Файл: Теоретико-правовые основы социальной защиты граждан в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 811

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Особенности пенсионного страхования в Российской Федерации

Обязательное государственное страхование – это один из видов страхования, который гарантирует получение страховых премий страховщиками. Это объясняется тем, что денежные средства уже запланированы в федеральном бюджете[35].

На сегодняшний день существует два основных вида государственного пенсионного страхования – обязательное (государственное) и дополнительное. Рассмотрим особенности данных видов пенсионного страхования.

Обязательное (государственное) пенсионное страхование осуществляется страховщиками за счет средств федерального бюджета. При осуществлении обязательного пенсионного страхования, государством предусмотрена возможность страхового обеспечения граждан не только из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, но и из негосударственных пенсионных фондов. Негосударственные пенсионные фонды действуют в соответствии с ФЗ N 75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах».

Рассмотрим обязательное пенсионное страхование и его сущность:

1.Обязательное пенсионное страхование (ОПС).

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) является комплексом мер, которые организованы по инициативе государства и предполагают выплаты гражданам РФ, достигшим пенсионного возраста, нетрудоспособным, утратившим кормильца, частичной суммы их официального заработка в период трудоспособности. Приняты изменения в Федеральный закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» 1 января 2017 г. Иначе говоря, любой российский гражданин формирует сумму на протяжении трудоспособного периода, производя уплаты страховых взносов. Каждый участник такого порядка в России называется застрахованным лицом, причем это касается и работодателя, который обязан производить такие манипуляции за своего сотрудника. Иногда в качестве страхователя выступают и другие доверенные лица.

2. Дополнительное пенсионное страхование. Дополнительное пенсионное страхование является потенциалом для любого человека, и позволяет приумножить величину будущих пенсионных выплат от государства.

Обязательное пенсионное страхование гарантируется всем гражданам государством на основании ныне действующего законодательства. Выплата пенсий по данной разновидности страхования предусмотрена для всех лиц пенсионного возраста, специально созданным для этого пенсионным фондом, который в данном случае выступает в роли страховщика. А поскольку под государственное пенсионное обеспечение подпадают все граждане, они считаются уже застрахованными.


То есть, на каждого гражданина в пенсионном фонде заводится свой индивидуальный счет, на который работодатели застрахованного гражданина из его легальной зарплаты производят постоянные отчисления. Именно из данных ежемесячных отчислений и формируется в итоге пенсия по труду для каждого отдельного работающего человека.

Добровольное пенсионное страхование представляет собой дополнительный вид пенсионного обеспечения для граждан, которое предоставляется различными негосударственными фондами. Принцип действия пенсионного добровольного страхования граждан базируется на аналогичных концепциях, что и государственное пенсионное страхование. Только данный тип пенсионного страхования, по сути, является одним из типов накопительного страхования жизни, при котором общие размеры обязательных отчислений и периодичность их выплат устанавливаются самим страхователем, согласно условиям конкретного договора

Фонды по негосударственному пенсионному обеспечению исполняют свою деятельность на добровольных началах. Заключается работа фонда в выполнении таких направлений как аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионного резерва, ведение учета пенсионных обязательств, назначение и выплата негосударственных пенсий участникам фонда[36].

С целью обеспечения платежеспособности НПФ формируются:

1) пенсионные резервы. Служат средством обеспечения платежеспособности перед участниками. Включают в себя пенсионные взносы, доходы фонта от размещения пенсионных резервов и целевые поступления.

2) пенсионные накопления - определяют платежеспособность перед застрахованными лицами. Формирование пенсионных накоплений происходит за счет досрочно выплаченных средств из Пенсионного фонда РФ, включая страховые взносы на финансирование накопительной части страховой пенсии.

Суть дополнительного накопления заключается в том, что из собственных финансовых средств копятся дополнительные денежные суммы, которые впоследствии включаются в часть трудовой пенсии.

Со стороны государства происходит постоянное пополнение ее бюджетными средствами. Законодательством также предусмотрено право участвовать в дополнительном финансировании работодателям.

Схема работы дополнительного пенсионного страхования очень простая. Так, гражданином вносится желаемая сумма средств любым удобным способом. В процессе хранения эти деньги инвестируются и приумножаются. При достижении срока выплаты, гражданину выплачивается негосударственная премия, перечисление которой осуществляется вместе с выплатой государственных средств[37].


Преимущества дополнительного пенсионного страхования: имеется возможность сочетать ДПО и ОПС; в отличие от обязательного обеспечения, каждое условие и требование дополнительного обеспечения оговаривается, после чего указывается в договоре. В соглашение может быть включена любая программа или понравившаяся услуга; взносы не облагаются НДФЛ; лицам, проводящим выплаты по договору, будет предоставляться налоговый вычет. Часть средств от него будет возвращена в негосударственное учреждение, после чего перечислена на счет плательщика[38].

Дополнительное пенсионное страхование является процедурой, которая поможет обеспечить достаток по наступлению пенсионного возраста.

Законодатель предусматривает для граждан возможность выбора управляющей компании, которая аккумулирует накопительную часть пенсии. Ею может быть Пенсионный фонд РФ или НПФ. Следовательно, накопительную часть пенсии можно перевести из государственного пенсионного фонда в НПФ, или наоборот[39].

Суть дополнительного накопления заключается в том, что из собственных финансовых средств копятся дополнительные денежные суммы, которые впоследствии включаются в часть трудовой пенсии.

Наличие негосударственного пенсионного обеспечения способствует вырабатыванию дополнительной социальной защиты для всего населения. Уровень развитости зависит от обстоятельств функционирования и способности в удовлетворении общественных интересов.

Таким образом, обязательное пенсионное страхование – это система, с помощью которой государство формирует источник финансирования пенсий граждан. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами. При наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста или инвалидность) Пенсионный фонд выплачивает застрахованным лицам пенсию.

Специфика обязательного государственного пенсионного страхования заключается в следующем:

– в наличии особого объекта защиты, не имеющего ограничения по страховой стоимости;

– в обязанности заключения договора страхования в соответствии с требованиями ГК РФ;

– в долгосрочном характере страховых отношений;

– в выплате страховых сумм только при условии, что застрахованное лицо дожило до предусмотренного договором возраста;

– в наличии рисковой составляющей, необходимой для защиты страхователя (застрахованного) от рисков утраты трудоспособности.


Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Защита прав граждан в сфере социального обеспечения представляет собой комплексную систему, которая включает в себя нормативно-правовое обеспечение, общественную, государственную защиту прав и организационно-правовую поддержку. Необходимо отметить, что важными средствами обеспечения защиты прав граждан в области социального обеспечения являются установление и полномочие на применение принудительных мер, направленных на предупреждение и пресечение нарушений соответствующих режимных установлений. Из выше изложенного вытекает, что в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан важную роль играет четко налаженный ведомственный контроль в деятельности уполномоченных государственных органах.

Можно выделить две формы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма - это деятельность предусмотренных законом органов (государственных органов, общественных организаций) по защите прав и охраняемых законом интересов (вариант – защита прав государственными или уполномоченными государством органами, обладающими правоприменительными полномочиями). Именно юрисдикционная форма защиты свойственна праву социального обеспечения, предусматривающая возможность использования, в числе прочих способов, и судебного порядка[40].

Под неюрисдикционнной формой защиты понимается применение мер (способов защиты) управомоченным субъектом самостоятельно, без обращения к какому-либо органу.

В праве социального обеспечения сложился традиционный инструментарий применительно к защите прав и законных интересов в сфере социально-обеспечитель­ных отношений, который реализуется через уполномоченные государственные структуры и который представляет собой, по существу, акт реагирования компетентного органа, направленного на восстановление нарушенных прав (т.е. говорить о предупреждении правонарушения не приходится). Другими словами, юрисдикционная форма защиты социально-обеспечительных прав является преобладающей. Что же касается неюрисдикционной формы и соответствующей ей способов защиты прав в рассматриваемой сфере – доюрисдикционное урегулирование спора без обращения в специально уполномоченные органы, защита социально-обеспечительных прав профсоюзными или иными общественными организациями, самозащита, – то они либо не имеют особой значимости, либо отсутствуют вовсе.


2. Положения о защите прав граждан на социальное обеспечение разбросаны в десятках международных и национальных нормативно-правовых актов. Необходимо разработать реальные критерии оценки эффективности социальной политики государства. Минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия должны быть не ниже прожиточного минимума.

В настоящее время одной из самых дискуссионных проблем правотворчества при создании отраслевого законодательства социального обеспечения можно назвать недостаточный уровень его систематизации. В системе источников права социального обеспечения отсутствует единый нормативно закрепленный перечень базовых положений, что препятствует последовательному развитию данной отрасли законодательства

На наш взгляд, данная проблема может быть решена путем принятия единого кодифицированного акта в данной сфере Социального кодекса Российской Федерации.

Общая часть Кодекса должна состоять из правовых норм, устанавливающих базовые положения о социальной защите граждан Российской Федерации. Особенная часть - из норм, определяющих единые подходы к оказанию различных видов социальной поддержки различным категориям лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

3. Судебная деятельность, является одним из способов защиты прав граждан. В то же время суды оказывают активное влияние на решения и действия законодательной и исполнительной властей, уравновешивая их. Полномочия, предоставленные суду, превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права граждан, в том числе и в сфере социального обеспечения, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов.

4. Несмотря на то, что главной конституционной гарантией прав и законных интересов личности в демократическом правовом государстве является суд, но и большую роль в защите прав в сфере социального обеспечения играют непосредственно сами органы исполнительной власти. В пределах предоставленной им компетенции они организуют исполнение норм Конституции и законов, имеющих отношение к правовому положению личности. Помимо органов социальной защиты населения в защите социальных прав граждан участвует Прокуратура РФ. Особое место в системе защиты прав и свобод граждан, в том числе и сфере социального обеспечения, принадлежит Уполномоченному по правам человека.

Список использованной литературы