Файл: Теоретико-правовые основы социальной защиты граждан в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 879
Скачиваний: 5
-помощь в адаптации к условиям рыночной экономики социально уязвимых групп населения;
-оказание населению материальной помощи в экстремальных ситуациях;
-недопущение абсолютной нищеты, если общий доход семьи опускается, ниже прожиточного минимума[8]
В системе социальной защиты основными элементами являются объекты и субъекты, которые раскрываются в средствах, функциях, задачах и целях. При этом очень важно, чтобы объекты были целостно общественной и иерархически организованной системой, а субъекты бы отражали данную целостность, осуществляя свою деятельность.
В настоящее время основными принципами социальной защиты населения можно выделить:
-обеспечение прав и свобод личности – право на социальное обеспечение является конституционным правом гражданина;
-комплексность – гарантированность социального обеспечения при наступлении всех возможных социально значимых обстоятельств, установленных действующим законодательством, и возможность одновременного получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот) в целях наиболее полного удовлетворения потребностей граждан и др.;
-адресность – заключается в учете индивидуальных рисковых ситуаций, которые конкретны для отдельного индивида в силу его психологических и физиологических особенностей, а также особенной социальной группы. Учет производится с целью осуществления комплекса важных необходимых мер по социальной поддержке, адаптации и активизации внутреннего потенциала человека, его инициативности и мотивированности;
-социальная справедливость – в обществе осуществляется справедливое распределение социальных благ (прав, возможностей, власти, вознаграждений, признания), уровня и качества жизни;
-гуманность – предусматривает создание оптимальных условий для интеллектуального и социального развития личности, выявления глубокого уважения к человеку, признание естественного права каждой личности на свобод, на социальную защиту, на развитие способностей и проявление индивидуальности, на самореализацию физического, психического и социального потенциала, на создание социально-психического фильтра против разрушительных негативных факторов окружающей природной и социальной среды.[9]
При этом социальная справедливость и гуманизм являются важнейшими принципами социальной защиты. Это связано с тем, что они на правовой основе с учетом трудового вклада обеспечивают все слои и группы населения равнодоступными благами и гарантиями.
Кроме того гуманизм и социальная справедливость тесно переплетаются с постройкой демократического, правового государство, где исключается пассивное ожидание помощи и стимулирование иждивенческих настроений отдельных членов общества, благодаря получению равнодоступных защитных благ и гарантий.
На принципах системности и комплексности основывается система социальной защиты. Данная система социальной защиты создается как:
-комплекс взаимосвязанных структурных элементов;
-целостное образование (составлено из частей);
-совокупность взаимодействующих элементов.
Все эти элементы в процессе интеграции образуют в конечном итоге определенную целостность.
Комплексность в организации и содержании социальной защиты тесно переплетена с системностью. Это связано с тем, что в обеспечении гарантированного государством минимального уровня социальной защиты она обеспечивает тесное единство всего комплекса мер (правовых, социальных, экономических).
Вместе с тем, основываясь на комплексном подходе, можно увязать решение социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства.
Среди таких целей можно выделить:
-превращение социальной защиты в фактор стабилизации социального и экономического развития;
-оказание помощи тем, кто попал в трудную ситуацию;
-защита тех, кто уже подошел к черте бедности[10].
Также большое значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите. Его суть заключается в предупреждение причин социального неблагополучия, а также обнаружение и устранение их на начальном этапе возникновения.
Превентивность в первую очередь призвана создавать такие условия, чтобы люди, используя личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков (безработица, болезнь или старость) сами могли справиться со сложной жизненной ситуацией.
А вот принцип адресности помогает людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, поддерживает и поощряет их активность, социальную инициативу и стремления, тем самым, решая их проблемы.
Система социальной защиты населения по принципу адаптивности выполняет следующее:
-пересматривает в условиях снижения занятости, экономической нестабильности и инфляции социальные нормативы;
-занимается развитием правовой базы организационных структур;
-обновляет методы развития правовой базы организационных структур
Адаптивность системы социальной защиты населения означает:
-способность данной системы к самосовершенствованию;
-развитие инициативы и самозащитной активности социальных субъектов;
-проявление собственных средств социальной защиты[11]
Принцип адаптивности чрезвычайно важен, когда речь идет о региональных общностях, а также профессиональных и социально-демократических групп населения.
Также в социальной защите выделяется такой принцип как многосубъективности.
Разновидности социальной защиты в Российской Федерации
В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»[12] «форма социальной услуги» рассматривается как характер конкретных действий социальной службы при оказании социальной помощи клиенту.
В статье 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[13] форма социальной защиты инвалидов определяется так: «Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов…».
По мнению Никифоровой О.Н., основными в системе социальной защиты являются следующие элементы: «Сложившиеся в обществе трудовые отношения, формы организации трудовой деятельности, характер общественного устройства, степень развития производительных сил. Именно эти элементы определяют формы функционирования системы социальной защиты населения»[14].
Сложностью и многомерностью понятия социальной защиты предопределяется многообразие ее форм, а также многообразие научных взглядов на содержание и классификацию форм.
В соответствии с комментарием к Конституции Российской Федерации формы социальной защиты населения делятся на:
1) законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;
2) регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование;
3) социальное вспомоществование;
4) социальные услуги; целевые социальные программы[15].
М. И. Лепиховым в своей работе «Право и социальная защита населения в России» предлагаются следующие основные организационно-правовые формы социальной защиты населения:
1) обязательное социальное страхование;
2) обязательное государственное страхование;
3) социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета;
4) государственная социальная помощь[16].
Приведенные классификации являются неполными и несколько искаженными структурами социального обеспечения, а не социальной защиты. Более полную структуру форм социальной защиты предложил С. В. Якимчук, который выделяет:
1) социальные гарантии;
2) социальное страхование;
3) социальную помощь;
4) социальную поддержку;
5) социальные компенсации;
6) социальное обеспечение[17].
Однако данная классификация также представляется неудачной, так как автор в качестве форм социальной защиты рассматривает социальное страхование, социальную помощь и социальную поддержку, тогда как все перечисленные компоненты являются составляющими социального обеспечения и не могут выступать в роли самостоятельных форм социальной защиты, как понятия более широкого, чем социальное обеспечение. Деятельность всевозможных правительственных и общественных организаций, государственных и частных компаний по осуществлению социальной защиты, регулируемая правом, позволяет ее рассматривать как деятельность самостоятельного типа, а именно - социально-правовую защиту.
Социальные же гарантии С. В. Якимчуком[18] определяются в качестве совокупности правовых норм, которыми регулируется определенная сфера общественных отношений, обеспечивающих защиту основных прав человека, имеющих механизм реализации и ресурсную базу: норм социального обеспечения и льгот, гарантированного минимума заработной платы, пособий и компенсационных выплат. Данная структура является более подробной, однако не учитывает всех существующих на современном этапе форм социальной защиты граждан.
По мнению В. В. Тихомировой[19] формы социальной защиты населения классифицируются на:
1) государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты;
2) социальные пособия (пособия по социальному страхованию и пособия по социальной помощи);
3) Социальное обслуживание».
По мнению Л. Е. Быковой[20], можно выделить следующие формы социальной защиты детства: денежную, натуральную и юридическую формы, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг.
Петрова Е. И.[21] выделяет две формы социальной защиты – юрисдикционную форму, то есть деятельность предусмотренных законом органов по защите прав, и неюрисдикционную, когда гражданами и объединениями граждан осуществляются самостоятельные действия, без обращения за помощью в компетентные органы.
Таким образом, можно предложить следующее определение понятия «форма социально-правовой защиты»: Форма социально-правовой защиты является внешним воплощением правоотношений в области социально-правовой защиты.
Функции социальной защиты как общественно полезной деятельности формулировались исходя из функций государства и целей социальной политики Российской Федерации. Д. А. Никоновым, А. В. Стремоуховым[22] выделяются следующие функции социальной защиты: экономическая, защитная, политическая, социально-реабилитационная, демографическая и производственная.
Экономическая функция социальной защиты состоит в том, что она оказывает положительное влияние на экономику государства и потребности людей как участников процесса производства.
Защитная функция состоит в защите граждан от неблагоприятных последствий в случае наступления сложных жизненных ситуаций (болезни, инвалидности, старости и т.п.), а также от последствий перехода к рыночной экономике (безработицы и т.п.). Это осуществляется посредством выплат материальной помощи, пенсий, пособий, и т.д.
Политическая функция выражается в связи между социальным обеспечением и политикой. Социальная защита выступает в качестве средства, с помощью которого осуществляется реализация целей социальной политики.
Социально-реабилитационная функция заключается в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, приспособлении их к труду.
Демографическая функция заключается в воздействии социальной защиты на демографические процессы, происходящие в обществе. В содержание данной функции входит стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости и др.
Производственная подфункция состоит в стимулировании граждан к труду, а также повышении производительности труда, воспроизводства рабочей силы. Тем самым социальная защита способствует проведению экономических реформ, созданию рыночных отношений.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита населения является регламентированной и регулируемой нормами права деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений по реализации экономических, социальных и правовых мер, направленной на социальное обеспечение и поддержку населения в целях преодоления трудной жизненной ситуации и скорейшей социальной адаптации.