Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2019
Просмотров: 8543
Скачиваний: 2
Похищение заведомо несовершеннолетнего (п. "д" ч. 2 ст. 126 УК) предполагает, что факт недостижения похищенным возраста 18 лет охватывался умыслом виновного (минимальный порог возраста законодателем здесь не установлен, так что по данному пункту квалифицируется в том числе похищение малолетнего). В противном случае ответственность должна наступать по ч. 1 ст. 126 УК.
Похищение женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. "е" ч. 2 ст. 126 УК), в плане квалификации требует достоверного знания субъектом того, что потерпевшая находится в состоянии беременности, его субъективной уверенности в этом. При этом срок беременности и источник осведомленности о ней на квалификацию не влияют. В случаях, когда виновный совершает похищение, ошибочно полагая, что потерпевшая беременна, квалифицировать содеянное следует как покушение на похищение женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (ч. 3 ст. 30, п. "е" ч. 2 ст. 126 УК).
Как похищение двух или более лиц (п. "ж" ч. 2 ст. 126 УК) следует квалифицировать две возможные ситуации совершения данного преступления.
Во-первых, это случаи похищения двух или более лиц, если действия виновного охватывались единым умыслом и были совершены, как правило, одновременно.
Во-вторых, это случаи повторности в совершении лицом похищения человека независимо от единства умысла на их совершение. Практика квалификации таких действий по п. "ж" ч. 2 ст. 126 УК была выработана Верховным Судом РФ. Данная практика применима тогда, когда в статье Особенной части УК содержится квалифицирующий признак совершения умышленного преступления в отношении двух или более лиц. Квалификация преступления здесь имеет следующие особенности: а) совершается тождественное преступление в отношении двух и более потерпевших, причем необязательно, чтобы действия в отношении них охватывались единым умыслом; б) преступные роли и стадии совершения преступления в совершенных преступлениях тождественны; в) виновный не осужден за ранее совершенное преступление; г) в статье Особенной части УК имеется квалифицирующий признак совершения умышленного преступления в отношении двух или более лиц. Соответственно, если виновный совершил два и более похищения человека (независимо от того, охватывались ли они единым умыслом или нет) и ни за одно из них не был судим, содеянное в целом должно квалифицироваться только по п. "ж" ч. 2 ст. 126 УК (без дополнительного вменения ч. ч. 1 или 2 ст. 126 УК), а при наличии других квалифицирующих признаков - также по соответствующим пунктам ч. 2 ст. 126 УК. Если виновный был ранее осужден за похищение человека, то вновь совершенное им похищение квалифицироваться по п. "ж" ч. 2 ст. 126 УК не может.
Применительно к обеим разобранным ситуациям похищения двух или более лиц следует отметить, что по п. "ж" ч. 2 ст. 126 УК преступление может квалифицироваться лишь в том случае, если виновный во всех совершенных им похищениях исполнял тождественные преступные роли; осуществление, к примеру, в одном преступлении роли исполнителя, а в другом - роли пособника (подстрекателя, организатора) исключает квалификацию по п. "ж" ч. 2 ст. 126 УК и должно квалифицироваться отдельно по соответствующим частям ст. 126 УК со ссылкой при необходимости на соответствующую часть ст. 33 УК. Похищение одного человека и покушение на похищение другого не может рассматриваться как оконченное преступление - похищение двух лиц. В таких случаях независимо от последовательности преступных действий содеянное следует квалифицировать по ч. ч. 1 или 2 ст. 126 и по ч. 3 ст. 30 и п. "ж" ч. 2 ст. 126 УК. При совершении виновным двух покушений на похищение человека, за которые он не был судим, все действия надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и п. "а" ч. 2 ст. 126 УК и, кроме того, по соответствующим пунктам ч. 2 ст. 126 УК, предусматривающим квалифицирующие признаки обоих покушений на похищение человека.
Похищение человека из корыстных побуждений (п. "з" ч. 2 ст. 126 УК) предполагает похищение, совершенное в целях получения материальной выгоды для виновного или других лиц. При этом корыстный мотив возникает у виновного до начала совершения преступления, служит его психологической причиной. Возникновение корыстного мотива после похищения человека, в процессе его удержания не может служить основанием для квалификации преступления как совершенного из корыстных побуждений. Для признания похищения человека из корыстных побуждений оконченным преступлением не требуется, чтобы корыстная цель была реализована; важно установить лишь, что лицо, совершая похищение, руководствовалось корыстными соображениями.
На практике достаточно часто встречается реальная совокупность похищения человека из корыстных побуждений и вымогательства (ст. 163 УК) (типичный пример - похищение человека с целью получить выкуп); возможна также реальная совокупность похищения человека, квалифицируемого по ч. 1 ст. 126 УК, и вымогательства в ситуации, когда корыстный мотив (получение выкупа) возник после похищения человека, в процессе его удержания.
При квалификации похищения человека следует отграничивать похищение человека, совершенное из корыстных побуждений, и похищение человека в связи с корыстными соображениями лица (например, в целях понудить потерпевшего вернуть долг, вернуть взятую на время вещь или возместить причиненный виновному ущерб). В подобных случаях виновный не преследует цели неправомерного обогащения и действует с целью понуждения потерпевшего к соответствующим поступкам; похищение человека в такой ситуации следует квалифицировать по ч. 1 ст. 126 УК (при условии отсутствия иных квалифицирующих признаков).
Интерес в связи с этим представляет решение по делу К., осужденного по п. п. "а", "з" ч. 2 ст. 126 УК. Исключая из приговора осуждение по п. "з" ч. 2 ст. 126 УК, надзорная инстанция указала следующее: "Квалификацию действий К. как похищение человека, совершенное из корыстных побуждений, суд мотивировал в приговоре тем, что виновный требовал деньги у Ф. для других лиц, возглавляющих "Пробизнесбанк", так как ему стало известно о невозвращении банком "Мономах" кредита "Пробизнесбанку", где он, К., работал. Однако такой вывод суда не соответствует закону. Под похищением человека, совершенным из корыстных побуждений, закон предусматривает случаи, когда мотивом похищения является стремление виновного извлечь материальную выгоду из преступления для себя лично или для других лиц. Как видно из материалов дела, при похищении Ф. К. не извлек и не мог извлечь какой-либо материальной выгоды для себя или других лиц, поскольку требовал у него выплаты денег не себе лично или кому-либо из руководства банка, а возврата кредита, переданного при посредничестве Ф. юридическим лицом - "Пробизнесбанком" по межбанковскому соглашению коммерческому банку "Мономах"... При таких обстоятельствах следует признать, что К. действовал, хотя и незаконно, в интересах юридического лица - банка, который имел полное право требовать возврата кредита. Каких-либо материальных выгод физические лица банка не имели. Поскольку требования кредитора о возврате заемщиком неосновательно удерживаемых сумм не могут быть признаны корыстными, то и действия К. в интересах банка нельзя признать совершенными из корыстных побуждений. Таким образом, признание К. виновным в похищении человека из корыстных побуждений необоснованно, поэтому данный квалифицирующий признак этого состава преступления подлежит исключению из приговора" <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 1999. N 5. С. 19 - 20.
Разновидностью похищения человека из корыстных побуждений является похищение по найму, когда исполнитель преступления получает материальное или иное, но могущее быть оцененным в денежном эквиваленте вознаграждение. Лицо, нанявшее исполнителя, несет уголовную ответственность за подстрекательство к похищению человека из корыстных побуждений либо организацию его и должно нести ответственность по ч. ч. 3 или 4 ст. 33, п. "з" ч. 2 ст. 126 УК. В случаях, когда заказчик похищения совместно с нанятым им лицом совершает преступление, деяние квалифицируется по п. п. "а", "з" ч. 2 ст. 126 УК.
Особо квалифицированный состав похищения человека (ч. 3 ст. 126 УК) предполагает ответственность за совершение преступления организованной группой либо за похищение человека, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
В примечании к ст. 126 УК закреплено особое основание освобождения от уголовной ответственности за похищение человека в связи с деятельным раскаянием. Единственным условием применения данного примечания является добровольное освобождение похищенного; мотивы освобождения при этом могут быть самые различные.
Из содержания примечания следует, что добровольное освобождение похищенного человека имеет место после окончания данного преступления. Под добровольностью освобождения надлежит понимать действия лица по освобождению потерпевшего, предпринятые тогда, когда виновный имеет реальную возможность и далее удерживать похищенного, а не потому, что он столкнулся с трудностями в удержании или о факте похищения и местонахождении потерпевшего стало известно органам власти, и не потому, что похититель уже достиг (хотя бы частично) целей похищения. Так, Президиум Верховного Суда РФ не счел возможным применить примечание к ст. 126 УК в деле Р., который освободил похищенного лишь после того, как родственники последнего, в свою очередь, освободили похищенную родственницу Р. Суд счел, что освобождение состоялось после фактического выполнения условий, выдвинутых Р., когда им была достигнута его преступная цель и оказался утраченным смысл дальнейшего удержания заложника <1>. В двух других делах суды также не сочли возможным применить примечание к ст. 126 УК, поскольку в одном случае виновные освободили похищенную лишь после частичного выполнения поставленных ими условий - получения части денег в качестве выкупа <2>, а в другом - после написания потерпевшим расписки о возврате якобы долга <3>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 1998. N 6. С. 12 - 13.
<2> БВС РФ. 2000. N 3. С. 20.
<3> БВС РФ. 1999. N 7. С. 12.
В примечании к ст. 126 УК также указывается, что лицо освобождается от ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления. На практике это означает, что лицо освобождается от уголовной ответственности за похищение человека, но может понести уголовную ответственность за преступления, предшествовавшие добровольному освобождению потерпевшего (например, незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия, уничтожение имущества потерпевшего, причинение вреда его здоровью и др.).
Незаконное лишение свободы (ст. 127 УК). Непосредственный объект этого преступления совпадает с непосредственным объектом похищения человека.
Объективная сторона характеризуется действиями по незаконному (т.е. без законных на то оснований) лишению человека свободы без его похищения, т.е. без перемещения его с постоянного или временного местонахождения в другое место. Лишение свободы выражается в противоправном воспрепятствовании человеку перемещаться из одного места в другое, выбирать по своему усмотрению местонахождение, встречаться и общаться с людьми по своему усмотрению, вести телефонные переговоры и т.п. При этом потерпевший, как правило, содержится под охраной в каком-то порой не совсем удобном для него помещении. Он может быть также подвергнут насильственной изоляции и удержанию в своем собственном доме или квартире, не имея при этом возможности общаться с внешним миром. Продолжительность незаконного лишения свободы человека для квалификации значения не имеет.
Незаконное лишение свободы фактически может быть осуществлено одним из двух способов.
Во-первых, это может быть прямое насильственное ограничение свободы человека без изъятия его с местонахождения, т.е. лишение человека свободы покинуть местонахождение. Сюда же следует относить и те случаи, когда потерпевший внешне не ограничивается в возможности передвигаться по своему усмотрению, однако не делает этого под угрозой убийства или причинения вреда здоровью.
Во-вторых, незаконное лишение свободы может иметь место в форме обманного удержания человека, когда потерпевший внешне добровольно остается в своем местонахождении, однако в реальности поступает так под влиянием обмана или заблуждения.
Для наличия состава преступления юридическое значение имеет отсутствие согласия потерпевшего на лишение его свободы: отсутствие согласия очевидно при насилии, обмане; оно также имеет место при незаконном лишении свободы лица, находящегося в беспомощном состоянии вследствие возраста или психического расстройства.
Состав преступления формальный; преступление окончено тогда, когда лицо фактически лишается возможности свободно, по своему усмотрению перемещаться в пространстве.
Состав незаконного лишения свободы отсутствует, когда действия по лишению свободы совершаются лишь с целью совершения другого преступления или с целью его сокрытия, поскольку в таком случае незаконное лишение свободы является единственно составной частью объективной стороны другого преступления, своеобразным "способом" его совершения. Так, по делу З. Президиум Верховного Суда РФ исключил осуждение по ст. 127 УК, указав, что умысел виновного (связавшего потерпевших) был направлен не на лишение свободы, а на подавление сопротивления потерпевших и сокрытие совершенного разбоя <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2004. N 1. С. 9 - 10.
Незаконное лишение свободы отличается от похищения человека по действиям, образующим объективную сторону преступлений. При похищении человека преступные действия связаны с перемещением человека, а при незаконном лишении свободы такое перемещение отсутствует. Так, удержание ребенка и отказ выдать его родителям образует состав преступления, предусмотренного ст. 127 УК. Незаконное лишение свободы следует также отграничивать от незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей (ст. 301 УК), каковые действия образуют выделенную по субъекту специальную норму по отношению к ст. 127 УК.
Судебная практика считает, что похищение человека с последующим удержанием его в неволе полностью охватывается ст. 126 УК и не требует дополнительной квалификации по совокупности преступлений со ст. 127 УК <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2000. N 2. С. 21.
Как и похищение человека (ст. 126 УК), незаконное лишение свободы следует отграничивать от захвата заложника (ст. 206 УК); правило отграничения здесь совпадает с используемым при квалификации похищения человека.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом; ответственность наступает с 16 лет.
В ч. ч. 2 - 3 ст. 127 УК содержатся квалифицированный и особо квалифицированный составы незаконного лишения свободы, признаки которых полностью совпадают с соответствующими признаками состава преступления, предусмотренного ст. 126 УК. Однако угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья, не образует квалифицированного вида незаконного лишения свободы и охватывается ч. 1 ст. 127 УК.
Торговля людьми (ст. 127.1 УК). Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК, является личная (физическая) свобода человека, его честь и достоинство. Потерпевшим является лицо, пострадавшее от торговли людьми независимо от того, имелось ли согласие данного лица на вербовку, перевозку, передачу, продажу или на совершение иных действий, связанных с торговлей людьми. Потерпевшими могут быть лица как мужского, так и женского пола, достигшие 18-летнего возраста (торговля лицами, не достигшими 18-летнего возраста, квалифицируется по п. "б" ч. 2 ст. 127.1 УК).
Объективная сторона преступления характеризуется альтернативно предусмотренными действиями.
Купля-продажа человека состоит в совершении противозаконной, ничтожной сделки, при которой продавец передает потерпевшего или потерпевшую в собственность покупателю, а последний передает продавцу определенную денежную сумму. Как куплю-продажу человека можно также квалифицировать дарение и мену.
В ч. 1 ст. 127.1 УК также говорится об иных действиях, характеризующих торговлю людьми, и дается их исчерпывающий перечень.
Под вербовкой понимается наем, набор для каких-либо работ, привлечение к какой-либо деятельности, в том числе противоправной, вовлечение в какую-либо деятельность, в том числе запрещенную законом.