ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.09.2019

Просмотров: 6503

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

актером ÐœÐ¸Ñ…аилом Ð©ÐµÐ¿ÐºÐ¸Ð½Ñ‹Ð¼ Ð¸ Ñ ÐµÐ³Ð¾ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÑÐµÑ‚ 

группу Ñ‚билисского Ñ‚еатра Ð°ÐºÑ‚ерами ÑÐ°Ð½ÐºÑ‚-петербургского 
и московского императорских театров. В то время, когда се­
годня Ð¿ÑÑ‚ÑŒ Ð¿Ñ€ÐµÐ¼ÑŒÐµÑ€ Ð² Ð³Ð¾Ð´ ÑÑ‡Ð¸Ñ‚ается Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾, Ð° 10-11 - 

невообразимо Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾, Ð½ÑƒÐ¶Ð½Ð¾ ÑÐºÐ°Ð·Ð°Ñ‚ÑŒ, Ñ‡Ñ‚о ÑƒÐ¶Ðµ Ð² Ð¿ÐµÑ€Ð²Ñ‹Ð¹ Ð³Ð¾Ð´ 

театр представил зрителям свыше ста премьер.

Прошло 165 Ð»ÐµÑ‚ Ñ 1845 Ð³Ð¾Ð´Ð°, Ð° Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¹ Ñ‚еатр Ð² Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸ 

по-прежнему  Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ‚  ÐºÐ°Ðº  Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÑ€  Ñ‚олерантности,  ÐºÐ°Ðº  Ð¿Ñ€Ð¸Â­
мер  Ð´Ð¸Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð°  ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚ур.  Ð˜  Ð¿Ð¾Ð½ÑÑ‚но  Ð¿Ð¾Ñ‡ÐµÐ¼Ñƒ  Ð¿Ð¾Ñ‡Ñ‚и  Ð²ÑÐµ  Ð²Ñ‹Ð´Ð°Â­
ющиеся  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ðµ  Ñ€ÐµÐ¶Ð¸ÑÑÐµÑ€Ñ‹  Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚али  Ð·Ð´ÐµÑÑŒ.  Ð˜Ñ…  Ð¸Ð¼ÐµÂ­

нами  Ð³Ð¾Ñ€Ð´Ð¸Ð»ÑÑ  Ð±Ñ‹  Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð¹  Ñ‚еатр  Ð¼Ð¸Ñ€Ð°:  Ð¡ÑƒÐ¼Ð±Ð°Ñ‚ашвили- 

Южин,  ÐšÐ¾Ñ‚э  ÐœÐ°Ñ€Ð´Ð¶Ð°Ð½Ð¸ÑˆÐ²Ð¸Ð»Ð¸,  ÐÐ»ÐµÐºÑÐ°Ð½Ð´Ñ€  Ð¦ÑƒÑ†ÑƒÐ½Ð°Ð²Ð°, 

Дмитрий  ÐÐ»ÐµÐºÑÐ¸Ð´Ð·Ðµ,  ÐœÐ¸Ñ…аил  Ð¢ÑƒÐ¼Ð°Ð½Ð¸ÑˆÐ²Ð¸Ð»Ð¸,  Ð“ига  Ð›Ð¾Ñ€Ð´- 
кипанидзе, Ð Ð¾Ð±ÐµÑ€Ñ‚ Ð¡Ñ‚уруа, Ð“изо Ð–ордания Ð¸ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ, Ð¼Ð½Ð¾Â­
гие  Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ðµ.  ÐœÐ°Ð»Ð¾  ÐºÑ‚о  Ð·Ð½Ð°ÐµÑ‚,  Ñ‡Ñ‚о  Ð·Ð°Ð²ÐµÐ´ÑƒÑŽÑ‰Ð¸Ð¼  Ð»Ð¸Ñ‚ератур­
ной Ñ‡Ð°ÑÑ‚ью ÑÑ‚ого Ñ‚еатра Ð±Ñ‹Ð» Ð“ригол Ð Ð¾Ð±Ð°ÐºÐ¸Ð´Ð·Ðµ, Ñ‡Ñ‚о Ð¼ÑƒÐ·Ñ‹Â­
ку Ðº ÑÐ¿ÐµÐºÑ‚аклям Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð» Ð—ахарий ÐŸÐ°Ð»Ð¸Ð°ÑˆÐ²Ð¸Ð»Ð¸, Ð° Ð´ÐµÐºÐ¾Ñ€Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ 

создавали  Ð•Ð»ÐµÐ½Ð°  ÐÑ…вледиани  Ð¸  Ð›Ð°Ð´Ð¾  Ð“удиашвили.  ÐœÐ½Ð¾Â­

гие  Ð³Ð¸Ð³Ð°Ð½Ñ‚Ñ‹  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð¹  ÑÑ†ÐµÐ½Ñ‹  Ð´ÐµÐ»Ð°Ð»Ð¸  Ð¿ÐµÑ€Ð²Ñ‹Ðµ  Ñ‚ворческие 

шаги Ð² ÑÑ‚ом Ñ‚еатре, Ð¸ Ñ‚олько Ð¿Ð¾Ñ‚ом Ð¸Ñ… Ð³ÐµÐ½Ð¸Ð¹ Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð°Ð» Ð¿Ñ€Ð¸Â­
знание  Ð²  Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸:  Ð’севолод  ÐœÐµÐ¹ÐµÑ€Ñ…ольд,  Ð±ÐµÐ·  ÐºÐ¾Ñ‚орого 
нельзя  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авить,  Ð½Ðµ  Ñ‚олько  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¹,  Ð½Ð¾  Ð¸  Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ð¹  Ñ‚е­
атр,  Ð´Ð²Ð°  Ð³Ð¾Ð´Ð°  Ð²Ð¾Ð·Ð³Ð»Ð°Ð²Ð»ÑÐ»  Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÑÐºÐ¸Ð¹  Ñ‚еатр;  Ð·Ð´ÐµÑÑŒ  Ð½Ð°Ñˆ  ÑÐ¾Â­
отечественник  Ð’Ð»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ€  ÐÐµÐ¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð¸Ñ‡-Данченко,  Ð´Ð¾  Ñ‚ого, 

как Ð²Ð¼ÐµÑÑ‚е Ñ ÐšÐ¾Ð½ÑÑ‚антином Ð¡Ñ‚аниславским Ð¾Ñ‚крыл Ð² ÐœÐ¾ÑÂ­

кве  Ð»ÐµÐ³ÐµÐ½Ð´Ð°Ñ€Ð½Ñ‹Ð¹  ÐœÐ¥ÐÐ¢,  Ð¿Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ð¾Ð²Ð°Ð²  ÑÐ²Ð¾Ð¸  ÑÐ¸Ð»Ñ‹  Ð²  Ñ€ÐµÐ¶Ð¸ÑÂ­
суре.  Ð—десь  ÑÐµÐ¼ÑŒ  Ð»ÐµÑ‚  Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ал  Ð“еоргий  Ð¢Ð¾Ð²ÑÑ‚оногов,  Ð¸  ÑÑ‚о 
были Ð³Ð¾Ð´Ñ‹ ÑÑ‚ановления его Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ð³Ð¾ таланта. А Ð²ÑÐµÐ¼Ð¸ по­

читаемый  Ð²  ÐœÐ¾ÑÐºÐ²Ðµ  Ð´Ð¸Ñ€ÐµÐºÑ‚ор  Ð¦ÐµÐ½Ñ‚рального  Ð”етского  Ñ‚е­

атра  ÐšÐ¾Ð½ÑÑ‚Ð°Ð½Ñ‚Ð¸Ð½  Ð¨Ð°Ñ…-Азизов  Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾Ðµ  Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ  Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ð» 

именно  Ð“Ñ€Ð¸Ð±Ð¾ÐµÐ´Ð¾Ð²ÑÐºÐ¸Ð¼  Ñ‚еатром.  Ð”о  ÑÐ¸Ñ…  Ð¿Ð¾Ñ€  Ñ  Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð²ÑŒÑŽ 
вспоминает ÑÐ²Ð¾Ð¹ Ñ‚билисский Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑ‚ный ÑÐ¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Â­
ный Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¹ Ñ€ÐµÐ¶Ð¸ÑÑÐµÑ€ ÐŸÐµÑ‚Ñ€ Ð¤Ð¾Ð¼ÐµÐ½ÐºÐ¾... Ð—наете Ð»Ð¸ Ð²Ñ‹ Ð³Ð´Ðµ- 

нибудь Ð² ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹-либо ÑÑ‚ране Ñ‚еатр, Ð³Ð´Ðµ Ñ‚ворили ÑÑ‚олько Ð³ÐµÂ­

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

124


background image

ниальных Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹?! Ð•ÑÐ»Ð¸ Ð±Ñ‹ Ð²Ð¾ Ð¤Ñ€Ð°Ð½Ñ†Ð¸Ð¸ Ð¸Ð»Ð¸ ÐÐ½Ð³Ð»Ð¸Ð¸ Ð² ÐºÐ°Â­

ком-нибудь  Ñ‚еатре  Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ала  Ð¿Ð»ÐµÑÐ´Ð°  Ñ‚аких  Ð²Ñ‹Ð´Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ñ…ся 
личностей, этот театр объявили бы памятником.

Сегодня  Ð²Ð¿ÐµÑ€Ð²Ñ‹Ðµ  Ð·Ð°  Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ðµ  15  Ð»ÐµÑ‚  Ð¿Ð¾Ð´Ñ‡ÐµÑ€ÐºÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ‚ся, 

что Ð“рузия - ÑÑ‚рана Ð½Ðµ Ñ‚олько Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½, Ð½Ð¾ Ð¸ Ð°Ð·ÐµÑ€Ð±Ð°Ð¹Ð´Ð¶Ð°Ð½Â­

цев, Ð°Ñ€Ð¼ÑÐ½, Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ñ…, Ð°Ð±Ñ…азов, ÐµÐ²Ñ€ÐµÐµÐ², Ð¾ÑÐµÑ‚ин Ð¸ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚ави­
телей Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ… Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ… Ð½Ð°Ñ€Ð¾Ð´Ð¾Ð², Ñ‡Ñ‚о Ð²ÑÐµ Ð¾Ð½Ð¸ Ñ€Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð½Ñ‹ Ð² 

нашей ÑÑ‚ране, Ñ‡Ñ‚о Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚во Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð²Ð¾ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ится Ð¾ Ð½Ð¸Ñ…, 
что  Ð½Ð°ÑˆÐ°  Ð¿Ñ€ÐµÐºÑ€Ð°ÑÐ½Ð°Ñ  ÑÑ‚рана  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°  Ð¸  Ð²  ÑÑ‚ом 

ее  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‚ÑÐ³Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ  Ð¸  Ð³Ð¾Ñ€Ð´Ð¾ÑÑ‚ÑŒ.  Ð‘ез  Ð¾ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ  ÑÑ‚ого  Ð½ÐµÂ­

возможно Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авить ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ðµ Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚венное Ð¼Ñ‹ÑˆÐ»ÐµÐ½Ð¸Ðµ 
и  Ñ†ÐµÐ»Ð¾ÑÑ‚Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ  Ð“рузии.  Ð¡Ð²Ð¾ÑŽ  Ð»ÐµÐ¿Ñ‚у  Ð²  ÑƒÐºÐ¾Ñ€ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ñ‚акой 
позиции вносит Ð¸ Ð²Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑŒ Ð±ÑƒÐ´ÐµÑ‚ Ð²Ð½Ð¾ÑÐ¸Ñ‚ÑŒ русский Ð´Ñ€Ð°Ð¼Ð°Ñ‚и­
ческий Ñ‚еатр, Ð½Ð¾ÑÑÑ‰Ð¸Ð¹ Ð¸Ð¼Ñ ÐÐ»ÐµÐºÑÐ°Ð½Ð´Ñ€Ð° Ð“рибоедова. Ð­Ñ‚от 
театр  Ð½Ðµ  Ñ‚олько  Ð¾Ñ‡Ð°Ð³  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð¹  ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚уры  Ð²  Ð“рузии.  Ð£  Ð½ÐµÐ³Ð¾ 
более  Ð²Ñ‹ÑÐ¾ÐºÐ°Ñ  Ð¼Ð¸ÑÑÐ¸Ñ  -  Ð¾Ð±ÑŠÐµÐ´Ð¸Ð½ÑÑ‚ÑŒ  Ð²ÑÐµÑ…  Ð½ÐµÐ³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½,  Ð´Ð»Ñ 
которых Грузия - Родина.

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИН

125


background image

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

ИЗ ПЛЕЯДЫ СЛАВНЫХ ИМЕН

ИГОРЬ БОГОМОЛОВ

Достаточно  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‡Ð¸Ñ‚Ð°Ñ‚ÑŒ  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ‡Ð¸ÑÐ»ÐµÂ­

ние регалий и список трудов профес­

сора И.Богомолова, ставшего доктором 
наук в 36 лет, чтобы поразиться, сколь­
ко же ему удалось в жизни! Академик 
Литературоведческой Академии Гру­

зии и Академии образовательных наук 
Грузии, Ð¿Ð¾Ñ‡ÐµÑ‚ный Ñ‡Ð»ÐµÐ½ Ð¤Ñ€Ð°Ð½Ñ†ÑƒÐ·ÑÐºÐ¾Ð¹ 

ассоциации “Друзья Льва Толстого” и Международного об­

щества пушкинистов, член Союза писателей Грузии, прези­
дент-координатор и основоположник Русского культурно­
просветительского общества Грузии, он был в разное время 
депутатом Парламента Грузии, членом и председателем мно­
гих комиссий, членом Совета соотечественников при Госу­
дарственной Ð”уме Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¹ÑÐºÐ¾Ð¹ Ð¤ÐµÐ´ÐµÑ€Ð°Ñ†Ð¸Ð¸. ÐŸÑ€Ð¾Ñ„ессор Ð‘о­
гомолов был награжден за свои заслуги орденом Чести, юби­
лейной  Ð¼ÐµÐ´Ð°Ð»ÑŒÑŽ  Ð.С.Пушкина,  Ð´Ð¸Ð¿Ð»Ð¾Ð¼Ð°Ð¼Ð¸  Ð®ÐÐ•Ð¡ÐšÐž  Ð¸ 

Международной пушкинской ассамблеи. За этими награда­

ми - этапы пути ученого, педагога и общественного деятеля.

Игорь Ð‘огомолов Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ð»ÑÑ 17 Ð¸ÑŽÐ»Ñ 1932 Ð³Ð¾Ð´Ð° Ð² Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸. 

Выпускник Ñ„илологического Ñ„акультета Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð³Ð¾Â­

сударственного ÑƒÐ½Ð¸Ð²ÐµÑ€ÑÐ¸Ñ‚ета, Ð¾Ð½ ÐµÑ‰Ðµ Ð² ÑÑ‚уденческие Ð³Ð¾Ð´Ñ‹ 
обратил на себя внимание ведущих ученых не только в Гру- 
зии, Ð½Ð¾ Ð¸ Ð² Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸. Ð’ 1959-1962 Ð³Ð¾Ð´Ñ‹ Ð˜.Богомолов Ð±Ñ‹Ð» Ð°ÑÂ­

пирантом, Ð° Ð¿Ð¾Ð·Ð¶Ðµ Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ñ‹Ð¼ ÑÐ¾Ñ‚рудником Ð˜Ð½ÑÑ‚итута Ð¸ÑÑ‚о­

рии  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹  Ð»Ð¸Ñ‚ературы  Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸  Ð¨.Руставели  ÐÐ  Ð“ру­
зии (до 1977 Ð³Ð¾Ð´Ð°). Ð“еоргий Ð›ÐµÐ¾Ð½Ð¸Ð´Ð·Ðµ, ÐºÐ¾Ñ‚орого Ð˜Ð³Ð¾Ñ€ÑŒ Ð‘о­
гомолов также считал своим учителем, в то время директор 
института, назвал молодого аспиранта “связистом”. Это по­
лушутливое Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ðµ Ð¿Ð¾ÑÑ‚а-академика Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð¾ÑÑŒ Ð²ÐµÑÑŒÂ­

126


background image

ма емким. Действительно, Игорь Семенович посвятил свои 

основные Ñ‚руды Ð¸ Ð·Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ñ‚ельную Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ Ð´ÐµÑÑ‚ельности Ð²Ð·Ð°Â­

имному сплетению разных национальных литератур.

С  1977  Ð¿Ð¾  1994  Ð³Ð¾Ð´  Ð˜.Богомолов Ð²Ð¾Ð·Ð³Ð»Ð°Ð²Ð»ÑÐ»  ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ð¹ 

им  Ð¾Ñ‚Ð´ÐµÐ»  Ð»Ð¸Ñ‚ературных  Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾ÑÐ²ÑÐ·ÐµÐ¹  ÐœÑƒÐ·ÐµÑ  Ð´Ñ€ÑƒÐ¶Ð±Ñ‹  Ð½Ð°Â­
родов АН Грузии.

И.Богомолов - автор 240 Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ñ‹Ñ… работ, 23 из которых яв­

ляются солидными монографиями. Достаточно назвать лишь 
некоторые из них, получившие широкое признание: “Из ис­

тории русско-грузинских литературных взаимосвязей (Я.По- 
лонский)”, “Григол Орбелиани и русская культура”, â€œÐÐ»ÐµÐºÂ­
сандр Чавчавадзе и русская культура”, “Грузия в поэзии Пав­
ла Антокольского”, “Из истории грузино-русских литератур­
ных взаимосвязей (первая половина XIX века)”.

Ученый обратил внимание на то, что изучение русско-гру­

зинских взаимосвязей часто ограничивалось выявлением вли­
яния русской литературы на грузинскую. Однако само поня­

тие “взаимосвязь” подразумевает двустороннюю направлен­
ность. Именно И.Богомолов встал у истоков интенсивного 

изучения “обратной связи”. Как говорил сам исследователь, 
он доказал, что грузинские писатели не только с благодарно­
стью “брали”, но и Ñ‰ÐµÐ´Ñ€Ð¾ “отдавали”, в чем, собственно, и зак­
лючается суть процесса взаимообогащения грузинской и рус­
ской литератур”. Касался ученый, особенно в последние годы, 
и самых острых, порой болезненных вопросов литературного 
процесса в драматические периоды отношений двух народов.

Многие работы И.Богомолова выходят за рамки собствен­

но литературоведческого анализа и имеют общекультурное 
и  Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¾Ðµ  Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ðµ.  ÐÐµÑƒÐ´Ð¸Ð²Ð¸Ñ‚ельно,  Ñ‡Ñ‚о  Ð²  Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´ 
больших  Ð¸ÑÑ‚орических  Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¼ÐµÐ½  ÑÐ°Ð¼Ð°  Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑŒ  Ð²Ñ‹Ð´Ð²Ð¸Ð½ÑƒÐ»Ð° 
Игоря Богомолова главой русской диаспоры в Грузии.

В Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ðµ Ð³Ð¾Ð´Ñ‹ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„ессор Ð‘огомолов Ð²ÑÐµ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµ ÑÐ¸Ð» 

отдавал любимой науке и студентам. Он работал в Тбилис­

ском государственном университете с 1977 года - доцентом, 
профессором кафедры истории русской литературы, а с 1994 
года до последнего дня жизни возглавлял эту кафедру.

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

127


background image

ЧАСТЫ: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

ВАСИЛИЙ ШУХАЕВ

В. Ð˜. Ð¨ÑƒÑ…аев Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ð»ÑÑ Ð² ÐœÐ¾ÑÐºÐ²Ðµ Ð² 

1887  Ð³Ð¾Ð´Ñƒ  ÐŸÐµÑ€Ð²Ð¾Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ðµ  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Â­

вание  Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð¸Ð»  Ð²  Ð¡Ñ‚авропольском 

училище.  Ð’  1906  Ð³Ð¾Ð´Ñƒ  Ð¿Ð¾ÑÑ‚упил  Ð² 
Академию  Ñ…удожеств  Ð²  ÐŸÐµÑ‚ербур­
ге,  ÐºÐ¾Ñ‚орую  Ð¾ÐºÐ¾Ð½Ñ‡Ð¸Ð»  Ð²  1912  Ð³Ð¾Ð´Ñƒ. 
Конкурсная  ÐºÐ°Ñ€Ñ‚ина  Ð½Ð°  Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ðµ  Ñ…у­
дожник «Вакханалия» была написа­
на в стиле Рубенса.

Последующие два Ð³Ð¾Ð´Ð° художник 

жил Ð² Ð˜Ñ‚алии, Ð² ÐºÐ°Ñ‡ÐµÑÑ‚ве ÑÑ‚ипендиата Ñ€Ð¸Ð¼ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚ва 
поощрения  Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ñ‹Ñ…  Ñ…удожников.  Ð’  Ð˜Ñ‚алии  Ð¸Ð·ÑƒÑ‡Ð°Ð»  Ð³Ð»Ð°Ð²Â­
ным  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð¼  Ð¼Ð¾Ð½ÑƒÐ¼ÐµÐ½Ñ‚альную  Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ð¿Ð¸ÑÑŒ.  Ð¢Ð°Ð¼  Ð½Ð°Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ñ‹ 
картины  Â«Ð¡ÑƒÑÐ°Ð½Ð½Ð°  Ð¸  ÑÑ‚арцы»,  Â«ÐšÐ°Ñ€ÑƒÑÐµÐ»ÑŒÂ»,  Ð´Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð¾Ð¹  Ð¿Ð¾Ñ€Ñ‚­
рет «Шухаев и Яковлев» в костюмах Пьеро и Арлекина.

После начала первой мировой войны вернулся в Россию и 

был приглашен в качестве профессора на Архитектурные кур­
сы Багаевой и в рисовальную школу на Васильевском острове.

4  ÑÐµÐ½Ñ‚ября  1937  Ð³Ð¾Ð´Ð°  Ð¾ÑÐ¾Ð±Ñ‹Ð¼  ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‰Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼  ÐÐšÐ’Д  Ð¡Ð¡Ð¡Ð  

был  Ð¾ÑÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½  Ð¿Ð¾  ÑÑ‚атье  ÑˆÐ¿Ð¸Ð¾Ð½ÑÐºÐ°Ñ  Ð´ÐµÑÑ‚ельность  Ð½Ð°  8  Ð»ÐµÑ‚. 
Он  Ð¾Ñ‚Ð±Ñ‹Ð²Ð°Ð»  ÑÑ€Ð¾Ðº  Ð²  Ð¡ÐµÐ²Ð²Ð¾ÑÑ‚лагерях  ÐœÐ’Д  Ð¡Ð¡Ð¡Ð .  Ð Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ал 
чернорабочим  Ð¸  Ð¼Ð°Ð»ÑÑ€Ð¾Ð¼.  Ðš  Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚е  Ð¾Ñ‚носился  Ñ‡ÐµÑÑ‚но  Ð¸ 
добросовестно.  ÐŸÑ€Ð¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð¸Ñ‚ельное  Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ  Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ал  Ñ…удож­
ником  Ñ‚ÐµÐ°Ñ‚Ñ€Ð°  Ð¿Ñ€Ð¸  Ð”оме  ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚уры  Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸  Ðœ.Горького.  Ð—а 
хорошую  Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚у  Ð½Ð°  Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð·Ð²Ð¾Ð´ÑÑ‚ве,  ÑÐ¾Ð±Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð»Ð°Ð³ÐµÑ€Ð½Ð¾Ð³Ð¾ 
режима  Ð¸  Ð°ÐºÑ‚ивное  ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ‚ие  Ð²  ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚урно-воспитательной 
работе имел ряд поощрений и денежных вознаграждений.

После  Ð¾Ñ‚Ð±Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑ€Ð¾ÐºÐ° ÑÐ¾ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¹ Ð¶ÐµÐ½Ð¾Ð¹ Ð¿Ñ€Ð¸ÐµÑ…ал Ð² Ð¢Ð±Ð¸Â­

лиси,  Ð³Ð´Ðµ  Ð¿Ñ€ÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð°Ð²Ð°Ð»  Ð²  ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ð¸  Ñ…удожеств  Ð¸  Ð¶Ð¸Ð»  Ð·Ð´ÐµÑÑŒ 
последние 26 лет своей жизни.

Скончался Ð’асилий Ð˜Ð²Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ñ‡ Ð² 1972 Ð³Ð¾Ð´Ñƒ. Ð Ð² 1975 Ð³Ð¾Ð´Ñƒ 

его Ð¶ÐµÐ½Ð°- Ð’ера Ð¤ÐµÐ´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²Ð½Ð° Ð¿Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ð¸Ð»Ð° Ñ…удожественному Ð¼ÑƒÂ­

зею Грузии коллекцию художника.

128