Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2019

Просмотров: 8550

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Судебная практика по уголовным делам. С. 34 - 35.


Особо квалифицированные составы предполагают совершение контрабанды должностным лицом с использованием его служебного положения (п. "б" ч. 3), с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. "в" ч. 3), а также организованной группой (ч. 4).

При квалификации контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием его служебного положения (п. "б" ч. 3 ст. 188 УК), следует иметь в виду, что по данному пункту квалифицируются действия должностных лиц таможенных органов, так и действия иных должностных лиц, злоупотребляющих служебным положением в целях незаконного перемещения товаров или иных ценностей (п. 3 "е" Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. N 2 "О судебной практике по делам о контрабанде").

Квалифицируя контрабанду с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. "в" ч. 3 ст. 188 УК), следует иметь в виду, что данной нормой охватывается причинение потерпевшему легкого или средней тяжести вреда здоровью, а также нанесение побоев; причинение тяжкого вреда здоровью или смерти необходимо квалифицировать по совокупности соответствующих преступлений. Кроме того, при квалификации преступных действий по данному пункту следует установить, что виновный действовал либо по мотиву мести за осуществляемую потерпевшим правомерную деятельность, либо с целью воспрепятствовать такой деятельности.

Контрабанду, сопряженную с незаконным пересечением Государственной границы РФ, следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 188 и 322 УК.

От административно наказуемых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 16.1 - 16.2 КоАП РФ, уголовно наказуемая контрабанда отличается крупным размером перемещенных товаров или иных предметов либо особым предметом преступления в ч. 2 ст. 188 УК, контрабандное перемещение которых уголовно наказуемо независимо от стоимости перемещенного.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК). Непосредственный объект - установленный порядок взимания таможенных платежей (ст. ст. 318 - 357 ТК), а также установленный порядок формирования бюджетов разных уровней.

Объективная сторона характеризуется бездействием в виде уклонения от уплаты таможенных платежей при наличии, во-первых, обязанности их уплаты и, во-вторых, возможности их уплаты. Уклонением от уплаты признается не только полная неуплата платежа, но и его занижение. (При квалификации данного состава преступления следует иметь в виду схожесть объективной стороны рассматриваемого состава преступления с объективной стороной составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 - 199 УК, позволяющей опустить частные моменты, квалификация которых аналогична квалификации уклонения от уплаты налогов или сборов.)


Обязательным признаком объективной стороны, относящимся к деянию, является крупный размер неуплаченных таможенных платежей (примечание к ст. 194 УК). Способы совершения преступления различны (например, занижение таможенной стоимости товаров, прямой отказ от уплаты, игнорирование уведомлений о необходимости уплаты и т.д.) и не влияют на квалификацию преступления.

Состав преступления признается оконченным с момента фактической неуплаты соответствующего таможенного платежа по истечении срока для его уплаты; состав преступления формальный.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный: физическое лицо, обязанное уплатить таможенные платежи, либо руководитель или главный (старший) бухгалтер, бухгалтер организации, обязанной уплатить таможенные платежи, лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера, бухгалтера этой организации, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение действий, связанных с уплатой таможенных платежей.

Квалифицированный состав (ч. 2) предполагает ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (п. "а") либо в особо крупном размере (примечание к статье; п. "г").

При квалификации уклонения от уплаты таможенных платежей необходимо отграничивать данный состав преступления от контрабанды (ст. 188 УК). В случае если лицо перемещает контрабандным путем товары или иные предметы, ставя перед собой цель уклониться от уплаты таможенных платежей, содеянное не требует квалификации по совокупности ст. ст. 188 и 194 УК и должно квалифицироваться только по ст. 188 УК.


Глава 14. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ

В КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ


Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК). Непосредственный объект данного состава преступления можно определить как интересы нормальной службы в коммерческих и иных организациях. Поскольку преступление сконструировано по типу материального состава, в структуре объекта преступления можно выделить дополнительный непосредственный объект, в качестве которого выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Объективная сторона преступления заключается в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам данной организации, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Использование полномочий предполагает как совершение действий, так и бездействие, когда лицом не осуществляются необходимые действия управленческого характера при наличии обязанности и возможности их совершения.


Так, примером бездействия злоупотребления может служить дело В., осужденной по ч. 1 ст. 201 УК. Являясь директором муниципального предприятия и наделенная правом заключения договоров аренды, она для получения незаконных доходов для себя сдавала в аренду имущество предприятия без надлежащего оформления договоров; полученные от арендаторов деньги в кассу не сдавала, а присваивала, причинив тем самым существенный вред интересам предприятия и города. Признав правильной квалификацию действий В. по ч. 1 ст. 201 УК, Верховный Суд РФ отметил, что В., наделенная правом заключения договоров аренды, официально их не оформляла и деньги за аренду в кассу предприятия не вносила, а получала лично. Таким образом, злоупотребление полномочиями В. выразилось в ее бездействии относительно надлежащего оформления договоров аренды <1>.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2000. N 2. С. 12 - 13.


При квалификации злоупотребления полномочиями следует иметь в виду, что природа действия здесь предполагает как злоупотребление полномочиями само по себе (т.е. совершение действий в пределах формально предоставленных лицу правомочий, однако вопреки законным интересам организации), так и превышение полномочий (т.е. совершение действий, выходящих за пределы формально предоставленных лицу правомочий).

Злоупотребление полномочиями может принимать различные формы, в частности: заключение заведомо невыгодного договора; вступление в договорные отношения с несостоятельными контрагентами; необоснованное предоставление контрагентам льгот и преимуществ; грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета и т.п. Полномочия лица при этом следует определять исходя из закона, иного нормативного правового акта, а также не противоречащих законодательству внутренних локальных нормативных актов организации (в том числе трудового договора лица).

Обязательным признаком объективной стороны здесь является то, что действия (бездействие) должны совершаться "вопреки законным интересам организации", т.е. во вред организации, где имеет место злоупотребление, и с нарушением норм закона, иных нормативных (в том числе локальных) правовых актов. В равной мере "вопреки законным интересам организации" совершается злоупотребление, если оно хотя и приносит данной организации пользу, однако сопряжено с нарушением норм закона, иных нормативных (в том числе локальных) правовых актов. Законные действия во вред иной организации (например, в рамках конкурентной борьбы) состава преступления не образуют.

Состав преступления материальный, и преступление признается оконченным с момента причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Квалификация данного преступления осложняется тем, что существенный вред является оценочным понятием и выражается в причинении имущественного и иного экономического ущерба. Степень существенности вреда подлежит оценке в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела, в том числе в зависимости от масштабов причиненного ущерба, его значимости для организации, потерпевших граждан. Представляется необоснованным отнесение к существенному вреда неэкономического характера, т.е. подрыв репутации организации, ослабление ее положения на рынке без прямых экономических потерь.


Между злоупотреблением полномочиями и наступившим существенным вредом должна быть установлена причинная связь, отсутствие которой исключает состав преступления (например, банкротство, бывшее неизбежным не вследствие злоупотребления полномочиями, а вследствие иных факторов, не находится в причинной связи с таким злоупотреблением и состава преступления, предусмотренного ст. 201 УК, не образует).

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого состава преступления является также альтернативно предусмотренная цель совершения преступления: 1) цель извлечения выгод и преимуществ для себя (т.е. лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации) или других лиц либо 2) цель нанесения вреда другим лицам. Цель извлечения различной выгоды может носить как имущественный, так и неимущественный характер <1>, т.е. виновный наряду с корыстной целью может преследовать цель карьерного роста, оказания протекции, семейственности, цель приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, цель использовать денежные средства в интересах своей предпринимательской деятельности и т.п.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2003. N 1. С. 17 - 19.


Субъект преступления специальный - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и являющееся лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Понятие "лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации" дается в примечании первом к ст. 201 УК и распространяется на ст. ст. 199.2, 201, 204, 215.1 и 304 УК <1>.

--------------------------------

<1> В примечании первом к ст. 201 УК сказано, что понятие "лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации" распространяется на ст. 196 УК. Однако в последней нет такой разновидности субъекта преступления.


При квалификации злоупотребления полномочиями следует иметь в виду, что содержание организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей раскрывается в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" <1>. Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.


--------------------------------

<1> БВС РФ. 2000. N 4. С. 5 - 9.


Работники коммерческих и иных организаций, выполняющие в них исключительно профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным, не являются субъектами рассматриваемого состава преступления (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").

Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности должны выполняться лицом постоянно, временно либо по специальному полномочию. Постоянное выполнение соответствующих обязанностей предполагает их выполнение в течение неопределенного периода времени либо периода времени, ограниченного законом или подзаконным актом <1>. Временное выполнение соответствующих обязанностей предполагает их выполнение на непродолжительный, определенный подзаконным актом или договором срок (например, замещение временно отсутствующего руководителя организации). Выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей по специальному полномочию означает выполнение определенных четко и конкретно действий, образующих указанные обязанности, на основании закона, подзаконного акта, судебного решения или договора. К лицам, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности по специальному полномочию, относятся, в частности, арбитражные управляющие и руководители временной администрации при проведении процедур банкротства и иных процедур, связанных с последним <2>; поверенные, представляющие интересы государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых закреплена (находится) в федеральной собственности <3>.

--------------------------------

<1> См., напр., п. 1 ст. 66 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

<2> Статьи 2, 20, 23 - 26 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; ст. ст. 6, 19 - 20 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097.

<3> Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" // СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 700.


Последним признаком субъекта является организация, в которой лицом выполняются соответствующие обязанности: коммерческая организация независимо от формы собственности, а также некоммерческая организация, не являющаяся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Понятие и перечень коммерческих и некоммерческих организаций даны в ст. 50 ГК. Лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, признаются должностными лицами и несут ответственность по соответствующим статьям гл. 30 УК (примечание 1 к ст. 285 УК).