Файл: Теоретико-правовые основы социальной защиты граждан в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 809

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-помощь в адаптации к условиям рыночной экономики социально уязвимых групп населения;

-оказание населению материальной помощи в экстремальных ситуациях;

-недопущение абсолютной нищеты, если общий доход семьи опускается, ниже прожиточного минимума[8]

В системе социальной защиты основными элементами являются объекты и субъекты, которые раскрываются в средствах, функциях, задачах и целях. При этом очень важно, чтобы объекты были целостно общественной и иерархически организованной системой, а субъекты бы отражали данную целостность, осуществляя свою деятельность.

В настоящее время основными принципами социальной защиты населения можно выделить:

-обеспечение прав и свобод личности – право на социальное обеспечение является конституционным правом гражданина;

-комплексность – гарантированность социального обеспечения при наступлении всех возможных социально значимых обстоятельств, установленных действующим законодательством, и возможность одновременного получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот) в целях наиболее полного удовлетворения потребностей граждан и др.;

-адресность – заключается в учете индивидуальных рисковых ситуаций, которые конкретны для отдельного индивида в силу его психологических и физиологических особенностей, а также особенной социальной группы. Учет производится с целью осуществления комплекса важных необходимых мер по социальной поддержке, адаптации и активизации внутреннего потенциала человека, его инициативности и мотивированности;

-социальная справедливость – в обществе осуществляется справедливое распределение социальных благ (прав, возможностей, власти, вознаграждений, признания), уровня и качества жизни;

-гуманность – предусматривает создание оптимальных условий для интеллектуального и социального развития личности, выявления глубокого уважения к человеку, признание естественного права каждой личности на свобод, на социальную защиту, на развитие способностей и проявление индивидуальности, на самореализацию физического, психического и социального потенциала, на создание социально-психического фильтра против разрушительных негативных факторов окружающей природной и социальной среды.[9]

При этом социальная справедливость и гуманизм являются важнейшими принципами социальной защиты. Это связано с тем, что они на правовой основе с учетом трудового вклада обеспечивают все слои и группы населения равнодоступными благами и гарантиями.


Кроме того гуманизм и социальная справедливость тесно переплетаются с постройкой демократического, правового государство, где исключается пассивное ожидание помощи и стимулирование иждивенческих настроений отдельных членов общества, благодаря получению равнодоступных защитных благ и гарантий.

На принципах системности и комплексности основывается система социальной защиты. Данная система социальной защиты создается как:

-комплекс взаимосвязанных структурных элементов;

-целостное образование (составлено из частей);

-совокупность взаимодействующих элементов.

Все эти элементы в процессе интеграции образуют в конечном итоге определенную целостность.

Комплексность в организации и содержании социальной защиты тесно переплетена с системностью. Это связано с тем, что в обеспечении гарантированного государством минимального уровня социальной защиты она обеспечивает тесное единство всего комплекса мер (правовых, социальных, экономических).

Вместе с тем, основываясь на комплексном подходе, можно увязать решение социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства.

Среди таких целей можно выделить:

-превращение социальной защиты в фактор стабилизации социального и экономического развития;

-оказание помощи тем, кто попал в трудную ситуацию;

-защита тех, кто уже подошел к черте бедности[10].

Также большое значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите. Его суть заключается в предупреждение причин социального неблагополучия, а также обнаружение и устранение их на начальном этапе возникновения.

Превентивность в первую очередь призвана создавать такие условия, чтобы люди, используя личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков (безработица, болезнь или старость) сами могли справиться со сложной жизненной ситуацией.

А вот принцип адресности помогает людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, поддерживает и поощряет их активность, социальную инициативу и стремления, тем самым, решая их проблемы.

Система социальной защиты населения по принципу адаптивности выполняет следующее:

-пересматривает в условиях снижения занятости, экономической нестабильности и инфляции социальные нормативы;

-занимается развитием правовой базы организационных структур;

-обновляет методы развития правовой базы организационных структур

Адаптивность системы социальной защиты населения означает:


-способность данной системы к самосовершенствованию;

-развитие инициативы и самозащитной активности социальных субъектов;

-проявление собственных средств социальной защиты[11]

Принцип адаптивности чрезвычайно важен, когда речь идет о региональных общностях, а также профессиональных и социально-демократических групп населения.

Также в социальной защите выделяется такой принцип как многосубъективности.

Разновидности социальной защиты в Российской Федерации

В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»[12] «форма социальной услуги» рассматривается как характер конкретных действий социальной службы при оказании социальной помощи клиенту.

В статье 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[13] форма социальной защиты инвалидов определяется так: «Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов…».

По мнению Никифоровой О.Н., основными в системе социальной защиты являются следующие элементы: «Сложившиеся в обществе трудовые отношения, формы организации трудовой деятельности, характер общественного устройства, степень развития производительных сил. Именно эти элементы определяют формы функционирования системы социальной защиты населения»[14].

Сложностью и многомерностью понятия социальной защиты предопределяется многообразие ее форм, а также многообразие научных взглядов на содержание и классификацию форм.

В соответствии с комментарием к Конституции Российской Федерации формы социальной защиты населения делятся на:

1) законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

2) регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование;

3) социальное вспомоществование;

4) социальные услуги; целевые социальные программы[15].

М. И. Лепиховым в своей работе «Право и социальная защита населения в России» предлагаются следующие основные организационно-правовые формы социальной защиты населения:


1) обязательное социальное страхование;

2) обязательное государственное страхование;

3) социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета;

4) государственная социальная помощь[16].

Приведенные классификации являются неполными и несколько искаженными структурами социального обеспечения, а не социальной защиты. Более полную структуру форм социальной защиты предложил С. В. Якимчук, который выделяет:

1) социальные гарантии;

2) социальное страхование;

3) социальную помощь;

4) социальную поддержку;

5) социальные компенсации;

6) социальное обеспечение[17].

Однако данная классификация также представляется неудачной, так как автор в качестве форм социальной защиты рассматривает социальное страхование, социальную помощь и социальную поддержку, тогда как все перечисленные компоненты являются составляющими социального обеспечения и не могут выступать в роли самостоятельных форм социальной защиты, как понятия более широкого, чем социальное обеспечение. Деятельность всевозможных правительственных и общественных организаций, государственных и частных компаний по осуществлению социальной защиты, регулируемая правом, позволяет ее рассматривать как деятельность самостоятельного типа, а именно - социально-правовую защиту.

Социальные же гарантии С. В. Якимчуком[18] определяются в качестве совокупности правовых норм, которыми регулируется определенная сфера общественных отношений, обеспечивающих защиту основных прав человека, имеющих механизм реализации и ресурсную базу: норм социального обеспечения и льгот, гарантированного минимума заработной платы, пособий и компенсационных выплат. Данная структура является более подробной, однако не учитывает всех существующих на современном этапе форм социальной защиты граждан.

По мнению В. В. Тихомировой[19] формы социальной защиты населения классифицируются на:

1) государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты;

2) социальные пособия (пособия по социальному страхованию и пособия по социальной помощи);

3) Социальное обслуживание».

По мнению Л. Е. Быковой[20], можно выделить следующие формы социальной защиты детства: денежную, натуральную и юридическую формы, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг.

Петрова Е. И.[21] выделяет две формы социальной защиты – юрисдикционную форму, то есть деятельность предусмотренных законом органов по защите прав, и неюрисдикционную, когда гражданами и объединениями граждан осуществляются самостоятельные действия, без обращения за помощью в компетентные органы.


Таким образом, можно предложить следующее определение понятия «форма социально-правовой защиты»: Форма социально-правовой защиты является внешним воплощением правоотношений в области социально-правовой защиты.

Функции социальной защиты как общественно полезной деятельности формулировались исходя из функций государства и целей социальной политики Российской Федерации. Д. А. Никоновым, А. В. Стремоуховым[22] выделяются следующие функции социальной защиты: экономическая, защитная, политическая, социально-реабилитационная, демографическая и производственная.

Экономическая функция социальной защиты состоит в том, что она оказывает положительное влияние на экономику государства и потребности людей как участников процесса производства.

Защитная функция состоит в защите граждан от неблагоприятных последствий в случае наступления сложных жизненных ситуаций (болезни, инвалидности, старости и т.п.), а также от последствий перехода к рыночной экономике (безработицы и т.п.). Это осуществляется посредством выплат материальной помощи, пенсий, пособий, и т.д.

Политическая функция выражается в связи между социальным обеспечением и политикой. Социальная защита выступает в качестве средства, с помощью которого осуществляется реализация целей социальной политики.

Социально-реабилитационная функция заключается в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, приспособлении их к труду.

Демографическая функция заключается в воздействии социальной защиты на демографические процессы, происходящие в обществе. В содержание данной функции входит стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости и др.

Производственная подфункция состоит в стимулировании граждан к труду, а также повышении производительности труда, воспроизводства рабочей силы. Тем самым социальная защита способствует проведению экономических реформ, созданию рыночных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита населения является регламентированной и регулируемой нормами права деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений по реализации экономических, социальных и правовых мер, направленной на социальное обеспечение и поддержку населения в целях преодоления трудной жизненной ситуации и скорейшей социальной адаптации.