат банка. Система калькулирования затрат банка устанавливает необходимую детализацию конкретных операций банка для реализации принятых подходов к управлению затратами. Управленческий учет и отчетность затрат банка обеспечивают менеджмент и собственников банка информацией о затратах, необходимой для принятия управленческих решений для увеличения эффективности проводимых банком операций. Планирование и контроль затрат - важный элемент процесса управления, который определяет будущее состояние объемов и структуры затрат, а также способов и средств их достижения.
Особое значение для анализа банковских затрат имеет определение банком способов и методов их экономического анализа. В российской и зарубежной экономической литературе существуют различные подходы к классификации методов и приемов экономического анализа.
В настоящее время в банковской практике в процессе анализа расходов чаще всего используются приемы и методы, представленные в таблице 2[15].
Существуют, как известно, несколько уровней анализа деятельности коммерческих банков: предварительный, текущий, комплексный. Различие между ними состоит в объеме задействованных при анализе отчетных бухгалтерских и статистических данных и различных целях анализа. Предварительный анализ обычно необходим для ответов на поставленные вопросы, например о возможности открытия трех филиалов (банкоматов, обменных пунктов, отделений) при настоящем уровне прибыли. Текущий анализ нацелен на диагностику текущего состояния банка. Комплексный анализ необходим для оценки динамики развития банка, качества управления и дальнейших перспектив.
В настоящее время практически отсутствуют специальные методы анализа затрат банка. На практике, как уже отмечалось, все сводится к оценке соблюдения сметы расходов путем сравнения фактических расходов с их плановой суммой. При этом изучаются причины допущенных перерасходов и выявляются резервы более экономного расходования средств в перспективе. При необходимости принимаются решения, направленные на сокращение тех или иных расходов в зависимости от уровня их принятия правлением или советом банка.
Таблица 2
Метод |
Сущность метода |
Структурный анализ |
Исчисление и оценка удельного веса. Применяется при анализе доходов и расходов банка |
Оценка динамическихрядов показателей по кварталам и годам |
Сопоставление отчетных показателей работы учреждений банка с: - фактическими данными за соответствующий период прошлых лет и предшествующие периоды(квартал, месяц, неделя; - установленными заданиями в бизнес-плане, нормами, нормативами; - соответствующими показателями других учреждений банка; - другими коммерческими банками за один и тот же период; - отдельными показателями, характеризующими экономику региона, страны |
Экономически обоснованные группировки расходных аналитических счетов баланса банка |
Группировка отчетных данных по учреждениям банка, находящимся в схожих экономических условиях |
Анализ системы финансовых коэффициентов |
Расчет коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность учреждения банка, использование активов, привлечение пассивов и др. |
Факторный анализ |
В основе анализа лежат выявление, оценка и прогнозирование влияния факторов на изменение результативных показателей. Анализ функциональной зависимости (прямой, обратной) и количественная оценка влияния изменения факторов на изменение результативных показателей. Выделение наиболее значимых факторов, определяющих поведение показателей. Сопоставление полученных показателей с рекомендуемым уровнем, принятым в зарубежной и отечественной практике |
Бухгалтерский учет является, безусловно, базовым, но он представляет собой лишь видимую вершину айсберга. Известно, что бухгалтерский учет - это система регистрации, сбора и анализа первичной экономической информации в соответствии с установленными законодательно правилами или форматом либо требованиями Банка России. Акцент при этом делается на исторический аспект ведения банковской деятельности, точную регистрацию и сохранение информации об этой деятельности, аккумулирование первичной документации для управления банком.
Управленческий учет - это система, которая обеспечивает менеджмент банка информацией, используемой для планирования и контроля над деятельностью банка. Эта система включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.
В экономической теории различают следующие виды калькуляции затрат в зависимости от целей управления:
- сметная (составляется на вновь осваиваемые виды продуктов, услуг);
- плановая (предельная величина затрат на единицу продукта, услуги);
- нормативная (разновидность плановой, в расчете лежат установленные нормы);
- проектная (необходима для определения экономической эффективности при принятии различных проектных решений);
- отчетная (отражает произведенные затраты при создании продукта, услуги).
Необходимо отметить, что в банковской практике встречаются, в лучшем случае, сметная, плановая и отчетная калькуляции, и то не как постоянно действующий процесс определения себестоимости, а как элемент проектирования и реализации нового банковского продукта. Проведение калькуляции расходов требует от правления банка распределения функций между структурными подразделениями таким образом, чтобы можно было решить следующие задачи:
- рассчитать эффективность банковских продуктов, услуг, обслуживания клиентов и работы подразделений;
- произвести регистрацию и учет затрат по счетам бухгалтерского учета и финансового учета.
Для решения этих задач рассмотрим процесс управления затратами на основе их калькулирования.
Сметная, проектная калькуляции должны готовиться операционными подразделениями, разбирающимися в специфике создания банковского продукта.
Операционное подразделение может подготовить только производственную калькуляцию. После чего расчет передается в экономическое управление на согласование[16].
Экономическое управление проводит анализ и дает заключение о состоятельности произведенного расчета производственной калькуляции. Аккумулируя данные калькулирования, полученные от всех подразделений банка, экономическое управление подготавливает заключение о полной калькуляции, внося необходимые корректировки в расчет, и передает его на утверждение руководству банка.
Руководство банка может привлечь экспертов или обратиться в управление, занимающееся маркетинговыми исследованиями, для окончательной оценки калькуляции затрат. На основании заключения руководство предварительно оценивает эффективность будущего банковского продукта.
В случае положительного решения руководства произведенная калькуляция закладывается в бюджет подразделения на следующий отчетный период. При совершении операционным подразделением расходов происходит процесс контроля, который осуществляется управлением, ответственным за бюджет банка.
При рассмотрении вопросов планирования затрат следует еще раз подчеркнуть, что в экономической литературе затраты не выделяются как самостоятельный объект планирования, а рассматриваются в общем контексте банковского планирования.
Систему принятия решения о необходимости совершения затрат можно рассматривать как систему планирования затрат
В настоящее время разработка систем планирования в банках является одним из важнейших элементов управления банком. При этом планирование затрат (сметы накладных расходов) на начальном этапе развития банка, по сути, является первичным планом обеспечения его жизнедеятельности.
Создание целостной системы планирования затрат, адекватной целям и задачам развития банка, должно соответствовать следующим требованиям:
- гибкости и индикативности, то есть иметь возможность быстрого регулирования плана по затратам при неожиданных изменениях внешних условий (например, изменение цен на аренду нежилых помещений или повышение тарифов на энергию или связь и др.);
- иметь тщательно продуманный и организованный процесс контроля за выполнением плановых показателей по затратам, который нацелен не только на регистрацию факта невыполнения плана, но и на определение реальных причин невыполнения и неиспользования потенциальных возможностей.
В экономической литературе рассматриваются самые разнообразные виды планирования, среди которых можно выделить: стратегическое, бизнес-планирование и оперативное планирование[17].
Целью стратегического планирования затрат является определение объема необходимых затрат для реализации стратегии в целях планирования рентабельности операций.
Стратегическое планирование затрат является компонентом системы стратегического планирования банка в целом и включает комплекс задач, связанных с определением объема и источников их финансового обеспечения. Процесс стратегического планирования затрат должен быть интерактивным, то есть стратегия банка должна постоянно уточняться на основе анализа выполнения поставленных перед ним задач и постоянно меняющейся рыночной ситуации.
Реализация разработанной стратегии банка осуществляется в процессе оперативного управления текущей деятельностью. Принятие текущих решений в области затрат, направленных на стимулирование выполнения поставленных плановых задач, характеризует процессы бизнес-планирования и оперативного планирования.