Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2019
Просмотров: 8561
Скачиваний: 2
Объективная сторона состава преступления характеризуется действием, заключающимся в заведомо ложном публичном объявлении соответствующим субъектом о своей несостоятельности. Под таким объявлением следует понимать обращение должника в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом (п. 1 ст. 7, ст. ст. 8 - 9, п. 1 ст. 203, п. 1 ст. 215 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), носящим заведомо ложный характер, т.е. поданным при достоверно известном должнику наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Иное (т.е. внесудебное) заведомо ложное публичное объявление о несостоятельности состава преступления не образует.
Состав преступления материальный; преступление признается оконченным с момента причинения крупного ущерба, т.е. с момента причинения всем кредиторам в ходе проведения процедур банкротства, предусмотренных ст. 27 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", совокупного ущерба на сумму, превышающую 250 тыс. рублей (примечание к ст. 169 УК).
При квалификации следует иметь в виду, что заведомо ложное объявление о несостоятельности с последующими неправомерными действиями при банкротстве образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 195 и 197 УК.
С субъективной стороны состав преступления характеризуется только прямым умыслом. Субъект осознает заведомую ложность производимого им объявления о несостоятельности, т.е. ему достоверно известно о наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Субъект рассматриваемого состава преступления специальный: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и являющееся: 1) руководителем или 2) учредителем (участником) юридического лица либо 3) индивидуальным предпринимателем. Содержание данных понятий совпадает с соответствующими признаками субъекта составов преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 - 2 ст. 195 УК, за изъятием арбитражных управляющих и руководителя временной администрации кредитной организации, которые могут быть назначены только после заведомо ложного публичного объявления о несостоятельности.
§ 2. Квалификация преступлений в финансово-кредитной сфере
Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181 УК). Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере оборота драгоценных металлов.
Предметом преступления является государственное пробирное клеймо. В соответствии с п. 3 ст. 10, ст. 13 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <1>, Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" <2> и Инструкцией по осуществлению пробирного надзора <3> в Российской Федерации подлежат обязательному клеймению государственным пробирным клеймом все ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов отечественного производства (кроме памятных монет и государственных наград, а также ряда иных изделий, перечисленных в п. 16 Постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г.), а также ввезенные на территорию России для продажи. Полномочиями по клеймению изделий и осуществлению связанных с клеймением действий (формированием заказов на изготовление государственных пробирных клейм, опробованием и анализом изделий и т.д.) наделяется Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ, действующая через территориальные государственные инспекции пробирного надзора. Государственное пробирное клеймо представляет собой устройство для механического или электроискрового клеймения изделий, при использовании которых на последние наносится установленный знак единого образца, удостоверяющий содержание драгоценного металла в изделии. Указанный знак состоит из знака удостоверения и знака пробы, которые могут проставляться вместе в одном изображении или отдельно. Знак удостоверения с 1958 г. представлял собой контурное изображение звезды с серпом и молотом, а с 1994 г. используется также знак, представляющий из себя контурное изображение женской головы в кокошнике в профиль, повернутой направо. Знак пробы представляет собой цифры, показывающие количество весовых единиц драгоценного металла в тысяче единиц сплава.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.
<2> СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3359.
<3> Утверждена Приказом Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням от 23 июня 1995 г. N 182 // Российские вести. 1995. 3 августа. N 144.
Объективная сторона характеризуется альтернативно указанными действиями.
Под изготовлением государственного пробирного клейма понимается полное создание поддельного клейма, а равно восстановительный ремонт клейма, пришедшего в негодность.
Под сбытом клейма понимаются любые формы возмездной и безвозмездной передачи как подлинного, так и поддельного клейма иным лицам (продажа, обмен, дарение, дача на время и т.п.).
Под использованием клейма понимаются действия, направленные на проставление оттиска как подлинным, так и поддельным клеймом на изделия, подлежащие клеймению. То, будет ли в дальнейшем сбыто изделие, подвергшееся клеймению, не влияет на квалификацию содеянного. Использование клейма для клеймения изделий, не подлежащих обязательному клеймению (например, ордена, медали, монеты и т.п.), состава преступления в данной разновидности действий не образует.
Под подделкой клейма понимается внесение частичных изменений в подлинное государственное пробирное клеймо. Следует иметь в виду, что полная подделка клейма образует его изготовление. Также необходимо обратить внимание, что подделка оттиска клейма на изделии либо не образует состава преступления, либо при наличии последующей цели сбыта такого изделия должно квалифицироваться как приготовление к мошенничеству (ч. 1 ст. 30, ст. 159 УК). Равным образом завышение (занижение) пробы посредством использования иного клейма либо использование при клеймении клейма, предназначенного для другого драгоценного металла, при наличии последующей цели сбыта такого изделия должно квалифицироваться как приготовление к мошенничеству (ч. 1 ст. 30, ст. 159 УК).
Все перечисленные действия должны быть несанкционированными, т.е. незаконными: совершаться в нарушение установленного законодательством порядка изготовления, оборота и использования государственных пробирных клейм.
Состав преступления формальный; преступление признается оконченным с момента совершения соответствующих действий.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Квалификация содеянного как преступления также требует установления мотива преступления: в качестве последнего могут выступать альтернативно указанные в законе корыстная или иная личная заинтересованность. Иная личная заинтересованность предполагает, как правило, желание получить взаимную услугу, приукрасить действительное положение вещей, т.е. скрыть совершенные проступки, использовать подделку в своих интересах и т.п.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет; им в том числе может быть сотрудник территориальной государственной инспекции пробирного надзора, нарушающий установленный законодательством порядок изготовления, оборота и использования государственных пробирных клейм.
Квалифицированный состав преступления характеризуется его совершением организованной группой.
Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК). Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг. Дополнительным непосредственным объектом выступают имущественные интересы граждан, организаций и государства.
Объективная сторона преступления характеризуется альтернативно указанными действиями, крупным ущербом гражданам, организациям или государству и причинной связью между действиями и последствием.
Первым из альтернативно указанных действий закон называет внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации. В соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг (ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1>) эмиссия ценных бумаг есть установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг (следует обратить внимание на то, что УК использует понятие "ценные бумаги", тогда как в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" используется понятие "эмиссионные ценные бумаги"; при квалификации преступления эти понятия следует считать равнозначными). Такая последовательность состоит из нескольких этапов (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"), в качестве одного из которых (третьего) закон называет государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. При этом указанная государственная регистрация должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг в случае размещения ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500 (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Общие требования к содержанию проспекта установлены ст. 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"; искажение содержания проспекта путем включения в любой его раздел заведомо недостоверной информации образует анализируемое преступное действие. При этом в силу особенностей эмиссии ценных бумаг данное действие может быть совершено только на этапе подготовки проспекта внутри самого эмитента. (Следует обратить внимание на то, что УК говорит о "проспекте эмиссии ценных бумаг". Тем не менее с принятием Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" использовавшееся до того в законодательстве понятие "проспект эмиссии ценных бумаг" было заменено понятием "проспект ценных бумаг", и текст уголовного закона следует понимать с учетом этих изменений.)
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
До регистрации проспекта он должен быть утвержден в порядке, установленном п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии образует вторую разновидность действий, входящих в объективную сторону рассматриваемого состава преступления.
В качестве третьего действия закон называет утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг завершается государственной регистрацией отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (п. 1 ст. 19, ст. 25 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). При этом отчет до такой регистрации должен быть утвержден советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим функции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, а для юридических лиц иных организационно-правовых форм - лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено законодательством. Утверждение компетентными органами эмитента содержащего заведомо недостоверную информацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг образует состав преступления в данной его разновидности (объем информации, который должен быть представлен в отчете и который, как следствие, может быть искажен, определяется в ст. 25 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Последним действием, образующим объективную сторону рассматриваемого состава преступления, является размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию. Размещение любых эмиссионных ценных бумаг без государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг запрещается (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"), и размещение, т.е. отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, без такой регистрации влечет уголовную ответственность.
Состав преступления материальный; преступление признается оконченным с момента причинения рассматриваемыми действиями крупного ущерба гражданам, организациям или государству, т.е. ущерба, сумма которого превышает 1 млн. рублей (примечание к ст. 185 УК).
При оценке наличия крупного ущерба следует обратить внимание на то, что Законом предусматривается возможность признания выпуска ценных бумаг, сопровождавшегося раскрытыми ранее действиями, недействительным (ст. 26 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Поэтому под ущербом в данном составе преступления следует понимать совокупный реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК), понесенный в результате заключения сделок на рынке в отношении ценных бумаг, выпуск которых признан недействительным, теми субъектами рынка, которые являются их владельцами на момент признания выпуска недействительным. Поскольку законодательством в случае признания выпуска недействительным предусмотрена возможность возврата средств, полученных эмитентом от размещения выпуска ценных бумаг, признанного недействительным, лицам, владеющим этими бумагами, то ущерб следует определять как невозвращенные эмитентом средства, т.е. с учетом (за минусом) возвращенных средств.
Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом.
Субъект преступления специальный. При внесении в проспект заведомо недостоверной информации им является любой работник эмитента, подготовивший проспект на основании утвержденного эмитентом решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; при утверждении содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета, а равно размещении ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, - член совета директоров (наблюдательного совета) или член органа, осуществляющего функции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, а для юридических лиц иных организационно-правовых форм - лицо, осуществляющее единолично или коллегиально с другими функции исполнительного органа эмитента, либо иной субъект, уполномоченный в соответствии с законодательством на совершение соответствующих действий. Необоснованно отнесение к субъектам данного состава преступления в форме соисполнительства лиц, участвующих в размещении на рынке эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию; они не могут быть соисполнителями в силу ч. 4 ст. 34 УК.
Следует обратить внимание на то, что при утверждении содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта субъектом преступления является именно лицо, утверждающее проспект эмиссии (п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"), а не лицо, его подписывающее (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Соответственно, к примеру, аудитор, подписывающий заведомо недостоверный проспект, может нести уголовную ответственность по ст. 203 УК, а иные лица, подписывающие проспект, могут являться соучастниками в совершении данного преступления с учетом правила, установленного в ч. 4 ст. 34 УК.
Должностные лица регистрирующих органов (федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иного регистрирующего органа, определенного законом) не являются субъектами рассматриваемого состава преступления и в определенных случаях могут нести уголовную ответственность по соответствующим нормам гл. 30 УК.
Квалифицированный состав преступления характеризуется его совершением группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Необходимо отметить, что злоупотребления при эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг ввиду особой процедуры их эмиссии (установленной Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" <1>) в принципе не могут быть охвачены рассматриваемым составом преступления (в силу особенностей объективной стороны последнего, которая не может быть соотнесена с возможными злоупотреблениями при эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг) и должны квалифицироваться по соответствующим нормам гл. 30 УК.