Файл: Общие положения о праве собственности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 398

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общие положения о праве собственности

1.1. Понятие и содержание права собственности

1.2. Общие положения о способах возникновения права собственности

1.3. Первоначальные способы приобретения права собственности

1.4. Производные способы приобретения права собственности

1.5. Прекращение права собственности

Глава 2. Защита права собственности

2.1. Гражданско-правовая защита собственности

2.2. Виндикационный иск

2.3. Негаторный иск (статья 304 ГК РФ)

2.4. Иск об освобождении имущества от наложения ареста или исключении его из описи

2.5. Другие вещно-правовые способы защиты

2.6. Защита прав владельца, не являющегося собственником

2.7. Защита интеллектуальной собственности

Глава 3. Иные гражданско-правовые способы защиты права собственности

3.1 Самозащита гражданских прав

3.2. Признание оспоримой сделки недействительной

3.3 Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления

Заключение

Библиография

Компенсационные санкции выполняют важнейшую функцию гражданского права - восстановление имущественной сферы потерпевшего. Возмещение убытков как универсальная мера гражданско- правовой ответственности (статья 15 ГК РФ) может применяться ко всем соответствующим нарушениям прав на интеллектуальную собственность.

Закон предусматривает и иные меры, направленные на возмещение имущественных потерь потерпевшего. Так. пункты 3 статей 1301, 1311, 1252 ГК РФ дает возможность обладателю нарушенного исключительного права альтернативно по отношению к убыткам требовать от нарушителя выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения, правообладатель освобождается от обязанности доказывать размер причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ.

Отказ в защите права как санкция особого рода, которая применяется в случаях злоупотребления правом со стороны самого управомоченного лица (пункт 2 статья 10 ГК РФ), может иметь место и в отношениях, связанных с интеллектуальными правами - основания применения и последствия аналогичны другим гражданским правоотношениям.[45][44]

Следует разделять защиту интеллектуальных прав как абсолютных субъективных гражданских прав и защиту прав, связанных с охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации, возникающих из договора. - к последним применяются нормы об ответственности за неисполнении или ненадлежащее исполнение обязательств.

Для защиты всех исключительных прав на охраняемые в соответствии с частью 4 ГК РФ объекты, актуально понятие контрафактной продукции. Контрафактными считаются такие материальные носители результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, изготовление, распространение, импорт, перевозка, хранение или иное использование которых приводят к нарушению исключительных прав на такие результаты и средства. Такие материальные носители по решению суда подлежат изъятию из оборота н уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены ГК РФ. Изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход РФ, подлежат также оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.[46][45]


Глава 3. Иные гражданско-правовые способы защиты права собственности

3.1 Самозащита гражданских прав

С 1 января 1995 г. введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации. Самозащита гражданских прав - это защита прав без обращения в суд (статья 14 ГК РФ).[47][46]

Под самозащитой гражданских прав понимается совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов.

В статье 12 ГК РФ перечислены способы защиты гражданских прав, один из которых - самозащита. Самозащита права логически вытекает из принципа диспозитивности, описанного в статье 9 ГК РФ, в пункте 1 которой сказано: «Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права». Законодатель определяет право на самозащиту в общих чертах, не пытаясь его детализировать. «Способы, самозащиты должны быть соразмерны нарушению и, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения» (статья 14 ГК РФ). Таким образом, самозащита гражданских прав может производиться различными путями, начиная с простого удержания вещи и заканчивая активными действиями вплоть до применения силы. Перечислить и классифицировать все способы вряд ли возможно. Так как в этом и нет необходимости. Главное в самозащите - наличие юридического состава, т.е. совокупности юридических фактов, как формирующих право на осуществление самозащиты, так и определяющих ее соразмерность. Тем не менее, этот вопрос нельзя рассматривать, исходя только из положения статьи 14 ГК РФ, в отрыве от некоторых других норм гражданского и другого законодательства.

Основным из главных условий для применения самозащиты является нарушение конкретного гражданского права, предусмотренного статьей 8 ГК РФ. Вторым, необходимость остановить это нарушение. Третьим условием - соразмерность принятых мер к характеру нарушения. Они не должны выходить за пределы действий, необходимых для предупреждения нарушений права. Как основания для осуществления самозащиты, так и ее пределы нельзя ставить в зависимость только от злонамеренной воли нарушителя права. Таким образом, статья 10 ГК РФ, определяет пределы осуществления гражданских прав, формулирует общее правило этой злонамеренности, указывая, что не допускаются действия граждан и юридических лиц исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в любых формах. К примеру, недопустимо применение таких мер охраны имущества, которые опасны для жизни и здоровья окружающих. Известен случай, когда собственник дачи огородил свой участок колючей проволокой, подключив к ограде электрический ток. В другом случае владелец автомобиля так положил ружье в гараже, что вор при открытии двери должен был получить выстрел в ноги, при этом первым пострадавшим оказался сам автор такого "изобретения".[48][47]


Правоохранительным органам приходится все чаще встречаться с осуществлением самозащиты, что требует нового уровня правового мышления для правильной юридической оценки многообразия возникающих ситуаций.

К примеру, гражданка обратилась в прокуратуру с жалобой на якобы самоуправные действия, проявляющиеся в ее принудительном выселении из квартиры. При проверке оказалось, что имелось вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу о выселении заявительницы из квартиры, которое она не спешила выполнять.

Тогда заявительница в отсутствие ответчицы вынесла ее вещи в безопасное место. Вместе с тем какого-либо имущественного ущерба причинено не было. Действия заявительницы, отчаявшейся в ожидании исполнения судебного решения, были правомерны и соответствовали требованиям статьи 14 ГК РФ.

Нетрудно заметить, что в аспекте самозащиты гражданских прав во многом теряет свой первоначальный смысл нынешняя редакция статьи 200 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за самоуправство. Согласно диспозиции этой статьи, уголовно наказуемым самоуправством является самовольное, с нарушением установленного законом порядка, осуществление своего действительного или предполагаемого права, причинившее существенный вред гражданам либо государственным или общественным организациям.

Применима ли самозащита в случае невиновного нарушения гражданских прав? Предполагается, что не стоит ставить под сомнение положительный ответ на данный вопрос. Лицу безразлично, по неосторожности, умышленно или вовсе без вины нарушаются его права. Главное, чтобы нарушение этих прав было реальным, а не предполагаемым. В свою очередь допустима самозащита и при наличии реальной угрозы охраняемым правам. Это следует из положений статьи 12 ГК РФ, где законодатель, регулируя способы защиты гражданских прав, говорит о пресечении не только действий, нарушающих право, но и создающих угрозу его нарушения.

Кроме того, законодательству известны случаи, когда даже незаконные действия лиц по защите своих прав и интересов признаются правомерными.

Речь идет о действиях, совершенных в состоянии необходимой обороны или в условиях крайней необходимости.[49][48] По общему правилу, не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были нарушены ее пределы. Таким образом, необходимой обороной признаются такие меры защиты прав, которые причиняют вред их нарушителю, но не несут обязанности обороняющегося по его возмещению, поскольку признаются правомерными (допустимыми). По-другому решается этот вопрос при превышении пределов необходимой обороны, потому речь идет уже о неправомерных действиях, влекущих гражданско-правовую ответственность. Но и здесь учитывается посягательство потерпевшего на законные интересы обороняющегося лица, хотя бы и превысившего пределы необходимой обороны.


Еще одним из способов самозащиты гражданских прав являются действия управомоченного лица в условиях крайней необходимости.

К примеру, спасая тонувшего в реке гражданина, другой гражданин использовал стоявшую у берега лодку, из которой предварительно выбросил в воду находившееся в ней чужое имущество. Обязанность по возмещению причиненного вреда была возложена на спасенного, неосторожно купавшегося в опасном месте.

"При разрешении споров, возникших в связи с защитой принадлежащих гражданам или юридическим лицам гражданских прав путем самозащиты (статьи 12 и 14), следует учитывать, что самозащита не может быть признана правомерной, если она явно не соответствует способу и характеру нарушения и причиненный (возможный), вред является более значительным, чем предотвращенный".[50][49]

Анализ вышеизложенный разъяснений показывает, что:

  1. самозащита - это один из способов защиты гражданских прав (ста-

тья 12 ГК);

  1. способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не

выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения;

2) суды должны четко отличать самозащиту от так называемого самоуправства, предусмотренного в статье 330 УК.

Хотелось бы отметить, что самозащита может стать как действенным средством соблюдения субъективного права, так и балансировать на грани правонарушения или преступления. В силу этого более предпочтительна защита права в судебном порядке. В общем, назрела необходимость реформирования гражданского судопроизводства в сторону его ускорения, более эффективного обеспечения исковых требований до рассмотрения дела по существу, а главное - коренная реформа исполнительного производства.

3.2. Признание оспоримой сделки недействительной

В данном разделе работы о недействительных сделках не охватываются все аспекты признания сделок недействительными. Прежде всего, в изложенном материале принималась во внимание недействительность сделок, по которым осуществляется переход права собственности. Сделки - один из наиболее распространенных юридических фактов. В статье 153 ГК РФ сделки определяются как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, сделку характеризуют следующие признаки:


1) сделка - это всегда волевой акт, т.е. действие людей;

2) это правомерные действия;

3) сделка специально направлена на возникновение, прекращение или изменение гражданских правоотношений;

4) сделка порождает гражданские отношения, поскольку именно гражданским законом определяются те правовые последствия, которые наступают в результате совершения сделок.

Сделка представляет собой единство четырех элементов: субъектов - лиц, участвующих в сделке, субъективной стороны - единства воли и волеизъявления, формы и содержания.

Форма сделок бывает устной и письменной. Устно могут совершаться любые сделки если:

1) законом или соглашением сторон для них не установлена письменная форма;

2) они исполняются при самом их совершении (исключение составляют сделки, требующие нотариальной формы, а также сделки, для которых несоблюдение простой письменной формы влечет их недействительность);

3) сделка совершается во исполнение письменного договора, и имеется соглашение сторон об устной форме исполнения (статья 159 ГК РФ).[51][50]

Все остальные сделки должны совершаться в письменной форме.

Недействительность сделок, участниками которых являются граждане, основывается на тех же критериях, что и общие правила о возникновении дееспособности, а именно на таких критериях, как возраст и психическое отношение к совершаемым действиям. По этим критериям законом сформированы следующие составы недействительных сделок:

1) сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным (статья 171 ГК РФ);

  1. сделки, совершенные гражданином, ограниченным судом в дееспособности (статья 176 ГК РФ);

3) сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте до 14 лет (статья 172 ГК РФ);

4) сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте старше 14 лет (статья 175 ГК РФ).

Законом предусмотрено два состава недействительных сделок юридических лиц: сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности юридического лица (статья 173 ГК РФ), и сделки, совершенные органами юридического лица с превышением их полномочий (статья 174 ГК РФ). Объединяет оба этих состава то, что их недействительность жестко связана с установлением факта, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о незаконности ее совершения.

Это правило еще раз подтверждает, что законодатель стремится наделить юридическое лицо общей правоспособностью, ведь в случае незнания другим участником сделки о существующем пороке сделки, последняя не может быть признана недействительной.