Файл: Диплом автоматизации планирования грузоперевозочных рейсов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Проектирование информационных систем

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 4366

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • транспортному предприятию — возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

  • покупателю транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.

Правильная тарификация выполняемых транспортом работ и услуг — задача достаточно сложная и заслуживает комплексного рассмотрения. Но правильная тарификация невозможна без учета реальных параметров рейсов. И возможность фиксировать фактические значения этих параметров появилась только благодаря внедрению системы «АвтоГРАФ». К примеру, судить о расходе топлива можно по путевому листу, но вопрос о том, насколько верны в нем данные, остается открытым. А система «АвтоГРАФ» может не только сообщить когда, где и сколько заправок было произведено, но и предоставить диспетчеру возможность проконтролировать использование топлива, записывая все передвижения автомобиля с помощью GPSнавигатора. Полученный экономический эффект от такого метода контроля транспорта будет рассмотрен в следующем пункте.

Проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ряда факторов и в первую очередь издержек производства.

Основные издержки, возникающие в связи с перевозкой грузов — это затраты на горючие материалы и оплату труда водителям. Но помимо них существует еще целый ряд факторов, влияющих прямо или косвенно на размер затрат. К примеру, в зимний период года расход топлива всегда выше, чем, например, летом, что неизбежно сказывается на итоговых затратах горючих материалов. Также стоит иметь ввиду, что сами грузы могут значительно различаться — некоторые требуют особых условий при осуществлении транспортировки. При перевозке хрупких или опасных грузов средняя скорость движения будет ограничена определенным значением, соответственно расход топлива будет выше. К примеру, при средней скорости движения ниже 20 км/ч расход топлива может увеличиться на 35 %. Безусловно, можно скорректировать систему тарифов таким, образом, чтобы на каждый случай был свой тариф, но это крайне неудобно и трудоемко.

Также в планирование грузоперевозок входит расчет производственной программы. Методика ее расчета предусматривает распределение имеющихся у предприятия автотранспортных средств по видам грузов и клиентуре. При этом потребность клиентуры в перевозках должна быть полностью удовлетворена при рациональном использовании ресурсов автотранспортного предприятия. Одним из важнейших ресурсов является автотранспорт. Технико-экономические особенности автотранспорта находят отражение в показателях или измерителях его работы. Их можно разделить на следующие группы: натуральные, эксплуатационнотехнические, экономические.


К натуральным показателям относят объем и дальность перевозок, грузооборот, производительность труда, потребность в рабочей силе, топливе и тому подобное. Эксплуатационно-техническими показателями являются пропускная и провозная способности, регулярность и безопасность движения, скорость и сроки доставки грузов и пассажиров, уровень сохранности грузов и степень комфорта пассажиров, маневренность транспорта. Экономические показатели (иногда их называют стоимостными) включают в себя: себестоимость перевозок, потребные капитальные вложения, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки, тарифы, или тарифные ставки.

В экономических показателях получают отражение практически все стороны работы транспорта [1.5]. В связи с этим при сравнении и выборе видов транспорта обычно рассматриваются, прежде всего, экономические показатели, а затем учитывают и другие, например, наличие пропускной способности, регулярность перевозок и так далее.

Таким образом, планирование перевозок является важным моментом транспортного процесса. Перечисленные выше показатели отражают особенности работы автотранспорта и являются определяющими при расчете себестоимости перевозок, капитальных вложений и других показателей работы.

      1. Оценка экономического эффекта от внедрения системы «АвтоГРАФ»

Рассматриваемое предприятие не ведет статистики по результатам использования системы «АвтоГРАФ», поэтому оценить экономический эффект можно лишь приблизительно.

После внедрения системы мониторинга за счет четкого контроля движения автомобиля оборачиваемость повысилась примерно на 15-20 %. Средний пробег в месяц был приблизительно равен 10000 км. После внедрения системы мониторинга средний пробег сократился на 5-10 % и теперь примерно составляет 9300 км. Таким образом, удалось сократить «лишние» километры, а это, в свою очередь, привело к экономии топлива. Также возможно небольшое увеличение срока службы автомобиля за счет сокращения пробега.

Рассчитаем расход топлива до использования системы мониторинга в расчете на один автомобиль:

П0 10000км;Нр 32л/100км;С 21руб/л;

Рт0 НрП0;

Рт0 32л 10000км3200л,

100км

где П0 — средний пробег в месяц; Нр — норма расхода топлива;

С — стоимость топлива;

Рт0 — суммарные затраты топлива.

Таким образом, суммарные затраты на топливо в среднем составляют 3200 л в месяц (для одного автомобиля), или в денежном выражении:

Ртд0 Рт0 С3200л21 руб 67200 руб, л

где Ртд0 — суммарные затраты топлива в денежном выражении.

Теперь рассчитаем расход топлива после внедрения системы мониторинга:

П19300км;

Рт1 НрП1;

Рт1 32л 9300км2976л;

100км

Ртд1 Рт1 С2976л21 руб 62496 руб, л

где П1 — средний пробег в месяц после внедрения системы;

Рт1 ,Ртд1 — суммарные затраты топлива в натуральном и денежном выражении соответственно (в месяц на один автомобиль).


Посчитаем, сколько литров топлива можно сэкономить в месяц на один автомобиль:

ЭРт0 Рт1 (32002976)л224л;

Эруб ЭС224л21 руб 4704 руб., л

Э 224л

Э% 0 100 % 3200л100 % 7 %, Рт

где Э, Эруб — экономия топлива в натуральном и денежном выражении соответственно;

Э% — экономия, выраженная в процентах.

Таким образом, возникший экономический эффект от использования системы мониторинга «АвтоГРАФ» позволил сократить затраты топлива на 7 %.

Рассчитать экономию на запчастях, связанную с увеличением срока службы, уменьшением количества ремонтов затруднительно, однако можно сказать, что и здесь у предприятия есть возможность значительно снизить свои затраты.

Определенный интерес представляет вопрос, связанный со сроком окупаемости системы мониторинга. Поскольку сама программа «АвтоГРАФ» распространяется бесплатно, то итоговая стоимость аппаратно-программного обеспечения для каждого автомобиля составляет 15000 руб. В организации навигаторами оснащены 62 автомобиля, соответственно стоимость всего аппаратнопрограммного обеспечения составляет 930000 руб. Рассчитаем срок окупаемости (за экономический эффект примем величину экономии на топливе):

Затраты

Срок окупаемости= ,

Экономический эффект

930000 руб

Срок окупаемости= 3 месяца.

62 4704 руб / месяц

Срок окупаемости вложений в систему «АвтоГРАФ» составил три месяца. Таким образом, предприятие может полностью окупить затраты на внедрение системы через три месяца и на экономии всего лишь одного топлива.

Таким образом, экономический эффект от внедрения системы мониторинга оказался довольно значительным, затраты на обеспечение грузоперевозок сократились, а расходы на внедрение системы оказались малы и к тому же, быстро окупаемы. Следовательно, решение о внедрении автоматизированной системы «АвтоГРАФ» полностью себя оправдало. Кроме того, использование данной системы уже сейчас экономически выгодно, а если в дополнение к ней «вооружиться» мощной системой планирования рейсов, позволяющей точно прогнозировать свои затраты на грузоперевозку, то экономический эффект будет весьма и весьма существенным, в том числе и за счет сокращения времени, ранее уходившего на «ручное» планирование рейсов.

    1. Анализ существующих разработок

В настоящее время для автоматизации информационных процессов, связанных с управлением грузоперевозками, используются несколько известных программных продуктов:

  1. "TopLogistic".

  2. "АNTOR LogisticsMaster".

  3. «1С-Логистика: Управление перевозками».

Перечисленные программные продукты объединяет их функциональная направленность — помимо учетных функций данные системы предоставляют возможности детального планирования рейсов.

      1. "TopLogistic"

Для автоматизации деятельности по перевозке грузов на данный момент существует несколько программных разработок. Одной из таких разработок является система "TopLogistic", позволяющая оптимизировать деятельность по доставке грузов в крупном городе или регионе, осуществлять планирование, учет и контроль процессов, связанных с отгрузкой и доставкой, сократить издержки на доставку, повысить качество обслуживания клиентов, обеспечить надежность работы всего логистического комплекса.


Система "TopLogistic" по сути, является аппаратно-программным комплексом, в её состав входят такие аппаратные средства, как GPS-приёмник и различные датчики. "TopLogistic" комплектуется модулем «GPS-мониторинг» для контроля в режиме реального времени транспорта и записи маршрутов перемещения в архив, что позволяет сравнивать плановый и фактический пробег автомобилей.

Система позволяет [1.6]:

  • производить расчеты, работая в одной программе. Работая в "TopLogistic"

можно производить все расчеты, не отвлекаясь на бумажные или вспомогательные программы и карты;

  • одновременно видеть все параметры расчета, что позволяет произвести все необходимые расчеты в рекордно короткий срок с минимальными нагрузками. Параметры расчета делятся на 2 категории: заказы (сюда входят адрес, грузоместо, вес, объем, среднее время разгрузки) и рейсы (тип машины, максимальное и минимальное количество точек объезда, время начала работы, принцип расчета — по времени или расстоянию, тип бензина, карта с маршрутом и так далее);

  • интегрироваться с системами управления предприятием. Программа способна интегрироваться с любой системой управления предприятием посредством специально разработанного интерфейса. Из системы учета в "TopLogistic" передаются следующие данные: номер заказа, адрес доставки, вес или объем груза, время доставки, и примечания;

  • формировать базу данных, с привязкой клиентов к карте, в автоматическом режиме. Возможности карты позволяют менять нумерацию домов, привязывать клиента без адреса, идентифицировать клиента на карте в автоматическом режиме;

  • вносить изменения в карту, как и редактировать графы дорожной сети — редактировать движение по улицам, запрещая или разрешая проезд грузовых или легковых автомобилей, ограничивать скорость, определять направления движения проезда (одностороннее или двустороннее);

  • печатать карты с маршрутами — представляет собой функцию печати маршрутного листа с картой маршрута — особенно удобно при поездках по области;

  • вести учет автохозяйства. Программа позволяет вести свой автопарк, а так же моделировать необходимость использования дополнительных транспортных ресурсов. Экономить время на формирование маршрутов. Используя данную систему, можно просчитать и сформировать маршруты на 500 заказов с парком в 40 машин менее чем за одну минуту;

  • сократить издержки на доставку. Если же в компании, как правило, используются одни и те же маршруты для доставки, то программа "TopLogistic" поможет сократить расходы на топливо в несколько раз. Это

возможно за счет предоставления водителям маршрутной карты с детализацией проезда по конкретным улицам;

  • формировать на выбор множество отчетов. Большое количество параметров, по которым можно выбирать данные, поможет подобрать тот отчет, который будет не только удобен в работе, но и отразит все необходимые данные в полном объеме. Также одним из популярнейших и максимально удобных инструментов является выгрузка из программы расчетов автоматической маршрутизации в "MS Excel";

  • редактировать расчеты на любом этапе. Сильным конкурентным преимуществом "TopLogistic" является возможность ручного редактирования данных на любом этапе расчетов.


Система обеспечивает:

  • автоматизацию работ по распределению заказов по автомобилям;

  • автоматизированный расчет маршрутов доставки заказов;

  • визуализацию адресов и маршрутов доставки на электронной карте;

  • формирование оптимального порядка объезда точек доставки с возможностью его изменения.

Система использует для расчётов:

  • базу данных автотранспорта с характеристиками каждого автомобиля;

  • базу данных точек доставки с адресами, привязанными к карте;

  • базу данных заказов клиентов с количественными характеристиками.

Система рассчитывает:

  • планируемый расход бензина, пробег, время работы каждого автомобиля, время прибытия на каждую точку доставки, планируемые затраты; потребность в автомобилях для обеспечения развозки.

Система учитывает:

  • рабочее время каждого автомобиля;

  • ограничения по количеству точек доставки для автомобилей;

  • продолжительность разгрузки заказа в точке доставки;

  • возможность подъезда автомобилей определенного типа к точке доставки;

  • зональный принцип формирования заказов.

"TopLogistic" позволяет комплексно подойти к автоматизации грузоперевозок, предоставляет максимум возможностей и функций для диспетчера с использованием самых передовых технологий. Данная система вполне бы подошла для рассматриваемого предприятия, если бы не одно «но»: она предназначена в основном для планирования маршрута ежедневных доставок малогабаритных грузов, например, доставка хлеба в магазины города. В нашем же случае маршрут доставки и груз определяется заказами клиентов, и нужно сказать, маршруты выходят далеко за рамки отдельного города, нередко составляя несколько тысяч километров. Соответственно, печать маршрута, возможность внесения изменений в карту и прочие функции отходят на второй план или становятся ненужными. Также в нашем случае в основном преобладают единичные заказы (как правило, перевозка груза из точки А в точку Б), соответственно, большая часть функционала "TopLogistic" использоваться не будет. Учет работы автотранспорта и соответствующих параметров является весьма полезным, но на рассматриваемом предприятии уже имеется подобный функционал, обеспечиваемый «АвтоГРАФ».

Таким образом, данная система нам не подходит по многим критериям, в основном из-за того, что затраты на нее не будут соответствовать потенциальной выгоде от внедрения вследствие несовпадения потребностей рассматриваемого предприятия и возможностей системы.

      1. "АNTOR LogisticsMaster"

Программное решение "АNTOR LogisticsMaster" предназначено для автоматизации работы диспетчеров и позволяет предприятиям, занимающимся доставкой товаров клиентам или транспортировкой грузов на торговые точки и склады, автоматизировать процессы управления перевозками и планирования маршрутов.