Файл: Gruzia_v_puti_Teni_stalinizma_-_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.09.2019

Просмотров: 11011

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Абхазские

 

и

 

южноосетинские

 

реплики

 

331 

ствуясь  Ð²  Ð¿ÐµÑ€Ð²ÑƒÑŽ  Ð¾Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ´ÑŒ  ÑÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¾Ð¹  Ñ†ÐµÐ»ÐµÑÐ¾Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð½Ð¾ÑÑ‚ью, 
агенты  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÐµÐ½Ñ‡ÐµÑÐºÐ¾Ð¹  Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ики  Ð²Ñ€ÑÐ´  Ð»Ð¸  ÑÑ‚али  Ð±Ñ‹  Ð¿Ð¾Ð´Ð±Ð¸Ñ€Ð°Ñ‚ÑŒ 
контингент  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÐµÐ½Ñ†ÐµÐ²  Ð¸ÑÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð¸Ñ‚ельно  Ð¸Ð·  ÑÑ€ÐµÐ´Ñ‹  ÑÑ‚нических 
картвелов, Ð° Ð² ÐºÐ°Ñ‡ÐµÑÑ‚ве Ð¼ÐµÑÑ‚ Ð²ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñ‹Ð±Ð¸Ñ€Ð°Ñ‚ÑŒ Ð² Ð¿ÐµÑ€Ð²ÑƒÑŽ Ð¾Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ´ÑŒ 
этнически Ð°Ð±Ñ…азские Ñ€Ð°Ð¹Ð¾Ð½Ñ‹ Ð¸ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ðµ Ñ‚ерритории Ñ Ð¾Ñ‚сутствием 
компактного ÐºÐ°Ñ€Ñ‚вельского населения. 

Авторы:

 

Указание

 

на

 

отбор

 

регионов

 

происхождения

 

и

 

целе

-

вых

 

регионов

 

в

 

соответствии

 

с

 

очевидно

 

этническими

 

крите

-

риями

 

авторы

 

считают

 

обоснованным

 

и

 

опровергают

 

аргумен

-

тацию

 

о

 

чисто

 

экономической

 

мотивировке

представленную

 

грузинскими

 

коллегами

например

 

З

.

В

Папаскири

В

 

принципе

 

об

-

наруживается

 

проблема

затронутая

 

уже

 

в

 

другом

 

месте

 

и

 

за

-

ключающаяся

 

в

 

том

что

 

нельзя

 

найти

 

источник

аргументи

-

рующий

 

с

 

явно

 

выраженных

  Â«

шовинистических

» 

позиций

т

е

предающий

 

огласке

 

национальные

 

цели

Это

 

имеет

 

силу

 

и

 

приме

-

нительно

 

к

 

переселениям

которые

 

происходили

 

уже

 

в

 

период

 

Большого

 

террора

Такого

 

рода

 

цели

 

не

 

могли

 

быть

 

открыто

 

названы

 

в

 

партийном

 

дискурсе

в

 

том

 

числе

 

и

 

внутреннем

Одно

-

образность

 

стратегической

 

ориентации

 

реальных

 

процессов

 

го

-

ворит

однако

сама

 

за

 

себя

При

 

этом

 

для

 

авторов

 

важно

 

дей

-

ствие

  (

сильных

экономических

социальных

 

и

 

других

 

мотивов

что

 

не

 

противоречит

 

также

 

национальным

 

мотивациям

речь

 

идёт

 

о

 

процессах

обусловленных

 

множественными

 

факторами

С

 

экономической

 

точки

 

зрения

 

многочисленные

 

крупные

 

пересе

-

ления

 

были

 

бы

 

возможны

но

 

проводились

 

прежде

 

всего

 

или

 

ис

-

ключительно

 

такие

которые

 

одновременно

 

обладали

 

и

 

нацио

-

нальными

 

аспектами

и

 

связанными

 

с

 

политикой

 

в

 

отношении

 

национальных

 

меньшинств

Н. Багапш

: Ð’ ÐºÐ°Ñ‡ÐµÑÑ‚ве Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð»ÑŽÐ´ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ñ€ÐµÑÑƒÑ€ÑÐ° Ð¿Ñ€Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¾-

ведении Ð´ÐµÐ¼Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„ической ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ ÐÐ±Ñ…азии Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾-
ваны  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ñ‹.  ÐŸÐ¾  Ð²ÑÐµÐ¹  Ð²ÐµÑ€Ð¾ÑÑ‚ности,  Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð¼Ð¾  Ð³ÐµÐ¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„ической 
близости ÐœÐ¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð¸ Ðº ÐÐ±Ñ…азии, Ð½ÐµÐ¼Ð°Ð»Ð¾Ð²Ð°Ð¶Ð½ÑƒÑŽ Ñ€Ð¾Ð»ÑŒ Ð² Ð¿Ð¾Ð´Ð±Ð¾Ñ€ÐºÐµ 
колонистов  ÑÑ‹Ð³Ñ€Ð°Ð»Ð¾  ÑÑ‚ническое  Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸ÑÑ…ождение  Ð¸Ð´ÐµÐ¹Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð²Ð´Ð¾Ñ…-
новителя  Ð¸  Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑÑ€ÐµÐ´ÑÑ‚венного  Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚еля  Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¹  ÐºÐ°Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ð¸ 
Л. Ð‘ерии,  Ð¾  Ñ‡Ñ‘м  Ñ‚акже  Ð¿Ð¸ÑˆÑƒÑ‚  Ð°Ð²Ñ‚оры  Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ,  ÑƒÑ-
матривая Ð²Ð¾ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ… Ð¿Ñ€ÐµÑÑ‚уплениях Ð¾Ð±Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´Ð° Ð¸Ð½Ð´Ð¸-
видуализацию Ð¿Ñ€ÐµÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ð¹. ÐŸÐ°Ñ€Ð°Ð´Ð¾ÐºÑÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð¾, Ñ‡Ñ‚о Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¸Ð¹ 
этнос, Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ Ð² Ñ€Ð°ÑÑÐ¼Ð°Ñ‚риваемый Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´ Ð°ÐºÑ‚ивно Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑ€Ð³Ð°Ð²ÑˆÐ¸Ð¹-
ся  Ð¸Ð½ÑÑ‚итуциональной  Ð¸  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð¹  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸  (вопрос,  Ð¸Ð·ÑƒÑ‡Ðµ-
нию  ÐºÐ¾Ñ‚орого  Ð°Ð²Ñ‚оры  ÑƒÐ´ÐµÐ»Ð¸Ð»Ð¸  Ð¿Ñ€Ð¸ÑÑ‚альное  Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ),  Ð±Ñ‹Ð»  Ð²Ñ‹-
бран  Ð²  ÐºÐ°Ñ‡ÐµÑÑ‚ве  Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹  ÑÑ‚раты  Ð´Ð»Ñ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸  Ð°Ð±Ñ…азов.  ÐÐµ 


background image

332

 

Абхазские

 

и

 

южноосетинские

 

реплики

 

владеющее  Ð²  ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¹  Ð¼Ð°ÑÑÐµ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¼  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð¼  Ð¸  Ð½Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÑÐ²ÑˆÐµÐµ 
окончательно  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹  Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ‚ичности  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¾Ðµ  ÐºÑ€ÐµÑÑ‚ьян-
ство  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¾  Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ñ‚ÑŒ  Ñ€ÐµÑˆÐ°ÑŽÑ‰ÐµÐµ  Ð²Ð»Ð¸ÑÐ½Ð¸Ðµ  Ð½Ð°  Ð°ÐºÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚ура-
цию  ÐÐ±Ñ…азии,  Ð²Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ðµ  ÐµÑ‘  Ð²  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ðµ  ÑÑ‚нокультурное  Ð¿Ñ€Ð¾-
странство. Ð­Ñ‚а  Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ика Ð½Ðµ  ÑÐ²Ð¸Ð»Ð°ÑÑŒ Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ†Ð¸ÐµÐ¹  ÑÑ‚алинско-бериев-
ского Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´Ð°, Ñ‚ак ÐºÐ°Ðº ÐµÑ‘ Ñ„ундамент Ð±Ñ‹Ð» Ð·Ð°Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½ ÐµÑ‰Ñ‘ Ð² Ñ†Ð°Ñ€ÑÐºÐ¾Ðµ 
время,  ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð°  Ð´ÐµÑÑ‚ели  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾  Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ,  Ð¿Ñ‹-
таясь Ð¸Ð½ÐºÐ¾Ñ€Ð¿Ð¾Ñ€Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ ÐÐ±Ñ…азию Ð² Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ†Ñ‹ ÑÐºÐ»Ð°Ð´Ñ‹Ð²Ð°Ð²ÑˆÐµÐ¹ÑÑ Ð² Ð¸Ñ… 
умозрительных Ð¿Ð¾ÑÑ‚роениях, Ð½Ð¾ Ð½Ðµ ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚вовавшей Ð² Ñ€ÐµÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð¾ÑÑ‚и 
«идеальной  Ð“Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð¸Â»,  Ð·Ð°Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚вовали  Ñ  ÑÑ‚ой  Ñ†ÐµÐ»ÑŒÑŽ  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¸Ð¹ 
элемент.  Ð˜Ð½Ñ‚ересно,  Ð¾Ð´Ð½Ð°ÐºÐ¾,  Ñ‡Ñ‚о  Ð¢. Гордадзе,  Ñ…арактеризуя  Ð´Ð°Ð½-
ный Ð¸ÑÑ‚орический ÑÐ¿Ð¸Ð·Ð¾Ð´, Ð¿Ð¾Ð¼ÐµÑ‰Ð°ÐµÑ‚ ÐœÐ¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ð¸ÑŽ Ð¿Ð¾ ÑÑ‚епени Ð²Ð»Ð°-
дения ÐµÑ‘ Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¼ ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð¼ Ð² Ð¾Ð´Ð¸Ð½ Ñ€ÑÐ´ Ñ ÐÐ±Ñ…азией: 
«Грузинская  ÐŸÑ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ  Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²ÑŒ  Ð²Ñ‹ÑÑ‚упала  Ð²  Ñ€Ð¾Ð»Ð¸  ÑÐ¾ÑŽÐ·Ð½Ð¸ÐºÐ° 
грузинского  Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾  Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð¸  ÑÐ¿Ð¾ÑÐ¾Ð±ÑÑ‚вовала  Ð²Ð½ÐµÐ´Ñ€Ðµ-
нию Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ° Ñ‚ам, Ð³Ð´Ðµ Ð½Ð° Ð½Ñ‘м Ð¿Ñ€Ð°ÐºÑ‚ически Ð½Ðµ Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð¸Ð»Ð¸ 
(в Абхазии, ÐœÐµÐ³Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð¸, Ð¡Ð²Ð°Ð½ÐµÑ‚ии и т. Ð´.)»

121

Пример  ÐÐ±Ñ…азии  Ð¿Ð¾  Ñ€Ð°ÑÑÐ¼Ð°Ñ‚риваемому  Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾ÑÑƒ  Ð½Ðµ  ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся 

исключительным.  Ð¡Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð¾Ðµ  Ð²Ð»Ð°ÑÑ‚ями  Ð´ÐµÐ¼Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„ическое 
освоение  Â«Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð¹Â»  Ñ‚ерритории  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авителями  Ð´Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð¸-
рующей  ÑÑ‚Ð½Ð¾ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚ÑƒÑ€Ð½Ð¾Ð¹  Ð³Ñ€ÑƒÐ¿Ð¿Ñ‹  Ñ…арактерно  Ð¸  Ð´Ð»Ñ  Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ…  Ð³Ð¾ÑÑƒ-
дарств,  Ð²  Ð¾ÑÐ¾Ð±ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚и  Ñ  Ñ‚оталитарной  ÑÐ¸ÑÑ‚емой  ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ. 
В  ÑÑ‚ой  ÑÐ²ÑÐ·Ð¸  Ð½ÐµÑƒÐ´Ð¸Ð²Ð¸Ñ‚ельно,  Ñ‡Ñ‚о  Ð´ÐµÐ¼Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„ическая  ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ 
Абхазии, ÐºÐ°Ðº Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ¹ ÑÑ…емы Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ Ñ€ÐµÑÐ¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ¸, Ð±Ñ‹Ð»Ð° 
осуществлена  Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ Ð²  Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð¡Ñ‚алина,  Ñ…отя  Ð¿ÐµÑ€Ð²Ñ‹Ðµ 
попытки  Ð¸Ð¼ÐµÐ»Ð¸  Ð¼ÐµÑÑ‚о  Ð²  Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´  Ð¾ÐºÐºÑƒÐ¿Ð°Ñ†Ð¸Ð¸  ÐÐ±Ñ…азии  Ð²Ð¾Ð¹ÑÐºÐ°Ð¼Ð¸ 
ГДР. ÐšÐ°Ðº Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»Ð¾, Ñ„ормальным Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ð¾Ð¼ Ðº Ð¼Ð°ÑÑÐ¾Ð²Ð¾Ð¼Ñƒ Ð·Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸ÑŽ 
того  Ð¸Ð»Ð¸  Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ñ€ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð°  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авителями  Â«Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚вообразую-
щего ÑÑ‚носа» ÑÐ»ÑƒÐ¶Ð¸Ñ‚ Ð½ÐµÑ…ватка Ñ‚рудоспособного Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ð¼ÐµÑ-
тах Ð²ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑƒÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸ÑÑ… Ñ„орсированной Ð¸Ð½Ð´ÑƒÑÑ‚риализации. Ð¢Ð°Ðº, 
китайское  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÑÑ‚Ð²Ð¾  Ð´Ð¾  ÑÐ¸Ñ…  Ð¿Ð¾Ñ€  Ð¾ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚вляет  Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ику  Ð·Ð°-
селения Ñ…аньцами Ð¡Ð¸Ð½ÑŒÑ†Ð·ÑÐ½Ð° Ð¸ Ñ‡Ð°ÑÑ‚ично Ð¢Ð¸Ð±ÐµÑ‚а. Ð˜ÑÐ¿Ð°Ð½ÑÐºÐ¾Ðµ Ð¿Ñ€Ð°-
вительство  Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ‘Ð½  Ð¤Ñ€Ð°Ð½ÐºÐ¾  Ð²  Ñ…оде  Ð°ÐºÑ‚ивной  Ð¸Ð½Ð´ÑƒÑÑ‚риализации 
страны Ð² 1950–1970-е Ð³Ð³. ÑÐ¿Ð¾ÑÐ¾Ð±ÑÑ‚вовало Ð¼Ð°ÑÑÐ¾Ð²Ð¾Ð¼Ñƒ Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸ÑŽ 
кастильскоязычного Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ в Ð¡Ñ‚рану Басков и ÐšÐ°Ñ‚алонию. 

В  ÐÐ±Ñ…азии,  Ð²  Ð¾Ñ‚личие  Ð¾Ñ‚  Ð²Ñ‹ÑˆÐµÐ½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ñ…  Ñ€ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð¾Ð²,  Ð¼Ð°ÑÑÐ¾Ð²Ð¾Ðµ 

плановое  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸ÑÑ…одило  Ð½Ðµ  Ð²  Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´ÑÐºÐ¸Ðµ  Ñ†ÐµÐ½Ñ‚ры,  Ð°  Ð² 
сельскую Ð¼ÐµÑÑ‚ность (где Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¾Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ð»Ð¾ Ð¿Ð¾Ð´Ð°Ð²Ð»ÑÑŽÑ‰ÐµÐµ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸Ð½ÑÑ‚во 
абхазов), Ð¸, ÑÐ¾Ð¾Ñ‚ветственно, Ñ„ормальным Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ð¾Ð¼ Ðº Ð½ÐµÐ¼Ñƒ Ð¿Ð¾ÑÐ»Ñƒ-
жила  Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ…Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑ‚ÑŒ  Ñ„орсированного  Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚ия  ÑÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  Ñ…озяй-
ства Ñ€ÐµÑÐ¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ¸ Ð² ÑƒÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸ÑÑ… Â«Ð·ÐµÐ¼Ð»ÐµÐ¸Ð·Ð±Ñ‹Ñ‚очности» Ð¸, ÐºÐ°Ðº ÑÐ»ÐµÐ´ÑÑ‚-


background image

Абхазские

 

и

 

южноосетинские

 

реплики

 

333 

вие,  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÐ¼Ð¾Ð¹  Ð½ÐµÑ…ватки  ÐºÑ€ÐµÑÑ‚ьянского  Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ.  ÐšÑ€Ð¾Ð¼Ðµ 
того, Ð² Ð°Ð±Ñ…азском ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ðµ Ð°Ð³ÐµÐ½Ñ‚ом Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÐµÐ½Ñ‡ÐµÑÐºÐ¾Ð¹ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ики Ð¸ Ð·Ð°-
интересованной ÑÑ‚ороной Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ð½Ðµ Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚во Ð² Ñ†ÐµÐ»Ð¾Ð¼, Ð° ÐµÐ³Ð¾ ÑÐ¾-
ставная часть – Грузинская Ð¡Ð¡Ð . 

Хотелось Ð±Ñ‹ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ñ‚ить Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ Ð½Ð° Ñ€ÑÐ´ ÑÐ¿Ð¾Ñ€Ð½Ñ‹Ñ… Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð¹ Ð¸ 

ошибок,  Ð¸Ð¼ÐµÑŽÑ‰Ð¸Ñ…ся  Ð²  ÐºÐ½Ð¸Ð³Ðµ.  Ð—адаваясь  Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾ÑÐ¾Ð¼,  Ñ  Ñ‡ÐµÐ¼  ÑÐ²ÑÐ·Ð°Ð½ 
непропорционально Ð²Ñ‹ÑÐ¾ÐºÐ¸Ð¹ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†ÐµÐ½Ñ‚ Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑÐ¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ñ… Ð°Ð±Ñ…азов 
при Ð¾Ñ‚носительно Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ¾Ð¹ Ð´Ð¾Ð»Ðµ Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑÐ¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ñ… Ð¾ÑÐµÑ‚ин, Ð°Ð²Ñ‚оры 
озвучивают  Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ  Ð²Ð»Ð¸ÑÐ½Ð¸Ñ  Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ñ„актора  (право-
славные Ð¾ÑÐµÑ‚ины Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ив ÑÐ»Ð¾Ð¶Ð½Ð¾Ð¹ ÐºÐ¾Ð½Ñ„ессиональной ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ð¸ 
у  Ð°Ð±Ñ…азов),  Ñ‡Ñ‚о,  Ð½Ð°  Ð½Ð°Ñˆ  Ð²Ð·Ð³Ð»ÑÐ´,  Ð½Ðµ  Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚  ÑÐ»ÑƒÐ¶Ð¸Ñ‚ÑŒ  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½Ð¾Ð¹  Ð¿Ð¾-
добных ÐºÐ¾Ð»Ð¸Ñ‡ÐµÑÑ‚венных Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸Ð¹. ÐžÐ´Ð½Ð°ÐºÐ¾ Ð¸ ÑÐ°Ð¼Ð¸ Ð°Ð²Ñ‚оры Ð½Ðµ Ð¿Ñ‹-
таются  Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚ÑŒ  ÑÑ‚у  Ð²ÐµÑ€ÑÐ¸ÑŽ,  Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡Ð¸Ð²ÑˆÐ¸ÑÑŒ  Ð»Ð¸ÑˆÑŒ  Ñ„ормулирова-
нием  ÐµÑ‘  ÐºÐ°Ðº  Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹  Ð¸Ð·  Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ñ‹Ñ…  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½.  Ð”алее  Ð°Ð²Ñ‚орский 
коллектив  Ð¿Ð¸ÑˆÐµÑ‚,  Ñ‡Ñ‚о  Â«Ð°Ð±Ñ…азы  Ð¿Ñ€ÐµÐ¸Ð¼ÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚венно  Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð²ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¸ 
ислам  Ð¸Ð»Ð¸  Ð±Ñ‹Ð»Ð¸  Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ñ„ферентны  Ð²  Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð¾Ð¼  Ð¾Ñ‚ношении». 
А  ÑƒÐ¶Ðµ  Ð²  Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼  Ð¸Ð·  ÑÐ»ÐµÐ´ÑƒÑŽÑ‰Ð¸Ñ…  Ð¿Ð°Ñ€Ð°Ð³Ñ€Ð°Ñ„ов  Ð²ÑÑ‚речаем  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚иво-
положное Ð¿Ð¾ ÑÐ¼Ñ‹ÑÐ»Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ Ð½Ð°Ð³Ñ€ÑƒÐ·ÐºÐµ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ðµ: Â«â€¦Ð¾ÑÐµÑ‚ины Ð¸ Ð°Ð±Ñ…а-
зы…  Ð²  ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¹  Ð¼Ð°ÑÑÐµ  Ð½Ðµ  Ð¾Ñ‚носившиеся  Ðº  Ð¼ÑƒÑÑƒÐ»ÑŒÐ¼Ð°Ð½Ð°Ð¼Â».  Ð’  Ð¾Ð±Ð¾Ð¸Ñ… 
случаях, как мы понимаем, речь идёт Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ о советских абхазах, 
а  Ð½Ðµ Ð¾Ð±Ð¾  Ð²ÑÑ‘м  Ð°Ð±Ñ…азском ÑÑ‚носе. Ð•ÑÑ‚ественно,  Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ…  ÑÑ‚атисти-
ческих  Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ñ…  Ð¾  Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð¾Ð¼  ÑÐ¾ÑÑ‚аве  Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð²  1930-е гг.  Ð½Ðµ 
имеется, Ð½Ð¾ Ð¿Ñ€Ð¸ ÑÑ‚ом Ð¾Ñ‡ÐµÐ²Ð¸Ð´Ð½Ð¾, Ñ‡Ñ‚о ÐºÐ¾Ð»Ð¸Ñ‡ÐµÑÑ‚во Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ… Ð¼Ñƒ-
сульман-суннитов  ÑÑ€ÐµÐ´Ð¸  Ð°Ð±Ñ…азов,  Ð¾ÑÑ‚авшихся  Ð½Ð°  Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ðµ,  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ 
меньше  ÐºÐ¾Ð»Ð¸Ñ‡ÐµÑÑ‚Ð²Ð°  Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ…  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ñ…  Ñ…ристиан  (дан-
ные Ð¿Ð¾ Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñƒ ÑÐ¾ÑÑ‚аву, Ð² Ñ‚ом Ñ‡Ð¸ÑÐ»Ðµ Ð¿Ð¾ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ, ÑÑ‚нически 
абхазского  Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð²  Ð¡ÑƒÑ…умском  Ð¾ÐºÑ€ÑƒÐ³Ðµ  Ð¸Ð¼ÐµÑŽÑ‚ся  Ð²  Â«Ð¿Ð¾ÑÐµ-
мейных  ÑÐ¿Ð¸ÑÐºÐ°Ñ…»  1886 Ð³.,  Ñ‡Ñ‚о,  ÐºÐ°Ðº  Ð¼Ñ‹  Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼,  Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑ‚но  Ð”аниелю 
Мюллеру). 

Авторы:

 

Преобладание

 

номинально

 

православных

 

абхазцев

 

по

 

сравнению

 

с

 

номинально

 

мусульманскими

 

абхазцами

 

могло

 

соот

-

ветствовать

 

реальности

 

как

 1886 

г

., 

так

 

и

 

раннего

 

советского

 

времени

однако

 

данными

 1886 

г

., 

как

 

и

 

переписи

 

населения

 

1897 

г

или

 

других

 

источников

следует

 

пользоваться

 

с

 

осто

-

рожностью

так

 

как

 

царские

 

органы

 

власти

несомненно

были

 

заинтересованы

 

в

 

возможно

 

большей

 

численности

 

православных

 

«

инородцев

». 

Подобным

 

же

 

образом

 

преувеличенной

 

кажется

например

численность

 

православных

 

среди

 Â«

ингилойцев

» 

в

 

буду

-

щем

 

пограничном

 

районе

 

между

 

Грузией

 

и

 

Азербайджаном

 

около

 

Закаталы

или

 

среди

 

иммигрировавших

 Â«

ассирийцев

», 

носителей

 

арамейского

 

языка

или

 

удов

которые

 

с

 

исторической

 

точки

 


background image

334

 

Абхазские

 

и

 

южноосетинские

 

реплики

 

зрения

 

являются

 

армянско

-

апостолическими

 («

григорианскими

») 

христианами

но

 

с

 1886–1897 

гг

показывают

 

статистически

 

высокую

 

численность

 

православных

Эти

 

показатели

 

свидетель

-

ствуют

 

о

 

сильных

 

миссионерских

 

стремлениях

 

православной

 

церкви

 

в

 

отношении

 

абхазцев

ингилойцев

ассирийцев

 

и

 

удов

но

 

пробуждают

 

в

 

то

 

же

 

время

 

сомнение

 

в

 

надежности

 

статистиче

-

ских

 

данных

При

 

взгляде

 

по

 

ту

 

сторону

 

деталей

 

оказывается

что

 

абхазцам

 

свойственна

 

слабая

 

и

 

неоднозначная

 

связь

 

с

 

религией

Авторы

 

равным

 

образом

 

подчёркивают

 

этническое

  Â«

разбав

-

ление

» 

абхазского

 

населения

 

Абхазии

 

с

 

помощью

 

целенаправлен

-

ного

 

расселения

 

и

 

стихийного

 

переселения

. «

Демографическая

 

колонизация

» – 

это

конечно

выражение

с

 

помощью

 

которого

 

данный

 

процесс

 

поддаётся

 

точному

 

описанию

Н. Багапш

: ÐÐ²Ñ‚оры Ñ‚акже Ð¿Ð¸ÑˆÑƒÑ‚, Ñ‡Ñ‚о Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´ Ð“удаута Ð¸ Ð¿Ð¾ ÑÐµÐ¹ 

день  ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся  Ñ†ÐµÐ½Ñ‚ром  Ð°Ð±Ñ…азского  Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾  Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ. 
Данный  Ð¿Ð¾ÑÑ‚ÑƒÐ»Ð°Ñ‚  Ð¼Ð¾Ð³  Ð±Ñ‹  Ð±Ñ‹Ñ‚ÑŒ  Ð²ÐµÑ€ÐµÐ½  Ð´Ð¾  1993 Ð³.,  ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð°  ÐÐ±Ñ…азия 
находилась  Ð¿Ð¾Ð´  Ð²Ð½ÐµÑˆÐ½Ð¸Ð¼  ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼  (Гудаута  Ð¸  Ð“удаутский 
район Ð² Ñ†ÐµÐ»Ð¾Ð¼ Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚вительно ÑÑ‹Ð³Ñ€Ð°Ð»Ð¸ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÑÑŽÑ‰ÑƒÑŽ Ñ€Ð¾Ð»ÑŒ Ð² Ð°Ð±-
хазском Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾-освободительном Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð¸), Ð¾Ð´Ð½Ð°ÐºÐ¾ Ð² Ð¿Ð¾ÑÐ»Ðµ-
военное Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¸ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ическим, Ð¸ ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚урным, Ð¸ Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ñ‹Ð¼, Ð¸ ÑÐºÐ¾-
номическим Ñ†ÐµÐ½Ñ‚ром Абхазии является Сухум. 

Далее  Ð²ÑÑ‚Ñ€ÐµÑ‡Ð°ÐµÐ¼  Ð¸ÑÐºÐ°Ð¶Ñ‘нно  Ð·Ð°Ñ„иксированные  Ñ„амильные 

имена, Ñ‡Ñ‚о, Ð²ÐµÑ€Ð¾ÑÑ‚но, ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся Ð²Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ Ð½Ðµ Ð°Ð²Ñ‚оров, Ð° Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹, Ð·Ð°Ð¿Ð¸-
савших  ÑÑ‚и  Ñ„амилии  Ð²  Ð¾Ñ€Ð¸Ð³Ð¸Ð½Ð°Ð»Ð°Ñ…  Ð°Ñ€Ñ…ивных  Ð´Ð¾ÐºÑƒÐ¼ÐµÐ½Ñ‚ов:  Â«Ð“аб-
дия»  (должно  Ð±Ñ‹Ñ‚ÑŒ  Â«Ð“аблия»),  Â«Ð¡Ð¼ÑƒÑ€Â»  (должно  Ð±Ñ‹Ñ‚ÑŒ  Â«Ð¡Ð¼Ñ‹Ñ€Â») 
«Крикория» («Кикория»?). 

Хотелось  Ð±Ñ‹  Ð¿Ð¾Ð´Ñ‡ÐµÑ€ÐºÐ½ÑƒÑ‚ÑŒ,  Ñ‡Ñ‚о  Ð°Ð²Ñ‚оры  ÑÐ¾Ð²ÐµÑ€ÑˆÐµÐ½Ð½Ð¾  Ñ‚очно  Ð¾Ñ‚-

мечают  Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½ÑƒÑŽ  Ð¸  Ð¿Ñ€Ð°ÐºÑ‚ическую  Ð½ÐµÐ¾Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ  Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°-
ния  Ñ‚ермина  Â«Ð°Ð±Ñ…азец»  ÐºÐ°Ðº  Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚онима,  Ð¿Ð¾ÑÐºÐ¾Ð»ÑŒÐºÑƒ  Ð²  Ñ‚аком  Ð·Ð½Ð°-
чении  Ð¾Ð½  Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð°  Ð¸  Ð½Ð¸Ð³Ð´Ðµ  Ð½Ðµ  Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð»ÑÑ.  ÐžÐ´Ð½Ð°ÐºÐ¾  Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ðµ 
ошибочное Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ðµ («абхазец» â€“ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚оним, Ð° Â«Ð°Ð±Ñ…аз» â€“ ÑÑ‚ноним) 
имеет Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‘нное распространение Ð² Ð“рузии. 

Отрадно Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ ÑƒÐ²Ð¸Ð´ÐµÑ‚ÑŒ Ð¸ ÑƒÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð½Ð¸Ðµ Ð¾ Ð¼Ð¾Ñ‘м Ð¿Ñ€Ð°Ð´ÐµÐ´Ðµ, ÐœÐµÐ´Ð¶Ð¸-

те  Ð‘Ð°Ð³Ð°Ð¿Ñˆ,  Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑÐ¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼,  ÐºÐ°Ðº  Ð¸  Ð´Ð²Ð¾Ðµ  ÐµÐ³Ð¾  Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ñ…  Ð±Ñ€Ð°Ñ‚ьев  â€“ 
Кязым и Нури, – в 1937 г. 

Авторы:

 

Репрессированные

 

родственники

 

рецензента

 

носят

 

исторически

 

явно

 

мусульманские

  (

арабские

 

и

 

турецкие

 â€“ 

Мед

-

жид

Кязим

Нури

имена

которые

 

и

 

в

 1937 

г

явственно

 

иден

-

тифицировались

 

как

 

мусульманские

Соответствующий

 

анализ

 

имён

 

и

 

отчеств

 

мог

 

бы

 

представлять

 

собой

 

дальнейший

 

мето

-

дический

 

подход

 

к

 

выявлению

 

значения

 

ислама

 

в

 

абхазском

 

насе

-


background image

Абхазские

 

и

 

южноосетинские

 

реплики

 

335 

лении

игравшего

может

 

быть

и

 

большую

 

роль

чем

 

предполагал

 

рецензент

Н. Багапш

:  ÐÐ²Ñ‚орский  ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑ‚ив  Ð¿Ñ€Ð¾Ð´ÐµÐ»Ð°Ð»  Ð¾Ð³Ñ€Ð¾Ð¼Ð½ÑƒÑŽ  ÐºÐ°Ðº  Ð¿Ð¾ 

своим  Ð¼Ð°ÑÑˆÑ‚Ð°Ð±Ð°Ð¼,  Ñ‚ак  Ð¸  Ð¿Ð¾  ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñƒ  Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ð¾Ð¼Ñƒ  Ð¸  Ð¿Ñ€Ð°ÐºÑ‚ическому 
значению Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚у, Ð¾Ð±Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð² Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¾Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð² Ð¼Ð°ÑÑÐ¸Ð² Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð¾Ð¸ÑÑ‚оч-
ников.  Ð˜Ð½Ñ‚ерпретации  Ð¸  ÐºÐ»ÑŽÑ‡ÐµÐ²Ñ‹Ðµ  Ð²Ñ‹Ð²Ð¾Ð´Ñ‹  Ð°Ð²Ñ‚оров,  Ð½Ð°  Ð½Ð°Ñˆ 
взгляд, ÑÐ²Ð»ÑÑŽÑ‚ся Ð°Ð±ÑÐ¾Ð»ÑŽÑ‚но Ñ‚очными Ð¸ Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ð¾ Ð°Ñ€Ð³ÑƒÐ¼ÐµÐ½Ñ‚ирован-
ными.  Ð‘ольшой  Ñ‚еррор  Ð²  Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ†Ð°Ñ…  Ð“рузинской  Ð¡Ð¡Ð   Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½ 
авторами  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð°ÑÐ¿ÐµÐºÑ‚Ð½Ð¾  Ð¸  Ð¿Ð¾  Ð²ÑÐµÐ¼  Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ñ‹Ð¼  Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸ÑÐ¼. 
Остаётся  Ñ‚олько  Ð¿Ð¾Ð¶ÐµÐ»Ð°Ñ‚ÑŒ  ÑƒÐ´Ð°Ñ‡Ð¸  Ð°Ð²Ñ‚орам  Ð¸  Ð¿Ð¾Ñ€Ð°Ð´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ься  Ð·Ð°  Ñ‚о, 
что Ñ‚акой ÐºÐ»ÑŽÑ‡ÐµÐ²Ð¾Ð¹ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ‚ Ð² Ð¸ÑÑ‚ории Ð¡Ð¡Ð¡Ð , ÐºÐ°Ðº Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´ ÑÑ‚алин-
ских Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑÐ¸Ð¹, Ð´ÐµÑ‚ально исследован Ð½Ð° примере советской Ð“рузии. 

Грузинская Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ическая ÑÐ»Ð¸Ñ‚а Ð¿Ñ€Ð¸ Ð¿Ð¾Ñ‡Ñ‚и ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑÐ½Ð¾Ð¹ Ð¿Ð¾Ð´-

держке ÑÐ»Ð¸Ñ‚Ñ‹ Ð¸Ð½Ñ‚еллектуальной Ð½Ð° Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚яжении Ð²ÑÐµÐ¹ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ Ð¸ÑÑ‚о-
рии  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹  Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚венности  â€“  ÐºÐ°Ðº  Ð½ÐµÐ·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ¸Ð¼Ð¾Ð¹  (периода 
ГДР Ð¸ Ð¿Ð¾ÑÑ‚советского), Ñ‚ак Ð¸ ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‚ской, â€“ Ð² Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑ‚и ÑÑ‚нолингви-
стической Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ики Ð½ÐµÑƒÐºÐ»Ð¾Ð½Ð½Ð¾ ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð° Ð² Ñ€ÑƒÑÐ»Ðµ Â«Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ 
гомогенизации»,  Ñ‡Ñ‚о  ÑÐ²Ð¸Ð»Ð¾ÑÑŒ  Ð¿Ñ€Ð°ÐºÑ‚ическим  Ð²Ð¾Ð¿Ð»Ð¾Ñ‰ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼  Ð¸Ð´ÐµÐ¾-
логических Ð¿Ð¾ÑÑ‚улатов Ð»Ð¸Ð´ÐµÑ€Ð¾Ð² Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾ Ð´Ð²Ð¸-
жения ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ð° XIX ÑÑ‚. ÐÐµÑÐ¼Ð¾Ñ‚ря Ð½Ð° Ñ‚о Ñ‡Ñ‚о Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ñ Ð² ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ‡-
ном  Ð¸Ñ‚Ð¾Ð³Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¸Ð²ÐµÐ»Ð°  ÑÑ‚рану  Ðº  Ñ‚ому  ÑÐ¾ÑÑ‚оянию,  Ð²  ÐºÐ¾Ñ‚ором  Ð¾Ð½Ð° 
пребывает Ð² Ð½Ð°ÑÑ‚оящее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ, Ð²Ð½ÑƒÑ‚ри Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ической Ð¸ Ð¸Ð½Ñ‚еллек-
туальной  ÑÐ»Ð¸Ñ‚  ÑÑ‚раны,  Ð½Ð°ÑÐºÐ¾Ð»ÑŒÐºÐ¾  Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾  ÑÑƒÐ´Ð¸Ñ‚ÑŒ,  Ð½Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð·Ð¾ÑˆÐ»Ð¾ 
фундаментального Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¾ÑÐ¼Ñ‹ÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ð¹. Ð‘олее Ñ‚ого, Ð¿Ð¾Ñ‚еряв 
Абхазию Ð¸ Ð®Ð¶Ð½ÑƒÑŽ ÐžÑÐµÑ‚ию, Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸ ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑÐ¾ÑÑ€ÐµÐ´Ð¾Ñ‚очился Ð½Ð° 
Мингрелии,  Ð¡Ð²Ð°Ð½ÐµÑ‚ии  Ð¸  Ð½ÐµÐºÐ°Ñ€Ñ‚вельских  Ñ€ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ñ…  Ð¸  Ð¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐ¸Ð½ÑÑ‚-
вах. ÐžÐ´Ð½Ð¸Ð¼ Ð¸Ð· Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ñ… ÑÐ¾ÑŽÐ·Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð² Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚ва Ð² Ð´ÐµÐ»Ðµ Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ 
ассимиляторской  Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚Ð¸ÐºÐ¸,  ÐºÐ°Ðº  Ð¸  Ð²  Ð¸ÑÑ‚орическом  Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ð¾Ð¼,  ÑÐ²-
ляется  Ð“рузинская  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ  Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²ÑŒ.  ÐŸÑ€Ð¸  ÑÑ‚ом  Ð´Ð»Ñ  Ð¼Ð¾Ñ€Ð°Ð»ÑŒ-
ной  Ð»ÐµÐ³Ð¸Ñ‚Ð¸Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ð¸  Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ики  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ñ†ÐµÐ½Ñ‚ра  Ð¿Ð¾  Ð¾Ñ‚ношению Ðº 
этноязыковым  Ð¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐ¸Ð½ÑÑ‚Ð²Ð°Ð¼  Ð±Ñ‹Ð»Ð°  ÑÐºÐ¾Ð½ÑÑ‚руирована  ÑƒÐ´Ð¾Ð±Ð½Ð°Ñ 
объяснительная  Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»ÑŒ,  Ð²  Ñ€Ð°Ð¼ÐºÐ°Ñ…  ÐºÐ¾Ñ‚орой  Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ñ‹Ðµ  Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚вия 
объявляются Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð¾Ð¹ Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸ÐµÐ¹ Ð½Ð° ÑÐºÐ¾Ð±Ñ‹ Ð¸Ð¼ÐµÑŽÑ‰Ð¸Ðµ Ð¼ÐµÑÑ‚о Ð¿Ð»Ð°Ð½Ñ‹ 
Москвы Ñ€Ð°ÑÑ‡Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ‚ÑŒ Ð½Ðµ Ñ‚олько Ð“рузию ÐºÐ°Ðº Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚во, Ð½Ð¾ Ð¸ Â«Ð³Ñ€Ñƒ-
зинский  ÑÑ‚Ð½Ð¾ÑÂ»  [см., Ð²  Ñ‡Ð°ÑÑ‚ности, Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ñ‹  Ð”. Гамахарии,  Ð—. ÐŸÐ°Ð¿Ð°-
скири,  Ð¢. Путкарадзе].  Ð—десь  ÑÑ‚оит  Ð²ÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸Ñ‚ÑŒ,  Ñ‡Ñ‚о  Â«Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹ 
этнос» Ð² Ñ‚ом Ð²Ð¸Ð´Ðµ, Ð² ÐºÐ¾Ñ‚ором ÐµÐ³Ð¾ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑŽÑ‚ Ð² ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½ÑÑˆÐ½ÐµÐ¹ Ð“ру-
зии, ÐºÐ°Ðº Ñ€Ð°Ð· Ð¸ ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся Ð¿Ñ€Ð¾Ð´ÑƒÐºÑ‚ом ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‚ского Ð½Ð°Ñ†Ð¸ÐµÑÑ‚роительст-
ва, Ð° Ð¾Ñ‚сылки Ðº Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð²ÐµÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð¹ Ð¸ÑÑ‚ории Â«Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ ÑÑ‚нического 
единства» ÑÐ²Ð»ÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð½Ðµ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ Ñ‡ÐµÐ¼ ÐºÐ¾Ð½ÑŠÑŽÐ½ÐºÑ‚урным Ð¼Ð¸Ñ„ом. ÐŸÐµÑ‡Ð°Ð»ÑŒ-
ный  Ð¾Ð¿Ñ‹Ñ‚  Ð“рузии  Ð²  Ð¾Ñ‚ношении  Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹  Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ики  Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚