Файл: Формирование компетентностного портрета современного менеджера ( КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
1.2. Требования, предъявляемые к современным менеджерам
1.3. Функциональная и отраслевая специфика в управленческой деятельности
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТСНОГО ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА НА ПРИМЕРЕ АО «ЗАРА СНГ»
2.1. Содержание и специфика деятельности менеджера на примере АО «ЗАРА СНГ»
2.2. Компетентностный портрет менеджера на примере АО «ЗАРА СНГ»
Отделы кадров на предприятиях стали постепенно вытесняться службами персонала или становиться их структурными подразделениями, осуществляя свои традиционные функции. Современные условия ведения бизнеса требуют от менеджмента комплексных подходов, а не однозначных ролей, выполняемых специалистами кадровой службы [1].
Сегодня сформировался комплекс функций, HR-менеджер выполняет в организации:
- мероприятия по работе с руководителями, которые возглавляют структурные подразделения организации, а так же с руководителями рекрутинговых компаний, рекламных и кадровых агентств;
- изучение тенденций рынка труда, информирование руководителя компании о кадровой ситуации на рынке, мониторинг среднего уровня заработной платы по целевой области и профессии;
- мониторинг динамики изменения средних заработных плат по отраслям и профессиям;
- осуществление оперативного (целевого) поиска и подбора персонала (в том числе, сопровождение отбора кандидатов по компетенциям). Создание планов в кадрах на ближайшую (Тактическую, оперативную) и более (дальнюю) стратегическую перспективу. Создание, ведение и дальнейшее управление резервом кадров;
- анализ проделанной работы по направлению деятельности и составления отчетной документации;
- разработка локальных нормативных актов, положений, инструкций направленных на описание, систематизацию и четкую регламентацию процессов управления персоналом;
- создание мультифункциональной системы мотивации труда;
- создание правил корпоративной культуры, их поддержка и развитие: меры по формированию сплоченного коллектива единомышленников. В идеале, мотивированного и успешной команды (Как межличностные, так и групповые отношения, психологический климат, ориентированность на конечную цель, командная и личная заинтересованность результатом труда);
- планирование и проведение работ по организации профессиональной и психологической адаптации новоприбывших специалистов, обучение по соответствующим компетенциями; проведение оценки и аттестации сотрудников, психологическая помощь при необходимости регулирования взаимоотношений различных уровней;
- разработка и последующее внедрение эффективных методов управления персоналом: помощь при разрешении конфликтов, работы по предупреждению воздействия стрессовых ситуаций; участие в создании комфортных условий труда; создание и ведение схем работы с сотрудниками, приняли решение уволиться;
- внутреннее и внешнее обучение персонала. Создание корпоративных учебных программ для различных категорий специалистов; определение потребности во внешнем обучении (Необходимость переподготовки или повышения квалификации, посещение семинаров и тренингов);
- консультирование в области управления человеческими ресурсами для руководителей всех подразделений и рангов, ведение отчетности [2].
С учетом многогранности решаемых задач, весь процесс управления персоналом должен быть разработан в соответствии с общей стратегией развития компании.
Корпоративные цели будут достигнуты только в случае четко выработанной HR-концепции (Долгосрочное видение стратегии развития HR-бренда компании).
Таким образом, требования к HR-менеджера, постоянно растут, и подбор специалистов на эту должность предполагает не только их высокий профессионализм, но и наличие соответствующих личных качеств. Практика показывает, что руководители ценят в HR-менеджерах такие качества как:
• активную жизненную позицию, лидерский потенциал;
• самостоятельность, инициативность;
• способность к обучению, мобильность;
• умение работать в команде;
• исполнительность, ответственность;
• организованность, работоспособность
• гибкость [3].
Сказанное выше позволяет сделать вывод, о расширении и комплексность ролей и функций специалистов HR-служб с учетом новых требований ведения бизнеса, перемещения акцентов на качество их образования, формирование новых умений и навыков, необходимых для осуществления качественно новой деятельности в условиях усиления конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТСНОГО ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА НА ПРИМЕРЕ АО «ЗАРА СНГ»
2.1. Содержание и специфика деятельности менеджера на примере АО «ЗАРА СНГ»
Цель первого этапа состояла в разработке концепции работы, определении целей, задач и выборе адекватных и взаимодополняющих методов исследования. С целью проверки надежности и эффективности выбранных методов было проведено пилотажное исследование.
На втором этапе был проведен основной эксперимент. Исследование проводилось на базе промышленного предприятия АО «ЗАРА СНГ». В эксперименте принимали участие менеджеры этого предприятия. На функциональном уровне они представляют три звена руководства. Нижнее звено управления - руководители технического уровня - 53 человека (заместители начальников подразделений управления, заместители начальников цехов, начальники установок) среднее звено управления - управленческий уровень - 39 человек (начальники отделов, начальники цехов) высшее звено руководства - конституциональный уровень - 8 человек (члены Правления, главный бухгалтер предприятия). Всего в эксперименте участвовало 100 менеджеров.
Цель третьего этапа состояла в разработке профессионально-психологического тренинга коррекции ответственности менеджеров промышленного предприятия, апробации этого тренинга и подтверждении гипотез относительно его эффективности.
В течение эмпирического исследования использованы совокупность взаимосвязанных методик: 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16-ФЛО-105-С), методика изучения мотивации профессиональной деятельности (по К. Замфир, в модификации А. Реана), методика диагностики уровня субъектов объективного контроля "Локус контроля" (по А. Ксенофонтов), свободный ассоциативный эксперимент, методика экспертной оценки и ранжирования профессионально значимых качеств менеджера.
Анализ объективных детерминант ответственности менеджеров промышленного предприятия позволил сделать следующие выводы: данное предприятие (нефтеперерабатывающий завод) имеет стратегическое значение для экономики всего региона. Это, с одной стороны, обусловливает приток менеджеров-профессионалов именно на это предприятие, с другой стороны, ставит высокие требования к профессионально важных качеств, и, особенно, к ответственности менеджеров; предприятие представляет собой стратегическое производство с непрерывным производственным циклом, усиливает значение ответственности менеджеров предприятия за последствия профессиональной деятельности; в должностной инструкции обусловлен объем правовой ответственности каждого менеджера в зависимости от объема его полномочий, определенная подчиненность каждой должности высшему руководству. Соотношение различных составляющих ответственности правовой, морально-этической и социальной менеджеров-промышленников различается в зависимости от звена управления. Если уровень и объем правовой и социальной ответственности менеджеров-промышленников обусловливается определенной степени их должностным статусом, то уровень морально-этической ответственности как определяющей личностной характеристики управленца должно быть на высоком уровне у каждого менеджера.
К субъективным детерминантам ответственности менеджеров мы отнесли индивидуально-психологические черты личности, особенности мотивационной сферы, а также специальные знания и способности, которые интегрируются в профессионально важные качества менеджеров.
2.2. Компетентностный портрет менеджера на примере АО «ЗАРА СНГ»
Исследование корреляционных связей между объективными детерминантами и фактором G (ответственность - безответственность) показало наличие многозначных связей. Высокая корреляционная связь ответственности менеджеров (р≤0,001) зафиксировано между возрастом руководителя (r = 0,450), должностным статусом (r = 0,342), общим стажем (r = 0,342) и стажем на заводе (r = 0,363). Руководящий стаж и стаж на должности также имеют достоверные связи (р≤0,01) с ответственностью (соответственно, r = 0,313 и r = 0,305). Что касается значимых связей ответственности с субъективными детерминантами, то 10 из конституционных факторов (адекватная самооценка, доброжелательность, эмоциональная устойчивость, экспрессивность, подозрительность, креативность, дипломатичность, тревожность, радикализм и высокий самоконтроль) имеют тесную связь (р≤ 0,001) с исследуемым феноменом. Выявлено, что ответственность также значимо коррелирует со всеми шкалами методики локуса контроля за исключением шкалы склонности к самообвинению. Существует тесная связь ответственности с оптимальным мотивационным комплексом менеджера (р≤0,001, r = 0,383) по методике профессиональной мотивации К. Замфир.
Анализ проявления ответственности в зависимости от стажа работы показал, что в начале деятельности в качестве руководителя (стаж до 10 лет) ответственность сопровождается высоким уровнем напряженности, радикализма и высоким самоконтролем, на этапе получения профессионального опыта руководящей работы (стаж более 10 лет) она тесно связана с доброжелательностью и экспрессивностью.
Следующий этап работы предусматривал исследования гендерных различий ответственности менеджеров предприятия. Эмпирически установлено, что у женщин ответственность тесно связана с экспрессивностью (r = 0,537) и тревожностью (r = 0,588), у мужчин - с адекватной самооценкой (r = 0,462), эмоциональной устойчивостью (r = 0,313), радикализмом (r = 0,537) и напряженностью (r = 0,303) (р ≤ 0,05), а также на уровне тенденции к связи, с доброжелательностью, экспрессивностью, смелостью и высоким самоконтролем.
Дальнейший анализ полученных данных показал, что для всех руководителей, независимо от ранга, важно связь ответственности как личностной черты с самооценкой (r = 0,576; р≤0,001). Связь ответственности и эмоциональной устойчивости обнаружен в высшем и низовом звене. Тесная связь радикализма с ответственностью (r = 0,535; р≤0,001) обнаружен в низовом звене руководства.
Логика нашей работы также предусматривала исследования локуса контроля менеджеров. Проведенный нами корреляционный анализ выявил тесные связи (р≤0,01) показателей интернальности со стажем на руководящей должности, стажу на заводе и руководящим стажем, дает основания утверждать о важности опыта и углубления профессионализма для формирования высокого уровня ответственности менеджеров. Самый высокий уровень интернальности оказался в среднем звене руководства, причем почти по всем шкалам методики. У мужчин-менеджеров интернальность в профессиональной деятельности статистически значимо выше, чем у женщин; интернальность в профессиональной деятельности значимо коррелирует с общим и руководящим стажем. Факторами 16-PF опросника Кеттелла, которые тесно коррелируют с уровнем интернальности в профессиональной деятельности (р≤0,001), оказались: высокий интеллект, эмоциональная устойчивость, доминантность, ответственность и дипломатичность.
С целью определения психологического профиля "идеального менеджера" было проведено специальное исследование, суть которого заключалась в описании опытными специалистами собственного представления о профессионально важные качества, характерные для наиболее подготовленных специалистов.
С помощью экспертной оценки планировалось получить ответ по априорного предположения важности ответственности как черты личности для профессии руководителя с точки зрения самого менеджера. По данным экспертной оценки менеджеров ответственность рядом с профессионализмом является важнейшей профессиональной характеристикой современного управленца. Выявлено существенное преобладание деловых характеристик (75,4%) по сравнению с личностными чертами менеджеров.
В процессе изучения профессиональной мотивации менеджеров обнаружено, что у руководителей с различным стажем работы преобладает оптимальный мотивационный комплекс. Одновременно, что касается негативного мотивационного комплекса, то, вопреки ожиданиям, процентный показатель у работников со стажем работы на руководящих должностях более 10 лет почти в 2 раза больше, чем у руководителей начинающих (соответственно 34,63% и 17,74%). Дальнейший анализ мотивационных комплексов обнаружил существование существенной разницы по гендерному признаку. Если для мужчин-менеджеров общая доля оптимального и нейтрального мотивационных комплексов составляет 84,4%, то у женщин - только 53,4%.
Контент-аналитическое исследование данных свободного ассоциативного эксперимента позволило построить общую матрицу психических образов понятие ответственности. В ходе контент-аналитического анализа выявлено следующее соотношение представлений руководителей о сущности ответственности наибольшее количество ассоциаций получила категория близких по смыслу к понятию "ответственность" черт личности (почти 40% от общего количества реакций). Дежурными по количеству реакций психические образы объекта ответственности (общие ассоциации) и когнитивные компоненты ответственности (соответственно 13,46% и 9,58%). Относительно предмета ответственности количество профессионально направленных ассоциаций значительно выше общие (соответственно 7,78% и 2,1%), что свидетельствует о преобладании ассоциативного восприятия менеджерами ответственности как профессионально важного личностной черты. Исследование показало, что подавляющее большинство менеджеров воспринимает ответственность как личностную черту в системе профессионально важных качеств; положительное отношение к ответственности преобладает у мужчин, отрицательное - у женщин-менеджеров; высокие показатели позитивного отношения обнаружено в высшем звене руководства; профессиональный аспект предмета ответственности значительно преобладает над общим.