Файл: Теоретико-правовые основы социальной защиты граждан в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 880
Скачиваний: 5
Глава 2. Особенности защиты социальных прав граждан в Российской Федерации
Прежде чем рассматривать защиту прав граждан в области социального обеспечения, представляется необходимым определить, что представляет собой защита прав граждан.
Защиту прав граждан необходимо рассматривать как комплексное правовое явление, включающее в себя систему прав и обязанностей, практическая реализация и защита которых обеспечиваются государственными механизмами и процедурами с использованием правовых средств. Раскрытие понятия и сущности административно-правовой защиты указанных лиц предопределяет определения термина «правовая защита».
По мнению А.В. Стремоухова, «правовая защита» в теоретико- множественном понимании – это юридическая деятельность, правовое поведение, юридическая практика, правовая активность, правоотношение и др[23]. По мнению автора работы, правовая защита показывает уровень удовлетворенности субъекта наличием необходимых правовых механизмов, которые обеспечивают эффективную защиту его прав и законных интересов. Она охватывает деятельность отдельных субъектов в процессе реализации норм процессуального права и совокупность правоотношений, которые возникают между органами государственной власти, управления и местного самоуправления, должностными лицами и гражданами и выступает как совокупность процедур соблюдения, использования и применения субъектами правоотношений юридических норм, направленных на реализацию прав и свобод граждан.
Иными словами, защита прав граждан в области социального обеспечения - это деятельность компетентных органов государственной власти, органов управления и местного самоуправления по созданию и приведению в действие правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав, свобод и обязанностей, а также гарантий, компенсаций и льгот, вытекающих из особенностей правового статуса.
По мнению С. С. Алексеева, защита права – это государственно- принудительная деятельность, направленная на осуществление «восстановительных» задач, а именно на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности[24].
В свою очередь, Н. С. Малеин полагает, что защиту права образует система юридических норм, направленных на предупреждение правонарушений и устранение их последствий[25].
В последующих трудах по данной проблематике ученый уточняет свою позицию: под защитой права понимаются меры, предусмотренные в законе на те случаи, когда право уже нарушено (меры юридической ответственности и иные санкции — меры защиты). При этом автор предлагает различать понятия охраны и защиты прав. Охрана прав, с его точки зрения, - более широкое (по сравнению с защитой) понятие и включает все юридические правила по поводу определенного блага[26].
Наряду с этим, термин «правовая защита» также имеет ряд толкований в юридической литературе, и рядом авторов правовая защита понимается как деятельность уполномоченных органов, направленная на восстановление нарушенных прав и законных интересов. Так, З.В. Ромовская определяет правовую защиту как реализацию избранной правоприменительным органом меры государственного принуждения, которая невозможна помимо деятельности специальных государственных или общественных органов3 . Л.Н. Завадская считает, что правовая защита есть деятельность определенных органов, направленная на восстановление нарушенных или оспариваемых субъективных прав, охраняемых законом интересов[27].
О.В. Иванов, Б.Ю. Тихонова под правовой защитой понимают применение юрисдикционным органом специальных мер, направленных на обеспечение управомоченному лицу реальной возможности осуществления его права[28].
С нашей точки зрения, данная позиция, хоть и отражает некоторые существенные признаки правовой защиты, все же не охватывает всего содержания рассматриваемого феномена, отличается узостью его толкования. Более широко подходят к этому вопросу Н.В. Витрук и А.В. Стремоухов [29]. Как справедливо отмечает А.В. Стремоухов, «сейчас, как никогда ранее, необходима целостная, единая теория правовой защиты человека, которая могла бы стать основой для правозащитного законодательства РФ и исследования проблем охраны и защиты прав человека во всех отраслях на- уки». По его мнению, правовая защита человека не сводится к простому сложению охраны прав и защиты прав; она выходит за рамки и того и другого явления и приобретает свои уникальные свойства. В целом же ученые рассматривают правовую защиту не только как деятельность компетентных органов, направленную на устранение препятствий в рализации правового статуса личности, восстановлении нарушенных прав и обязанностей и наказании виновных за правонарушение, но и деятельность самого лица, то есть самозащиту прав.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует прийти к выводу, что защиту прав граждан в сфере социального обеспечения следует рассматривать и как комплексную систему, которая включает в себя нормативно-правовое обеспечение, общественную, государственную защиту прав и организационно-правовую поддержку. Необходимо отметить, что важными средствами обеспечения защиты прав граждан в области социального обеспечения являются установление и полномочие на применение принудительных мер, направленных на предупреждение и пресечение нарушений соответствующих режимных установлений. Из выше изложенного вытекает, что в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан важную роль играет четко налаженный ведомственный контроль в деятельности уполномоченных государственных органах.
Обязанность государства защищать права граждан в области социального обеспечения является правовой формой юридического и социального функционирования прав личности, определяющей эффективность их реализации. Она становится определенным средством реализации прав, выступает гарантией правового отношения государственной власти к признанию и соблюдению и обеспечению права граждан на социальное обеспечение.
Говоря о гарантиях реализации защиты прав граждан в области социального обеспечения, традиционно принято выделять экономические, социальные, правовые гарантии, в том числе судебной защиты. В самом общем виде под гарантиями понимается комплекс средств, позволяющих обеспечить реализацию гражданами своих прав.
Гарантированность государственной защиты права граждан в области социального обеспечения напрямую зависит от обязанностей государства признавать и соблюдать эти права. Чтобы обеспечить государственную защиту прав и законных интересыов, законодательством предусматривается система юридических способов и форм ее осуществления. Так или иначе, правовые нормы сами по себе не обеспечивают охрану прав человека и гражданина, так как не имеют под собой процедурной процессуально-правовой основы. На этом основании обеспечение реализации защиты прав граждан в области социального обеспечения имеет различные формы и осуществляется со стороны государства и уполномоченных государственных органов.
В общем порядке термин «форма защиты» признано понимать как определенный видовой порядок защиты права со стороны того или иного юрисдикционного органа (например органом рассмотрения и разрешения административных или гражданских дел)[30]. По мнению другого ученого «форма защиты» следует понимать как определенный правовой порядок или образ действий заинтересованных субъектов[31]. Можно согласиться с приведенными мнениями, но ограничиваться только определением ее как видовой порядок и образ действий по нашему мнению приводит к ограничению толкования данного термина. Так, иная позиция у В. В. Болговой и А.Н. Чуракова, где приводят, что формы защиты это «правовые средства, применяемые в случае нарушения субъективного права в пределах и формах, допускаемых законом, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права в восстановлении нарушенных прав или нейтрализации угрозы нарушения»[32].
Приведенное мнение тоже имеет свои особенности, так как основная функция всех форм защиты заключается в удовлетворении нарушенных прав и законных интересов субъектов. Таким образом, обобщая изложенное можно прийти к выводу, что под понятием «формы защиты» следовало бы понимать закрепленный нормами различных отраслей права видовой порядок деятельности государственных органов, результат которой является защита субъективных прав и законных интересов субъектов правоотношений.
Из анализа литературы, посвященной вопросам защиты прав субъектов правоотношений, свидетельствует об отсутствии единообразного понимании формы защиты прав субъектов. Так, О.С. Иоффе, предложил различать общие и особенные (специальные) формы защиты права. Данная классификация была использована также еще П.Ф. Елисейкиным[33]. По мнению этого автора, под общими формами защиты следует понимать те, которые являются наиболее характерными для конкретной отрасли права, а под особенными – такие, которые используются в порядке исключения из общих правил о защите, регулируемых данной отраслью, как судебная и третейская формы защиты, а специальными – административную и самозащиту .
Рассматривая теоретические вопросы форм защиты прав Т.Б. Шубина, разделяет их на судебную и внесудебную. При этом она под судебной формой защиты понимает рассмотрение споров, дел о нарушенных или возможных быть нарушенными правах и законных интересах физических и юридических лиц в любом суде. Внесудебная форма защиты по ее мнению – это порядок рассмотрения жалоб, заявлений, обращений и т.п. административными органами, органами прокуратуры, Уполномоченным по правам человека, общественными объединениями.
Кроме того, она сюда же внесла нотариальную форму защиты прав и законных интересов. С такой классификацией форм защиты прав и законных интересов в принципе следует согласиться. В таком случае суд и его деятельность в отличие от других юрисдикционных органов имеет более высокий юридический характер.
Наиболее верной представляется точка зрения, в соответствии с которой можно выделить две формы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты – это деятельность специально уполномоченных органов государства по защите оспариваемых и нарушенных прав субъективного характера. Сущность ее состоит в том, что лицо, чьи права и законные интересы были нарушены в результате незаконных действий, обращается за защитой к государственным либо другим компетентным органам (в арбитражный суд, суд общей юрисдикции, третейский суд и др.), которые обладают соответствующими полномочиями по принятию необходимых мер с целью восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения[34].
Неюрисдикционная форма защиты включает в себя действия физических и юридически лиц по защите гражданских прав и охраняемых законодательством интересов, совершаемых ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и другим уполномоченным органам. В пределах данной формы защиты обладатель нарушенного либо оспариваемого права может применять разные способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за рамки действий, которые требуются для его пресечения. Защита гражданских прав и охраняемых законодательством интересов подлежит обеспечению использованием установленных законодательством способов защиты.
Конституционное право на судебную защиту, обусловлено интересом граждан иметь судебную защиту наиболее ценных прав, свобод и благ, которыми располагает человек. К числу таких благ, относится, в первую очередь, право на социальное обеспечение.
Согласно Конституции РФ право на судебную защиту является субъективным, принадлежащим физическим лицам. Однако оно распространяется также и на юридических лиц, поскольку последние представляют собой объединение физических лиц.
Споры в сфере социального обеспечения, рассматриваемые судами общей юрисдикции, представляют собой достаточно широкий спектр разногласий по порядку назначения, получения и предоставления отдельных видов социального обеспечения, а также установления и подтверждения фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.
Субъектами споров в сфере социального обеспечения (либо социальных споров) являются гражданин (в ряде случаев семья в целом, например, при разрешении споров о назначении пенсии по случаю потери кормильца), с одной стороны, и государство в лице уполномоченных органов, представляющих социальное обеспечение того или иного вида, - с другой.
Исключение составляют споры по назначению и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, когда обязанной стороной (ответчиком) является работодатель, на которого трудовым законодательством возложена обязанность по выплате данных пособий лицу, состоящему с ним в трудовых отношениях.
Таким образом, в общем виде право на защиту можно определить как предоставленную уполномоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его, нарушенного или оспариваемого права. Различают две основные формы защиты – юрисдикционную и неюрисдикционную. Право на судебную защиту является правом, возникновение и реализация которого гарантируется на уровне Конституции, отраслевого законодательства. Судебная форма защиты прав является эффективной и наиболее совершенной формой защиты прав, свобод и законных интересов субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения. Право на судебную защиту является правовой категорией, находящейся в сфере социального обеспечения.