Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2019
Просмотров: 8540
Скачиваний: 2
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется виной в форме неосторожности в виде легкомыслия или небрежности.
Субъект преступления специальный - лицо, достигшее возраста 16 лет и обязанное оказывать помощь больному в соответствии с законом или специальным правилом. Субъектами этого преступления могут быть медицинские и фармацевтические работники, т.е. врачи, медсестры, фельдшеры, фармацевты и др.
Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 124 УК) предполагает ответственность за неоказание помощи больному, повлекшее его смерть либо причинение тяжкого вреда его здоровью.
Оставление в опасности (ст. 125 УК). Непосредственным объектом являются жизнь или здоровье человека, которые ставятся под угрозу причинения вреда.
Объективная сторона характеризуется бездействием, выражающимся в заведомом оставлении без помощи лица в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, когда виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан проявлять о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни состояние.
Бездействие виновного выражается в том, что он оставляет потерпевшего без помощи в опасном для жизни или здоровья состоянии, хотя обязан и имеет возможность оказать помощь такому лицу. Под опасным для жизни и здоровья состоянием следует понимать наличие реальной угрозы наступления смерти или причинения вреда здоровью потерпевшего. Опасное для жизни и здоровья потерпевшего состояние может быть вызвано как личными свойствами потерпевшего (он лишен возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни), так и его беспомощностью, возникающей в конкретной ситуации по каким-то не зависящим от виновного причинам: ухудшение состояния здоровья, обморочное состояние, стихийное бедствие (например, пожар, ураган, затопление жилища), судороги в воде, лишающие возможности доплыть до берега и влекущие с неизбежностью гибель, и т.п. Такое состояние беспомощности может быть также результатом предшествующих действий виновного, поставившего потерпевшего в опасное для его жизни и здоровья состояние. Другими словами, опасная для жизни и здоровья потерпевшего ситуация может наличествовать или создаться как сама по себе (и тогда для наступления уголовной ответственности требуется установить лежавшую на лице до того обязанность заботиться о потерпевшем), так и поведением виновного (и тогда наступление уголовной ответственности обусловливается возникающей уже из предшествующего поведения виновного обязанностью заботиться о потерпевшем).
Обязанность оказать помощь лицу, находящемуся в опасности для жизни и здоровья состоянии, вытекает из родственных отношений. Например, родители должны заботиться о несовершеннолетних детях, а взрослые дети - о своих престарелых родителях, опекуны - об опекаемых. Кроме того, такая обязанность возникает из служебного долга - например, воспитателя в детском саду, учителя в школе, инструктора туристической группы, спортивного тренера; из договора - например, домработницы, совершающей прогулки с ребенком, частного телохранителя; из добровольно принятой на себя внедоговорной обязанности заботиться о ком-либо. Названная обязанность возникает у виновного и тогда, когда своими действиями он создал ситуацию, опасную для жизни и здоровья потерпевшего.
Примером оставления в опасности является дело Г. и Гр. 24 декабря 1999 г. днем А., Г., Гр. и Т. на автомашине ГАЗ-53 выехали из села для перевозки дров. Машина забуксовала в глубоком снегу. Не сумев ее вытащить, они решили идти домой пешком. По дороге все, кроме А., распили две бутылки водки. А. быстрым шагом пошел впереди остальных и дошел до дома. У Т. заболела нога, и, не дойдя 4 км до села, он не смог идти дальше без помощи Г. и Гр. Они несли его на плечах, а затем Гр. пошел в село за машиной. Г. и Т. должны были разжечь костер и ждать помощи. Гр., дойдя до села, не смог найти машину, пришел домой и лег спать. Г. не смог разжечь костер, и они с Т. вышли на дорогу. Услышав шум двигателя автомашины, Г. пошел вперед, надеясь ее встретить. Не увидев машины, дошел до села и лег спать дома, оставив беспомощного Т. на тридцатиградусном морозе. От переохлаждения тот умер. Как указала Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, осуждение Гр. за оставление в опасности необоснованно: он не был обязан заботиться о Т., и последний оказался в опасном состоянии не по его вине, поскольку Гр. не оставлял его одного. Напротив, осуждение Г. по ст. 125 УК обоснованно, поскольку он остался с потерпевшим, взялся разжечь костер, т.е. добровольно принял на себя обязанность заботиться о погибшем, и, покинув потерпевшего, поставил его в опасное для жизни состояние, имея возможность и обязанность оказать ему помощь <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2003. N 4. С. 10 - 11.
Для наступления уголовной ответственности по ст. 125 УК требуется установить не только, что лицо было обязано оказать помощь потерпевшему, но и что оно имело возможность оказать такую помощь без реальной опасности для своей жизни или здоровья.
Уголовно наказуемого бездействия не будет в случае, когда лицо своевременно сообщает о необходимости оказания помощи потерпевшему в "скорую помощь", милицию, пожарную охрану, но помощь не оказывается вовремя вследствие упущений в работе соответствующих служб.
Уголовно наказуемого бездействия, как последовательно считает судебная практика, не будет также в том случае, когда в опасное для жизни или здоровья состояние потерпевший был поставлен предшествующими умышленными преступными действиями виновного <1>. В таком случае умышленные действия, связанные с созданием угрожающей для жизни или здоровья лица ситуации, неизбежно, в силу самой своей природы предполагают оставление лица в опасности, и такое оставление в опасности учитывается законодателем при установлении санкций за конкретное умышленное преступление. И напротив, если в опасное для жизни или здоровья состояние потерпевший был поставлен предшествующими неосторожными преступными действиями виновного, последующее оставление потерпевшего в опасности следует квалифицировать по совокупности соответствующего неосторожного преступления (если оно наличествует) со ст. 125 УК. В частности, как указывается в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. N 11 "О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях" <2>, действия водителя, виновного в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем причинение потерпевшему вреда здоровью, и заведомо оставившего без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни состоянии, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 125 и 264 УК. Ответственность за оставление в опасности не исключается и в том случае, если в опасное для жизни или здоровья состояние потерпевший был поставлен предшествующими невиновными действиями лица, поскольку в ряде случаев законодательство устанавливает прямую обязанность оказать помощь тому, кто находится в опасном для жизни или здоровья состоянии, независимо от предшествующей виновности или невиновности бездействующего (например, п. 2.5 Правил дорожного движения РФ 1993 г.). В частности, как также указывается в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. N 11 "О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях", если водитель не был виновен в преступном нарушении указанных правил, но жизнь или здоровье потерпевшего были поставлены под угрозу в результате происшествия с управляемым им транспортным средством, то невыполнение водителем обязанности по оказанию помощи потерпевшему влечет ответственность по ст. 125 УК.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2004. N 1. С. 15.
<2> Судебная практика по уголовным делам. С. 15 - 19.
Состав преступления формальный; преступление считается оконченным с момента оставления потерпевшего в опасности независимо от наступления или ненаступления последствий в виде смерти или причинения вреда здоровью. Наступление смерти или причинение тяжкого вреда здоровью при неосторожном отношении к наступлению этих последствий со стороны виновного полностью охватывается ст. 125 УК и дополнительной квалификации по ст. ст. 109, 118 УК не требует.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом, поскольку оставление в опасности предполагает наличие заведомости. Оставление в опасности, сопровождающееся предвидением реальной возможности или неизбежности смертельного исхода либо причинения вреда здоровью и желанием либо сознательным допущением (или безразличным отношением) таких последствий следует квалифицировать по ст. ст. 105, 111 - 112, 115 УК как причинение смерти или вреда здоровью посредством бездействия.
Преступление, предусмотренное ст. 125 УК, может быть совершено только специальным субъектом, которым могут быть лица, достигшие возраста 16 лет, обязанные заботиться о потерпевшем или поставившие его в опасное для жизни или здоровья состояние.
Глава 10. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ
И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ
Похищение человека (ст. 126 УК). Непосредственным объектом данного преступления является признаваемая и охраняемая законом личная (физическая) свобода человека в части свободы его передвижения, т.е. возможности беспрепятственно принять решение о перемещении в пространстве в свободно выбранном направлении или о воздержании от такого перемещения и возможности беспрепятственно осуществить это решение.
Потерпевшим при совершении данного преступления может быть любое лицо. Возраст, физическое состояние, гражданство, социальное положение потерпевшего не влияют на квалификацию содеянного, за исключением квалифицированного состава преступления (п. п. "д", "е" ч. 2 ст. 126 УК).
Объективная сторона характеризуется похищением, т.е. завладением человеком (захватом его) вопреки его воле и желанию, повлекшим ограничение его свободы либо полное лишение его этой свободы. В судебной практике похищение человека определяется как "противоправные умышленные действия, сопряженные с тайным или открытым завладением (захватом) живого человека, перемещением его с постоянного или временного местонахождения в другое место и последующим удержанием в неволе. Основным моментом объективной стороны данного преступления является захват потерпевшего с места его нахождения и перемещение с целью последующего удержания в другом месте" <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2001. N 1. С. 10 - 11.
При квалификации похищения человека следует иметь в виду, что фактически оно может быть осуществлено одним из двух способов.
Во-первых, это может быть прямой насильственный или ненасильственный очевидный для окружающих или скрытый захват человека с последующим перемещением его в другое место и дальнейшим удержанием там вопреки его воле.
Во-вторых, это может быть обманный захват человека, когда потерпевший внешне добровольно направляется в другое место (например, под предлогом свидания или вызова к заболевшему родственнику), однако в реальности действует под влиянием обмана или заблуждения; соответственно, после раскрытия такого обмана или заблуждения потерпевший удерживается в другом месте вопреки его воле.
Для наличия состава преступления юридическое значение имеет отсутствие согласия потерпевшего на перемещение: отсутствие согласия очевидно при насилии, обмане; оно также имеет место при похищении лица, находящегося в беспомощном состоянии вследствие возраста или психического расстройства. Согласие самого человека на мнимое похищение или тайное его перемещение не образует состава преступления, предусмотренного ст. 126 УК.
При квалификации похищения человека следует иметь в виду, что состав преступления отсутствует, когда действия по похищению человека совершались единственно с целью совершения другого преступления (например, изнасилования), поскольку в таком случае похищение человека является единственно составной частью объективной стороны другого преступления, своеобразным способом его совершения. Так, Верховный Суд РФ последовательно исключает осуждение по ст. 126 УК в тех ситуациях, когда действия по захвату и перемещению потерпевшей помимо ее воли совершаются с целью совершения изнасилования, поскольку такие действия охватываются объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 131 УК, и являются формой насилия, примененного к потерпевшей <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2003. N 9. С. 21 - 22; 2004. N 10. С. 23.
Применительно к ст. 126 УК судебной практикой также признается особое обстоятельство, исключающее преступность деяния, которое заключается в осуществлении родительских или родственных функций: действия родителя (независимо от его лишения родительских прав) или иных близких родственников (как по крови, так и по свойству) по похищению ребенка у третьих лиц (в том числе у другого родителя или иных родственников) исходя из реальных или ложно понятых интересов ребенка состава похищения человека не образуют, но лишь в том случае, если они не сопровождались применением насилия к ребенку или угрозой его применения.
Состав преступления формальный. Оконченным преступление, предусмотренное ст. 126 УК, будет признано в момент фактического захвата человека. Время, в течение которого похищенный удерживался в изоляции, для квалификации значения не имеет.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом; ответственность наступает с 16 лет.
Следует отграничивать похищение человека от захвата заложника (ст. 206 УК) (в особенности если действия в отношении потерпевшего обусловлены корыстными мотивами). Правильный критерий квалификации в таком случае связан с объектом посягательства, определению которого должно способствовать установление известности места содержания потерпевшего. Соответственно, когда потерпевший похищается и удерживается в неизвестном месте и сам факт его похищения неизвестен широкой общественности, то содеянное образует похищение человека; если же потерпевший похищается и удерживается в известном месте, открыто для общества, это образует захват заложника.
Квалифицирующие признаки похищения человека предусмотрены ч. 2 ст. 126 УК.
Похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору (п. "а" ч. 2 ст. 126 УК), имеет место тогда, когда в преступлении участвовали лица, являющиеся соисполнителями и заранее договорившиеся о его совместном совершении.
Под применением насилия, опасного для жизни или здоровья (п. "в" ч. 2 ст. 126 УК), следует понимать фактическое причинение в процессе или в результате похищения человека тяжкого, средней тяжести или легкого вреда его здоровью. Как было отмечено в одном из решений Верховного Суда РФ, "под применением насилия, опасного для жизни или здоровья, понимается фактическое причинение потерпевшему вреда здоровью различной степени тяжести непосредственно при совершении похищения человека"; соответственно, применение насилия по окончании похищения человека (т.е. после его захвата и перемещения) не может квалифицироваться по п. "в" ч. 2 ст. 126 УК <1>. Угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья, предполагает реально воспринимаемую потерпевшим и высказываемую в процессе похищения или удержания человека угрозу убийством или причинением вреда здоровью любой степени тяжести и не требует дополнительной квалификации по совокупности со ст. 119 УК. Угроза, высказанная по окончании преступления (т.е. по освобождении похищенного) с целью запугать потерпевшего, не может квалифицироваться по п. "в" ч. 2 ст. 126 УК и должна квалифицироваться по ст. 119 УК.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2002. N 2. С. 22 - 23.
Применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, при похищении человека (п. "г" ч. 2 ст. 126 УК РФ) предполагает использование в процессе похищения человека любого огнестрельного, холодного, газового оружия, а также бытовых предметов (бритва, кухонный нож, топор) и предметов, как специально приспособленных для причинения вреда здоровью (кастеты, биты), так и неприспособленных, но используемых с этой целью (палки, дубины). Газовые баллончики, механические распылители и аэрозольные устройства не могут быть признаны оружием, и их следует рассматривать в качестве предметов, используемых в качестве оружия.