Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Основные аспекты исследования организационного конфликта и его особенностей).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные аспекты исследования организационного конфликта и его особенностей
1.2. Подходы к управлению поведением в конфликтах
Глава 2. Практическое исследование управлением конфликтными состояниями в организации
2.1. Характеристика организации
Глава 3. Рекомендации по управлению поведением сотрудников в конфликтных ситуациях
Известно, что многие конфликты легче предупредить, чем разрешить, поэтому профилактика конфликтов должна занять видное место в деятельности любой организации. Поскольку центральными фигурами конфликтов являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной. С этой целью целесообразно использовать результаты психологических исследований субъективных причин и динамики конфликтов, системное описание конфликтной личности. Они позволят не только целенаправленно и эффективно решать практические задачи по предупреждению конфликтов, но и снижать уровень конфликтности конкретных личностей.
Доброжелательная и товарищеская атмосфера является важным фактором, снижающим уровень их подозрительности и недоверчивости. Формирование благоприятного психологического климата — задача непростая. В психологических исследованиях разработано немало конструктивных рекомендаций на сей счет, которые можно использовать, в том числе и для снижения уровня конфликтности.
Хорошим стабилизирующим фактором; препятствующим возникновению конфликтов в группе, а, следовательно, влияющим на проявления конфликтности, является наличие в нем высокой организационной культуры как системы осознанных и неосознанных представлений, ценностей, запретов; традиций, разделяемых всеми членами организации. Организационная культура многолика в своих проявлениях, но в контексте обсуждаемой проблемы особое внимание следует обратить на один аспект — наличие положительных традиций как важных ограничительных рамок для конфликтных личностей. Положительные традиции выступают как дополнительные нормы социальной регуляции поведения. Их следует всячески поощрять. Группы с высокой организационной культурой отличаются сформированным общественным мнением, являющимся также мощным регулятором поведения людей.
Опытно-практическое исследование, проведенное в организации ГБУЗ РК «Коми республиканской клинической больницы», показало, что люди, характеризующиеся как конфликтные, выбирают негативный стиль поведения в конфликтной ситуации – соперничество, что приводит к усугублению конфликтной ситуации. Сотрудники, определяемые как менее конфликтные, в таких ситуациях выбирают наиболее эффективный стиль поведения – сотрудничество.
Так же, в ходе исследования, было выявлено, что у конфликтных сотрудников определяются следующие личностные особенности: высокая активность на фоне сниженного настроения, такие данные указывают, что на конфликтность человека влияет внутреннее состояние.
Поэтому пути управления конфликтов в организации должны быть направлены на несколько сфер - организационную и личностную.
Список использованной литературы
- Абрамова Е.Ю. Конфликты в управленческой деятельности и их роль в развитии профессионала. - Ярославль: ФГБОУ ВПО «Ярославский гос. педагогический университет им. К.Д. Ушинского», 2013. - 91 с.
- Алексеев С.В. Конфликтология. - Москва: Проспект МГЮА, 2013. - 171 с.
- Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
- Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб: Питер, 2011. 551 с.
- Бендюков М.А. Психология трудового конфликта. - Санкт-Петербург: ПГУПС, 2011. - 87 с.
- Богданов Е.Н Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, Е.Г. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.
- Большаков А.Г. Организационно-корпоративные конфликты. - Казань: Казанский ун-т, 2013. - 112 с.
- Булатецкая А.Ю. Конфликтологическая компетентность управленческого персонала как фактор формирования интеллектуального капитала организации: монография. - Пермь: Астер, 2015. - 205 с.
- Гнедина Т.И. Конфликтология: хрестоматия / 2-е изд. - Магнитогорск: МГТУ, 2014. - 251 с.
- Гостев А.Н. Организационный конфликт: социологический аспект: монография / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко. - Москва: Изд-во СГУ, 2013. - 179 с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб: Питер, 2016. - 576 с.
- Дмитриев А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев; 4-е изд., перераб. - Москва: Альфа-М, 2013. - 335 с.
- Дэна Д. Преодоление разногласий // Прикладная конфликтология. Хрестоматия / Под ред. К.В. Сельченок. - СПб.: ЛЕНАТО, 2011. - 138 с.
- Жмурин И.Е. Психологическая защита как механизм трансформации внутриличностного конфликта в межличностный конфликт / И.Е. Жмурин // Современная прикладная психология: теория и практика: сборник трудов научной конференции. - М.: МГОУ, 2017. - С. 161-166.
- Зеленский С.Ю. Методы профилактики конфликтов в компаниях / С.Ю. Зеленский, А.В. Чернов // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 364-366.
- Иванова Е.Н. Когнитивные аспекты работы с конфликтом. - Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2012. - 260 с.
- Калмыкова О.Ю. Картографический анализ конфликта в организации / О.Ю. Калмыкова, Г.П. Гагаринская. - Самара: Самарский гос. технический ун-т, 2013. - 165 с.
- Кашапов М.М. Взаимосвязь творческих характеристик личности и типов реагирования на конфликт / М.М. Кашапов, Ю.К. Рейская // Вестник Удмуртского университета. - 2015. - Т. 25. - № 4. - С. 25-32.
- Кашник О.И. Практикум по управлению конфликтами в организации / О.И. Кашник, Н.В. Силкина, Е.А. Федосихина. - Новосибирск: СГУПС, 2014. - 302 с.
- Кермен И.В. Межличностное управление конфликтами / И.В. Кермен // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: сборник трудов научной конференции. - М.: Институт стратегических исследований, 2016. - С. 92-94.
- Кернберг О.Ф. Конфликт, лидерство, идеология в группах и организациях / пер. с англ. С. Комарова. - М.: Класс, 2015. - 419 с.
- Кибанов А.Я. Конфликтология / 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Инфра-М, 2014. - 240 с.
- Козлова А.А. Организационная конфликтология: учебно-методическое пособие / А.А. Козлова, В.В. Козлов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Бизнес Элайнмент, 2014. - 225 с.
- Козлов А.С. Конфликтология социальных групп и организаций / А.С. Козлов, Е.В. Левина, П.А. Эстрова. - Москва: URSS ЛЕНАНД, 2015. - 263 с.
- Козырев Г.И. Конфликтология. - Москва: ФОРУМ ИНФРА-М, 2014. - 303 с.
- Лукаш Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология в бизнесе. - Москва: Юстицинформ, 2014. - 157 с.
- Макаров Е.И. Трудовые конфликты: история, теория, методы мониторинга / Е.И. Макаров, Д.В. Лобок. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов, 2014. - 215 с.
- Михайлова М.В. Механизм управления конфликтами в организации: монография. - Чебоксары: ЧКИ РУК, 2014. - 79 с.
- Мкртумян Л.С. Организационная культура как фактор конструктивного разрешения конфликтов // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 60-63.
- Молчанова Н.В. Особенности проявления поведенческой активности в межличностном конфликте / Н.В. Молчанова // Известия Саратовского университета. - 2015. - Т. 4. - № 1. - С. 51-55.
- Нагайцев В.В. Динамика развития межличностного конфликта / В.В. Нагайцев // Конфликтология и конфликты в современном мире: сборник трудов научной конференции. - Омск: ОГПУ, 2017. - С. 180-185.
- Обозов Н.Н. Психология конфликта / Н.Н. Обозов. - СПб: Облик, 2001. - 48 с.
- Панкратова И.А. Конфликтология. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014. - 210 с.
- Платонов В.В. Управление конфликтами в инновационном менеджменте. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического университета, 2013. - 95 с.
- Резник С.Д. Управление трудовыми конфликтами на предприятии / С.Д. Резник, Т.И. Копякова, А.Е. Черницов. - Пенза: Изд-во ПГУАС, 2013. - 158 с.
- Решетникова К.В. Конфликты в системе управления: учебное пособие. - Москва: Юнити-Дана, 2013. - 174 с.
- Светлов В.А. Введение в единую теория анализа и разрешения конфликтов / В.А. Светлов. - М.: Либроком, 2013. – 336 с.
- Спатарь А.В. Основы управления конфликтами в организации // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 95-98.
- Стеклова Н.А. Коммуникационные конфликты в обществе риска: социально-философский анализ: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н. - Саратов, 2012. - 23 с.
- Ткалич А.И. Конфликтология / А.И. Ткалич, М.С. Моисеева- Москва: Спутник+, 2015. - 101 с.
- Тужикова Е.С. Коммуникативный потенциал личности в межличностном конфликте / Е.С. Тужикова // Успехи современной науки. - Т. 3. - № 2. - С. 111-113.
- Филиппов М.Н. Особенности управления межличностными конфликтами в современной организации / М.Н. Филиппов, О.В. Архипова // Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности: стратегии и практика развития: сборник трудов научной конференции. - Коломна: МГОСГИ, 2017. - С. 78-93.
- Шувалова Ю.А. К вопросу об управлении межличностными конфликтами в организации / Ю.А. Шувалова, А.С. Шестакова // Миссия менеджмента: эффективная стратегия - XXI век: сборник трудов научной конференции. - Йошкар-Ола: МОСИ, 2015. - С. 216-218.
Приложение 1
Модель конфликта как процесса
Приложение 2
Таблица 1
Результаты диагностики конфликтности и агрессивности сотрудников
№ исп. |
Конфликтность |
Агрессивность |
4 |
3 |
|
6 |
6 |
|
2 |
4 |
|
8 |
7 |
|
2 |
2 |
|
2 |
3 |
|
3 |
3 |
|
4 |
4 |
|
8 |
7 |
|
5 |
4 |
|
8 |
6 |
|
4 |
3 |
|
8 |
7 |
|
4 |
4 |
|
3 |
4 |
|
7 |
4 |
|
3 |
4 |
|
7 |
4 |
|
3 |
3 |
|
8 |
7 |
|
3 |
3 |
|
8 |
6 |
|
4 |
4 |
|
5 |
2 |
|
1 |
2 |
|
8 |
6 |
|
2 |
2 |
|
7 |
7 |
|
3 |
2 |
|
8 |
3 |
|
3 |
3 |
|
3 |
3 |
|
9 |
3 |
|
2 |
4 |
|
7 |
3 |
|
7 |
1 |
|
7 |
3 |
|
7 |
4 |
Таблица 2
Результаты диагностике по методике САН в группе 1
№ |
методика САН |
||
самочувствие |
активность |
настроение |
|
1 |
5 |
5 |
8 |
2 |
6 |
3 |
8 |
3 |
7 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
5 |
7 |
5 |
6 |
6 |
9 |
7 |
6 |
7 |
4 |
2 |
8 |
8 |
5 |
9 |
8 |
9 |
9 |
5 |
7 |
10 |
6 |
4 |
9 |
11 |
9 |
3 |
8 |
12 |
5 |
3 |
9 |
13 |
7 |
5 |
8 |
14 |
7 |
6 |
9 |
15 |
10 |
9 |
8 |
16 |
9 |
8 |
7 |
17 |
7 |
6 |
7 |
18 |
3 |
8 |
6 |
19 |
7 |
6 |
8 |
20 |
7 |
6 |
8 |
Ср |
6,65 |
5,45 |
7,4 |
Таблица 3
Результаты диагностике по методике САН в группе 2
№ |
методика САН |
||
самочувствие |
активность |
настроение |
|
3 |
8 |
2 |
|
3 |
6 |
3 |
|
6 |
7 |
2 |
|
4 |
8 |
3 |
|
3 |
8 |
3 |
|
9 |
7 |
5 |
|
4 |
9 |
4 |
|
3 |
9 |
4 |
|
5 |
7 |
7 |
|
5 |
6 |
4 |
|
5 |
7 |
3 |
|
3 |
7 |
4 |
|
4 |
6 |
3 |
|
3 |
7 |
3 |
|
6 |
9 |
2 |
|
7 |
8 |
2 |
|
6 |
6 |
3 |
|
3 |
4 |
3 |
|
Ср |
4,55 |
7,16 |
3,33 |
Таблица 4
Результаты по тесту Томаса в группе 1
№ |
Соперни-чество |
Сотруд-ничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспо-собление |
0 |
10 |
2 |
3 |
0 |
|
3 |
4 |
7 |
2 |
2 |
|
2 |
8 |
4 |
2 |
5 |
|
1 |
3 |
8 |
3 |
3 |
|
1 |
7 |
2 |
2 |
2 |
|
5 |
2 |
7 |
2 |
3 |
|
2 |
6 |
2 |
2 |
4 |
|
3 |
4 |
7 |
3 |
3 |
|
2 |
5 |
2 |
4 |
5 |
|
3 |
2 |
2 |
8 |
2 |
|
1 |
6 |
3 |
2 |
2 |
|
4 |
2 |
7 |
2 |
3 |
|
1 |
7 |
4 |
3 |
2 |
|
3 |
4 |
7 |
2 |
4 |
|
2 |
7 |
2 |
1 |
3 |
|
2 |
3 |
8 |
0 |
1 |
|
0 |
7 |
4 |
0 |
3 |
|
1 |
7 |
5 |
2 |
1 |
|
4 |
4 |
9 |
1 |
2 |
|
0 |
9 |
2 |
3 |
3 |
|
Ср |
2 |
5,35 |
4,7 |
2,35 |
2,65 |
Таблица 5
Результаты по тесту Томаса в группе 2
№ |
Соперни-чество |
Сотруд-ничество |
Компро-мисс |
Избегание |
Приспо-собление |
1 |
8 |
0 |
2 |
0 |
1 |
2 |
4 |
1 |
2 |
1 |
7 |
3 |
7 |
1 |
1 |
3 |
2 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
7 |
5 |
5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
6 |
8 |
3 |
0 |
1 |
2 |
7 |
3 |
3 |
2 |
1 |
7 |
8 |
2 |
2 |
4 |
5 |
1 |
9 |
8 |
3 |
4 |
2 |
2 |
10 |
1 |
3 |
4 |
2 |
1 |
11 |
8 |
2 |
1 |
1 |
4 |
12 |
2 |
5 |
1 |
2 |
2 |
13 |
3 |
6 |
2 |
0 |
4 |
14 |
6 |
3 |
3 |
2 |
1 |
15 |
2 |
2 |
4 |
6 |
1 |
16 |
6 |
2 |
2 |
3 |
4 |
17 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
18 |
6 |
3 |
1 |
2 |
4 |
Ср |
4,4 |
2,5 |
2,2 |
2,2 |
3 |
Таблица 6
Статистический анализ показателей по критерию Манна-Уитни