ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 11011
Скачиваний: 1
ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ñкие
и
ÑжнооÑеÑинÑкие
Ñеплики
331
ÑÑвÑÑÑÑ Ð² пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ ÑкономиÑеÑкой ÑелеÑообÑазноÑÑÑÑ,
агенÑÑ Ð¿ÐµÑеÑеленÑеÑкой полиÑики вÑÑд ли ÑÑали Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð±Ð¸ÑаÑÑ
конÑÐ¸Ð½Ð³ÐµÐ½Ñ Ð¿ÐµÑеÑеленÑев иÑклÑÑиÑелÑно из ÑÑÐµÐ´Ñ ÑÑниÑеÑкиÑ
каÑÑвелов, а в каÑеÑÑве меÑÑ Ð²ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑбиÑаÑÑ Ð² пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑедÑ
ÑÑниÑеÑки абÑ
азÑкие ÑÐ°Ð¹Ð¾Ð½Ñ Ð¸ дÑÑгие ÑеÑÑиÑоÑии Ñ Ð¾ÑÑÑÑÑÑвием
компакÑного каÑÑвелÑÑкого наÑелениÑ.
ÐвÑоÑÑ:
Указание
на
оÑбоÑ
Ñегионов
пÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ
и
Ñеле
-
вÑÑ
Ñегионов
в
ÑооÑвеÑÑÑвии
Ñ
оÑевидно
ÑÑниÑеÑкими
кÑиÑе
-
ÑиÑми
авÑоÑÑ
ÑÑиÑаÑÑ
обоÑнованнÑм
и
опÑовеÑгаÑÑ
аÑгÑмен
-
ÑаÑиÑ
о
ÑиÑÑо
ÑкономиÑеÑкой
моÑивиÑовке
,
пÑедÑÑавленнÑÑ
гÑÑзинÑкими
коллегами
,
напÑимеÑ
Ð
.
Ð
.
ÐапаÑкиÑи
.
Ð
пÑинÑипе
об
-
наÑÑживаеÑÑÑ
пÑоблема
,
заÑÑонÑÑаÑ
Ñже
в
дÑÑгом
меÑÑе
и
за
-
клÑÑаÑÑаÑÑÑ
в
Ñом
,
ÑÑо
нелÑзÑ
найÑи
иÑÑоÑник
,
аÑгÑменÑи
-
ÑÑÑÑий
Ñ
Ñвно
вÑÑаженнÑÑ
«
ÑовиниÑÑиÑеÑкиÑ
»
позиÑий
,
Ñ
.
е
.
пÑедаÑÑий
оглаÑке
наÑионалÑнÑе
Ñели
.
ÐÑо
имееÑ
ÑилÑ
и
пÑиме
-
ниÑелÑно
к
пеÑеÑелениÑм
,
коÑоÑÑе
пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸
Ñже
в
пеÑиод
ÐолÑÑого
ÑеÑÑоÑа
.
Такого
Ñода
Ñели
не
могли
бÑÑÑ
оÑкÑÑÑо
названÑ
в
паÑÑийном
диÑкÑÑÑе
,
в
Ñом
ÑиÑле
и
внÑÑÑеннем
.
Ðдно
-
обÑазноÑÑÑ
ÑÑÑаÑегиÑеÑкой
оÑиенÑаÑии
ÑеалÑнÑÑ
пÑоÑеÑÑов
го
-
воÑиÑ
,
однако
,
Ñама
за
ÑебÑ
.
ÐÑи
ÑÑом
длÑ
авÑоÑов
важно
дей
-
ÑÑвие
(
ÑилÑнÑÑ
)
ÑкономиÑеÑкиÑ
,
ÑоÑиалÑнÑÑ
и
дÑÑгиÑ
моÑивов
,
ÑÑо
не
пÑоÑивоÑеÑиÑ
Ñакже
наÑионалÑнÑм
моÑиваÑиÑм
;
ÑеÑÑ
идÑÑ
о
пÑоÑеÑÑаÑ
,
обÑÑловленнÑÑ
множеÑÑвеннÑми
ÑакÑоÑами
.
С
ÑкономиÑеÑкой
ÑоÑки
зÑениÑ
многоÑиÑленнÑе
кÑÑпнÑе
пеÑеÑе
-
лениÑ
бÑли
бÑ
возможнÑ
,
но
пÑоводилиÑÑ
пÑежде
вÑего
или
иÑ
-
клÑÑиÑелÑно
Ñакие
,
коÑоÑÑе
одновÑеменно
обладали
и
наÑио
-
налÑнÑми
аÑпекÑами
,
и
ÑвÑзаннÑми
Ñ
полиÑикой
в
оÑноÑении
наÑионалÑнÑÑ
менÑÑинÑÑв
.
Ð. ÐагапÑ
: РкаÑеÑÑве оÑновного лÑдÑкого ÑеÑÑÑÑа пÑи пÑо-
ведении демогÑаÑиÑеÑкой колонизаÑии ÐбÑ
азии бÑли иÑполÑзо-
Ð²Ð°Ð½Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð³ÑелÑ. Ðо вÑей веÑоÑÑноÑÑи, помимо геогÑаÑиÑеÑкой
близоÑÑи ÐингÑелии к ÐбÑ
азии, немаловажнÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð² подбоÑке
колониÑÑов ÑÑгÑало ÑÑниÑеÑкое пÑоиÑÑ
ождение идейного вдоÑ
-
новиÑÐµÐ»Ñ Ð¸ непоÑÑедÑÑвенного ÑÑководиÑÐµÐ»Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¹ кампании
Ð. ÐеÑии, о ÑÑм Ñакже пиÑÑÑ Ð°Ð²ÑоÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ иÑÑледованиÑ, ÑÑ-
маÑÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð²Ð¾ многиÑ
пÑеÑÑÑплениÑÑ
обознаÑенного пеÑиода инди-
видÑализаÑÐ¸Ñ Ð¿ÑеÑледований. ÐаÑадокÑалÑно, ÑÑо мингÑелÑÑкий
ÑÑноÑ, именно в ÑаÑÑмаÑÑиваемÑй пеÑиод акÑивно подвеÑгавÑий-
ÑÑ Ð¸Ð½ÑÑиÑÑÑионалÑной и ÑзÑковой гÑÑзинизаÑии (вопÑоÑ, изÑÑе-
Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого авÑоÑÑ Ñделили пÑиÑÑалÑное внимание), бÑл вÑ-
бÑан в каÑеÑÑве оÑновной ÑÑÑаÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð³ÑÑзинизаÑии абÑ
азов. Ðе
332
ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ñкие
и
ÑжнооÑеÑинÑкие
Ñеплики
владеÑÑее в Ñвоей маÑÑе гÑÑзинÑким ÑзÑком и не пÑинÑвÑее
оконÑаÑелÑно гÑÑзинÑкой иденÑиÑноÑÑи мингÑелÑÑкое кÑеÑÑÑÑн-
ÑÑво бÑло пÑизвано оказаÑÑ ÑеÑаÑÑее влиÑние на аккÑлÑÑÑÑа-
ÑÐ¸Ñ ÐбÑ
азии, введение ÐµÑ Ð² гÑÑзинÑкое ÑÑнокÑлÑÑÑÑное пÑо-
ÑÑÑанÑÑво. ÐÑа полиÑика не ÑвилаÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñией ÑÑалинÑко-беÑиев-
Ñкого пеÑиода, Ñак как ÐµÑ ÑÑÐ½Ð´Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð±Ñл заложен еÑÑ Ð² ÑаÑÑкое
вÑемÑ, когда деÑÑели гÑÑзинÑкого наÑионалÑного движениÑ, пÑ-
ÑаÑÑÑ Ð¸Ð½ÐºÐ¾ÑпоÑиÑоваÑÑ ÐбÑ
Ð°Ð·Ð¸Ñ Ð² гÑаниÑÑ ÑкладÑвавÑейÑÑ Ð² иÑ
ÑмозÑиÑелÑнÑÑ
поÑÑÑоениÑÑ
, но не ÑÑÑеÑÑвовавÑей в ÑеалÑноÑÑи
«идеалÑной ÐÑÑзии», задейÑÑвовали Ñ ÑÑой ÑелÑÑ Ð¼Ð¸Ð½Ð³ÑелÑÑкий
ÑлеменÑ. ÐнÑеÑеÑно, однако, ÑÑо Т. ÐоÑдадзе, Ñ
аÑакÑеÑизÑÑ Ð´Ð°Ð½-
нÑй иÑÑоÑиÑеÑкий Ñпизод, помеÑÐ°ÐµÑ ÐингÑÐµÐ»Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ ÑÑепени вла-
Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÑ Ð½Ð°Ñелением гÑÑзинÑким ÑзÑком в один ÑÑд Ñ ÐбÑ
азией:
«ÐÑÑзинÑÐºÐ°Ñ ÐÑавоÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ ÑеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð²ÑÑÑÑпала в Ñоли ÑоÑзника
гÑÑзинÑкого наÑионалÑного Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑпоÑобÑÑвовала внедÑе-
Ð½Ð¸Ñ Ð³ÑÑзинÑкого ÑзÑка Ñам, где на нÑм пÑакÑиÑеÑки не говоÑили
(в ÐбÑ
азии, ÐегÑелии, СванеÑии и Ñ. д.)»
121
.
ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ð¸Ð¸ по ÑаÑÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÐ¼Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑÑ Ð½Ðµ ÑвлÑеÑÑÑ
иÑклÑÑиÑелÑнÑм. СпланиÑованное влаÑÑÑми демогÑаÑиÑеÑкое
оÑвоение «пÑоблемной» ÑеÑÑиÑоÑии пÑедÑÑавиÑелÑми домини-
ÑÑÑÑей ÑÑнокÑлÑÑÑÑной гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ñ
аÑакÑеÑно и Ð´Ð»Ñ Ð´ÑÑгиÑ
гоÑÑ-
даÑÑÑв, в оÑобенноÑÑи Ñ ÑоÑалиÑаÑной ÑиÑÑемой ÑпÑавлениÑ.
Ð ÑÑой ÑвÑзи неÑдивиÑелÑно, ÑÑо демогÑаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ð½Ð¸Ð·Ð°ÑиÑ
ÐбÑ
азии, как ÑаÑÑÑ Ð¾Ð±Ñей ÑÑ
ÐµÐ¼Ñ Ð³ÑÑзинизаÑии ÑеÑпÑблики, бÑла
оÑÑÑеÑÑвлена именно в пеÑиод пÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡Ñалина, Ñ
оÑÑ Ð¿ÐµÑвÑе
попÑÑки имели меÑÑо в пеÑиод оккÑпаÑии ÐбÑ
азии войÑками
ÐÐÐ . Ðак пÑавило, ÑоÑмалÑнÑм поводом к маÑÑÐ¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð·Ð°ÑелениÑ
Ñого или иного Ñегиона пÑедÑÑавиÑелÑми «гоÑÑдаÑÑÑвообÑазÑÑ-
Ñего ÑÑноÑа» ÑлÑÐ¶Ð¸Ñ Ð½ÐµÑ
ваÑка ÑÑÑдоÑпоÑобного наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² меÑ-
ÑаÑ
вÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑÑловиÑÑ
ÑоÑÑиÑованной индÑÑÑÑиализаÑии. Так,
киÑайÑкое пÑавиÑелÑÑÑво до ÑиÑ
Ð¿Ð¾Ñ Ð¾ÑÑÑеÑÑвлÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑÐ¸ÐºÑ Ð·Ð°-
ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ
анÑÑами СинÑÑзÑна и ÑаÑÑиÑно ТибеÑа. ÐÑпанÑкое пÑа-
виÑелÑÑÑво вÑемÑн ФÑанко в Ñ
оде акÑивной индÑÑÑÑиализаÑии
ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð² 1950â1970-е гг. ÑпоÑобÑÑвовало маÑÑÐ¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÐµÑеÑелениÑ
каÑÑилÑÑкоÑзÑÑного наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² СÑÑÐ°Ð½Ñ ÐаÑков и ÐаÑалониÑ.
Ð ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ð¸Ð¸, в оÑлиÑие Ð¾Ñ Ð²ÑÑеназваннÑÑ Ñегионов, маÑÑовое
плановое пеÑеÑеление пÑоиÑÑ
одило не в гоÑодÑкие ÑенÑÑÑ, а в
ÑелÑÑкÑÑ Ð¼ÐµÑÑноÑÑÑ (где и пÑоживало подавлÑÑÑее болÑÑинÑÑво
абÑ
азов), и, ÑооÑвеÑÑÑвенно, ÑоÑмалÑнÑм поводом к Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÑлÑ-
жила необÑ
одимоÑÑÑ ÑоÑÑиÑованного ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑелÑÑкого Ñ
озÑй-
ÑÑва ÑеÑпÑблики в ÑÑловиÑÑ
«землеизбÑÑоÑноÑÑи» и, как ÑледÑÑ-
ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ñкие
и
ÑжнооÑеÑинÑкие
Ñеплики
333
вие, пÑедполагаемой неÑ
ваÑки кÑеÑÑÑÑнÑкого наÑелениÑ. ÐÑоме
Ñого, в абÑ
азÑком ÑлÑÑае агенÑом пеÑеÑеленÑеÑкой полиÑики и за-
инÑеÑеÑованной ÑÑоÑоной бÑло не гоÑÑдаÑÑÑво в Ñелом, а его Ñо-
ÑÑÐ°Ð²Ð½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ â ÐÑÑзинÑÐºÐ°Ñ Ð¡Ð¡Ð .
ХоÑелоÑÑ Ð±Ñ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на ÑÑд ÑпоÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð¹ и
оÑибок, имеÑÑиÑ
ÑÑ Ð² книге. ÐадаваÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑом, Ñ Ñем ÑвÑзан
непÑопоÑÑионалÑно вÑÑокий пÑоÑÐµÐ½Ñ ÑепÑеÑÑиÑованнÑÑ
абÑ
азов
пÑи оÑноÑиÑелÑно низкой доле ÑепÑеÑÑиÑованнÑÑ
оÑеÑин, авÑоÑÑ
озвÑÑиваÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð²Ð»Ð¸ÑÐ½Ð¸Ñ Ñелигиозного ÑакÑоÑа (пÑаво-
ÑлавнÑе оÑеÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿ÑоÑив Ñложной конÑеÑÑионалÑной композиÑии
Ñ Ð°Ð±Ñ
азов), ÑÑо, на Ð½Ð°Ñ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд, не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑлÑжиÑÑ Ð¿ÑиÑиной по-
добнÑÑ
колиÑеÑÑвеннÑÑ
ÑазлиÑий. Ðднако и Ñами авÑоÑÑ Ð½Ðµ пÑ-
ÑаÑÑÑÑ ÑазвиÑÑ ÑÑÑ Ð²ÐµÑÑиÑ, огÑаниÑивÑиÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ ÑоÑмÑлиÑова-
нием ÐµÑ ÐºÐ°Ðº одной из возможнÑÑ
пÑиÑин. Ðалее авÑоÑÑкий
коллекÑив пиÑеÑ, ÑÑо «абÑ
Ð°Ð·Ñ Ð¿ÑеимÑÑеÑÑвенно иÑповедовали
иÑлам или бÑли индиÑÑеÑенÑÐ½Ñ Ð² Ñелигиозном оÑноÑении».
Ð Ñже в одном из ÑледÑÑÑиÑ
паÑагÑаÑов вÑÑÑеÑаем пÑоÑиво-
положное по ÑмÑÑловой нагÑÑзке положение: «â¦Ð¾ÑеÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸ абÑ
а-
зÑ⦠в Ñвоей маÑÑе не оÑноÑивÑиеÑÑ Ðº мÑÑÑлÑманам». РобоиÑ
ÑлÑÑаÑÑ
, как Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÐ¼, ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ о ÑовеÑÑкиÑ
абÑ
азаÑ
,
а не обо вÑÑм абÑ
азÑком ÑÑноÑе. ÐÑÑеÑÑвенно, никакиÑ
ÑÑаÑиÑÑи-
ÑеÑкиÑ
даннÑÑ
о Ñелигиозном ÑоÑÑаве наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² 1930-е гг. не
имееÑÑÑ, но пÑи ÑÑом оÑевидно, ÑÑо колиÑеÑÑво номиналÑнÑÑ
мÑ-
ÑÑлÑман-ÑÑнниÑов ÑÑеди абÑ
азов, оÑÑавÑиÑ
ÑÑ Ð½Ð° Ñодине, бÑло
менÑÑе колиÑеÑÑва номиналÑнÑÑ
пÑавоÑлавнÑÑ
Ñ
ÑиÑÑиан (дан-
нÑе по ÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑоÑÑавÑ, в Ñом ÑиÑле поÑеленнÑе, ÑÑниÑеÑки
абÑ
азÑкого наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² СÑÑ
ÑмÑком окÑÑге имеÑÑÑÑ Ð² «поÑе-
мейнÑÑ
ÑпиÑкаÑ
» 1886 г., ÑÑо, как Ð¼Ñ Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼, извеÑÑно ÐаниелÑ
ÐÑллеÑÑ).
ÐвÑоÑÑ:
ÐÑеобладание
номиналÑно
пÑавоÑлавнÑÑ
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñев
по
ÑÑавнениÑ
Ñ
номиналÑно
мÑÑÑлÑманÑкими
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñами
могло
ÑооÑ
-
веÑÑÑвоваÑÑ
ÑеалÑноÑÑи
как
1886
г
.,
Ñак
и
Ñаннего
ÑовеÑÑкого
вÑемени
,
однако
даннÑми
1886
г
.,
как
и
пеÑепиÑи
наÑелениÑ
1897
г
.
или
дÑÑгиÑ
иÑÑоÑников
,
ÑледÑеÑ
полÑзоваÑÑÑÑ
Ñ
оÑÑо
-
ÑожноÑÑÑÑ
,
Ñак
как
ÑаÑÑкие
оÑганÑ
влаÑÑи
,
неÑомненно
,
бÑли
заинÑеÑеÑованÑ
в
возможно
болÑÑей
ÑиÑленноÑÑи
пÑавоÑлавнÑÑ
«
иноÑодÑев
».
ÐодобнÑм
же
обÑазом
пÑеÑвелиÑенной
кажеÑÑÑ
,
напÑимеÑ
,
ÑиÑленноÑÑÑ
пÑавоÑлавнÑÑ
ÑÑеди
«
ингилойÑев
»
в
бÑдÑ
-
Ñем
погÑаниÑном
Ñайоне
междÑ
ÐÑÑзией
и
ÐзеÑбайджаном
около
ÐакаÑалÑ
,
или
ÑÑеди
иммигÑиÑовавÑиÑ
«
аÑÑиÑийÑев
»,
ноÑиÑелей
аÑамейÑкого
ÑзÑка
,
или
Ñдов
,
коÑоÑÑе
Ñ
иÑÑоÑиÑеÑкой
ÑоÑки
334
ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ñкие
и
ÑжнооÑеÑинÑкие
Ñеплики
зÑениÑ
ÑвлÑÑÑÑÑ
аÑмÑнÑко
-
апоÑÑолиÑеÑкими
(«
гÑигоÑианÑкими
»)
Ñ ÑиÑÑианами
,
но
Ñ
1886â1897
гг
.
показÑваÑÑ
ÑÑаÑиÑÑиÑеÑки
вÑÑокÑÑ
ÑиÑленноÑÑÑ
пÑавоÑлавнÑÑ
.
ÐÑи
показаÑели
ÑвидеÑелÑ
-
ÑÑвÑÑÑ
о
ÑилÑнÑÑ
миÑÑионеÑÑкиÑ
ÑÑÑемлениÑÑ
пÑавоÑлавной
ÑеÑкви
в
оÑноÑении
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñев
,
ингилойÑев
,
аÑÑиÑийÑев
и
Ñдов
,
но
пÑобÑждаÑÑ
в
Ñо
же
вÑемÑ
Ñомнение
в
надежноÑÑи
ÑÑаÑиÑÑиÑе
-
ÑкиÑ
даннÑÑ
.
ÐÑи
взглÑде
по
ÑÑ
ÑÑоÑонÑ
деÑалей
оказÑваеÑÑÑ
,
ÑÑо
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñам
ÑвойÑÑвенна
ÑлабаÑ
и
неоднознаÑнаÑ
ÑвÑзÑ
Ñ
Ñелигией
.
ÐвÑоÑÑ
ÑавнÑм
обÑазом
подÑÑÑкиваÑÑ
ÑÑниÑеÑкое
«
Ñазбав
-
ление
»
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñкого
наÑелениÑ
ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ð¸Ð¸
Ñ
помоÑÑÑ
ÑеленапÑавлен
-
ного
ÑаÑÑелениÑ
и
ÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¹Ð½Ð¾Ð³Ð¾
пеÑеÑелениÑ
. «
ÐемогÑаÑиÑеÑкаÑ
колонизаÑиÑ
» â
ÑÑо
,
конеÑно
,
вÑÑажение
,
Ñ
помоÑÑÑ
коÑоÑого
даннÑй
пÑоÑеÑÑ
поддаÑÑÑÑ
ÑоÑномÑ
опиÑаниÑ
.
Ð. ÐагапÑ
: ÐвÑоÑÑ Ñакже пиÑÑÑ, ÑÑо гоÑод ÐÑдаÑÑа и по Ñей
Ð´ÐµÐ½Ñ ÑвлÑеÑÑÑ ÑенÑÑом абÑ
азÑкого наÑионалÑного движениÑ.
ÐаннÑй поÑÑÑÐ»Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð³ Ð±Ñ Ð±ÑÑÑ Ð²ÐµÑен до 1993 г., когда ÐбÑ
азиÑ
наÑ
одилаÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ внеÑним ÑпÑавлением (ÐÑдаÑÑа и ÐÑдаÑÑÑкий
Ñайон в Ñелом дейÑÑвиÑелÑно ÑÑгÑали опÑеделÑÑÑÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð² аб-
Ñ
азÑком наÑионалÑно-оÑвободиÑелÑном движении), однако в поÑле-
военное вÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ полиÑиÑеÑким, и кÑлÑÑÑÑнÑм, и наÑÑнÑм, и Ñко-
номиÑеÑким ÑенÑÑом ÐбÑ
азии ÑвлÑеÑÑÑ Ð¡ÑÑ
Ñм.
Ðалее вÑÑÑеÑаем иÑкажÑнно заÑикÑиÑованнÑе ÑамилÑнÑе
имена, ÑÑо, веÑоÑÑно, ÑвлÑеÑÑÑ Ð²Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ не авÑоÑов, а лÑдей, запи-
ÑавÑиÑ
ÑÑи Ñамилии в оÑигиналаÑ
аÑÑ
ивнÑÑ
докÑменÑов: «Ðаб-
диÑ» (должно бÑÑÑ Â«ÐаблиÑ»), «СмÑÑ» (должно бÑÑÑ Â«Ð¡Ð¼ÑÑ»)
«ÐÑикоÑиÑ» («ÐикоÑиÑ»?).
ХоÑелоÑÑ Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑеÑкнÑÑÑ, ÑÑо авÑоÑÑ ÑовеÑÑенно ÑоÑно оÑ-
меÑаÑÑ Ð½Ð°ÑÑнÑÑ Ð¸ пÑакÑиÑеÑкÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð¿ÑавданноÑÑÑ Ð¸ÑполÑзова-
Ð½Ð¸Ñ ÑеÑмина «абÑ
азеÑ» как полиÑонима, поÑколÑÐºÑ Ð² Ñаком зна-
Ñении он никогда и нигде не иÑполÑзовалÑÑ. Ðднако данное
оÑибоÑное мнение («абÑ
азеÑ» â полиÑоним, а «абÑ
аз» â ÑÑноним)
Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¾Ð¿ÑеделÑнное ÑаÑпÑоÑÑÑанение в ÐÑÑзии.
ÐÑÑадно бÑло ÑвидеÑÑ Ð¸ Ñпоминание о моÑм пÑадеде, Ðеджи-
Ñе ÐагапÑ, ÑепÑеÑÑиÑованном, как и двое его ÑоднÑÑ
бÑаÑÑев â
ÐÑзÑм и ÐÑÑи, â в 1937 г.
ÐвÑоÑÑ:
РепÑеÑÑиÑованнÑе
ÑодÑÑвенники
ÑеÑензенÑа
ноÑÑÑ
иÑÑоÑиÑеÑки
Ñвно
мÑÑÑлÑманÑкие
(
аÑабÑкие
и
ÑÑÑеÑкие
â
Ðед
-
жид
,
ÐÑзим
,
ÐÑÑи
)
имена
,
коÑоÑÑе
и
в
1937
г
.
ÑвÑÑвенно
иден
-
ÑиÑиÑиÑовалиÑÑ
как
мÑÑÑлÑманÑкие
.
СооÑвеÑÑÑвÑÑÑий
анализ
имÑн
и
оÑÑеÑÑв
мог
бÑ
пÑедÑÑавлÑÑÑ
Ñобой
далÑнейÑий
меÑо
-
диÑеÑкий
Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´
к
вÑÑвлениÑ
знаÑениÑ
иÑлама
в
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñком
наÑе
-
ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ñкие
и
ÑжнооÑеÑинÑкие
Ñеплики
335
лении
,
игÑавÑего
,
можеÑ
бÑÑÑ
,
и
болÑÑÑÑ
ÑолÑ
,
Ñем
пÑедполагал
ÑеÑензенÑ
.
Ð. ÐагапÑ
: ÐвÑоÑÑкий коллекÑив пÑоделал огÑомнÑÑ ÐºÐ°Ðº по
Ñвоим маÑÑÑабам, Ñак и по ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°ÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ пÑакÑиÑеÑкомÑ
знаÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑабоÑÑ, обобÑив и пÑоанализиÑовав маÑÑив пеÑвоиÑÑоÑ-
ников. ÐнÑеÑпÑеÑаÑии и клÑÑевÑе вÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð°Ð²ÑоÑов, на наÑ
взглÑд, ÑвлÑÑÑÑÑ Ð°Ð±ÑолÑÑно ÑоÑнÑми и наÑÑно аÑгÑменÑиÑован-
нÑми. ÐолÑÑой ÑеÑÑÐ¾Ñ Ð² гÑаниÑаÑ
ÐÑÑзинÑкой ССРиÑÑледован
авÑоÑами многоаÑпекÑно и по вÑем возможнÑм напÑавлениÑм.
ÐÑÑаÑÑÑÑ ÑолÑко пожелаÑÑ ÑдаÑи авÑоÑам и поÑадоваÑÑÑÑ Ð·Ð° Ñо,
ÑÑо Ñакой клÑÑевой Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð² иÑÑоÑии СССР, как пеÑиод ÑÑалин-
ÑкиÑ
ÑепÑеÑÑий, деÑалÑно иÑÑледован на пÑимеÑе ÑовеÑÑкой ÐÑÑзии.
ÐÑÑзинÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑлиÑа пÑи поÑÑи единоглаÑной под-
деÑжке ÑлиÑÑ Ð¸Ð½ÑеллекÑÑалÑной на пÑоÑÑжении вÑей новой иÑÑо-
Ñии гÑÑзинÑкой гоÑÑдаÑÑÑвенноÑÑи â как незавиÑимой (пеÑиода
ÐÐРи поÑÑÑовеÑÑкого), Ñак и ÑовеÑÑкой, â в облаÑÑи ÑÑнолингви-
ÑÑиÑеÑкой полиÑики неÑклонно Ñледовала в ÑÑÑле «наÑионалÑной
гомогенизаÑии», ÑÑо ÑвилоÑÑ Ð¿ÑакÑиÑеÑким воплоÑением идео-
логиÑеÑкиÑ
поÑÑÑлаÑов лидеÑов гÑÑзинÑкого наÑионалÑного дви-
Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñа XIX ÑÑ. ÐеÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñо ÑÑо Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ñ Ð² конеÑ-
ном иÑоге пÑивела ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ðº ÑÐ¾Ð¼Ñ ÑоÑÑоÑниÑ, в коÑоÑом она
пÑебÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð² наÑÑоÑÑее вÑемÑ, внÑÑÑи полиÑиÑеÑкой и инÑеллек-
ÑÑалÑной ÑÐ»Ð¸Ñ ÑÑÑанÑ, наÑколÑко можно ÑÑдиÑÑ, не пÑоизоÑло
ÑÑндаменÑалÑного пеÑеоÑмÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñий. Ðолее Ñого, поÑеÑÑв
ÐбÑ
Ð°Ð·Ð¸Ñ Ð¸ ЮжнÑÑ ÐÑеÑиÑ, ТбилиÑи ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑоÑÑедоÑоÑилÑÑ Ð½Ð°
ÐингÑелии, СванеÑии и некаÑÑвелÑÑкиÑ
ÑегионаÑ
и менÑÑинÑÑ-
ваÑ
. Ðдним из главнÑÑ
ÑоÑзников гоÑÑдаÑÑÑва в деле пÑоведениÑ
аÑÑимилÑÑоÑÑкой полиÑики, как и в иÑÑоÑиÑеÑком пÑоÑлом, Ñв-
лÑеÑÑÑ ÐÑÑзинÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÑавоÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ ÑеÑковÑ. ÐÑи ÑÑом Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¾ÑалÑ-
ной легиÑимаÑии полиÑики гÑÑзинÑкого ÑенÑÑа по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº
ÑÑноÑзÑковÑм менÑÑинÑÑвам бÑла ÑконÑÑÑÑиÑована ÑдобнаÑ
обÑÑÑниÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ñ, в ÑамкаÑ
коÑоÑой подобнÑе дейÑÑвиÑ
обÑÑвлÑÑÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð¾Ð¹ ÑеакÑией на ÑÐºÐ¾Ð±Ñ Ð¸Ð¼ÐµÑÑие меÑÑо планÑ
ÐоÑÐºÐ²Ñ ÑаÑÑлениÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº гоÑÑдаÑÑÑво, но и «гÑÑ-
зинÑкий ÑÑноÑ» [Ñм., в ÑаÑÑноÑÑи, ÑабоÑÑ Ð. ÐамаÑ
аÑии, Ð. Ðапа-
ÑкиÑи, Т. ÐÑÑкаÑадзе]. ÐдеÑÑ ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð²ÑпомниÑÑ, ÑÑо «гÑÑзинÑкий
ÑÑноÑ» в Ñом виде, в коÑоÑом его понимаÑÑ Ð² ÑегоднÑÑней ÐÑÑ-
зии, как Ñаз и ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿ÑодÑкÑом ÑовеÑÑкого наÑиеÑÑÑоиÑелÑÑÑ-
ва, а оÑÑÑлки к многовековой иÑÑоÑии «гÑÑзинÑкого ÑÑниÑеÑкого
единÑÑва» ÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ðµ более Ñем конÑÑнкÑÑÑнÑм миÑом. ÐеÑалÑ-
нÑй опÑÑ ÐÑÑзии в оÑноÑении наÑионалÑной полиÑики можеÑ