Файл: Формирование компетентностного портрета современного менеджера ( КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
1.2. Требования, предъявляемые к современным менеджерам
1.3. Функциональная и отраслевая специфика в управленческой деятельности
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТСНОГО ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА НА ПРИМЕРЕ АО «ЗАРА СНГ»
2.1. Содержание и специфика деятельности менеджера на примере АО «ЗАРА СНГ»
2.2. Компетентностный портрет менеджера на примере АО «ЗАРА СНГ»
Выводы по главе 2
Подведение итогов этой части работы позволило сделать вывод о том, что большинство профессионально важных качеств менеджера окончательно формируются в результате профессионального обучения и опыта, а следовательно поддаются коррекции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение компетентностного подхода в управлении персоналом предусматривает определение видов компетенций, необходимых для успешной деятельности менеджера по персоналу соответственно выполняемой роли.
Исследование процесса формирования ролевых компетенций предполагает проведение анализа стейкхолдеров. Играя свою роль, менеджер по персоналу существует не в изоляции. Он взаимодействует с стейкхолдерами (коллегами по организации и людьми за ее пределами), которые являются членами группы или так называемой ролевой постановки.
Роль менеджера по персоналу есть результат взаимодействия его должностных обязанностей, личных качеств, ценностей корпоративной культуры, стейкхолдеров, модели управления персоналом, использование информационных технологий и делегирования полномочий линейным и функциональным руководителям.
Экспериментальное исследование объективных и субъективных детерминант ответственности управленца позволило установить ряд характерных особенностей и закономерностей:
• высокая корреляционная связь ответственности менеджеров (р≤0,001) зафиксировано между возрастом руководителя (r = 0,450), должностным статусом (r = 0,342), общим стажем (r = 0,342) и стажем на заводе (r = 0,363)
• на начальном этапе руководящей деятельности (стаж до 10 лет) ответственность сопровождается высоким уровнем напряженности, радикализма и высоким самоконтролем, на этапе получения профессионального опыта руководящей работы (стаж более 10 лет) она тесно связана с доброжелательностью и экспрессивностью;
• гендерный анализ выявил, что у женщин ответственность тесно связана с экспрессивностью (r = 0,537) и тревожностью (r = 0,588), у мужчин - с адекватной самооценкой (r = 0,462), эмоциональной устойчивостью (r = 0,313), радикализмом ( r = 0,537) и напряженностью (r = 0,303) (р ≤ 0,05), а также на уровне тенденции к связи, с доброжелательностью, экспрессивностью, смелостью и высоким самоконтролем;
• выявлено, что для всех руководителей, независимо от ранга, важно связь ответственности как личностной черты с самооценкой (r = 0,576; р≤0,001). Тесная связь радикализма с ответственностью (r = 0,535; р≤0,001) обнаружен в низовом звене руководства;
• тесная связь выявлена между ответственностью как индивидуально-психологической чертой и интернальностью локуса контроля как проявлением ответственности в профессиональной деятельности менеджеров. Самый высокий уровень интернальности оказался в среднем звене руководства, причем почти по всем шкалам методики. У мужчин-менеджеров интернальность в профессиональной деятельности статистически значимо выше, чем у женщин; интернальность в профессиональной деятельности значимо коррелирует с общим и руководящим стажем;
• психологический профиль "идеального менеджера" построен с помощью метода экспертной оценки позволил подтвердить исключительное значение ответственности в системе профессионально важных качеств руководителя. Выявлено существенное преобладание деловых характеристик (75,4%) по сравнению с личностными чертами менеджеров;
• полученные эмпирические данные дают основания констатировать преобладание оптимального мотивационного комплекса в большинстве менеджеров промышленного предприятия. Значительное количество женщин-менеджеров имеют отрицательный мотивационный комплекс с преобладанием внешней отрицательной мотивации. Обнаружено существование существенной разницы по гендерному признаку: если для мужчин-менеджеров общая доля оптимального и нейтрального мотивационных комплексов составляет 84,4%, то у женщин - только 53,4%.
• психосемантический анализ понятия "ответственность" с помощью свободного ассоциативного эксперимента и контент-аналитического исследования позволяет определить, что подавляющее большинство менеджеров воспринимает ответственность как личностную черту в системе профессионально важных качеств; положительное отношение к ответственности преобладает у мужчин, отрицательное - у женщин-менеджеров; высокие показатели позитивного отношения обнаружено в высшем звене руководства; профессиональный аспект предмета ответственности значительно преобладает над общим.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
- Адаменко Е., Коняева А., Керанчук А., Тысячная В. и др. Точка зрения. HR-менеджер нового образца / Е. Адаменко // Обучение персонала – журнал об управлении людьми. – 2009. – № 7–8.
- Герчикова И. Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Герчикова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, 2015. — 510 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://biblioclub.ru
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С.34‑42.
- Кукушкина В. В. Введение в специальность. Менеджмент : учебник / В. В. Кукушкина — М. : ИНФРА-М, 2014. — 252 с.Тебекин А. В. Менеджмент : учебник / А. В. Тебекин — М. : ИНФРА-М, 2014. — 384 с.
- Лазорко О. В. Психологические основы формирования ответственного отношения спортсмена к процессу спортивной тренировки // Wspуіczesny sport olimpijsky i sport dla wszystkich.– Warszawa, 2002.– Р. 326−329.
- Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе. Пер. с англ. — М.: НІРРО, 2005. — 384с.
- Маткин В.В. Теория и практика развития интереса к профессионально‑творческой деятельности у будущих учителей: ценностно‑синергетический подход / В.В. Маткин: дисс. … докт. пед. наук: 13.00.08. – Екатеринбург, 2002. –255 с.
- Михненко П. А. Теория менеджмента : учебник / П. А. Михненко. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2017. — 520 с.
- Сара Холлифорд, Стив Уиддет. Руководство по компетенциям. Пер. с англ. — М.: НІРРО, 2003 — 224с.
- Тебекин А. В. Менеджмент : учебник / А. В. Тебекин — М. : ИНФРА-М, 2014. — 384 с.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — Т.1. — М.: Педагогика, 1986 — 289с.
- Чемеков В.П. Грейдинг: построение системы управления персоналом. — М.:Вершина, 2007.
- Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В. М. Шепель. – М. : Народное образование, 19999. – 432 с.