ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 11612
Скачиваний: 2
406
ÐаклÑÑениÑ
из
СШÐ
,
Ðнглии
,
РоÑÑии
пÑеÑÑÑпнÑÑ
гÑÑпп, когда ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¾Ð± инÑеÑпÑеÑаÑии обÑеполи-
ÑиÑеÑкого и иÑÑоÑиÑеÑкого конÑекÑÑа:
а) С одной ÑÑоÑонÑ, авÑоÑÑ Ð²Ð¸Ð´ÑÑ Ð¸ ÑÑиÑÑваÑÑ ÑаÑионалÑнÑе
оÑнованиÑ, ÑÑоÑвÑие за ÑеÑением влаÑÑей запиÑаÑÑ ÑелÑе ÑÑни-
ÑеÑкие гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð² ÑазÑÑд поÑенÑиалÑнÑÑ
вÑагов в ÑлÑÑае войнÑ
(пÑимеÑно Ñо же, но Ñ Ð¼ÐµÐ½ÑÑей жеÑÑокоÑÑÑÑ, делали амеÑикан-
Ñкие влаÑÑи Ñо Ñвоими ÑÑниÑеÑкими ÑпонÑами или бÑиÑанÑкие â Ñ
немÑами и авÑÑÑийÑами, бежавÑими Ð¾Ñ Ð½Ð°ÑиÑÑов). СовеÑÑкие
немÑÑ Ð¸ некоÑоÑÑе дÑÑгие наÑионалÑноÑÑи бÑли вÑÑÐµÐ»ÐµÐ½Ñ Ð¸Ð·
пÑигÑаниÑнÑÑ
облаÑÑей в ÐÑÑзии. Ðо вÑÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ ÑовеÑ-
Ñкие немÑÑ Ð½Ð° оккÑпиÑованнÑÑ
ÑеÑÑиÑоÑиÑÑ
(«ÑолÑкдойÑе», по
наÑиÑÑÑкой ÑеÑминологии), подобно наÑионалиÑÑиÑеÑки наÑÑÑо-
еннÑм западнÑм ÑкÑаинÑам, ÑоÑÑÑдниÑали Ñ Ð¾ÐºÐºÑпанÑами.
б) Ðднако авÑоÑÑ Ð½Ðµ беÑÑÑ Ð² ÑаÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ñе ÑаÑионалÑнÑе
оÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² дейÑÑвиÑÑ
ÑовеÑÑкого ÑÑководÑÑва, когда ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¾
ÑиÑÑкаÑ
в оÑноÑении оÑделÑнÑÑ
лиÑ, Ñемей и пÑедполагаемÑÑ
пÑеÑÑÑпнÑÑ
обÑединений и об иÑ
возможной Ñоли в пÑедоÑвÑа-
Ñении поÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Â«Ð¿ÑÑой колоннÑ» â в оÑлиÑие Ð¾Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑинÑÑва
оккÑпиÑованнÑÑ
наÑиÑÑами ÑÑÑан. Ð ÑÑо как Ñаз Ñе, кого ÑовеÑ-
Ñкий Ñежим пÑиÑиÑлил к пÑеÑÑÑпникам и ÑеÑÑоÑиÑÑам в каÑегоÑии
«ÑÑоÑкиÑÑÑ». Ðев ТÑоÑкий в Ñо вÑÐµÐ¼Ñ ÑÑавнил ÐоÑиÑа СÑалина
Ñ ÐдолÑÑом ÐиÑлеÑом и из ÑÑÑлки пÑизÑвал к его ÑвеÑжениÑ.
ÐвÑоÑÑ:
ÐÑгÑменÑаÑиÑ
ÐоÑÑелло
непонÑÑна
,
Ñак
как
Ñе
-
пÑеÑÑии
,
о
коÑоÑÑÑ
идÑÑ
ÑеÑÑ
в
«
ÐолÑÑевиÑÑÑком
поÑÑдке
в
ÐÑÑ
-
зии
»,
не
имеÑÑ
никакого
оÑноÑениÑ
ко
ÐÑоÑой
миÑовой
войне
.
ÐÑоме
Ñого
,
пÑоводилоÑÑ
ÑоÑное
ÑазлиÑие
,
напÑимеÑ
,
междÑ
немÑами
и
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ð°Ð¼Ð¸
.
Ð
Ñелом
ÑпеÑиÑиÑеÑкое
занÑÑие
ÐÑÑзией
ÑÑебÑеÑ
болÑÑой
оÑÑоÑожноÑÑи
Ñ
заклÑÑениÑми
по
аналогии
в
оÑноÑении
к
дÑÑгим
ÑеÑпÑбликам
.
ÐеÑÐ¼Ð°Ñ Ñ
добÑалÑÑ
до
внеÑниÑ
гÑаниÑ
ÐÑÑзии
в
1942
г
.
ÑолÑко
в
некоÑоÑÑÑ
меÑÑаÑ
; «
дивеÑÑан
-
ÑÑ
»,
забÑоÑеннÑе
по
воздÑÑ Ñ
и
Ñ
моÑÑ
,
не
вÑÑÑеÑали
оÑклика
Ñ
наÑелениÑ
.
СледÑеÑ
ÑÑиÑÑваÑÑ
Ñакже
вÑеменнÑ
´
е
Ñ Ð°ÑакÑеÑи
-
ÑÑики
.
СкоÑее
,
можно
пÑивеÑÑи
аÑгÑменÑÑ
в
полÑзÑ
Ñого
,
ÑÑо
завеÑÑение
ÐолÑÑого
ÑеÑÑоÑа
леÑом
1938
года
бÑло
вÑзвано
наÑаÑÑанием
ÑеалÑной
опаÑноÑÑи
войнÑ
.
Ð. ÐоÑÑелло
: Я не ÑÑÐ¶Ñ Ð·Ð´ÐµÑÑ Ð¾ веÑомоÑÑи ÑаÑионалÑнÑÑ Ð¾Ñ-
нований Ð´Ð»Ñ ÑиÑÑок в лÑбом ÑмÑÑле, вклÑÑÐ°Ñ Ð¼ÐµÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸Ñ
оÑÑÑе-
ÑÑвлениÑ, Ñ Ð¿ÑоÑÑо пÑизÑÐ²Ð°Ñ Ð³ÐµÑманÑкиÑ
коллег бÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ Ñе-
пеÑилÑнÑми в наÑÑнÑÑ
ÑÑждениÑÑ
.
Ðнига ÑбедиÑелÑна в одном: в вÑводе о Ñом, ÑÑо ÑиÑÑки оÑÑ-
ÑеÑÑвлÑлиÑÑ Ð² оÑновном ÑепÑеÑÑивнÑми ÑÑÑÑкÑÑÑами ÐÑÑзин-
ÐаклÑÑениÑ
из
СШÐ
,
Ðнглии
,
РоÑÑии
407
Ñкой ССР, Ñ
оÑÑ Ð¸ на оÑновании инÑÑÑÑкÑий из ÐоÑквÑ. ÐеÑмоÑÑÑ
на возмÑÑение и неÑоглаÑие гÑÑзинÑкиÑ
ÑÑÑнÑÑ
, ÑиÑÑки дейÑÑви-
ÑелÑно пÑоводилиÑÑ Ð³ÑÑзинами, но они (ÑÑÑнÑе) пÑавÑ, заÑвлÑÑ,
ÑÑо ÑÑо необÑзаÑелÑно ознаÑаеÑ, ÑÑо ими двигали анÑагониÑÑиÑе-
Ñкие ÑÑвÑÑва к наÑионалÑнÑм менÑÑинÑÑвам. ÐоÑÐ¸Ñ Ð¡Ñалин, Ñа-
зÑмееÑÑÑ, бÑл гÑÑзином â неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° вÑе пÑеÑензии на ÑÑÐ¾Ñ ÑÑÑÑ,
вÑдвинÑÑÑе недавно оÑеÑинами.
ÐвÑоÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑпÑеÑиÑÑÑÑ ÑÑаÑиÑÑÐ¸ÐºÑ Ñаким обÑазом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾-
казаÑÑ, ÑÑо оÑноÑение к пÑедÑÑавиÑелÑм ÑазнÑÑ
менÑÑинÑÑв
могло ÑазлиÑаÑÑÑÑ, и ÑвÑзÑваÑÑ ÑÑо Ñ ÑÑниÑеÑкой пÑедвзÑÑоÑÑÑÑ
гÑÑзин, однако демонÑÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¿ÑиÑинно-ÑледÑÑвенной ÑвÑзи оÑÑÑÑ-
ÑÑвÑеÑ. Ðолее Ñого, ÑÑÐ¾Ñ ÑÐµÐ·Ð¸Ñ Ð¿ÑавомеÑен в Ñой ÑÑепени, о коÑо-
Ñой говоÑиÑÑÑ, ÑолÑко еÑли пÑизнаÑÑ Ð¿Ð¾ ÑмолÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð²Ðµ вводнÑÑ
:
а) ÑÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð¿Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñии полиÑике ÑовеÑÑкой влаÑÑи, ÑоÑÑедоÑо-
Ñенной в инÑÑиÑÑÑаÑ
ÑазлиÑнÑÑ
авÑономий, взÑÑÑÑ
как единое
Ñелое, не ÑазлиÑалаÑÑ Ð¸Ð»Ð¸
б) вÑе ÑепÑеÑÑиÑованнÑе, какие Ð±Ñ Ð¾Ð±Ð²Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ не пÑедÑÑв-
лÑли, бÑли «не виновнÑ» в пÑоÑиводейÑÑвии кÑÑÑÑ ÑовеÑÑкого
пÑавиÑелÑÑÑва, напÑавленного, в Ñом ÑиÑле, на ÑÑиление ÑенÑÑа-
лизаÑии пÑинÑÑÐ¸Ñ ÑеÑений во вÑеÑоÑзнÑÑ
и ÑиÑÑлÑнÑÑ
ÑеÑпÑб-
ликанÑкиÑ
ÑÑÑÑкÑÑÑаÑ
.
ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð±ÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑбедиÑелÑнÑм, Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ имеÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе
инÑоÑмаÑии о позиÑиÑÑ
, полиÑиÑеÑкиÑ
взглÑдаÑ
, ÑÑепени лоÑлÑ-
ноÑÑи или недоволÑÑÑва, коÑоÑÑе могли ÑÑÑеÑÑвоваÑÑ ÑÑеди Ñе-
пÑеÑÑиÑованнÑÑ
, а Ñакже ÑеÑ
, коÑоÑÑе Ñ
аÑакÑеÑизовали взглÑдÑ
лидеÑов ÑазлиÑнÑÑ
ÑÑниÑеÑкиÑ
гÑÑпп. ÐÑо помогло Ð±Ñ ÑнÑÑÑ, Ñ
о-
ÑÑ Ð±Ñ ÑаÑÑиÑно, ÑиÑаÑелÑÑкие ÑÐ¾Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð²ÐµÑа, пÑида-
ваемого ÑÑниÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑлеменÑÑ Ð² Ñ
оде ÑиÑÑок. ÐапÑимеÑ, не вÑ-
зÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÐ¾Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑакÑ, ÑÑо абÑ
азÑкие паÑÑийнÑе ÑÑководиÑели
дейÑÑвиÑелÑно ÑоÑмозили пÑоÑеÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑивизаÑии. ÐÑоме Ñого,
по ÑÑвеÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÑÑгиÑ
иÑÑоÑников
21
, в ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ð¸Ð¸ Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑой Ñим-
паÑией оÑноÑилиÑÑ Ðº ТÑоÑкомÑ, о ÑÑм ÑвидеÑелÑÑÑвÑÑÑ, в Ñом
ÑиÑле, воÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ вÑживÑего ÑепÑеÑÑиÑованного аб-
Ñ
азо-пеÑÑидÑкого пÑоиÑÑ
ождениÑ
22
. Ðемало инÑоÑмаÑии на ÑÑоÑ
ÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ поÑеÑпнÑÑÑ Ð¸ из дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑабоÑ
23
.
ÐÑли Ð±Ñ Ð°Ð²ÑоÑÑ Ð² болÑÑей ÑÑепени опиÑалиÑÑ Ð½Ð° ÑабоÑÑ Ð°Ð±-
Ñ
азÑкиÑ
и дÑÑгиÑ
иÑÑледоваÑелей и мемÑаÑиÑÑов, пÑедÑÑавлÑÑ-
ÑиÑ
наÑионалÑнÑе менÑÑинÑÑва, они Ð±Ñ Ð¾Ð±ÑаÑили внимание Ñи-
ÑаÑелей на Ñо, ÑÑо в ÐбÑ
азии и, возможно, в дÑÑгиÑ
меÑÑаÑ
ÐÑÑзии
полиÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð¿Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑÐ¸Ñ ÐºÑÑÑÑ ÑенÑÑалÑной паÑÑийной влаÑÑи
(не обÑзаÑелÑно конкÑеÑно ÐоÑиÑÑ Ð¡ÑалинÑ) бÑла напÑавлена
408
ÐаклÑÑениÑ
из
СШÐ
,
Ðнглии
,
РоÑÑии
пÑоÑив ÑигÑÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ иÑполниÑÐµÐ»Ñ ÑÑой полиÑики â ÐавÑенÑиÑ
ÐеÑии, имевÑего гÑÑзино-мингÑелÑÑкое пÑоиÑÑ
ождение. ÐÑо
могло Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ð»Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ, коÑоÑое авÑоÑÑ Â«ÐолÑ-
ÑевиÑÑÑкого поÑÑдка в ÐÑÑзии» Ñделили гÑÑзинÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑовинизмÑ
как излиÑне знаÑÐ¸Ð¼Ð¾Ð¼Ñ ÑакÑоÑÑ Ð¿Ñи оÑбоÑе кандидаÑов длÑ
ÑиÑÑки и, вмеÑÑо ÑÑÑÑа полиÑиÑеÑкиÑ
взглÑдов и ÑообÑажений о
нелоÑлÑноÑÑи (ÑеалÑной, вÑмÑÑленной или поÑенÑиалÑной), Ñо-
ÑÑедоÑоÑилиÑÑ Ð½Ð° подÑÑеÑе ÑепÑеÑÑиÑованнÑÑ
ÑеÑ
или инÑÑ
на-
ÑионалÑноÑÑей. СегоднÑ, в ÑÑловиÑÑ
ÑлеÑÑей гÑÑзино-абÑ
азÑкой
конÑÑонÑаÑии, ÑÑавÑей ÑледÑÑвием кÑовопÑолиÑного гÑÑзинÑкого
вÑоÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² наÑале 1990-Ñ
годов, ÑÑÑнÑе Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ Ð½ÐµÑколÑко
более оÑмоÑÑиÑелÑÐ½Ñ Ð² Ñом, как они подаÑÑ Ñвои оÑкÑÑÑиÑ.
ÐнакомÑÑво Ñ ÑабоÑами Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·ÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑнÑÑ Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¾ Ð±Ñ Ð¿ÑолиÑÑ
дополниÑелÑнÑй ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° обÑÑоÑÑелÑÑÑва, в коÑоÑÑÑ
пÑоизводи-
лиÑÑ ÑиÑÑки в ÐбÑ
азии, напÑимеÑ. Я Ð´ÐµÐ»Ð°Ñ ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð½Ð° ÐбÑ
азии, по-
ÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо ÑÑо Ð¼Ð¾Ñ Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ñема изÑÑениÑ, но Ñо же Ñамое пÑиме-
нимо и к дÑÑгим наÑионалÑноÑÑÑм, пÑоживавÑим в гÑаниÑаÑ
ÐÑÑзинÑкой ССР. СÑеди многоÑиÑленнÑÑ
ÑÐ°Ð±Ð¾Ñ Ð°Ð±Ñ
азÑкиÑ
иÑÑо-
Ñиков можно назваÑÑ Ð¿Ð¸Ð¾Ð½ÐµÑÑкое иÑÑледование Ð.Ð. ÐÑпÑавÑ,
поÑвÑÑÑнное ÐÑÑипÑÑким ÑÑ
одам и пÑоÑеÑÑам пÑоÑив коллекÑи-
визаÑии в ÐбÑ
азии в 1930-е годÑ. ÐпиÑаÑÑÑ Ð½Ð° докÑменÑÑ Ð¸Ð· аÑ-
Ñ
ивов ÐÐÐУ и компаÑÑии, он пиÑеÑ
24
, ÑÑо «главнÑе» жалобÑ
кÑеÑÑÑÑн ÑоÑÑоÑли в Ñом, ÑÑо коллекÑивизаÑÐ¸Ñ Ð±ÑÐµÑ Ð¿Ð¾ ÑÑаÑомÑ
ÑÐºÐ»Ð°Ð´Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ (2008: 51), ÑÑо она пÑизÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¶ÐµÐ½Ñин поÑеÑаÑÑ
ÑÑоки ликбеза и пÑенебÑегаÑÑ Ñвоими пеÑвооÑеÑеднÑми домаÑ-
ними обÑзанноÑÑÑми. РаÑпÑоÑÑÑанÑлиÑÑ ÑлÑÑ
и, ÑÑо в колÑ
озаÑ
Ð¶ÐµÐ½Ñ ÑÑанÑÑ Ð¾Ð±Ñей ÑобÑÑвенноÑÑÑÑ (Ñам же: 84), ÑÑо ÑемÑи бÑдÑÑ
ÑазÑÑÑенÑ, колÑ
озники бÑдÑÑ Ð¶Ð¸ÑÑ Ð² обÑиÑ
баÑакаÑ
, ÑпаÑÑ Ð¿Ð¾Ð´
обÑими одеÑлами, а Ñ Ð¶ÐµÐ½Ñин оÑбеÑÑÑ Ð´ÐµÑей, лиÑÐ°Ñ Ð¸Ñ
ÑвейнÑÑ
маÑин и ÑкÑаÑений (Ñам же: 81). ÐÑпÑава показÑваеÑ, ÑÑо на
ÑÑ
одаÑ
пÑинималиÑÑ ÑезолÑÑии, пÑизÑваÑÑие к ÑопÑоÑивлениÑ
коллекÑивизаÑии и ÑизиÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÑÑÑÐ°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÑ ÑÑоÑонников.
ÐÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð½Ð° маÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ð°Ñ Ð¸Ð· гоÑÑдаÑÑÑвенного и паÑÑийного
аÑÑ
ивов моногÑаÑÐ¸Ñ ÐгоÑÑ ÐаÑÐ¸ÐºÐ±Ñ Ð¾ жизни, аÑеÑÑе, ÑÑÑемном
заклÑÑении и казни одного из оÑноваÑелей ÐбÑ
азÑкой СовеÑÑкой
СоÑиалиÑÑиÑеÑкой РеÑпÑблики ÐÑÑема ÐÑÐ±Ñ ÑодеÑÐ¶Ð¸Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑ-
нÑе ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ его жизни и ÑепÑеÑÑиÑÑ
, а Ñакже 17 его пиÑем из
ÑÑÑÑмÑ
25
.
Я надеÑÑÑ, ÑÑо богаÑÑÑво ÑакÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½ÑÑ Ð¸ инÑеÑпÑеÑа-
Ñий, пÑедÑÑавленнÑÑ
в данной ÑабоÑе коллекÑива авÑоÑов, ÑÑанеÑ
оÑновой Ð´Ð»Ñ Ð´Ð°Ð»ÑнейÑиÑ
иÑÑледований. ÐÐ¾Ñ Ð¿ÑакÑиÑеÑкое вни-
ÐаклÑÑениÑ
из
СШÐ
,
Ðнглии
,
РоÑÑии
409
мание пÑивлекло Ñо, ÑÑо в Ñ
оде обÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑодов оÑÑÑеÑÑвле-
Ð½Ð¸Ñ ÑиÑÑок в СовеÑÑком СоÑзе обознаÑилиÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе, ÑвÑзаннÑе Ñ
пÑедмеÑом, но мало изÑÑеннÑе ÑемÑ. Ðдна из ÑакиÑ
Ñем â ÑаÑÑи-
Ñение кÑÑга аÑеÑÑов за ÑÑÑÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² него, помимо оÑновнÑÑ
подозÑеваемÑÑ
, иÑ
дÑÑзей, знакомÑÑ
и ÑодÑÑвенников â неÑÑо,
напоминаÑÑее о ÑÑедневековÑÑ
пÑеÑледованиÑÑ
вÑеÑ
поголовно
лиÑ, пÑизнаннÑÑ
поÑенÑиалÑно опаÑнÑми Ð´Ð»Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑва. Ðз
воÑпоминаний о ÑовеÑÑкиÑ
ÑиÑÑкаÑ
, оÑобенно пеÑиода 1930-Ñ
го-
дов, можно ÑвидеÑÑ, как ÑиÑоко ÑаÑпÑоÑÑÑанена бÑла взаимовÑ-
ÑÑÑка, вÑгоÑаживание ÑвоиÑ
, оÑÑиÑание лÑбÑÑ
обвинений в иÑ
адÑÐµÑ Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ
оÑганов. ÐÑо до ÑиÑ
Ð¿Ð¾Ñ Ñ
аÑак-
ÑеÑно Ð´Ð»Ñ ÐбÑ
азии и не ÑолÑко, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ пÑедположиÑÑ,
ÑÑо инÑеÑпÑеÑаÑÐ¸Ñ ÑакиÑ
даннÑÑ
, как Ñе, ÑÑо Ñ Ñаким ÑÑанием Ñо-
бÑала ваÑа команда, ÑолÑко вÑигÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ñ Ð¼ÑлÑÑидиÑÑиплинаÑного
подÑ
ода Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÐºÐ»ÑÑением ÑпеÑиалиÑÑов по ÑоÑиалÑной анÑÑопо-
логии и ÑÑногÑаÑии.
ÐÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð° пÑоблема â вÑеобÑее иÑполÑзование полиÑиÑеÑкого
ÑзÑка, коÑоÑÑй, к неÑÑаÑÑÑÑ, бÑл пÑивнеÑен в академиÑеÑкие иÑ-
ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² Ð³Ð¾Ð´Ñ Ñ
олодной войнÑ. ÐÑо оÑноÑиÑÑÑ Ðº ÑеÑминÑ
«ÐолÑÑой ÑеÑÑоÑ», возникÑÐµÐ¼Ñ Ð² 1968 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð² полиÑиÑеÑки Ñен-
денÑиознÑÑ
ÑÑÑдаÑ
бÑиÑанÑкого иÑÑоÑика РобеÑÑа ÐонквеÑÑа и
пÑÐ¸Ð·Ð²Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑеÑвелиÑиÑÑ ÑазмаÑ
Ñого, ÑÑо до ÑеÑ
Ð¿Ð¾Ñ Ð±Ñло
извеÑÑно как «болÑÑÐ°Ñ ÑиÑÑка». Ðаголовок «ÐолÑÑевиÑÑÑкий поÑÑ-
док в ÐÑÑзии» оÑибоÑно пÑедполагаеÑ, бÑдÑо ÑеÑÑÐ¾Ñ Ð±Ñл единÑÑ-
венной Ñ
аÑакÑеÑной ÑеÑÑой ÑовеÑÑкого пеÑиода, и на ÑÑо ÑпÑаведли-
во ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ из ваÑиÑ
гÑÑзинÑкиÑ
кÑиÑиков. ÐÑполÑзование
ÑеÑмина «ÑÑалинизм», «ÑÑалиниÑÑÑкий» вмеÑÑо «ÑовеÑÑкий»
ÑлиÑком пеÑÑониÑиÑиÑÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ из пеÑиодов ÑовеÑÑкой иÑÑоÑии
в дÑÑ
е ТÑоÑкого (и ÐикиÑÑ Ð¥ÑÑÑÑва), ÑводивÑиÑ
ÑелÑй ком-
Ð¿Ð»ÐµÐºÑ ÑакÑоÑов к влаÑÑи одного Ñеловека, а Ñакже оÑÑÑÐ»Ð°ÐµÑ Ðº еÑÑ
Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑеÑÐ¼Ð¸Ð½Ñ ÑпоÑ
и Ñ
олодной Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ â «ÑоÑалиÑаÑизм». ÐÑÑ
ÑÑо плоÑ
о ÑказÑваеÑÑÑ Ð½Ð° изÑÑении СовеÑÑкого СоÑза и его поли-
ÑиÑеÑкиÑ
, ÑкономиÑеÑкиÑ
, ÑоÑиалÑнÑÑ
и кÑлÑÑÑÑнÑÑ
ÑÑанÑÑоÑ-
маÑий. ТеÑмин «демокÑаÑиÑ» в его западном либеÑалÑном или
неолибеÑалÑном ÑмÑÑле не ÑледÑÐµÑ Ð¸ÑполÑзоваÑÑ Ð±ÐµÐ· поÑÑнений.
РпоÑледнее: авÑоÑÑ ÑÑвеÑждаÑÑ, ÑÑо ÑовеÑÑÐºÐ°Ñ (названнаÑ
«ÑÑалиниÑÑÑкой») полиÑика бÑла напÑавлена на Ñо, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑазÑÑ-
ÑиÑÑ Ð¼ÐµÐ¶ÑÑниÑеÑкÑÑ ÑолеÑанÑноÑÑÑ Ð² ÐÑÑзии (Ñ. 450), не пÑиводÑ
пÑи ÑÑом никакиÑ
доказаÑелÑÑÑв. Я знаÑ, ÑÑо Ñакое ÑÑвеÑждение
Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ñ
ождение ÑÑеди неÑпеÑиалиÑÑов, но ÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ меÑÑо в ваÑем
иÑÑледовании, оÑлиÑаÑÑемÑÑ Ð² Ñелом аккÑÑаÑнÑм обÑаÑением
Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾ÑноваÑелÑнÑми ÑÑвеÑждениÑми.
410
ÐаклÑÑениÑ
из
СШÐ
,
Ðнглии
,
РоÑÑии
ÐвÑоÑÑ:
ÐÑ
Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑем
полиÑикÑ
гомогенизаÑии
Ñи
-
ÑÑлÑной
наÑии
Ñ
иÑполÑзованием
ÑиловÑÑ
ÑÑедÑÑв
как
ÑипиÑно
ÑÑалиниÑÑÑкÑÑ
.
Ðод
ÑÑим
подÑазÑмеваеÑÑÑ
ÑÑа
ÑÑководÑÑва
СÑалина
,
а
не
вÑÑ
ÑовеÑÑкое
вÑемÑ
.
ÐдеÑÑ
,
на
наÑ
взглÑд
,
ÑÑоÑ
-
миÑовалиÑÑ
ÑпеÑиÑиÑеÑкие
ÑÑÑÑкÑÑÑÑ
и
диÑкÑÑÑÑ
Ñ
ÑооÑвеÑÑÑ
-
вÑÑÑим
долговÑеменнÑм
воздейÑÑвием
,
коÑоÑÑе
поддаÑÑÑÑ
оÑделениÑ
оÑ
дÑÑгиÑ
пеÑиодов
.
Ð. ÐоÑÑелло
: РкаÑеÑÑве Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ñ Ð¾ÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð´ÑавиÑÑ Ð¿ÐµÑе-
водÑика и поблагодаÑиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ (или еÑ) за ÑÑезвÑÑайно вÑÑокий
ÑÑандаÑÑ ÑабоÑÑ â лингвиÑÑиÑеÑкие нÑанÑÑ ÑÑÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð° ÑÑовне,
коÑоÑÑй не ÑаÑÑо вÑÑÑеÑиÑÑ. ÐÐ½Ð¸Ð³Ñ ÑиÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ ÑдоволÑÑÑвие,
и Ð¸Ð¼Ñ Ð¿ÐµÑеводÑика, неÑомненно, заÑлÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð±ÑÑÑ
ÑказаннÑм на ÑÑонÑиÑпиÑе.
ÐвÑоÑÑ:
ТоÑка
зÑениÑ
Ð
.
ÐоÑÑелло
ÑодеÑжиÑ
ÑÑд
пÑнкÑов
,
коÑоÑÑе
ÑледÑеÑ
пÑинÑÑÑ
во
внимание
.
Ðднако
в
некоÑоÑÑÑ
меÑÑаÑ
â
ÑопÑоÑивление
коллекÑивизаÑии
и
вÑеобÑей
ÑенденÑии
к
ÑенÑÑализаÑии
,
влиÑние
ТÑоÑкого
,
подгоÑовка
ÑÑÑанÑ
к
войне
,
недопÑÑение
пÑÑой
колоннÑ
â
еÑ
,
как
пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ
,
ÑледÑеÑ
ÑÑиÑаÑÑ
пÑинÑипиалÑнÑм
опÑавданием
ÑогдаÑниÑ
меÑ
.
Ðо
Ñказание
на
военнÑÑ
опаÑноÑÑÑ
и
мнимÑÑ
пÑÑÑÑ
колоннÑ
оÑобенно
неÑбедиÑелÑно
именно
в
пÑименении
к
ÐÑÑзии
.
Ð
Ñом
же
напÑавлении
идÑÑ
ÑмеÑение
маÑÑовÑÑ
ÑепÑеÑÑий
Ñ
маÑÑовÑми
депоÑÑаÑиÑми
ÑелÑÑ
ÑÑниÑеÑкиÑ
гÑÑпп
в
Ñ Ð¾Ð´Ðµ
войнÑ
.
Ð
пÑи
вÑей
ÑбедиÑелÑноÑÑи
некоÑоÑой
кÑиÑики
в
адÑеÑ
одноÑÑоÑоннего
иÑÑолкованиÑ
,
пÑедлагаемого
Ð
.
ÐонквеÑÑом
,
важно
понимание
Ñого
,
ÑÑо
«
ÑеÑÑоÑ
не
ÑÑал
ÐолÑÑим
»
как
Ñаз
не
из
-
за
«
ÐолÑÑой
ÑиÑÑки
»
ÑлиÑ
,
Ñимволом
коÑоÑой
ÑвлÑÑÑÑÑ
показаÑелÑнÑе
пÑоÑеÑ
-
ÑÑ
.
ÐÑо
пÑоизоÑло
в
ÑезÑлÑÑаÑе
болÑÑой
ÑиÑленноÑÑи
жеÑÑв
,
оÑÑждÑннÑÑ
не
в
Ñ Ð¾Ð´Ðµ
показаÑелÑнÑÑ
пÑоÑеÑÑов
,
а
Ñайно
и
в
маÑÑовом
маÑÑÑабе
â
и
поÑÑолÑкÑ
,
ÑазÑмееÑÑÑ
,
не
вÑзвало
и
ни
-
какой
ÑолидаÑизаÑии
пÑедÑÑавиÑелей
ÑобÑÑвенного
ÑÑноÑа
,
как
полагаеÑ
ÐоÑÑелло
.
Ðго
ÑоÑка
зÑениÑ
ознаÑаеÑ
закоÑнелоÑÑÑ
во
взглÑде
на
моÑковÑкий
ÑенÑÑ
.
ÐÑо
как
Ñаз
ÑооÑвеÑÑÑвÑеÑ
ÑпÑÑкÑ
в
мÑÑлении
в
каÑегоÑиÑÑ
«
ÑоÑалиÑаÑизма
»,
в
ÑÑм
ÐоÑÑелло
,
Ñо
Ñвоей
ÑÑоÑонÑ
,
ÑпÑекаеÑ
авÑоÑов
.
Указание
на
ÑÑногÑаÑиÑеÑкое
иÑÑледование
,
в
обÑаÑной
bottom-up-
пеÑÑпекÑиве
(
ÑвеÑÑ Ñ
вниз
. â
ÐеÑ
.),
конеÑно
,
полезно
;
но
мÑ
подÑÑÑкиваем
еÑÑ
Ñаз
,
как
Ñделали
Ñже
в
ÑвоÑм
оÑвеÑе
Ð
.
ÐваÑÑелии
,
мÑÑлÑ
о
Ñом
,
как
ÑÑÑдно
ÑегоднÑ
ÑеконÑÑÑÑиÑо
-
ваÑÑ
иÑÑоÑиÑеÑкие
пÑоÑеÑÑÑ
Ñ
помоÑÑÑ
опÑоÑов
,
бÑдÑ
Ñо
в
Ñо
-
оÑвеÑÑÑвии
Ñ
пÑинÑипами
oral history
или
в
ÑамкаÑ
ÑÑногÑаÑи
-
ÑеÑкого
иÑÑледованиÑ
.