ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 11030
Скачиваний: 1
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
231
иÑÑоÑиками из ÑиÑла гÑÑзин, изгнаннÑÑ
из ÐбÑ
азии, â Ñ Ð´ÑÑгой,
о Ñом, в какой меÑе ÑÑалинÑкие ÑепÑеÑÑии 1937â1938 гг. обладали
ÑÑниÑеÑкой компоненÑой, обÑазÑово воÑпÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¸ÑÑоÑии
в каÑеÑÑве легиÑимиÑÑÑÑей наÑки на опÑеделÑнной ÑеÑÑиÑоÑии,
маÑкиÑованной как наÑионалÑнаÑ, опÑеделÑÑÑейÑÑ Ð² каÑеÑÑве
«ÑобÑÑвенной» или пÑинадлежаÑей какой-либо ÑÑниÑеÑкой гÑÑп-
пе. Ðожно ли из ÑÑого аÑиммеÑÑиÑного пеÑеплеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑивоÑе-
ÑаÑиÑ
дÑÑг дÑÑÐ³Ñ Ð¸Ð½ÑеÑпÑеÑаÑий иÑÑоÑиÑеÑкого пÑоÑеÑÑа, коÑо-
ÑÑе пÑопагандиÑÑÑÑÑÑ Ð¾Ñобенно в гÑÑзинÑкиÑ
и абÑ
азÑкиÑ
ÑÑебникаÑ
иÑÑоÑии, найÑи и пÑÑи к пÑÐµÐ¾Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑиÑ
инÑеÑпÑе-
ÑаÑий? ÐÐ»Ñ ÑÑого Ð¼Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑнаÑала ÑделаÑÑ Ñаг назад и внима-
ÑелÑнее ÑаÑÑмоÑÑеÑÑ Ð¾Ð±Ñие ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑко-
го Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº в СовеÑÑком СоÑзе, Ñак и поÑле пÑекÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾
ÑÑÑеÑÑвованиÑ. ÐÑоÑаеÑÑÑ Ð² глаза ÑлиÑние полиÑиÑеÑкиÑ
ÑÐ»Ð¸Ñ Ñ
пÑоÑеÑÑионалÑнÑми иÑÑоÑиками, Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑоÑонÑ, а Ñакже на-
Ñионализма, полиÑики и иÑÑоÑиогÑаÑии â Ñ Ð´ÑÑгой, возникÑее в
каÑеÑÑве «коÑвенного поÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкой âоÑÑепелиâ
50-Ñ
гг.» и пÑиведÑее к ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑоÑико-наÑионалÑнÑÑ
Ñамок инÑеÑпÑеÑаÑии, имеÑÑиÑ
ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¸ по Ñей денÑ
16
. ÐÑоÑ
«ÑÑейминг», как лингвиÑÑÑ Ð½Ð°Ð·ÑваÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñе Ñамки инÑеÑпÑеÑа-
Ñии Ð´Ð»Ñ ÑзÑковой конÑÑÑÑкÑии дейÑÑвиÑелÑноÑÑи, оказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð´Ð¾Ñ-
ÑаÑоÑно знаÑиÑелÑное влиÑние на Ñо, ЧТРÑвлÑеÑÑÑ Ð² данном кон-
ÑекÑÑе обÑекÑом диÑкÑÑÑии, и Ñо, ÐÐÐ ÐµÑ Ð²ÐµÑÑи.
ÐдиноÑÐ½Ð°Ñ Ð¿ÐµÑÑпекÑивноÑÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑо множеÑÑвенной
Ðо Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¸Ð· пеÑепеÑаÑаннÑÑ Ð·Ð´ÐµÑÑ ÑÑаÑей пÑоÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾-
знаÑно ÑÑокÑÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð½Ð° гÑÑппе внÑÑÑеннÑÑ Ð¿ÐµÑÑпекÑива, иÑ-
клÑÑаÑÑÐ°Ñ Ð»ÑбÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¾ÑклонÑÑÑейÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑпÑеÑаÑии
как невеÑнÑÑ, Ð»Ð¾Ð¶Ñ Ð¸Ð»Ð¸ даже инÑÑиганÑкий заговоÑ. Чем жеÑÑÑе
ÑÑо иÑклÑÑение пÑедÑÑавлено ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ñгодно беÑÑмÑÑленнÑми Ñп-
Ñеками Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ или дÑÑгой ÑÑоÑонÑ, Ñем более ÑÑной ÑÑановиÑÑÑ
легиÑимиÑÑÑÑÐ°Ñ Ð¸ ÑоÑмиÑÑÑÑÐ°Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ½ÑиÑноÑÑÑ ÑÑнкÑÐ¸Ñ ÑÑиÑ
ÑÑвеÑждений, иÑклÑÑаÑÑиÑ
ÑÑ Ñем ÑамÑм из какой Ð±Ñ Ñо ни бÑло
поÑÑановки вопÑоÑа (иÑÑоÑиÑеÑкой и дÑÑгиÑ
). ÐÑедпоÑÑлки ÑÑого
ÑложнÑ, но обÑÑÑнÑÑÑÑÑ Ð¿Ñежде вÑего ÑоÑмиÑованием пÑоÑиво-
ÑеÑаÑиÑ
дÑÑг дÑÑÐ³Ñ Ð½Ð°ÑионалÑнÑÑ
пÑоекÑов на ÑÑапе ÑовеÑÑкой
наÑионалÑной полиÑики, коÑоÑÑе иÑÑоÑиÑеÑки обоÑновÑвали
«ÑÑниÑикаÑиÑ» ÑеÑÑиÑоÑиалÑнÑÑ
админиÑÑÑаÑивнÑÑ
единиÑ. ÐÑоÑ
ÑпеÑиÑиÑеÑкий ваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñий в ÑамкаÑ
«ÑÑниÑе-
Ñкого ÑедеÑализма» СовеÑÑкого СоÑза бÑл в пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑедÑ
пеÑедан иÑÑоÑикам, лингвиÑÑам и дÑÑгим пÑедÑÑавиÑелÑм гÑма-
232
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
ниÑаÑнÑÑ
наÑк, коÑоÑÑм надлежало оÑÑÑеÑÑвиÑÑ Ð²Ð½ÐµÑение ÑооÑ-
веÑÑÑвÑÑÑей пÑивилегиÑованной ÑиÑÑлÑной наÑии в имеÑÑÑÑÑÑ
ÑеÑÑиÑоÑиÑ. Так, Ñ Ð½Ð°Ñала ÑабоÑÑ Ð½Ð°Ð´ иÑÑоÑией СовеÑÑкого СоÑ-
за во вÑоÑой половине 30-Ñ
гг. Ð¼Ñ Ð²ÑÑÑеÑаем оÑÑаÑÑи пеÑекÑÑ-
ваÑÑие дÑÑг дÑÑга, изолиÑованнÑе наÑионалÑнÑе наÑÑаÑивÑ, в
коÑоÑÑÑ
иÑклÑÑалаÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ Ð±Ñ Ñо ни бÑло ÑоÑма аккÑлÑÑÑÑаÑии,
кÑлÑÑÑÑного обмена и Ñ. д. ÑÑеди пÑимоÑдиалÑнÑÑ
ÑÑниÑеÑкиÑ
обÑноÑÑей
17
.
Ðни оÑновÑваÑÑÑÑ Ð½Ð° извеÑÑнÑÑ Ð² когниÑивиÑÑике под назва-
нием frames мÑÑлиÑелÑнÑÑ
ÑамкаÑ
инÑеÑпÑеÑаÑии, коÑоÑÑе воз-
никли и ÑÑваиваÑÑÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°ÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑÑ Ð¸ взаимодейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñ Ð¾ÐºÑÑ-
жаÑÑим миÑом. Ðни помогаÑÑ Ð¾ÑениваÑÑ Ð¸ клаÑÑиÑиÑиÑоваÑÑ
ÑакÑÑ Ð¸ акÑивизиÑÑÑÑÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿ÑеделÑннÑÑ
Ñлов, болÑÑей ÑаÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑаÑоÑ
18
. РконÑе конÑов в полиÑиÑеÑкиÑ
диÑкÑÑÑиÑÑ
ÑеÑаÑÑее знаÑение имеÑÑ Ð½Ðµ ÑакÑÑ, а мÑÑлиÑелÑ-
нÑе Ñамки инÑеÑпÑеÑаÑии, в коÑоÑÑе ÑÑи ÑакÑÑ Ð²ÐºÐ»Ð°Ð´ÑваÑÑÑÑ.
Ðак бÑÐ´ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¾ далее, Ñ Ð¾ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑликÑ, обÑÑждаемÑй в
данном Ñоме, в пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ Ð½Ðµ как наÑÑнÑй, а как полиÑиÑе-
Ñкий диÑпÑÑ. ÐпÑеделÑÑÑие его frames до ÑиÑ
Ð¿Ð¾Ñ Ð½Ðµ бÑли оÑ-
кÑÑÑо Ð¾Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ñ Ð¸Ð»Ð¸ пÑизнанÑ, кÑиÑиÑеÑки ÑаÑÑмоÑÑÐµÐ½Ñ Ð¸ Ñдо-
ÑÑÐ¾ÐµÐ½Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð¸ одной из ÑÑоÑон. Ðез иÑ
ÑемаÑизаÑии нелÑзÑ,
однако, даже ÑаÑÑиÑно понÑÑÑ Ð³Ð»Ñбокие пÑиÑÐ¸Ð½Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑликÑов.
Ðак обÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ð¾ Ñ ÑÑими frames в поÑÑÑовеÑÑкой ÐÑÑзии? ÐеÑвÑе
кÑлÑÑÑÑологиÑеÑкие и лиÑеÑаÑÑÑоведÑеÑкие иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑказÑ-
ваÑÑ Ð½Ð° обоÑнование дейÑÑвÑÑÑиÑ
в наÑÑоÑÑее вÑÐµÐ¼Ñ frames в
пеÑиод ÑÑалинизма
19
. РекомендÑеÑÑÑ ÑÑавниÑÑ Ð³ÑÑзино-Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñкий
«ÑлÑÑай» Ñ Ð´ÑÑгими «наÑионалÑнÑми» ÑÑеймингами в ЦенÑÑалÑ-
ной и ÐоÑÑоÑной ÐвÑопе
20
.
Ð Ñо вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº в западной иÑÑледоваÑелÑÑкой лиÑеÑаÑÑÑе беÑ-
ÑиÑленнÑе пÑбликаÑии поÑвÑÑÐµÐ½Ñ ÑооÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñки и поли-
Ñики в СовеÑÑком СоÑзе и гоÑÑдаÑÑÑваÑ
â пÑеемникаÑ
СССР, на
Ñамом поÑÑÑовеÑÑкого пÑоÑÑÑанÑÑве зиÑÐµÑ Ð¾Ð³ÑомнÑй пÑобел
21
.
Уже в 1971 г. амеÑиканÑкий ÑпеÑиалиÑÑ Ð¿Ð¾ ÑÑÑÑкой иÑÑоÑии ÐÑн-
Ñи У. ХиÑÑ Ð¾Ð¿Ð¸ÑÑвала ÑовеÑÑкÑÑ Ð¸ÑÑоÑиогÑаÑÐ¸Ñ (паÑÑии) как
«в вÑÑÑей ÑÑепени ÑÑвÑÑвиÑелÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑиÑÑемÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ñед-
ÑÑавлÑÐµÑ ÑиÑокÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкÑÑ ÑиÑÑемÑ, Ñ
аÑакÑеÑизÑÑÑÑÑÑÑ
вÑÑокой конÑÑаÑÑноÑÑÑÑ». «ÐоÑÑÑÑалиниÑÑÑкÑÑ Ð¸ÑÑоÑиогÑаÑиÑ
ÐÐСС Ñледовало Ð±Ñ ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ Ð½Ðµ как ÑиÑÑое оÑÑажение по-
лиÑики, а как микÑокоÑм макÑокоÑма, коÑоÑÑм ÑвлÑеÑÑÑ ÑовеÑ-
ÑÐºÐ°Ñ ÑоÑиалÑно-полиÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑиÑÑема»
22
. Такова каÑегоÑиÑеÑкаÑ
позиÑÐ¸Ñ Ð¥Ð¸ÑÑ. Ðо Ñо, ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½ÑÑ Ð¸ÑÑоÑиков во вÑемена
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
233
Ñ
олодной Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð±Ñло ÑаÑÑÑÑ ÐºÑиÑики идеологии, Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÑÑ
наÑионалÑно оÑиенÑиÑованнÑÑ
поÑÑÑовеÑÑкиÑ
обÑазований и ÑÑ-
ководÑÑиÑ
ими ÑÐ»Ð¸Ñ Ð¿ÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой кÑиÑÐ¸ÐºÑ ÑиÑÑемÑ, заÑÑа-
гиваÑÑÑÑ Ð»ÐµÐ³Ð¸ÑимноÑÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвенной ÑамоÑÑоÑÑелÑноÑÑи, о
коÑоÑой пÑоÑÑо нелÑÐ·Ñ Ð±Ñло дÑмаÑÑ Ð¸ коÑоÑÐ°Ñ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑомÑ
«невообÑазимой иÑÑоÑией»
23
.
Ðа ÑледÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑÑаниÑÐ°Ñ Ñ Ð±ÑÐ´Ñ ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ Ð¿ÑедпиÑаннÑÑ
гоÑÑдаÑÑÑвом пеÑедаÑÑ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкиÑ
знаний, оÑновÑваÑÑÑ Ð½Ð°
ÑколÑнÑÑ
ÑÑебникаÑ
, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ бÑло лÑÑÑе вÑÑÑниÑÑ ÑÑÑе-
ÑÑвеннÑе ÑÑÑÑкÑÑÑнÑе пÑизнаки или «наÑÑаÑивнÑе ÑаблонÑ»
24
.
ÐоÑле ÑÑого Ñ Ð¾Ð±ÑаÑÑÑÑ Ðº иÑÑоÑиогÑаÑии и иÑÑоÑикам.
«ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ð¸Ñ â ÑÑо ÐÑÑзиÑ»
25
Ð ÐÑÑзии ÑÑейминг
ÑÑниÑиÑиÑованной ÑеÑÑиÑоÑиалÑной иÑ-
ÑоÑии бÑл одобÑен оÑиÑиалÑной влаÑÑÑÑ Ð² 1943 г. Ñ Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼
пеÑвого ÑÑебника «ÐÑÑоÑÐ¸Ñ ÐÑÑзии. ЧаÑÑÑ 1: С дÑевнейÑиÑ
вÑе-
мен до наÑала XIX ÑÑолеÑиÑ». УÑебник иÑÑоÑии бÑл Ñоздан ве-
дÑÑим иÑÑоÑиком Ñого вÑемени Симоном ÐжанаÑиа, а в каÑеÑÑве
ÑоавÑоÑов вÑÑÑÑпали ÑмеÑÑий в 1940 г. ÑÑаÑейÑина гÑÑзинÑкой
наÑионалÑной иÑÑоÑии Ðване ÐжаваÑ
иÑвили и Ðиколоз ÐеÑдзе-
ниÑвили. ÐÑÐ¾Ñ ÑÑебник иÑполÑзовалÑÑ Ð² гÑÑзинÑкиÑ
ÑÑедниÑ
ÑколаÑ
до 1956 г. и бÑл запÑеÑен ÑолÑко в Ñ
оде кампании по
деÑÑалинизаÑии. Рнем Ñже в § 2 наÑ
одиÑÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾Ðµ ÑелеологиÑе-
Ñкое иÑÑолкование ÑÑалинÑкого ваÑианÑа ÑамÑÑ
ÑанниÑ
каÑÑлий-
ÑкиÑ
Ñодов до кÑлÑминаÑионного пÑнкÑа (кÑлÑÑÑÑного) ÑÑановле-
Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñии пÑи ÑовеÑÑкой влаÑÑи
26
. Р§ 36 ÑÑого ÑÑебника ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ð¸Ñ
вводиÑÑÑ
27
впеÑвÑе под названием Abazgia Ñ Abazgen и Apshilebi
как два из неÑколÑкиÑ
меÑÑнÑÑ
Ñодов, боÑовÑиÑ
ÑÑ Ð² VI в. пÑоÑив
ÑимлÑн и пеÑÑов. Ðо здеÑÑ Ð¾ÑÑÑÑÑÑвÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð·Ð½Ð°ÑÐ½Ð°Ñ ÑÑниÑеÑкаÑ
ÑооÑнеÑенноÑÑÑ. СвÑзи Ñ Ð Ð¾ÑÑией ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑвÑе в гла-
ве 19, § 137 в конÑекÑÑе попÑÑки ÐеÑÑа Ðеликого оÑÑÑеÑÑвиÑÑ
ÑкÑпанÑÐ¸Ñ Ð² Ñжном напÑавлении и заÑем в заклÑÑиÑелÑной 21-й
главе под названием «ÐбÑединение ÐÑÑзии Ñ Ð Ð¾ÑÑией» (§§ 147â
149), в коÑоÑой ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ ÑÑала «колонией» ÑаÑÑкой РоÑÑии.
«ÐонеÑно, ÑÑо бÑло зло, пÑоÑив коÑоÑого гÑÑзинÑкий наÑод
неÑÑÑанно боÑолÑÑ, пока он вÑледÑÑвие Ðеликой ÐкÑÑбÑÑÑкой Ñе-
волÑÑии не добилÑÑ ÑвободÑ. Ðо в имевÑиÑ
ÑÑ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкиÑ
ÑÑ-
ловиÑÑ
ÑеÑÑ Ñла вÑÑ Ð¶Ðµ о менÑÑем зле: из ÑÑÑÑ
вÑаждебнÑÑ
гоÑÑ-
даÑÑÑв (РоÑÑиÑ, ÐÑан, ÐÑманÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑиÑ) РоÑÑÐ¸Ñ Ñ ÐµÑ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ð¼Ð¸
Ñелигией и кÑлÑÑÑÑой бÑла Ð´Ð»Ñ ÐÑÑзии единÑÑвенной пÑогÑеÑ-
Ñивной деÑжавой, коÑоÑÐ°Ñ Ñмогла обÑединиÑÑ ÑеÑÑиÑоÑÐ¸Ñ ÐÑÑзии
234
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
и ÑоздаÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ
одимÑе пÑедпоÑÑлки Ð´Ð»Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¿Ñоизводи-
ÑелÑнÑÑ
Ñил ÑÑÑанÑ. РиÑÑоÑии ÐÑÑзии наÑалаÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑпоÑ
а.
ÐоÑÑба, дливÑаÑÑÑ ÑÑолеÑиÑми, завеÑÑилаÑÑ Ð²ÑÑ
одом из ÑÑждо-
го, вÑаждебного окÑÑжениÑ, и гÑÑзинÑкий наÑод пÑи поддеÑжке
РоÑÑии веÑнÑлÑÑ Ñнова и оконÑаÑелÑно на евÑопейÑкий пÑÑÑ Ñаз-
виÑиÑ»
28
.
СледоваÑелÑно, в Ñо вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº ÑÑниÑеÑкое многообÑазие на
ÑеÑÑиÑоÑии СовеÑÑкой ÑеÑпÑблики ÐÑÑзии игноÑиÑовалоÑÑ, обна-
ÑÑживаеÑÑÑ â в оÑлабленной ÑоÑме в каÑеÑÑве «менÑÑего зла» â
ÑÐ¾Ð»Ñ ÐÑÑзии как жеÑÑÐ²Ñ Ð¿Ð¾ оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº РоÑÑии. ÐÑо пÑодолжа-
еÑÑÑ Ð²Ð¿Ð»Ð¾ÑÑ Ð´Ð¾ 80-Ñ
гг. в ÑÑебном поÑобии «ÐÑÑоÑÐ¸Ñ ÐбÑ
азии»,
изданном на ÑÑÑÑком ÑзÑке ÐÑÑабом ÐнÑабадзе и ÐеоÑгием Ðзид-
заÑией. Ðо введении пÑедÑÑавлен иÑÑоÑиогÑаÑиÑеÑкий обзоÑ
опÑбликованнÑÑ
наÑÑно-иÑÑледоваÑелÑÑкиÑ
ÑабоÑ, коÑоÑÑй вÑÑд
ли ÑооÑвеÑÑÑвовал поÑÑебноÑÑÑм ÑÑаÑиÑ
ÑÑ ÑÑедниÑ
Ñкол, но бла-
годаÑÑ Ð°Ð²ÑоÑиÑеÑнÑм именам иÑÑоÑиков должен бÑл обоÑноваÑÑ
«иÑÑоÑиÑеÑкое» пÑиÑÑзание на ÑеÑÑиÑоÑÐ¸Ñ ÐºÐ°Ðº неоÑÑемлемÑÑ
ÑаÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑии ÐÑÑзии
29
.
«ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ð¸Ñ Ð¸ еÑÑÑ ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ð¸Ñ»
30
ÐÑиÑÑÐ·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº ÑаÑÑÑ ÐÑÑзии, пÑедÑÑавлÑемомÑ
гÑÑзинÑкой ÑÑоÑоной, пÑоÑивоÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÑÑебное поÑобие «ÐÑÑоÑиÑ
ÐбÑ
азии», опÑбликованное кандидаÑом иÑÑоÑиÑеÑкиÑ
наÑк СÑа-
ниÑлавом Ðакобой в каÑеÑÑве оÑвеÑÑÑвенного ÑедакÑоÑа вмеÑÑе Ñ
ÑÑдом абÑ
азÑкиÑ
иÑÑоÑиков Ñже в 1993 г., поÑле ÑаÑпада СовеÑ-
Ñкого СоÑза. ÐдеÑÑ Ð½ÐµÑ ÑÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑелевÑÑ Ð³ÑÑÐ¿Ð¿Ñ ÑиÑаÑелей.
ÐеÑоÑÑно, авÑоÑÑ Ñоздавали ÑÑебник иÑÑоÑии Ð´Ð»Ñ ÑÑÑденÑов вÑеÑ
ÑпеÑиалÑноÑÑей в каÑеÑÑве обÑзаÑелÑного оÑновного кÑÑÑа.
Уже во «Ðведении» к «ÐÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñкого наÑода»
заÑеление ÐбÑ
азии пÑедками абÑ
азов бÑло обоÑновано Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾-
ÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑии ÑзÑка и Ñопонимов иÑÑоÑиком Ð.Ð. ÐÑдзинбой и
Ñилологом Ð.Ð. ХиÑикбой, иÑÑолковавÑими ÑодÑÑво Ñ ÑзÑками
СевеÑного Ðавказа в каÑеÑÑве ÑодÑÑва наÑодов. ÐаÑÑвелÑÑкие
ÑзÑки ÑпоминаÑÑÑÑ, но не иденÑиÑиÑиÑÑÑÑÑÑ ÐºÐ°Ðº оÑноÑÑÑиеÑÑ Ðº
Ñжной гÑÑппе кавказÑкой ÑзÑковой ÑемÑи. Ðак и Ñ Ð³ÑÑзин, Ñопо-
нимика заменÑÐµÑ Ð¾ÑÑÑÑÑÑвÑÑÑие пиÑÑменнÑе иÑÑоÑники и пÑед-
Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ñем ÑамÑм доÑÑаÑоÑное пÑоÑÑÑанÑÑво Ð´Ð»Ñ ÑеÑÑоÑпекÑив-
нÑÑ
инÑеÑпÑеÑаÑий.
Ðиана ÐваÑÑелиÑ, Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñий гÑажданÑкого обÑеÑÑва коммен-
ÑиÑÑÑÑÐ°Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкий диÑпÑÑ Ð¸Ð· ÐбÑ
азии, пÑедÑÑавлÑÐµÑ ÐºÐ¾Ð½-
ÑÐ»Ð¸ÐºÑ ÐºÐ°Ðº пÑоÑивоÑÑоÑние двÑÑ
гоÑÑдаÑÑÑв, коÑоÑое, однако, в Ñво-
ей ÑÑÑÑкÑÑÑе оÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ñ
оже на гÑÑзинÑкий наÑÑаÑивнÑй Ñаблон:
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
235
«ÐÐ±Ñ Ð°Ð·ÑÐºÐ°Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвенноÑÑÑ ÑÑÑеÑÑвовала более 1200 леÑ,
и абÑ
азÑам пÑиÑ
одилоÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð´Ð½Ð¾ÐºÑаÑно заÑиÑаÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð²ÑажеÑкиÑ
вÑоÑжений»
31
.
ÐÑавда, пÑиÑеÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸ не Ð¾Ñ Ð Ð¾ÑÑии, а Ñо ÑÑоÑонÑ
ÐÑÑзии как ÑледÑÑÑего по ÑÐ°Ð½Ð³Ñ Ð·Ð²ÐµÐ½Ð° в иеÑаÑÑ
ии ÑÑниÑеÑки-
ÑеÑÑиÑоÑиалÑнÑÑ
админиÑÑÑаÑивнÑÑ
единиÑ. С ÑаÑпадом ÑаÑ-
Ñкой РоÑÑии и обÑазованием ÐÑÑзинÑкой ÐемокÑаÑиÑеÑкой РеÑ-
пÑблики на Ðавказе возникаÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¼ÐµÐ½ÑÑинÑÑв, коÑоÑÑе
ÑÑакÑовалиÑÑ, Ñ Ð¾Ð¿Ð¾Ñой на ÑовеÑÑкий наÑÑаÑив, Ñ Ð¾ÑÑиÑаÑелÑной
конноÑаÑией как «бÑÑжÑазно-менÑÑевиÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð´Ð¸ÐºÑаÑÑÑа»
32
. Со-
веÑÑкий пеÑиод еÑÑ ÑледÑÐµÑ Ð½Ð°ÑÑаÑÐ¸Ð²Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÑÑоиÑелÑÑÑва.
ÐÑего лиÑÑ Ð´Ð²Ðµ ÑÑÑаниÑÑ Ð¿Ð¾ÑвÑÑÐµÐ½Ñ ÑÑжÑлÑм «поÑледÑÑвиÑм
кÑлÑÑа лиÑноÑÑи» СÑалина Ð´Ð»Ñ Â«Ñ
озÑйÑÑвенного и кÑлÑÑÑÑного
ÑазвиÑиÑ» ÐбÑ
азии, ÑвÑзаннÑм Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ¼ ÑÑалинÑкого намеÑÑника
в ÐÑÑзии ÐавÑенÑÐ¸Ñ ÐеÑии. РепÑеÑÑии 1937â1938 гг. обÑÑждаÑÑÑÑ
иÑклÑÑиÑелÑно как меÑопÑиÑÑÐ¸Ñ Ð² ÑамкаÑ
«наÑионалиÑÑиÑеÑкой
полиÑики ÐеÑии в ÐбÑ
азии». То обÑÑоÑÑелÑÑÑво, ÑÑо здеÑÑ ÑеÑÑ
идÑÑ Ð¾ ÐолÑÑом ÑеÑÑоÑе, оÑÑÑеÑÑвлÑвÑемÑÑ Ð½Ð° вÑÑм пÑоÑÑÑанÑÑ-
ве СовеÑÑкого СоÑза, оÑÑаеÑÑÑ Ð·Ð° Ñкобками. Родном абзаÑе оÑо-
бое внимание обÑаÑаеÑÑÑ Ð½Ð° ÑепÑеÑÑии пÑоÑив абÑ
азÑкой инÑел-
лигенÑии поÑле «ÑмеÑÑи» (или лÑÑÑе ÑказаÑÑ, ÑбийÑÑва) ÐеÑÑоÑа
ÐакобÑ, возглавлÑвÑего паÑÑийнÑÑ Ð¾ÑганизаÑÐ¸Ñ ÐбÑ
азии, как и
на «пÑивлеÑение» ведÑÑиÑ
гÑÑзинÑкиÑ
ÑÑÑнÑÑ
к гÑÑзинизаÑии
абÑ
азÑкого алÑавиÑа. Ðалее на Ñеми ÑÑÑаниÑаÑ
ÑаÑÑмаÑÑиваеÑÑÑ
Ñема «полиÑики пеÑеÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÐбÑ
азии» во вÑоÑой половине XIX
ÑÑолеÑиÑ, наÑилÑÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¸Ð³ÑаÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÑлÑман (мÑÑ
аджиÑÑÑво),
коÑоÑÐ°Ñ Ð±Ñла пÑодолжена гÑÑзинÑким ÑÑководиÑелÑми в XX в.
ÐбÑÑоÑÑелÑно анализиÑÑеÑÑÑ Ð¸Ð½Ð¸ÑииÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ ÐавÑенÑием ÐеÑией
в 1937 г. и оÑÑÑеÑÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ 25 иÑÐ½Ñ 1938 г. ÐºÐ°Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ назва-
нием «ÐбÑ
азпеÑеÑеленÑÑÑой», имевÑÐ°Ñ ÑелÑÑ Ð¿ÑинÑдиÑелÑное
пеÑеÑеление гÑÑзинÑкиÑ
кÑеÑÑÑÑн в «многоземелÑнÑÑ» ÐбÑ
азиÑ.
ÐÑÑзинÑÐºÐ°Ñ ÑÑоÑона не пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð½Ð¸ обÑÑоÑÑелÑного иÑÑледова-
ниÑ, ни полиÑиÑеÑкой и моÑалÑной оÑенки ÑÑого ÑвлениÑ. ÐÑо-
блема, как пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ, ÑÑÑÑанена из обÑеÑÑвенной памÑÑи
33
.
ÐнÑеÑеÑна и попÑÑка «ÐавказÑкого дома», ÑавнÑм обÑазом не
пÑедÑÑавлÑÑÑÐ°Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð³Ð¾ иÑÑоÑиÑеÑкого иÑÑледоваÑелÑÑкого ÑÑ-
ÑеждениÑ, пÑоанализиÑоваÑÑ ÑÑÑанное зÑелиÑе, оÑкÑÑваÑÑееÑÑ Ñ
дÑÑгой ÑÑоÑонÑ, Ñ. е. воÑпÑиÑÑие ÐÑÑзии в абÑ
азÑком иÑÑоÑиÑе-
Ñком наÑÑаÑиве
34
. ÐÑÑÑе бÑло бÑ, однако, ÑнаÑала ÑамокÑиÑиÑно
иÑÑледоваÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ ÐбÑ
азии в гÑÑзинÑком иÑÑоÑиÑеÑком наÑÑаÑиве
и наобоÑоÑ, говоÑÑ Ð¾Ð± абÑ
азаÑ
, ÑÐ¾Ð»Ñ ÐÑÑзии в абÑ
азÑком иÑÑоÑи-
ÑеÑком наÑÑаÑиве.