ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2019

Просмотров: 6458

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Начиная Ñ 70-х Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð² XIX Ð²ÐµÐºÐ° Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ð¾ÑÑŒ ÑÑ‚роительство 

русских приходских церквей в Тифлисе. Одной из них яв­
ляется храм, освященный в знаменательный для церков­

но-гражданской жизни Грузии в 1901 г.

Сегодня мало кто знает, что храм, известный под назва­

нием “Лурджи Монастери”, без преувеличения можно на­
звать â€œÐ¼Ð°Ñ‚ерью” Ð´Ð»Ñ ÑÐ¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ Ð˜Ð¾Ð°Ð½Ð½Ð¾-Богословской
 
церкви. Отремонтированный и освященный 8 декабря 1873 
г. во имя святого апостола Иоанна Богослова храм, перво­
начально, как и теперь, освященный в честь апостола Анд­

рея Первозванного, в течение 28 лет служил в качестве при­
ходского для православного населения местности «Вере».

На Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…одском ÑÐ¾Ð±Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ð¸ 1895 Ð³Ð¾Ð´Ð° Ð±Ñ‹Ð» Ð²Ð¿ÐµÑ€Ð²Ñ‹Ðµ Ð¿Ð¾Ð´Â­

нят  Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ  Ð¾Ð±  ÑƒÐ²ÐµÐ»Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ð¸  Ñ€Ð°Ð·Ð¼ÐµÑ€Ð¾Ð²  Ñ…рама.  ÐžÐ´Ð½Ð°ÐºÐ¾  ÑÑ‚о 
дело,  Ð²Ð²Ð¸Ð´Ñƒ  Ñ‚ехнических  Ñ‚рудностей,  Ð¿Ñ€ÐµÐ¿ÑÑ‚ствующих 
увеличению, пришлось оставить до тех пор, пока в распо­
ряжении церкви не окажется такой именно суммы, кото­
рая позволила бы начать построение нового храма, могу­
щего вместить в свои стены, по крайней мере, до 1000 че­
ловек молящихся.

По благословению экзарха Грузии архиепископа Влади­

мира (Богоявленского) 21 Ð¸ÑŽÐ½Ñ 1896 Ð³Ð¾Ð´Ð° ÑÐ²ÑÑ‰ÐµÐ½Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¼ 
Никандром Покровским в Тифлисе был начат сбор пожер­
твований Ð½Ð° Ð¿Ð¾ÑÑ‚роение Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ Ñ…рама Ñ€ÑÐ´Ð¾Ð¼ ÑÐ¾ ÑÑ‚арым.
 

Осознавая  Ð¾ÑÐ¾Ð±ÑƒÑŽ  Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ  Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð¾-нравственного 

образования  ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ…  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…ожан,  Ð½ÐµÐ²Ð·Ð¸Ñ€Ð°Ñ  Ð½Ð°  ÑÐºÑƒÐ´Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ 
средств, о. Никандр, тем не менее, в сентябре этого же года 
ходатайствовал Ð¾Ð± Ð¾Ñ‚крытии Ð² Â«ÐšÐ¾Ð»ÑŽÑ‡ÐµÐ¹ Ð±Ð°Ð»ÐºÐµÂ», Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑ‚­
ной Ð²ÑÐµÐ¼Ñƒ Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ñƒ ÐºÐ°Ðº Ñ€Ð°ÑÑÐ°Ð´Ð½Ð¸Ðº Ð²ÑÐµÐ²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ñ‹Ñ… Ð¿Ð¾Ñ€Ð¾ÐºÐ¾Ð²,
 
молитвенного дома и церковно-приходской школы. К на­

рПФ nwp 1ПП HPT*

BUI ЯЖЬ 1UU ЛЫ

ЧАСТЫ: ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

94


background image

чалу 1897 Ð³Ð¾Ð´Ð° Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ Ð¾Ñ‚крыты Ð¸ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚венный Ð´Ð¾Ð¼ Ð²Ð¾ Ð¸Ð¼Ñ 
св.  Ð¤ÐµÐ¾Ð´Ð¾ÑÐ¸Ñ  Ð§ÐµÑ€Ð½Ð¸Ð³Ð¾Ð²ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾,  Ð¸  ÑˆÐºÐ¾Ð»Ð°  Ð½Ð°  ÑÑ€ÐµÐ´ÑÑ‚ва  Ð˜Ð¾Ð°Ð½- 
но-Богословской церкви и епархиального Училищного Со­
вета. Ð—начительные затраты привели Ðº приостановке стро­
ительства.  Ð¦ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²ÑŒ  Ð±Ñ‹Ð»Ð°  Ð´Ð¾ÑÑ‚роена  Ð¸  Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñ‚овлена  Ðº  Ð¾ÑÂ­
вящению  Ð¸ÑÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð¸Ñ‚ельно  Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ  Ñ‰ÐµÐ´Ñ€Ð¾Ð¹  Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑ€Ð¶ÐºÐµ 
княгини  ÐœÐ°Ñ€Ð¸Ð¸  Ð¤ÐµÐ´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²Ð½Ñ‹  Ð“олицыной,  Ð¿Ð¾Ð¶ÐµÑ€Ñ‚вовавшей 
на достройку церкви 4000 рублей,

26 Ñ‡Ð¸ÑÐ»Ð°, Ð² теплый майский день 1901 Ð³Ð¾Ð´Ð°, Ð’ысокопре­

освященным  Ð¤Ð»Ð°Ð²Ð¸Ð°Ð½Ð¾Ð¼  (Городецким),  ÑÐºÐ·Ð°Ñ€Ñ…ом  Ð“рузии, 

в ÑÐ¾ÑÐ»ÑƒÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ð¸  Ð²Ñ‹ÑÑˆÐµÐ³Ð¾  Ð¼Ð¾Ð½Ð°ÑˆÐµÑÑ‚вующего Ð¸ Ð±ÐµÐ»Ð¾Ð³Ð¾  Ð´ÑƒÑ…о­
венства,  Ð¾ÑÐ²ÑÑ‰ÐµÐ½  Ð²Ð½Ð¾Ð²ÑŒ  Ð²Ñ‹ÑÑ‚роенный  Ð²  ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ðµ  ÐšÐ¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¾Ð²Ñ- 

кой улицы прекрасный, по выражению священномученика 

протоиерея Ð˜Ð¾Ð°Ð½Ð½Ð° Ð’осторгова, Ñ…рам Ð²Ð¾ Ð¸Ð¼Ñ ÑÐ²ÑÑ‚ого Ð°Ð¿Ð¾ÑÂ­

тола Ð¸ ÐµÐ²Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»Ð¸ÑÑ‚а Ð˜Ð¾Ð°Ð½Ð½Ð° Ð‘огослова. ÐŸÐ¾ÑÐ»Ðµ Ð¾Ð±Ñ€ÑÐ´Ð° Ð¾ÑÐ²ÑÂ­

щения была совершена литургия.

В  ÑÑ‚ом  Ð¶Ðµ  Ð³Ð¾Ð´Ñƒ  Ð²  Ð¢Ð¸Ñ„лисе  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  ÑƒÑ‡Ñ€ÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¾  ÐžÐ±Ñ‰ÐµÑÑ‚во 

любителей  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð¿ÐµÐ½Ð¸Ñ,  Ð½Ð°  Ð¿Ð¾Ð¿ÐµÑ‡ÐµÂ­
нии ÐºÐ¾Ñ‚орого ÑÐ¾ÑÑ‚оял Ñ…ор Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸. Ð“лавная Ñ†ÐµÐ»ÑŒ ÐžÐ±Ñ‰ÐµÑÑ‚ва 
заключалась Ð² Ð²Ð¾ÑÑÑ‚ановлении Ð´Ñ€ÐµÐ²Ð½Ð¸Ñ… Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ñ… Ð¸ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½Â­
ских Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²Ð½Ñ‹Ñ… Ñ€Ð°ÑÐ¿ÐµÐ²Ð¾Ð² Ð¸ Ð² Ð¾Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð¸ Ð¸ ÑƒÐ»ÑƒÑ‡ÑˆÐµÐ½Ð¸Ð¸ 

вообще церковного пения в Тифлисе. Вскоре на место пер­

вого  Ð½Ð°ÑÑ‚Ð¾ÑÑ‚ÐµÐ»Ñ  ÑÐ²ÑÑ‰ÐµÐ½Ð½Ð¸ÐºÐ°  Ð.  ÐŸÐ¾ÐºÑ€Ð¾Ð²ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  Ð±Ñ‹Ð»  Ð½Ð°Ð·Ð½Ð°Â­
чен священник Иоанн Михайловский, остававшийся в этой 

должности до своей смерти в 1918 году.

События Февральской революции 1917 года открыли но­

вую страницу не только в политической, но и в церковной 

жизни Грузии. Поднимавшийся с 1905 года вопрос об авто­
кефалии Ð“рузинской Ð¦ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸ Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð¸Ð» ÑÐ²Ð¾Ðµ Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ðµ 25 
марта 1917 года. В этот день в мцхетском храме Двенадцати 
Апостолов (Светицховели) ÑÐ¾ÑÑ‚оялся ÑÐ¾Ð±Ð¾Ñ€ Ð¸Ð· Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚ави­
телей духовенства и мирян. Собор вынес решение о восста­

новлении автокефалии Грузинской Церкви, которая не была 

признана ни экзархом Грузии, архиепископом Платоном

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

95


background image

Церковь 

ап. Иоанна Богослова

Церковь Александра Невского

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

96


background image

(Рождественским), ни святым Патриархом Тихоном.

По инициативе оставшегося верным Русской Церкви ду­

ховенства Ð¸ Ð¼Ð¸Ñ€ÑÐ½, 5 Ð°Ð¿Ñ€ÐµÐ»Ñ Ð±Ñ‹Ð» ÑƒÑ‡Ñ€ÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½ Ð˜ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸Ñ‚ель­
ный Комитет «для сношения с Временным Правительством 
и ÐµÐ³Ð¾ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авителями Ð² Ð¢Ð¸Ñ„лисе, Ñ Ð’ременным Ð£Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÂ­
нием Ð“рузинской Ð¦ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²ÑŒÑŽ, Ð° Ñ‚акже Ð´Ð»Ñ Ñ€Ð°Ð·Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ки Ð²Ð¾Ð¿Â­
росов организации Русской Церкви в Закавказье».

Находя  Ð¾Ð±ÑŠÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð°Ð²Ñ‚окефалии  Ð“рузинской  Ð¦ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸ 

фактом ÑƒÐ¶Ðµ ÑÐ²ÐµÑ€ÑˆÐ¸Ð²ÑˆÐ¸Ð¼ÑÑ Ð¸, Ð²Ð¼ÐµÑÑ‚е Ñ Ñ‚ем, Ð½Ðµ ÑÑ‡Ð¸Ñ‚ая Ð´Ð»Ñ 

себя Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ñ‹Ð¼ Ð²Ð¾Ð¹Ñ‚и Ð² ÑÐ¾ÑÑ‚ав Ð“рузинского ÐšÐ°Ñ‚оликоса- 
та,  ÐšÐ¾Ð¼Ð¸Ñ‚ет,  Ñ‚ем  Ð½Ðµ  Ð¼ÐµÐ½ÐµÐµ,  Ð½Ð°  ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼  Ð·Ð°ÑÐµÐ´Ð°Ð½Ð¸Ð¸  9  Ð°Ð¿Ñ€ÐµÐ»Ñ 
постановил Â«Ð²Ñ‹Ñ€Ð°Ð·Ð¸Ñ‚ÑŒ Ð¿Ñ€Ð¸Ð²ÐµÑ‚ствие Ð°Ð²Ñ‚окефалии Ð“рузинс­

кой Ð¦ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸, Ð½Ðµ ÐºÐ°ÑÐ°ÑÑÑŒ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð° Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚вий ÐµÐµ Ð´ÐµÑÑ‚елей». Ð—а­

кавказский Ð¦ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²Ð½Ñ‹Ð¹ Ð¡Ð¾Ð±Ð¾Ñ€ Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð´ÑƒÑ…овенства Ð¸ Ð¼Ð¸Â­
рян, Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸ÑÑ…одивший Ð² Ð³. Ð¢Ð¸Ñ„лисе 7-11 Ð¸ÑŽÐ½Ñ 1917 Ð³Ð¾Ð´Ð°, Ð² 
одном  Ð¸Ð·  Ð¿ÑƒÐ½ÐºÑ‚ов  ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ…  ÐžÐ¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ð¹  Ð²Ñ‹Ñ€Ð°Ð·Ð¸Ð»  Â«Ñ‚вёрдую 
уверенность  Ð²  Ñ‚ом,  Ñ‡Ñ‚о  Ð—акавказская  Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¹ÑÐºÐ°Ñ  Ð¦ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²ÑŒ 

останется  Ð½ÐµÐ·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ¸Ð¼Ð¾Ð¹  Ð¾Ñ‚  Ð“рузинского  ÐšÐ°Ñ‚оликосата,  ÐºÐ°Ðº 

часть Всероссийской Православной Церкви».

История  ÑÐ¾Ñ…ранила  Ð´Ð»Ñ  Ð½Ð°Ñ  Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð¿Ñ‹Ñ‚ную  Ð¿Ð¾Ð´Ñ€Ð¾Ð±Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ, 

свидетельствующую  Ð¾  Ñ‚ом,  Ñ‡Ñ‚о  Â«Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ  Ð¾Ð±  Ð°Ð²Ñ‚окефалии 
поднимался только в Иоанно-Богословской церкви г. Тиф­
лиса, Ð³Ð´Ðµ Ð½Ð°ÑÑ‚оятель, Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚оиерей Ð˜. ÐœÐ¸Ñ…айловский Ð¿Ñ€ÐµÐ´Â­
ложил  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…Ð¾Ð¶Ð°Ð½Ð°Ð¼  ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ð½Ð¾  Ñ€ÐµÑˆÐ¸Ñ‚ÑŒ  Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ:  Ð¶ÐµÐ»Ð°ÑŽÑ‚  Ð»Ð¸ 
они  Ð¸Ð´Ñ‚Ð¸  Ð¿Ð¾Ð´  Ð¾Ð¼Ð¾Ñ„ор  ÐšÐ°Ñ‚оликоса  Ð²ÑÐµÑ…  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½,  Ð¸Ð»Ð¸  Ð¾ÑÑ‚а­
ваться  Ð²  Ð¿Ð¾Ð´Ñ‡Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ð¸  Ð¡Ð².  Ð¡Ð¸Ð½Ð¾Ð´Ñƒ.  ÐŸÑ€Ð¸Ñ…ожане,  Ð²  ÐºÐ¾Ð»Ð¸Ñ‡ÐµÂ­
стве 586 Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐº, 16 Ð°Ð¿Ñ€ÐµÐ»Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑÐ½Ð¾ Ð¿Ð¾ÑÑ‚ановили Ð¾ÑÂ­
таваться  Ð¿Ð¾Ð´  ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  ÐµÐ¿Ð°Ñ€Ñ…иального  ÐµÐ¿Ð¸ÑÂ­
копа, Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ¸Ð¼Ð¾Ð³Ð¾ Ð¾Ñ‚ Ð¡Ð². Ð¡Ð¸Ð½Ð¾Ð´Ð°, а Ð½Ðµ Ð¾Ñ‚ «автономного Ñ€ÑƒÑÂ­
ского  ÐµÐ¿Ð¸ÑÐºÐ¾Ð¿Ð°,  ÐºÐ°Ð½Ð¾Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸  Ð»Ð¸ÑˆÑŒ  Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ¸Ð¼Ð¾Ð³Ð¾  Ð¾Ñ‚  Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ‹ 
Грузинской  Ð¦ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸â€,  ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð¹  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°Ð»ÑÑ  Ð’ременным 
Управлением Грузинской Церкви в целях “полнейшей сво­
боды ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñâ€ Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ñ… Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…одов. Ð’ыбор Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…о­
жан  Ð±Ñ‹Ð»  Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð³Ð½Ð¾Ñ€Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½.  Ð’скоре  Ð˜Ð¾Ð°Ð½Ð½Ð¾-Богословская

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

97


background image

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

церковь  Ð²  Ñ‡Ð¸ÑÐ»Ðµ  Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ…  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ñ…  Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ²ÐµÐ¹  Ð¸  ÑƒÑ‡Ñ€ÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ð¹ 

Экзархата  Ð±Ñ‹Ð»Ð°  Ð¾Ñ‚обрана  Ð¸  Ð¿Ñ€Ð¸ÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð°  Ð´ÐµÑÑ‚елями  Ð°Ð²Ñ‚оке­
фалии. Ð¢Ð°ÐºÐ¸Ð¼ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð¼ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸Ð½ÑÑ‚во Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ñ…, Ð° Ñ‚акже Ð³Ñ€ÐµÂ­
ческих  Ð¸  Ð°Ð¹ÑÑÐ¸Ñ€Ð¸Ð¹ÑÐºÐ¸Ñ…  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…одов  ÑÑ‚али  Ð½Ð°Ñ…одиться  Ð²  Ð²ÐµÂ­

дении  ÐšÐ°Ñ‚Ð¾Ð»Ð¸ÐºÐ¾ÑÐ°Ñ‚Ð°.  Ð¢Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾  Ð¾Ñ‚дельные  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…оды  ÑÐ¾Ñ…ра­
нили  Ð²ÐµÑ€Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ  ÐœÐ¾ÑÐºÐ¾Ð²ÑÐºÐ¾Ð¹  ÐŸÐ°Ñ‚риархии,  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð²  ÐµÐ¿Ð°Ñ€Â­

хиальное управление.

Смутное  Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ  Ð²  Ð¸ÑÑ‚ории  Ð ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð¹  Ð¦ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ð¾Ð·Ð½Ð°Â­

меновано возникновением в 1922 году так называемого «об­
новленческого» раскопа, к которому присоединились и не­

которые  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚Ð°Ð²Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ð¸  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  Ð´ÑƒÑ…овенства  Ð²  Ð“рузии. 
Находящиеся  Ð²  Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ð¸  ÐšÐ°Ñ‚оликосата  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…оды 

испытывали недоброжелательное к себе отношение со сто­
роны  ÑÑ‚авшего  Ð²  1921  Ð³Ð¾Ð´Ñƒ  ÐšÐ°Ñ‚оликосом  ÐÐ¼Ð²Ñ€Ð¾ÑÐ¸Ñ  (Хе- 
лая). Ð­Ñ‚о Ð²Ñ‹Ð·Ð²Ð°Ð»Ð¾ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð¾Ð»ÑŒÑÑ‚во Ð¸Ð½Ð°Ñ‡Ðµ Ð½Ð°ÑÑ‚роенного Ð´ÑƒÑ…о­
венства, Ð¸ Ð² 1926 Ð³Ð¾Ð´Ñƒ Ð½Ð° ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‰Ð°Ð½Ð¸Ð¸ Ð´ÑƒÑ…овенства Ð¸ Ð¼Ð¸Ñ€ÑÐ½ 
в  ÐšÑƒÑ‚Ð°Ð¸ÑÐ¸  ÐšÐ°Ñ‚оликос  ÐÐ¼Ð²Ñ€Ð¾ÑÐ¸Ð¹  Ð±Ñ‹Ð»  ÑƒÑÑ‚ранен  Ð¾Ñ‚  Ð´ÐµÐ»  ÑƒÐ¿Â­
равления...

После его смерти в 1927 году Католикосом стал митропо­

лит Ð¡ÑƒÑ…умо-Абхазский Ð¥Ñ€Ð¸ÑÑ‚офор (Цицкишвили), Ð¿Ñ€Ð¸ ÐºÐ¾Â­
тором для обеспечения сохранения русских церковных обы­
чаев и традиций было создано «Церковное управление рус­

ских православных общин Грузинского Католикосата». Так­

же Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ð²Ñ‹Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ано Â«ÐŸÐ¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ðµ Ð¾Ð± ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð¸ Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¼Ð¸ 
православными общинами в Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ð°Ñ… ÐšÐ°Ñ‚оликосата», в ÐºÐ¾Â­

тором  ÑƒÑÑ‚Ð°Ð½Ð°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°Ð»Ð¾ÑÑŒ,  Ñ‡Ñ‚о  Ð²ÑÐµ  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…одские 

общины с русским населением и монастыри с братией рус­
ской  Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾ÑÑ‚Ð¸  Ð½Ð°  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð°Ñ…  Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²Ð½Ð¾-национального 
меньшинства объединяются под управлением особого орга­
на, состоящего при Католикосе - Патриархе Грузии.

Положение  Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾  ÑƒÑÑ‚анавливало  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð°  Ñ†ÐµÑ€Â­

ковного Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾ Ð¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐ¸Ð½ÑÑ‚ва Ð¸ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð²Ð°Ð»Ð¾ Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²Â­
ное  ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð½Ð°  Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ð°Ñ…  ÑÑ‚авропигии.  Ð¡Ñ‚оль  Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñ‹Ðµ 
перемены в отношении к русским приходам стали одной

98