ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 11661
Скачиваний: 2
ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ñкие
и
ÑжнооÑеÑинÑкие
Ñеплики
281
ленноÑÑи абÑ
азÑкого наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑоÑÑаве ÐÑÑзии в колиÑеÑÑве
55 409 Ñеловек â подвеÑглиÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑопоÑÑионалÑно жеÑÑоким Ñе-
пÑеÑÑиÑм. ÐоказаÑÐµÐ»Ñ ÑÑепени ÑепÑеÑÑий ÑоÑÑавил здеÑÑ 1 %, ÑÑо
на ÑÑеÑÑ Ð²ÑÑе, Ñем аналогиÑнÑй показаÑÐµÐ»Ñ Ð´Ð»Ñ Ð³ÑÑзин (0,63 %)
(ÑооÑноÑение 1:0,6). Также в ÑлÑÑае Ñ Ð¿Ñименением ÐÐÐ (вÑÑ-
ÑÐ°Ñ Ð¼ÐµÑа наказаниÑ. â
Т
.
Ð
.
) ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¾Ð± оÑÐµÐ½Ñ Ð²ÑÑоком показа-
Ñеле ÑÑепени ÑепÑеÑÑий. ÐÐ¾Ð»Ñ ÑмеÑÑнÑÑ
пÑиговоÑов в оÑноÑении
к обÑей ÑиÑленноÑÑи абÑ
азÑкого наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑоÑÑавлÑÐµÑ 0,57 %.
ÐÑли ÑÑавниваÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÐµÐ»Ñ Ñ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑнÑм показаÑелем Ñ
гÑÑзин, Ñо он Ñ Ð°Ð±Ñ
азов Ñакже окажеÑÑÑ Ð²ÑÑе поÑÑи в два Ñаза
(0,30 %: 0,57 %)» (c. 248).
ÐÑÑзинÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð¿Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½Ñов оÑобенно не ÑÑÑÑаиваÑÑ Ð²ÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð°Ð²-
ÑоÑов об иÑполÑзовании гÑÑзинÑкими влаÑÑÑми «в ÑвоиÑ
ÑелÑÑ
и
инÑеÑеÑаÑ
» ÑазлиÑного Ñода поÑÑановлений, Ñказов и ÑаÑпоÑÑже-
ний из ÐоÑÐºÐ²Ñ Ð¾ ÑепÑеÑÑиÑÑ
(Ñ. 394), о ÑÑÑеÑÑвовании ÑеÑной
ÑвÑзи Â«Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑепÑеÑÑиÑми и пÑоÑеÑÑами ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑиÑÑлÑ-
ной гÑÑзинÑкой наÑии» (Ñ. 244) и Ñ. д.
ÐодобнÑе заклÑÑениÑ, ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ из ÑеÑензенÑов пÑоÑеÑ-
ÑÐ¾Ñ Ð. ÐамаÑ
аÑиÑ, оÑÑажаÑÑ Â«ÑепаÑаÑиÑÑÑкÑÑ Ð¸ кÑемлевÑкÑÑ
идеологиÑ, напÑавленнÑÑ Ð¿ÑоÑив ÑелоÑÑноÑÑи гÑÑзинÑкого гоÑÑ-
даÑÑÑва и гÑÑзинÑкого ÑÑноÑа» (c. 401). ÐÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°Ñ ÑÑÑ Ð¼ÑÑлÑ, он
пиÑеÑ: «Ðдной из Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ Ð°Ð²ÑоÑов ÑвлÑеÑÑÑ Ñакже Ñоздание âнаÑÑ-
нойâ оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑовоÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ обоÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð½Ð°ÑионалÑ-
нÑÑ
конÑликÑов в ÐÑÑзии. СамÑм беÑÑовеÑÑнÑм обÑазом пÑед-
пÑинимаеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿ÑÑка диÑкÑедиÑаÑии гÑÑзинÑкого наÑода в
глазаÑ
миÑовой обÑеÑÑвенноÑÑи, поддеÑживаÑÑей его ÑпÑавед-
ливÑÑ Ð±Ð¾ÑÑÐ±Ñ Ð·Ð° деоккÑпаÑÐ¸Ñ ÑвоиÑ
иÑконнÑÑ
земелÑ, за иÑкоÑе-
нение ÑÑниÑеÑкой ÑиÑÑки» (c. 401).
ÐÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°Ñ ÐºÑиÑÐ¸ÐºÑ Ð°Ð²ÑоÑов книги,
пÑоÑеÑÑÐ¾Ñ Ð. ÐаÑÑвили
оÑмеÑаеÑ: «ÐелÑÐ·Ñ Ð¾ÑÑавиÑÑ Ð±ÐµÐ· Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ âÐандидаÑÑ
вклÑÑениÑ: абÑ
азÑÑ Ð¸ оÑеÑинÑâ. ÐвÑоÑÑ ÐºÐ°ÑаÑÑÑÑ Ð²ÐµÑÑма болез-
ненной ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð³ÑÑзин пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¸ Ñвно обвинÑÑÑ Ð½Ð°Ñ Ð² го-
нении абÑ
азов и оÑеÑин, ÑÑвеÑждаÑÑ, ÑÑо гÑÑÐ·Ð¸Ð½Ñ Ð¸ÑполÑзовали
1937 г. Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑиÑеÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑиÑ
ÑÑноÑов, нивелиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ñ
кÑлÑ-
ÑÑÑной иденÑиÑноÑÑи, гегемонии гÑÑзинÑкого ÑÑноÑа. ÐÑо недока-
занное обвинение!» (c. 433). УÑÑиÑÑÑ ÑоздавÑÑÑÑÑ Ð² Ñе ÑÑжÑлÑе
Ð³Ð¾Ð´Ñ ÑиÑÑаÑиÑ, он пиÑеÑ: «ÐвÑоÑÑ ÑеÑензиÑÑемой книги пÑи
ÑаÑÑмоÑÑении межнаÑионалÑнÑÑ
оÑноÑений в ÐÑÑзии впадаÑÑ Ð²
недопÑÑÑимÑй ÑÑбÑекÑивизм... из иÑ
ÑÑÑда ÑледÑеÑ, ÑÑо один ÑÑ-
Ð½Ð¾Ñ Ð² ÐÑÑзии оÑ
оÑилÑÑ Ð·Ð° дÑÑгим, они ненавидели дÑÑг дÑÑга, ÑÑа-
вили ловÑÑки» (c. 444). РзаклÑÑиÑелÑной ÑаÑÑи Ñвоей ÑеÑензии
282
ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ñкие
и
ÑжнооÑеÑинÑкие
Ñеплики
Ð. ÐаÑÑвили оÑмеÑаеÑ, ÑÑо в ÐÑÑзии не бÑло «никакиÑ
маÑÑовÑÑ
ÑепÑеÑÑий, ÑеÑÑоÑа и геноÑида», а подобнÑе вÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾ÑвилиÑÑ
вÑледÑÑвие Ñого, ÑÑо ÑÑÑд «пÑопиÑан дÑÑ
ом ÑенденÑиозноÑÑи, ÑÑо
пÑодикÑовано неоÑаÑиÑÑÑко-ÑеванÑиÑÑÑкой идеологией» (c. 452â
453).
Ðе менее агÑеÑÑивной и некоÑÑекÑной вÑглÑÐ´Ð¸Ñ Ð¾Ñенка ÑобÑ-
Ñий, пÑоиÑÑ
одивÑиÑ
в Ð³Ð¾Ð´Ñ ÑеÑÑоÑа, Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ñ. н. гÑÑппой Ð . Ðе-
ÑÑевели. ÐÑа гÑÑппа ÑÑÑнÑÑ
, назвав ÑÑÑд немеÑкиÑ
авÑоÑов Ñабо-
Ñой «веÑÑма низкого каÑеÑÑва», пиÑеÑ: «СÑÐ°Ð·Ñ Ð½Ð°Ð´Ð¾ оÑмеÑиÑÑ, ÑÑо
авÑоÑам не ÑÑоила болÑÑого ÑÑÑда ÑалÑÑиÑикаÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑоÑии ÐÑÑ-
зии. Ðни иÑполÑзовали гоÑовÑе Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð· иÑÑоÑиогÑаÑии
РоÑÑийÑкой импеÑии и СовеÑÑкого СоÑза, добавили к ним âпло-
дÑâ ÑовÑеменной ÑоÑÑийÑкой, абÑ
азÑкой и оÑеÑинÑкой иÑÑоÑио-
гÑаÑии и, на оÑновании вÑего ÑÑого, оÑноваÑелÑно ÑалÑÑиÑиÑи-
Ñовали не ÑолÑко иÑÑоÑÐ¸Ñ ÑепÑеÑÑий 30-Ñ
гг. XX века в ÐÑÑзии,
но и пÑедÑдÑÑиÑ
ÑпоÑ
иÑÑоÑии ÐÑÑзии, новой иÑÑоÑии ÐÑÑзии
(XIX в.) и иÑÑоÑии ÐемокÑаÑиÑеÑкой ÑеÑпÑблики ÐÑÑзии (1918â
1921 гг.)» (c. 458). ÐзобÑÐ°Ð¶Ð°Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð¾Ð±ÑекÑивнÑми иÑÑледоваÑелÑ-
ми, они пÑодолжаÑÑ: «ФалÑÑиÑикаÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑоÑии â Ñама по Ñебе
позоÑное дело, но еÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð¾Ñнее, когда она ÑопÑовождаеÑÑÑ Ñи-
низмом по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº конкÑеÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ гоÑÑдаÑÑÑвÑ;
ÑпомÑнÑÑÑй ÑÑÑд пÑеделÑно ÑиниÑен и Ñ
аÑакÑеÑизÑеÑÑÑ ÑÑÑемле-
нием вÑÑ Ð¿ÑедÑÑавиÑÑ Ð² оÑÑиÑаÑелÑном ÑвеÑе».
ФакÑиÑеÑки опÑавдÑÐ²Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑÑовÑй ÑеÑÑÐ¾Ñ Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ð¾Ð², пÑоÑеÑÑоÑ
Ð. ÐÑÑÑли Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ пÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð² Ñом, ÑÑо абÑ
Ð°Ð·Ñ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð»Ð¸ вÑÑокие
должноÑÑи. «ÐÑли Ñам ÑаÑÑÑÑелÑли болÑÑое колиÑеÑÑво абÑ
азÑев,
Ñо ÑÑо поÑомÑ, ÑÑо Ñам на ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑиÑ
должноÑÑÑÑ
бÑли аб-
Ñ
азÑÑ» (c. 493). РпÑоÑеÑÑÐ¾Ñ Ð. ÐапаÑкиÑи, ÑозвÑÑно Ñ Ð. ÐÑÑÑли,
ÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑ: «ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð±Ñла иÑÑÑеблена вÑÑ Ð¿Ð°ÑÑийно-полиÑи-
ÑеÑÐºÐ°Ñ Ð°Ð±Ñ
азÑÐºÐ°Ñ ÑлиÑа⦠Ñем занималиÑÑ ÑÑи инÑеллекÑÑалÑ?
ÐозÑмем ÐваÑалиÑ, возÑмем ÐÑÑ
аÑÐ°Ð²Ñ â Ñем они занималиÑÑ?».
Ð Ñам же оÑвеÑаеÑ: «Ðни подгоÑавливали Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑив ÐÑÑ-
зии, пÑоÑив единой гÑÑзинÑкой гоÑÑдаÑÑÑвенноÑÑи» (c. 495).
Ðак видим, ÑаÑÑÑ Ð²ÑÑепеÑеÑиÑленнÑÑ , а Ñакже дÑÑгие гÑÑзин-
Ñкие оппоненÑÑ, пÑинимавÑие ÑÑаÑÑие в обÑÑждении книги (одни
оÑкÑÑÑо, дÑÑгие в завÑалиÑованной ÑоÑме), вÑÑÑÑпали в Ñоли
заÑиÑников полиÑики ÑеÑÑоÑа в ÐÑÑзинÑкой ССРв оÑноÑении
абÑ
азÑкого наÑода. ÐÑÑказÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð³ÑÑзинÑкиÑ
оппоненÑов о кÑо-
вавÑÑ
ÑобÑÑиÑÑ
Ñого вÑемени наводÑÑ Ð½Ð° мÑÑлÑ, ÑÑо они, как и
влаÑÑи ÐÑÑзии пеÑиода ÑеÑÑоÑа, ÑÑвÑÑвÑÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð±ÐµÐ·Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð½Ñми
«Ñ
озÑевами» абÑ
азов и вÑеÑ
дÑÑгиÑ
«наÑменÑÑинÑÑв», оказав-
ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ñкие
и
ÑжнооÑеÑинÑкие
Ñеплики
283
ÑиÑ
ÑÑ Ð²Ð¾Ð»ÐµÑ ÑÑдеб в ÑоÑÑаве ÐÑÑзинÑкой ССР. Ð Ð´Ð»Ñ Â«Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸-
ÑеÑкого» и «наÑÑного» обоÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑеÑ
ÑÑÑаÑнÑÑ
пÑеÑÑÑплений
гÑÑзинÑкие иÑÑоÑики-оппоненÑÑ ÑаÑе, Ñем ÑÑого ÑÑебовала Ñема
иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ оÑенка ÑепÑеÑÑий 1930-Ñ
и поÑледÑÑÑиÑ
годов,
пÑиводили «иÑÑоÑиÑеÑкие ÑакÑÑ» о пÑинадлежноÑÑи во вÑе вÑе-
мена гÑÑзинÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑÐ¾Ð´Ñ Ð²Ñей ÑеÑÑиÑоÑии ÑогдаÑней ÐÑÑзин-
Ñкой ССРи не ÑолÑко. ÐÑÑ
Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· ÑÑого, вÑе «наÑменÑÑинÑÑва»,
вклÑÑÐ°Ñ Ð°Ð±Ñ
азов, они ÑÑиÑаÑÑ Â«Ð¿ÑиÑлÑми» на «гÑÑзинÑкой зем-
ле». ÐÑÑ
одиÑ, ÑÑо подобнÑе необоÑнованнÑе пÑиÑÑÐ·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑеÑ-
ÑиÑоÑии ÐÑÑзинÑкой ССР, пÑизнание вÑеÑ
негÑÑзин «диаÑпоÑой»,
ÑÑали опÑавдаÑелÑнÑм пÑевдомоÑалÑнÑм моÑивом Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñоведе-
Ð½Ð¸Ñ Ð¸ Ð¾Ð±ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐолÑÑого ÑеÑÑоÑа Ñади заÑиÑÑ Â«ÐµÐ´Ð¸Ð½ÑÑва ÐÑÑзии».
Ðднако, как и ожидалоÑÑ, Ñами гÑÑзинÑкие иÑÑоÑики, как ÑÑо
пÑоиÑÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ñже многие деÑÑÑилеÑиÑ, ÑÑали ÑедÑо ÑаÑпÑоÑÑÑа-
нÑÑÑ Ð·Ð°Ð²ÐµÐ´Ð¾Ð¼Ð¾ ложнÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð¾Ð± иÑÑоÑии ÐбÑ
азии и ÐÑÑ-
зии. ÐапÑимеÑ, ÑпомÑнÑÑÐ°Ñ Ð³ÑÑппа Ð . ÐеÑÑевели, без вÑÑкиÑ
ÑÑÑ-
лок, ÑÑиÑаеÑ, ÑÐºÐ¾Ð±Ñ ÐбÑ
Ð°Ð·Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑÑÐ´Ñ Ñ ÐегÑелией и СванеÑией
ÑвлÑÑÑÑÑ Â«Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкими кÑаÑми ÐÑÑзии» (Ñ. 466).
ÐÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°Ñ Ð² ÑÑом же дÑÑ Ðµ обÑÑждение книги, пÑоÑ.
Ð. ÐаÑÑвили Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе «наÑÑнÑе оÑкÑÑÑиÑ» по иÑÑоÑии аб-
Ñ
азÑкого наÑода. «РÑпоÑ
Ñ Ð¡ÑедневековÑÑ ÐбÑ
Ð°Ð·Ð¸Ñ Ð±Ñла Ñаким же
гÑÑзинÑким Ñегионом, как ÐаÑÑли, ÐаÑ
еÑÐ¸Ñ Ð¸ Ñ. д.». СледÑÑÑие
его «оÑкÑÑÑиÑ» заклÑÑаÑÑÑÑ Ð² Ñом, ÑÑо пÑоизоÑедÑее в ÑвÑзи Ñ
оÑлаблением «единого ÑенÑÑа» «пеÑеÑеление Ñ Ð¡ÐµÐ²ÐµÑного Ðавказа
ÑодÑÑвеннÑÑ
абÑ
азам адÑгейÑкиÑ
племен, иÑ
ÑмеÑивание Ñ Ð¼ÐµÑÑ-
нÑм абÑ
азÑким ÑÑноÑом (аÑÑимилÑÑиÑ) вÑзвало оÑлабление кÑлÑ-
ÑÑÑно-ÑелигиознÑÑ
ÑвÑзей Ñ ÐÑÑзией». Ðо его мнениÑ, Â«Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñм
ÑÑноÑом оÑÑалоÑÑ ÑÑаÑое название, а болÑÑинÑÑво ÑегоднÑÑниÑ
абÑ
азов именÑÑÑ ÑÐµÐ±Ñ âапÑÑаâ» (c. 436).
ÐÑакÑиÑеÑки ниÑем не оÑлиÑаеÑÑÑ Ð¾Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ð´ÑманнÑÑ ÑÑвеÑ-
ждений мнение дÑÑгого гÑÑзинÑкого оппоненÑа, Ð. ÐамаÑ
аÑиÑ,
коÑоÑÑй пиÑеÑ: «ÐвÑоÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑоÑÑÑÑ Ð²ÑдÑÐ¼ÐºÑ ÑепаÑаÑиÑÑов о пе-
ÑеÑелении ÑаÑÑи абÑ
азов на СевеÑнÑй Ðавказ, ÑкÑÑÐ²Ð°Ñ Ñем ÑамÑм
ÑÐ°ÐºÑ Ð·Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкой ÐбÑ
азии апÑÑа-абÑ
азами» (c. 381).
Ðн же, опÑовеÑÐ³Ð°Ñ Ð°ÑÑимилÑÑионнÑе пÑоÑеÑÑÑ ÑÑеди абÑ
азов в
Ñго-воÑÑоÑной ÑаÑÑи ÐбÑ
азии, ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Â«Ð¿ÑÑмÑм наÑилием над
иÑÑоÑией» ÑÑвеÑждение о «мегÑелизаÑии» пÑавоÑлавнÑÑ
абÑ
азов
в ÑайонаÑ
, гÑаниÑаÑиÑ
Ñ ÐингÑелией â Ñ. е. в ÐалÑÑком Ñайоне»
(c. 384). Ðалее, ÑказÑÐ²Ð°Ñ Ð½Ð° некомпеÑенÑноÑÑÑ Ð°Ð²ÑоÑов главÑ
«ÐÑÐ½Ð¾Ñ Ð¸ ÑеÑÑоÑ» в вопÑоÑаÑ
иÑÑоÑии, он подÑÑÑкиваеÑ, ÑÑо иÑ
ÑабоÑа «â¦Ð½Ðµ вÑдеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹ кÑиÑики, оÑобенно в Ñой ÑаÑÑи,
284
ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ñкие
и
ÑжнооÑеÑинÑкие
Ñеплики
где ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¾Ð± иÑÑоÑии ÐÑÑзии, гÑÑзинÑкого ÑÑноÑа, ÐбÑ
азии
и абÑ
азов», «не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð½Ð¸Ñего обÑего Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑной иÑÑоÑией,
наÑкой. ÐвÑоÑÑ Ñвно иÑповедÑÑÑ ÑепаÑаÑиÑÑÑкÑÑ Ð¸ кÑемлÑвÑкÑÑ
идеологиÑ, напÑавленнÑÑ Ð¿ÑоÑив ÑелоÑÑноÑÑи гÑÑзинÑкого гоÑÑ-
даÑÑÑва и гÑÑзинÑкого ÑÑноÑаâ¦Â» (c. 401).
ÐÑежде Ñем непоÑÑедÑÑвенно Ð¾Ñ Ð°ÑакÑеÑизоваÑÑ ÑÑÑÑ ÑепÑеÑ-
Ñивной полиÑики ÑÑководÑÑва СовеÑÑкой ÐÑÑзии в ÐбÑ
азии, Ñ
о-
ÑелоÑÑ Ð±Ñ Ð²ÐºÑаÑÑе оÑÑановиÑÑÑÑ Ð½Ð° некоÑоÑÑÑ
вÑÑепеÑеÑиÑлен-
нÑÑ
моменÑаÑ
ÑÑниÑеÑкой иÑÑоÑии абÑ
азÑкого наÑода, ÑÑавÑиÑ
обÑекÑом полемики Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð°Ð²ÑоÑами книги и гÑÑзинÑкими оппо-
ненÑами.
Ð ÑаÑÑноÑÑи, ÑледÑÐµÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑаÑиÑоваÑÑ, ÑÑо Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñ, Ñамоназва-
ние â апÑÑа, ÑвлÑÑÑÑÑ Ð°Ð²ÑоÑ
Ñонами ÐоÑÑоÑного ÐÑиÑеÑномоÑÑÑ
Ðавказа. Ðанное положение не вÑзÑвало и не вÑзÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑомнениÑ
ÑакиÑ
непÑедвзÑÑÑÑ
ÑÑÑнÑÑ
-кавказоведов, как Ð. ÐÑоÑÑе, Ð.Ð. УÑ-
лаÑ, Ð.Я. ÐаÑÑ, Ð.Ð. ÐÑлиа, Ð.Ð. ÐжаваÑ
иÑвили, С.Ð. ÐжанаÑиÑ,
Ð.С. Чикобава, Ð.С. ЧиÑаÑ, Ð.Ð. Робакидзе, Ш.Ð. Ðнал-ипа, Ð.Ð. Ðн-
Ñабадзе, Ð.Ð. ÐзидзаÑиÑ, Ð.Ф. ЧÑÑÑин, Ð.Ð. Фадеев, Ð.Ð. ÐаÑÑÑев,
Ð.Ð. ÐÑÑконов, Ð.Ð. ÐавÑов, Ð.Ð. ТÑапÑ, Ð.Ð. ÐоÑвен, Я.С. СмиÑ-
нова, Ð.Ð. ÐеликиÑвили, Ð.Ð. ÐжапаÑидзе, Ð.Ð. ÐомÑаÑидзе и дÑ.
Рв далÑнейÑем Ð.Ð. ТÑапÑ, неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° поÑвление в ÑеÑе-
дине XX века по ÑоÑиалÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð·Ð°ÐºÐ°Ð·Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑей ÐÑÑзинÑкой ССÐ
Ñ. н. ÑеоÑии Ð. ÐнгоÑÐ¾ÐºÐ²Ñ Ð¾ «пÑиÑлоÑÑи» Ñ Ð¡ÐµÐ²ÐµÑного Ðавказа
пÑедков ÑовÑеменнÑÑ
абÑ
азов под ÑÑнонимом «апÑÑа» в ÐбÑ
азии
во вÑоÑой половине XVII века, кавказоведÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½Ð°Ñка в Ñелом
оÑÑалаÑÑ Ð²ÐµÑной Ñвоим ÑÑадиÑионнÑм базиÑнÑм пÑедÑÑавлениÑм
о генезиÑе и ÑÑниÑеÑкой иÑÑоÑии абÑ
азÑкого наÑода. Ðе ÑÑали
ÑазÑÑÑаÑÑÑÑ ÑÑи же наÑÑнÑе подÑ
Ð¾Ð´Ñ Ð² маÑÑÑабе миÑовой иÑÑо-
ÑиогÑаÑии, ÑÑким пÑимеÑом Ñего ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð°Ð²ÑоÑов Ñе-
ÑензиÑÑемой книги.
ÐеÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо ÑпомÑнÑÑÐ°Ñ ÑеоÑÐ¸Ñ ÐнгоÑÐ¾ÐºÐ²Ñ Ð½Ðµ заÑлÑ-
Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð¿ÑиÑÑалÑного вниманиÑ, Ñем не менее некоÑоÑÑе
вÑÑказÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ иÑÑоÑии ÐбÑ
азии, пÑиведÑннÑе гÑÑзинÑкими
оппоненÑами, не Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð¾ÑÑавиÑÑ Ð±ÐµÐ· комменÑаÑиев.
ÐапÑимеÑ, по Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ ÑÑниÑеÑкой пÑинадлежноÑÑи наÑода,
именÑемого ÑндоÑÑнонимом «апÑÑа», а ÑкзоÑÑнонимами «абÑ
а-
зÑ», «абаза» и Ñ.д. и локализаÑии иÑ
ноÑиÑелей, пÑежде вÑего,
ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на Ñо, ÑÑо ни в одном из ÑÑедневеко-
вÑÑ
гÑÑзинÑкиÑ
и иноÑзÑÑнÑÑ
пиÑÑменнÑÑ
иÑÑоÑников Ð½ÐµÑ Ñка-
Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо под ÑÑнонимом «абÑ
азÑ» Ñледовало Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑÑ
гÑÑзин, мегÑелов или Ñванов. ÐÐµÑ Ð´Ð°Ð½Ð½ÑÑ
и о Ñом, ÑÑо «абÑ
азÑ»
ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ñкие
и
ÑжнооÑеÑинÑкие
Ñеплики
285
и «апÑÑа» ÑазнÑе наÑодÑ. ÐÑо Ñакой же абÑÑÑд, как еÑли Ð±Ñ ÐºÑо-
Ñо ÑÑал доказÑваÑÑ, ÑÑо «ÑллинеÑ» не «гÑек», «пеÑÑ» не «иÑани»,
«дойÑе» не «немеÑ» и Ñ. д.
ÐÐµÑ Ð² иÑÑоÑÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½ÑÑ Ð¸ о Ñом, ÑÑо когда-либо, в какой-Ñо
конкÑеÑнÑй пеÑиод иÑÑоÑии ÐбÑ
азии, на ÑÑой ÑеÑÑиÑоÑии пÑо-
изоÑла Ñмена абÑ
азÑкого наÑода дÑÑгим, в ÑаÑÑноÑÑи гÑÑзинÑким,
как об ÑÑом пиÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑики из ТбилиÑи. ÐÑли, конеÑно, не имеÑÑ
в Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð®Ð³Ð¾-ÐоÑÑоÑнÑй Ñегион ÑовÑеменной ÐбÑ
азии, оÑобенно
его низменнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾ÑÑ, коÑоÑÑÑ Ð² позднем ÑÑедневековÑе вÑеме-
нами оккÑпиÑовали кнÑзÑÑ ÐегÑелии, Ñем и бÑла вÑзвана ÑаÑ-
ÑиÑÐ½Ð°Ñ Ñмена абÑ
азÑкого наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ³ÑелÑÑким, или же â наобо-
ÑоÑ
35
. ХоÑÑ Ð² Ñе вÑемена Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñ Ð½Ðµ покидали пÑедгоÑнÑе и
гоÑнÑе наÑеленнÑе пÑнкÑÑ ÑÑого Ñегиона, именÑемого Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñа
XVIII в. СамÑÑзакан (по имени абÑ
азÑкого ÑделÑного кнÑÐ·Ñ ÐÑÑ-
закана ЧаÑба). Ðолее Ñого, по ÑообÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑеÑкого пÑÑеÑеÑÑ-
венника и ÑÑеного ÐÐ²Ð»Ð¸Ñ Ð§ÐµÐ»ÐµÐ±Ð¸, поÑеÑивÑего ÐбÑ
Ð°Ð·Ð¸Ñ Ð² 1641 г.,
ÑÑниÑеÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑаниÑа абÑ
азов (абаза) Ñ Ð¼ÐµÐ³Ñелами на Ñго-воÑÑоке
пÑоÑ
одила по Ñ. ÐаÑа (ÑовÑ. Риони). Ðо его же даннÑм, на ÑеÑÑи-
ÑоÑии Ð¾Ñ Ñ. ÐаÑа до ÐÐ½Ð°Ð¿Ñ Ð¿Ñоживали 25 кÑÑпнÑÑ
абÑ
азÑкиÑ
обÑин, вÑего около 600 ÑÑÑ. Ñеловек
36
.
ÐÑÑоÑиÑеÑкие изÑÑÐºÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑждаÑÑ, ÑÑо Ñем более Ñанний
пеÑиод иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑниÑеÑкой пÑинадлежноÑÑи наÑелениÑ,
пÑоживавÑего на ÑеÑÑиÑоÑии воÑÑоÑного ÐÑиÑеÑномоÑÑÑ, Ñем
болÑÑие ÑеÑÑиÑоÑии бÑли наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ñ Ð¿Ñедками ÑовÑеменнÑÑ
аб-
Ñ
азов и абазин. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½ÐµÑлÑÑайно в гÑÑзинÑкиÑ
пиÑÑменнÑÑ
иÑÑоÑникаÑ
ÐбÑ
азÑкое ÑаÑÑÑво VIIIâX вв. назÑвалоÑÑ Ð½Ðµ инаÑе
как ÐбÑ
азÑким ÑаÑÑÑвом, в коÑоÑом ÑÑниÑеÑкие абÑ
Ð°Ð·Ñ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð»Ð¸
доминиÑÑÑÑее положение. Ð ÑаÑей ÑÑого гоÑÑдаÑÑÑва именовали
ÑаÑÑми абÑ
азов, позже â ÑаÑÑми «абÑ
азов, каÑÑов, Ñанов, ка-
Ñ
овâ¦Â» и дÑÑгиÑ
, коÑоÑÑе бÑли им подвлаÑÑнÑ. ÐÑÑаÑи, гÑÑзин-
Ñкие иÑÑоÑники подÑвеÑждаÑÑ Ñакже, ÑÑо ÐбÑ
Ð°Ð·Ð¸Ñ â как единое
гоÑÑдаÑÑÑво и ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð°Ñ ÑÑÑана â бÑла извеÑÑна на неÑколÑко ÑÑоле-
Ñий ÑанÑÑе, Ñем СакаÑÑвело â ÐÑÑзиÑ. ÐÑпомним Ñлова акад.
Ð.Ð. ÐеÑдзениÑвили: «ÐаÑим иÑÑоÑикам (Ñем более не иÑÑоÑи-
кам) кажеÑÑÑ, ÑÑо âСакаÑÑвелоâ in prinsipe вÑегда ÑÑÑеÑÑвовалоâ¦
Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð½Ð¸ÐºÑо не оÑпаÑиваеÑ, ÑÑо даннÑй ÑеÑмин (âСакаÑÑвелоâ)
поÑвилÑÑ Ð³Ð¾Ñаздо позже (в X веке или ÑÑÑÑ ÑанÑÑе)»
37
. ÐмеÑÑе Ñ
Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо изнаÑалÑно название «СакаÑÑвело»
оÑожеÑÑвлÑлоÑÑ ÑолÑко лиÑÑ Ñ ÐаÑÑли, Ñ. е. ÑÑноÑеÑÑиÑоÑиалÑной
единиÑей, где пÑоживало Ð¿Ð»ÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°ÑÑлийÑев. С XI века ÑеÑмин
«СакаÑÑвело» поÑÑепенно ÑÑановиÑÑÑ ÑобиÑаÑелÑнÑм названием