ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 11035
Скачиваний: 1
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
241
Ðо наÑколÑко далеко идÑÑими оказалиÑÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑÑиÑ
диÑкÑÑÑий, обнаÑÑжилоÑÑ Ñже в наÑале 1970-Ñ
гг. Ðела Сидамо-
нидзе и Ðенабде бÑли в ÑвÑзи Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкой Ñевизией в наÑке
и иÑкÑÑÑÑве в 1972 г. пÑи новом ÑÑководиÑеле компаÑÑии ÐÑÑзии
ÐдÑаÑде ШеваÑднадзе, Ð·Ð°ÐºÐ»ÐµÐ¹Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐºÐ°Ðº «наÑионалиÑÑиÑеÑкие Ñк-
лонÑ»
57
. С наÑала 70-Ñ Ð³Ð³. в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ полиÑиÑеÑкой
линией ÐÐСС по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº наÑионалÑноÑÑÑм, вÑ
одивÑим в
ÑоÑÑав ÑÑÑанÑ, Ð¾Ñ Ð½ÐµÑÑÑÑкиÑ
иÑÑоÑиогÑаÑий ожидалÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑий
акÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð° «Ñближении» наÑий в новом ÑовеÑÑком наÑоде вмеÑÑо
иÑ
пÑежнего ÑаÑÑвеÑа благодаÑÑ Â«ÑÑпеÑ
ам» на пÑоÑÑжении но-
вейÑей иÑÑоÑии. УÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ ÐоÑÐºÐ²Ñ Ð¿Ð¾ кооÑдинаÑии и инÑегÑаÑии
оÑÑÑимо наÑаÑÑали (акÑÑализаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑегионализаÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑе-
Ñкого иÑÑледованиÑ, вÑÑ
одивÑие за пÑÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð¾ÑделÑнÑÑ
ÑовеÑ-
ÑкиÑ
ÑеÑпÑблик). ÐÑо пÑоиÑÑ
одило не без ÑопÑоÑÐ¸Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñо ÑÑо-
ÑÐ¾Ð½Ñ Ð½Ð°ÑионалÑнÑÑ
иÑÑоÑиков, ÑнаÑала пÑи поддеÑжке ÑовеÑÑкой
влаÑÑи ÑоздавÑиÑ
наÑионалÑнÑе каÑÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸ÑÑоÑии, коÑоÑÑе пÑи-
вели к ÑÑÐ¸Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑионалÑного (Ñамо)ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ пÑодолжали
пиÑаÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ Ð² наÑионалÑном ÑамоизобÑажении. ÐаÑÑини
меÑко ÑезÑмиÑÑеÑ:
«РобÑем и Ñелом можно говоÑиÑÑ Ð¾ наÑионалÑной иÑÑоÑио-
гÑаÑии, коÑоÑÐ°Ñ ÑÑÑемиÑÑÑ ÑпÑоеÑиÑоваÑÑ Ð² пÑоÑлое ÑезÑлÑÑаÑÑ
запоздавÑиÑ
пÑоÑеÑÑов ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñий; Ñ ÑоÑки зÑениÑ
неÑÑÑÑкиÑ
наÑий ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¾ наÑÑнÑÑ
пÑоекÑаÑ
, коÑоÑÑе докÑ-
менÑиÑÑÑÑ ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð´Ð¾ÑÑижений иÑ
иÑÑоÑиогÑаÑии и Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑми
поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð¿Ð¾ÑÑедованно или непоÑÑедÑÑвенно ÑоподÑинÑеÑÑÑ Ð¾Ñ-
ÑалÑное иÑÑоÑиÑеÑкое иÑÑледование»
58
.
С ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐаÑÑини, иÑÑоÑиогÑаÑÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑионалÑноÑÑей
ÑÑановиÑÑÑ Ð² конÑе конÑов Ñем более ÑÑнкÑионалÑной (в знаÑе-
нии миÑной пеÑÑпекÑÐ¸Ð²Ñ ÑÑегÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð½Ð°ÑионалÑ-
ного ÑовеÑÑкого обÑеÑÑва в 1979 г.), Ñем более ÑамоÑÑоÑÑелÑно
она Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑабоÑаÑÑ. С Ñаким оÑвеÑом, пÑоизводивÑим впеÑаÑле-
ние паÑадокÑалÑного, не ÑоглаÑалаÑÑ Ð¼Ð¾ÑковÑÐºÐ°Ñ Ð±ÑÑокÑаÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ
наÑки, не оÑлиÑавÑаÑÑÑ Ð¾Ñобой оÑмоÑÑиÑелÑноÑÑÑÑ
59
. Ð ÐÑÑзии
Ñже Ñ Ð°Ð¿ÑÐµÐ»Ñ 1972 г. вÑледÑÑвие «дела Сидамонидзе» Ñ Ð¾ÑноÑи-
ÑелÑно мÑгким наказанием авÑоÑа и вовлеÑеннÑÑ
в ÑазбиÑаÑелÑ-
ÑÑво ÑоÑÑÑдников ÐнÑÑиÑÑÑ Ð¸Ð¼. ÐжаваÑ
иÑвили и издаÑелÑÑÑва
«mecniereba» [наÑка] ÑÑало ÑÑно, ÑÑо «наÑаÑÑание наÑионалиÑÑи-
ÑеÑкиÑ
наÑÑÑоений заÑло ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð´Ð°Ð»ÐµÐºÐ¾, ÑÑо заÑ
леÑÑнÑло пÑавÑ-
ÑÑÑ ÑлиÑÑ ÑеÑпÑблики, попÑÑавÑÑÑÑÑ Ð·Ð°ÑиÑиÑÑ Ð½Ð°ÑионалÑно
мÑÑлÑÑиÑ
гÑÑзин Ð¾Ñ Ð³Ð½ÐµÐ²Ð° ÐоÑквÑ»
60
. Ð ÐÑÑзии ÑÑа опоÑа в ме-
ÑÑной паÑÑийной и гоÑÑдаÑÑÑвенной ÑлиÑе должна бÑла бÑÑÑ
242
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
Ñломана в ÑезÑлÑÑаÑе ÑÐ¼ÐµÐ½Ñ ÑÑководиÑÐµÐ»Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°ÑÑии. Так ÐаÑи-
лий Ðжаванадзе бÑл заменен в декабÑе 1972 г. пÑежним миниÑÑ-
Ñом внÑÑÑенниÑ
дел ÐÑÑзинÑкой ССРÐдÑаÑдом ШеваÑднадзе
61
.
ÐÑо даÑÑ Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´ пÑедположиÑÑ, ÑÑо даже в «оÑÑодокÑалÑной»
оÑиÑиалÑной гÑÑзинÑкой ÑовеÑÑкой иÑÑоÑиогÑаÑии Ñвободное
пÑоÑÑÑанÑÑво «пÑизнанного ÑазноглаÑиÑ»
62
бÑло оÑноÑиÑелÑно
знаÑиÑелÑнÑм, а оÑлиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ Â«Ð½ÐµÐ¾ÑÑодокÑалÑного», неÑоÑмалÑного
и оÑклонÑÑÑегоÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑоÑии гÑÑзинÑкой наÑии, напÑи-
Ð¼ÐµÑ ÑÑеди диÑÑиденÑов, наблÑдалоÑÑ ÑолÑко на ÑÑовне нÑанÑов.
ÐбÑазование ÑÑиÑ
диÑÑиденÑÑкиÑ
кÑÑжков пÑоиÑÑ
одило паÑал-
лелÑно Ñ ÑаÑÑиÑением наÑÑного пеÑÑонала пÑежде вÑего в гÑма-
ниÑаÑнÑÑ
и обÑеÑÑвеннÑÑ
наÑкаÑ
Ñ Ð½Ð°Ñала 1960-Ñ
гг. ЮÑген ÐеÑ-
Ð±ÐµÑ Ð¿ÑоанализиÑовал ÑÐ¾Ð²Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑазлиÑÐ¸Ñ Ð° Ñакже ÑазделеннÑе
оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ñежиме диÑкÑÑÑа Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿Ð°ÑÑийнÑм ÑÑководÑÑвом
диÑÑиденÑами в ÐÑÑзии
63
.
Ð ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑÑловиÑÑ Â«Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑизаÑиÑ» новой и новейÑей иÑÑоÑии
неизбежна. С оÑлаблением Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¦ÐµÐ½ÑÑа и наÑаÑ-
ÑаÑÑим напÑÑжением в оÑноÑениÑÑ
Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¦ÐµÐ½ÑÑом и пеÑиÑе-
Ñией в ÐÑÑзии ÑÑиÑаÑÑÑÑ Ð³ÑаниÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Â«Ð¾ÑÑодокÑалÑнÑм» и
«неоÑÑодокÑалÑнÑм» наÑионализмом. Ð 1980 г. поÑвлÑеÑÑÑ Ð¿ÐµÑ-
Ð²Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð¾Ð³ÑаÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑÐµÐ¼Ñ Â«ÐаÑионалÑнÑй вопÑÐ¾Ñ Ð² ÐÑÑзии 1801â
1921 гг.»
64
. Ðанное иÑÑледование по иÑÑоÑии идей и полиÑиÑе-
Ñкой иÑÑоÑии еÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð¾ÑÑаеÑÑÑ Ð² ÑÑÑеÑÑвÑÑÑиÑ
идеоло-
гиÑеÑкиÑ
ÑамкаÑ
, но в Ñо же вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð±ÑаÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð° ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ
главной ÑемаÑиÑеÑкой напÑавленноÑÑÑÑ. ÐоÑле ÑмеÑÑи ÐÑежнева
Ñнова Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð¸Ð½ÑеÑÐµÑ Ðº вопÑоÑÑ Ð¾ наÑии, ÑÑловиÑм ÐµÑ ÑазвиÑиÑ
и ÐµÑ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑким, Ñ. е. ÑÑниÑеÑким, пÑедÑеÑÑвенникам. Уже в
ноÑбÑе 1983 г. иÑÑоÑик ÐоÑанаÑвили обÑÑÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ ÐºÐ°Ðº в ÐнÑÑиÑÑÑе
им. ÐжаваÑ
иÑвили Ñак и в ТбилиÑÑком Ñилиале ÐнÑÑиÑÑÑа ÐаÑ-
кÑа â ÐнгелÑÑа â Ðенина оÑвеÑгнÑÑÑÑ Ð¡ÑалинÑм ÑабоÑÑ Ð°Ð²ÑÑÑо-
маÑкÑиÑÑа ÐÑÑо ÐаÑÑÑа. ÐÑавда, доклад ÐоÑанаÑвили бÑл опÑб-
ликован ÑолÑко в 1994 г. ÐвÑÐ¾Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑаÑиÑÑÐµÑ Ð² нем, пÑÑÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ
оÑÑоÑожно, недоÑÑаÑоÑное обÑаÑение маÑкÑиÑÑÑкиÑ
клаÑÑиков
к «наÑионалÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑÑ»
65
.
РпеÑиод пеÑеÑÑÑойки и глаÑноÑÑи 1989â1991 гг. обÑеÑÑвен-
ное воÑпÑиÑÑие пÑоÑлого пÑевÑаÑилоÑÑ Ð² ÑиÑÑо полиÑиÑеÑкий
Ñеномен, коÑоÑÑй инÑеÑпÑеÑиÑовалÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð°Ð²Ð¸Ñимо Ð¾Ñ ÑоÑиалÑнÑÑ
ÑакÑоÑов (ÑÑ. Ðавид ÐайÑадзе) и в пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ Ð¾Ð¿Ð¸ÑалÑÑ Ð½Ð°
доÑеволÑÑионнÑе ÑÑадиÑии (ÐÑÑил ÐжоÑджадзе, ÐиÑ
аил ЦеÑе-
Ñели, Ðико Ðиколадзе)
66
.
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
243
ÐаÑеÑиÑеÑкое оÑноÑение к ÑобÑÑвенной иÑÑоÑии ÑаÑÑо оÑени-
валоÑÑ Ð¸ пÑежде, и в наÑе вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº «паÑÑиоÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ»,
занÑÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð¿ÑблиÑиÑÑ Ð¸ оÑноваÑÐµÐ»Ñ Ð³ÑÑзинÑкой педагогики
Якоб ÐогебаÑвили Ñже на иÑÑ
оде XIX ÑÑолеÑÐ¸Ñ ÑÑебовал Ð¾Ñ ÐºÐ°Ð¶-
дого гÑÑзина, иÑкÑенне лÑбÑÑего ÑÐ²Ð¾Ñ Ð Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ñ. ÐапÑоÑив, Ñже в
1904 г. оÑноваÑÐµÐ»Ñ ÑовÑеменной гÑÑзинÑкой иÑÑоÑиогÑаÑии Ðва-
не ÐжаваÑ
иÑвили (1876â1940) попÑÑалÑÑ Ð¾Ð±ÑÑÑниÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð´Ð»Ñ
обÑеÑÑва ÑамокÑиÑиÑного, оÑнованного на ÑеÑлекÑии обÑаÑениÑ
Ñ Ð¸ÑÑоÑией ÑобÑÑвенного наÑода и заÑиÑиÑÑ Ð°Ð²ÑÐ¾Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑÑнÑÑ
пÑинÑипов. Ðднако Ñвоей «ÐÑÑоÑии гÑÑзинÑкого наÑода» (1908)
он Ñам Ð²Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑÐ¸Ñ Ð² ÑÑаÑÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑивного ÑÑбÑекÑа иÑÑоÑи-
ÑеÑкого изобÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ â ÑÑбÑекÑа, пÑиÑедÑего на ÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð´Ð¸Ð½Ð°ÑÑи-
ÑеÑкой ÑоÑме изложениÑ
67
.
ÐÑевÑаÑение в неÑÑо пÑовинÑиалÑное благодаÑÑ Â«Ð¸Ð½ÑеÑиоÑи-
заÑии по ÑÑÑи дела пеÑезÑелÑÑ
наÑионалÑнÑÑ
ÑиÑÑем ÑенноÑÑей
иÑÑоÑиками», ÑикÑиÑÑÑÑимиÑÑ Ð²Ñего лиÑÑ Ð½Ð° ÑобÑÑвенной иÑÑо-
Ñии и пÑедÑÑавлÑÑÑими ÑезÑлÑÑаÑÑ Ð¿ÑоведÑннÑÑ
иÑÑледований
иÑклÑÑиÑелÑно на ÑвоиÑ
наÑионалÑнÑÑ
ÑзÑкаÑ
и Ñаким обÑазом
делавÑими невозможнÑм наÑÑнÑй обмен Ñ Ð¸ÑÑоÑиками дÑÑгиÑ
ÑовеÑÑкиÑ
ÑеÑпÑблик или даже Ñ Ð·Ð°Ð³ÑаниÑей, пÑедÑÑавлÑло Ñобой
поÑÑоÑннÑÑ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑÑ
68
. ÐпаÑноÑÑÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð²Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ðµ давала ÑебÑ
знаÑÑ Ð² ÐÑÑзии Ð²Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¾ÑÑÑÑÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑÑадиÑии внеÑней оÑиенÑаÑии
(как, напÑимеÑ, Ñ Ð°ÑмÑн благодаÑÑ Ð´Ð¸Ð°ÑпоÑе) и налиÑÐ¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾-
леÑней иÑÑоÑиогÑаÑиÑеÑкой ÑÑадиÑии. ÐÑÐ¾Ñ Ñип гÑÑзинÑкой «бле-
ÑÑÑÑей изолÑÑии» и Ñ Ð¼ÐµÑодиÑеÑкой ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ оÑÐµÐ½Ñ Ð±Ð»Ð°-
гопÑиÑÑен Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð½Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñий, имеÑÑиÑ
Ñвоей ÑелÑÑ Ð¾ÑкÑÑÑие
новÑÑ
в ÑемаÑиÑеÑком оÑноÑении ÑвободнÑÑ
пÑоÑÑÑанÑÑв (Ñего,
напÑимеÑ, пÑÑалиÑÑ Ð´Ð¾Ð±Ð¸ÑÑÑÑ ÑÑÑонÑкие иÑÑоÑики благодаÑÑ ÑеÑ-
Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑоÑÑÑдниÑеÑÑÐ²Ñ Ñ ÑоÑиологами или ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкой
комиÑÑии по пÑовеÑке доÑÑижений ÑÑÑонÑкой иÑÑоÑиогÑаÑии Ñо-
веÑÑкого пеÑиода)
69
. ÐнÑеÑнаÑионализаÑÐ¸Ñ Ð³ÑÑзинÑкой наÑио-
налÑной иÑÑоÑиогÑаÑии не оÑÑÑеÑÑвлена и по Ñей денÑ, но ÑÑо не
ознаÑаеÑ, ÑÑо Ð½ÐµÑ Ð¸Ð½Ð¾ÑÑÑаннÑÑ
иÑÑледований по иÑÑоÑии ÑÑÑанÑ.
ÐÑавда, они едва воÑпÑинимаÑÑÑÑ Ð³ÑÑзинÑкими иÑÑоÑиками.
Ðо-Ð¸Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ð¾ в ÑÑеÑе ÑилоÑоÑии. ÐапÑимеÑ, в Ðн-
ÑÑиÑÑÑе ÑилоÑоÑии ÐÐ¾Ð´Ð°Ñ ÐаÑадзе задаеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑом о ÑÑнкÑии
и Ñоли кÑлÑÑÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°ÑионалÑного ÑознаниÑ
70
. Ð Ñакой же ÑÑе-
пени иÑклÑÑением бÑл и кÑÑжок полиÑиÑеÑкого ÑилоÑоÑа Ðии
Ðодии:
«ÐÑежде Ñем лÑди наÑнÑÑ ÑоздаваÑÑ Ð´ÐµÐ¼Ð¾ÐºÑаÑиÑ, они должнÑ
ÑеÑиÑÑ (или, еÑли Ñгодно, âвообÑазиÑÑâ), ÑÑо они ÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ð°Ñией,
244
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
полиÑиÑеÑким ÑообÑеÑÑвом, коÑоÑое нÑждаеÑÑÑ Ð² ÑобÑÑвенной
полиÑиÑеÑкой оÑганизаÑии â Ñ Ñем, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð²ÑÑазиÑÑ Ð¸Ñ
âединÑÑ
волÑâ и оÑганизоваÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñак, как, на иÑ
взглÑд, и подо-
баеÑ»
71
.
СледоваÑелÑно, ÐÐ¾Ð´Ð¸Ñ ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð° взаимооÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñио-
нализма и индивидÑализма, Ñ. е. вÑделение оÑделÑного
ÑлеменÑа
из конкÑеÑнÑÑ
коÑпоÑаÑий в полÑÐ·Ñ ÑвободнÑÑ
аÑÑоÑиаÑий. Ðо-
пÑÐ¾Ñ Ð¾ Ñоли конкÑеÑнÑÑ
ÑÑловий ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð³ÑÑзинÑкой инÑеллиген-
Ñии и ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑионалÑной кÑлÑÑÑÑÑ, а Ñакже о необÑ
одимоÑÑи
ÑамокÑиÑиÑного и Ñ
аÑакÑеÑизÑÑÑегоÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ глÑбокой ÑеÑлек-
Ñией обÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÑобÑÑвенной иÑÑоÑией полиÑиÑеÑкий ÑилоÑоÑ
не ÑÑавиÑ. Ðн Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¸ не иÑÑоÑик. Ðак Ð±Ñ Ñо ни бÑло, ÐÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð²Ð¿ÐµÑ-
вÑе ÑаÑÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð± «иÑÑоÑиÑеÑкой оÑвеÑÑÑвенноÑÑи»
в пÑоÑивопоÑÑавлении «ÑиндÑÐ¾Ð¼Ñ Ð·Ð°Ð¼Ð¾Ñоженной иÑÑоÑии»:
«РезÑлÑÑаÑом влиÑÐ½Ð¸Ñ ÑиндÑома âзамоÑоженной иÑÑоÑииâ на
менÑалÑноÑÑÑ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ñвобождение лÑдей Ð¾Ñ ÑÑвÑÑва иÑÑоÑи-
ÑеÑкой оÑвеÑÑÑвенноÑÑи за иÑ
ÑволÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ñи ÑоÑалиÑаÑном Ñежи-
ме. СледоваÑелÑно, ÑиндÑом âзамоÑоженной иÑÑоÑииâ наÑ
одиÑ
ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿Ñодолжение в викÑимизаÑии и ÑмонаÑÑÑоении в каÑегоÑиÑÑ
âвнеÑнего вÑагаâ... СиндÑом âзамоÑоженной иÑÑоÑииâ изгонÑеÑ
ÑÑо вÑеобÑее ÑÑвÑÑво Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð¸ напÑавлÑÐµÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑнеÑÐ³Ð¸Ñ Ð½Ð° поиÑки
козлов оÑпÑÑениÑ, ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ Ñем ÑамÑм ÑовеÑÑеннÑÑ Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð´Ð»Ñ
ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¿ÑавÑÑ
авÑоÑиÑаÑнÑÑ
ÑенденÑий»
72
.
ÐаÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð°Ð±ÑолÑÑизаÑиÑ...
73
«ÐÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÐºÑепоÑÑнÑÑ Â» пÑе-
вÑаÑилаÑÑ Ð² оÑлиÑиÑелÑнÑй пÑизнак гÑÑзинÑкого наÑионалÑного
Ñ
аÑакÑеÑа, Ñак как она оÑложилаÑÑ Ð³Ð»Ñбоко в наÑионалÑном ми-
ÑовоззÑении и пÑепÑÑÑÑвовала ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑделÑной лиÑноÑÑи
как полиÑиÑеÑкого ÑÑбÑекÑа. ÐÐ¾Ñ Ð³ÑÑзинÑкий наÑод и пÑедÑÑавлÑл
по Ñвоей ÑоÑиалÑной пÑиÑ
ологии ÑкоÑее паÑеÑналиÑÑÑкÑÑ (ÑеÑ-
ковнÑÑ) обÑÐ¸Ð½Ñ Ð²Ð¸Ð·Ð°Ð½ÑийÑко-ÑÑÑÑкого Ñипа Ñелигии, нежели
обÑединение полиÑиÑеÑкиÑ
ÑÑбÑекÑов
74
. ÐÑавда, и ÑÑи более кÑи-
ÑиÑеÑки наÑÑÑоеннÑе ÑÑÑнÑе воздеÑживаÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¿ÑинÑипиалÑ-
ной кÑиÑики ÑовеÑÑкой гÑÑзинÑкой иÑÑоÑиÑеÑкой наÑки, Ñак как в
знаÑиÑелÑной ÑаÑÑи ÐµÑ Ð½Ð¾ÑиÑели, ÑабоÑавÑие в 1960-е гг. как
в ÑнивеÑÑиÑеÑе, Ñак и в ÐнÑÑиÑÑÑе им. ÐжаваÑ
иÑвили, бÑли еÑÑ
лÑдÑми Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼. С 1970-Ñ
гг. они пÑинадлежали к ÑиÑлÑ
Ñподвижников ÑогдаÑнего ÑÑководиÑÐµÐ»Ñ ÑеÑпÑбликанÑкой паÑ-
Ñийной оÑганизаÑии, а заÑем пÑезиденÑа ÐÑÑзии ÐдÑаÑда Ше-
ваÑднадзе. ÐÑиÑика в адÑÐµÑ ÑовеÑÑкой иÑÑоÑиогÑаÑии оÑенива-
лаÑÑ Ð±Ñ ÐºÐ°Ðº лиÑнÑй вÑпад пÑоÑив пÑедÑÑавиÑелей наÑÑного
иÑÑеблиÑменÑа.
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
245
ÐнÑÑиÑÑÑионалÑнÑе Ñамки и облик иÑÑоÑика
ÐнаменаÑелÑно, ÑÑо ÑÑи кÑиÑиÑеÑкие Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ñ Ð½Ð°ÑионалÑно-
иÑÑоÑиÑеÑкиÑ
наÑÑаÑивов обнаÑÑживаÑÑÑÑ Ð² ÑÑеÑе иÑÑледованиÑ
ÑколÑнÑÑ
ÑÑебников и оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑÑÑ ÑÑнологами и кÑлÑÑÑÑо-
логами, но не иÑÑоÑиками Ð´Ð»Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкой наÑки. Ðе ÑÑиÑÐ°Ñ Ð½Ðµ-
многиÑ
положиÑелÑнÑÑ
иÑклÑÑений, не ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð¸ÑÑоÑиогÑа-
ÑиÑеÑкиÑ
иÑÑледований наÑÑной ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑий, оÑмеÑенной
воздейÑÑвием ÑовеÑÑкого ÑÑÑÐ¾Ñ Ð¸ ÑаÑÑо пÑименÑÑÑейÑÑ ÐµÑÑ Ð¸ Ñе-
годнÑ
75
.
ÐÑÑзинÑкие иÑÑоÑики ÑаÑколоÑÑ Ð¿Ð¾ вопÑоÑÑ Ð¾Ð± оÑноÑении
к РоÑÑии. Ð Ñо вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº одни Ñ
оÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð¸ÑаÑÑÑÑ Ð½Ð° пÑежние ÑеÑ-
нÑе конÑакÑÑ, дÑÑгие обÑÑвлÑÑÑ ÑÑÑÐ°Ð½Ñ ÐºÐ¾Ð·Ð»Ð¾Ð¼ оÑпÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð° вÑе
пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ ÐÑÑзии. С ÑеÑением вÑемени ÑÑи взглÑÐ´Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð¸
влиÑние и на ÑоÑÑавление ÑÑебнÑÑ
планов по пÑедмеÑÑ Â«Ð¸ÑÑоÑиÑ»
и ÑÑебников иÑÑоÑии, а Ñакже на Ñоздание мÑÐ·ÐµÑ ÑовеÑÑкой оккÑ-
паÑии (или, лÑÑÑе ÑказаÑÑ, оÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвий), ÑазÑÑÑ-
нÑÑÑиÑ
, ÑÑо гоÑовноÑÑÑ Ðº манипÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑоÑией ÑоглаÑно
ÑобÑÑвеннÑм полиÑиÑеÑким позиÑиÑм и ÑаÑÑнÑм инÑеÑеÑам Ñо-
Ñ
ÑанилаÑÑ Ð² непÑикоÑновенноÑÑи. ÐÐ·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑноÑиÑелÑ-
но пÑоÑлого Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¾Ð¿Ð¿Ð¾Ð½Ð¸ÑÑÑÑими внÑÑÑиполиÑиÑеÑкими Ñи-
лами, Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑоÑонÑ, и Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑликÑÑÑÑими ÑÑоÑонами,
Ñ Ð´ÑÑгой, по-пÑÐµÐ¶Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ пÑедвидиÑÑÑ
76
.
ÐÑвÑий пÑÐµÐ·Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¡Ð°Ð°ÐºÐ°Ñвили Ñам полÑзовалÑÑ Ð¸ÑÑоÑиÑе-
Ñким наÑÑаÑивом, коÑоÑÑй бÑл ÑазÑабоÑан диÑÑиденÑами в
1970-е гг. в каÑеÑÑве ÑоÑÐ¼Ñ Â«Ð½ÐµÐ¾ÑÑодокÑалÑного наÑионализма»,
заÑем полиÑизиÑован жÑÑналиÑÑами и ÑÑÑденÑами в 1980-е гг. и,
наконеÑ, ÑаÑпÑоÑÑÑанÑлÑÑ Ð² 1990-е гг. пÑоÑеÑÑионалÑнÑми иÑÑо-
Ñиками. Ð Ñо вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº ÑÑÐ¾Ñ ÐµÑÑ Ð¸ ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð´Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð¸ÑÑÑÑий иÑÑо-
ÑиÑеÑкий наÑÑаÑив Ð²Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð Ð¾ÑÑии в иÑÑоÑии ÐÑÑзии в ÑелÑ
кÑиÑики Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð´ÑÑжеÑÑвенно наÑÑÑоеннÑÑ
по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº
РоÑÑии инÑеллекÑÑалов, иÑÑоÑÐ¸Ñ Ð°Ð±Ñ
азов и оÑеÑин не пÑизнаеÑÑÑ
или воÑпÑинимаеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº неÑÑо вÑоÑоÑÑепенное. ÐоÑледние ÑопÑо-
ÑивлÑÑÑÑÑ Ð² ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ Ñеми же аÑгÑменÑами пÑоÑив гÑÑзин,
Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ Ñе пÑоÑеÑÑÑÑÑ Ð¿ÑоÑив ÑÑÑÑкого доминиÑованиÑ. Ðо ÑÑи
ÑÑÑÑкÑÑÑнÑе моменÑÑ ÑÑ
одÑÑва не пÑинимаÑÑÑÑ Ð²Ð¾ внимание или
по менÑÑей меÑе не ÑоÑÑавлÑÑÑ Ð¾Ð±ÑÐµÐºÑ ÑаÑÑмоÑÑениÑ. ÐмеÑÑе Ñ
гÑÑзинÑким кÑлÑÑÑÑологом Ðазой ШаÑиÑиÑвили, коÑоÑÑй когда-
Ñо Ñказал на анÑагонизм Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Â«ÑÑаÑой» инÑеллигенÑией и «но-
вÑми» инÑеллекÑÑалами как на пÑоÑивоÑеÑие, оÑнованное на лиÑ-
нÑÑ
оÑноÑениÑÑ
, а не на пÑинÑипиалÑнÑÑ
ÑбеждениÑÑ
, Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ¼
ÑделаÑÑ Ð²Ñвод о Ñом, ÑÑо в ÑÑеÑе гÑÑзинÑкой иÑÑоÑии Ð½ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·-