Файл: Формирование компетентностного портрета современного менеджера ( КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Достижение эффективного использования человеческого капитала в условиях информационного общества, инновационных технологий невозможно без компетентностного подхода в управлении персоналом. Такой подход предполагает определение видов компетенций, необходимых для успешной деятельности менеджера по персоналу.

Сегодня существует три способа моделирования компетенций:

- применение стандартизированных моделей компетенций наиболее успешных компаний;

- корректировки стандартизированных моделей компетенций в соответствии целям организаций и ценностям корпоративной культуры;

- построение модели компетенций с нуля на основе стратегии развития, миссии организации и типа корпоративной культуры с помощью внешних консультантов или самостоятельно.

Готовые модели компетенций предлагаются лидирующими компаниями:

- Модель «20 граней» британской компании ADC, которая показывает сферы деятельности менеджера через компетенции (управленческие навыки, мотивация, навыки Принятие решений, индивидуальные черты, межличностные навыки)

- Модель «Восьми компетенций» компании SHL, мирового лидера в оценке персонала (в модели сочетаются личностные факторы и факторы умений для оценки компетенций и их влияния на результаты работы). В построении модели применялся опыт Великобритании, Турции, Южной Африки, США и других стран.

Консультанты SHL применяют метод прямых атрибутов на основе карточек с универсальными моделями компетенций для отдельных категорий персонала:

- Модель ИМС (Inventory of Management Competencies) - модель компетенций предназначена для среднего менеджмента и опытных профессионалов;

- Модель WSC (Work Styles Competencies) - модель компетенций предназначена для персонала рабочих специальностей;

- Модель DDA (Director's Development Audit) - модель компетенций предназначена для высших менеджеров и руководителей.

Но если выбранная стандартизированная модель компетенций не адаптирована к стратегическим целям и специфики компании, она не будет работать эффективно [5].

Цель исследования – исследовать формирование компетентностного портрета современного менеджера.

Объект исследования – современные менеджеры.

Предмет исследования – процесс формирования компетентностного портрета современного менеджера.

Задачи исследования:

1. Описать сущность и определение понятий «профессиональная компетенция» и «компетентность».


2. Раскрыть требования, предъявляемые к современным менеджерам.

3. Изучить функциональную и отраслевую специфику в управленческой деятельности.

4. Исследовать формирование компетентностного портрета современного менеджера на примере АО «ЗАРА СНГ».

Практическая значимость работы – результаты исследования могут использоваться руководителями предприятий.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ

Сущность и определение понятий «профессиональная компетенция» и «компетентность»

Исследование проблем и задач компетентностного подхода находим в работах В.И. Байденко, А. Бермус, И.А. Холодно, В.А. Козырева, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.В. Овчарука, А.И. Пометун, Р. Уайта, А.В. Хуторского и других. Теоретическому анализу понятий «Компетенция», «компетентность» посвящены работы М.С. Головань, А.А. Гришнова, В.А. Калинина, О.В. Кучай, Н.В. Нагорной, В.Т. Лозовецкая, Н.М. Перевознюк, В.С. Плохий, Г.Г. Руденко и других.

Однако, несмотря на определенную изученность данной проблемы, среди ученых до сих пор продолжается дискуссия по определению содержания и сути понятий «Компетенция», «компетентность», установление их составляющих компонентов и взаимного соотношения. Несмотря на требования методологии по терминологической однозначности трактовок понятий в разных научных трудах данные понятия трактуются по-разному: в одних - различаются, в других - отождествляются. Некоторые существенные аспекты данного вопроса до сих пор остаются до конца не раскрытыми, что и определяет необходимость дальнейшего исследования этой проблематики.

Понятие «Компетентностное образование» возникло в США и основывалось на изучении педагогического опыта передовых учителей. Термин «компетентностный подход» разработан американскими учеными в 60-х годах прошлого века, а в 70-х годах включен в профессиональные образовательные программы США и в 80-х годах к профессиональным подготовительным программам Великобритании и Германии [1, c. 12].

Свое развитие и дальнейшее продолжение компетентностный подход имел в 1997 году в программе «Определение и отбор компетенций: теоретические и концептуальные основы »(сокращенно« DeSeCo ») в рамках Федерального статистического департамента Швейцарии и Национального центра образовательной статистики США и Канады.


Понятие «подход» в учебно-методической и научной литературе используют в разных значениях: «профессиональный подход», «Индивидуальный подход», «компетентностный подход», «гендерный подход »и другие. Как правило, этот термин, не определяется исследователями как отдельное понятие.

Подход - совокупность способов, приемов в обучении, рассмотрение чего-либо (явлений, объектов, процессов) и воздействие на кого-либо [11, с. 23].

Понятие «подход» определяется И.А. Зимней как определенная позиция, точка зрения, что имеет целью исследования, проектирование и организацию образовательной деятельности. Подход определяется некоторой идеей, концепцией и сосредотачивается на основных для него одной или двух-трех категориях [3, с. 36].

В своем исследовании, при понимании «подход», будем руководствоваться определению В.В. Маткина, который считает, что «подход» (в педагогике) является особой формой познавательной и практической деятельности человека и может пониматься как анализ педагогических явлений под определенным углом зрения, как стратегия исследования образовательного процесса, как базовая ценностная ориентация, определяет позицию педагога [7, с. 38].

По определению Шепель В. М. «Компетентностно ориентированный подход - подход к организации учебно-воспитательного процесса, направлен на приобретение личности определенной суммы знаний и опыта, позволяют ей делать выводы о чем-то, убедительно выражать собственные мысли, действовать адекватным образом в различных ситуациях» [13, с.61].

По нашему мнению, компетентностный подход в высшем техническом образовании ориентирован на всестороннее развитие и подготовку студента к его профессиональной деятельности не только как компетентного специалиста, но и как высоко воспитанной, образованной личности и предполагает получение им как знаний, умений, навыков так и способности к постоянному самосовершенствованию, самообразованию, принятия креативных решений и развития гуманистических ценностей.

Компетентностный подход в высшем образовании направлен на развитие и совершенствования различных видов компетенций и компетентностей в студента. Поэтому, одной из задач нашего исследования является определение сути понятий «компетенция» и «компетентность», установление их соотношение.

Чтобы глубже понять неоднозначность и многотрактовность указанных понятий, обратимся к толковым и энциклопедическим словарям.

Понятие «compete» латино-русский словарь трактует, как отвечать, быть способным, подходящее, а понятие «competentia» - как соответствие, согласованность [2, c. 12].


Словарь иностранных слов: компетентность - знание, осведомленность, авторитетность; компетенция - круг полномочий какой-либо организации или лица; круг вопросов, по которым данное лицо имеет определенные знания, опыт, возможности [12, c. 22].

«Competence», в переводе с английского означает: умение, способность; компетенция, компетентность, способность [9, c. 16].

Толковые словари английского языка дают этим понятиям следующих значений: достаточность, соответствие, умение выполнять определенную задачу, работу и обязанность; общие умения и навыки, умственные способности.

В некоторых научных трудах, термин компетенция и компетентность употребляются как синонимы (Дж. Равен), в других они четко разграничиваются (В. Краевский, А.В. Хуторской).

По мнению Н.В. Нагорной, такое несоответствие возникло в результате неточного перевода рекомендаций Совета Европы, когда английское «Сompetency» ошибочно переводилось на созвучное компетенция.

Причиной этого является соответствие двух эквивалентов: компетенция и компетентность, одном английском - сompetency (е) [3, c. 12].

М.С. Головань отмечает, что в англоязычных источниках применяется также слово «сompetency», которое имеет те же значения, что и «сompetencе». Кроме того, на основе анализа этимологической информации толкового словаря, «сompetency» происходит от латинского competentia, а это значит, что его нужно переводить как «компетенция».

На основе анализа научной литературы, приведем основные подходы к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность». Так, понятием «компетенция» ученые понимают:

- совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемых к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной, продуктивной деятельности по ним (А. Кучай)

- Интегративное понятие, которое включает следующие аспекты: готовность к призванию; готовность к оценке, готовность к действию, готовность к рефлексии (А.И. Пометун)

- Объективная категория, общественно признанный уровень знаний, умений и навыков, отношений и т.д. в определенной сфере деятельности человека как абстрактного носителя

- Некоторая отчужденность, заранее заданное требование к подготовке лица (Свойства или качества, потенциальные способности человека), заранее заданное требование относительно знаний и опыта деятельности в определенной сфере (М.С. Головань).

Понятие «компетентность» понимают как:

- Качество личности или совокупность качеств, опыт деятельности в заданной сфере (В. Шадриков);


- Умение мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт, с учетом внешних обстоятельств; некоторая общая способность человека, базирующаяся на его знаниях, опыте, ценностях и возможностях и которая не сводится ни к конкретным знаний, ни к навыкам, а проявляется как возможность установления связи между знанием и ситуацией (С.Е. Шишов).

- Способность применять знания и умения эффективно и творчески в межличностных отношениях - ситуациях, предполагающих взаимодействие с другими людьми в социальном контексте так же, как и в профессиональных ситуациях; понятия, логично происходит от отношений к ценностям; и от умений к знаниям (Quality education and competencies for life).

- Уровень готовности применения знаний, умений, навыков в различных ситуациях (Л.К. Ильяшенко).

- Способность квалифицированно осуществлять деятельность, выполнять задания или работу; набор знаний, навыков и отношений, что позволяют личности эффективно действовать или выполнять определенные функции, направленные на достижение определенных стандартов в профессиональной отрасли или определенной деятельности (Дж. Спектор).

- Сочетание соответствующих знаний и способностей, дающих основание обоснованно судить об этой сфере и эффективно действовать в ней; владения человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности (А.В. Хуторской).

Компетентность является более широкое понятие, которое характеризует и определяет уровень профессионализма личности, а ее достижения происходит посредством получения необходимых компетенций, составляют цель профессиональной подготовки специалиста [4, c. 12].

С ним соглашается М.С. Головань, утверждая, что понятие «Компетенции» связано с содержанием сферы деятельности, а «Компетентность» всегда касается лица, характеризует ее способность качественно выполнять определенную работу. Эти понятия «находятся в разных плоскостях ».

Итак, компетентность - владение человеком соответствующей компетенцией, охватывает его личное отношение к ней и предмета деятельности.

1.2. Требования, предъявляемые к современным менеджерам

Определение видов компетенций менеджера по персоналу предусматривает исследования его деятельности в контексте ролей, которые он может выполнять.