Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2019
Просмотров: 8524
Скачиваний: 2
Указанные в законе нарушения могут выражаться как в форме действия, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия. Эта обязанность установлена ведомственными нормативными актами.
Наряду с нарушением правил безопасности движения в законе говорится и о нарушении правил эксплуатации транспорта. Последнее включает как нарушение правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и нарушение правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
Капитан теплохода Г. был осужден за то, что он в нарушение Устава службы допустил выход из эксплуатации насосов осушительной и противопожарной системы, не обеспечил судно водоотливными средствами, не принял мер к усилению контроля со стороны вахтенной службы, разрешил разборку кингстона (клапана в подводной части корпуса суда, служащего для доступа забортной воды) при нарушенной водонепроницаемой переборке, чем были созданы условия для потопляемости судна. Ночью через открытый кингстон стала поступать забортная вода. Судно затонуло на месте стоянки, один член экипажа погиб.
Теплоход, как видим, не находился в движении, но виновный совершил такие нарушения правил его технической эксплуатации, которые привели к указанным последствиям.
Нарушения правил эксплуатации транспорта, не связанные с его безаварийной работой, не образуют анализируемого преступления.
Содержание тяжкого вреда здоровью человека как последствия рассматриваемого преступления раскрывается в ст. 111 УК.
Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь. Необходимо иметь в виду, что в рассматриваемых преступлениях имеется множество факторов, воздействующих на поведение виновного и существенно осложняющих развитие цепи причинности.
При определении причинной связи прежде всего необходимо установить факт совершения лицом общественно опасного деяния, указанного в законе.
Составитель поездов Ж. грубо нарушил требования нормативных актов, регламентирующих безопасность эксплуатации железнодорожного транспорта. Находясь на второй по ходу движения платформе, он не заметил монтера пути С., выполнявшего ремонт участка пути, и маневровым составом совершил на него наезд. С. причинен тяжкий вред здоровью.
Суд обоснованно пришел к выводу, что наезд на С. и причинение ему в связи с этим вреда здоровью находятся в непосредственной причинной связи с нарушением составителем поездов инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах.
Если работником транспорта не были нарушены правила безопасности движения или эксплуатации, то вопрос о причинной связи не должен возникать и при фактически наступивших последствиях.
Причинная связь имеет место, когда последствия обусловлены не одним действием или бездействием, а несколькими деяниями, каждое из которых либо само по себе, либо во взаимодействии с другими способно вызвать предусмотренные в законе последствия.
Четвертый помощник капитана М. (не имеющий права самостоятельного несения вахты), следуя по курсу в опасном районе плавания без уменьшения скорости, не докладывал о появляющихся судах капитану, палубное освещение, мешающее наблюдению, не выключил, впередсмотрящего на бак не выставил, за окружающей обстановкой визуального и радиолокационного наблюдения не вел. Из-за этого М. своевременно не обнаружил траулер, следующий пересекающимся курсом. Капитан плавбазы, зная, что М. не имел права самостоятельного несения вахты, поручил командование судном. Капитан траулера, визуально обнаружив плавбазу и определив до нее расстояние, проявил самонадеянность и допустил с ней опасное сближение. Только за два кабельтовых он дал команду "право на борт", но она оказалась явно запоздалой и потому недостаточной для предотвращения кораблекрушения, в результате которого погиб палубный матрос.
Возможны случаи, когда действиями одного создается опасная обстановка, а другой неверно оценивает ее и сам совершает деяние, посягающее на безопасность транспорта. В такой ситуации наступившие вредные последствия являются закономерным результатом нарушений, допущенных обоими работниками транспорта.
Так, при навале одного траулера на другой погиб человек, были повреждены корпус и оборудование одного из судов. Судом было установлено, что старший помощник капитана С. в период несения вахты при отсутствии других лиц командного состава покинул судно и перешел на другой траулер. Оставшийся на судне малоопытный помощник капитана М., будучи в нетрезвом состоянии, не согласовал свои действия с командованием и решил пришвартоваться к большому морозильному траулеру, однако с управлением не справился. Иными словами, в опасной обстановке, созданной С., М. допустил дальнейшее нарушение правил безопасности движения.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект преступления специальный - лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
Таким образом, речь идет о двух категориях работников транспорта, чья деятельность связана: а) с организацией безопасности функционирования транспорта; б) с его движением или эксплуатацией. Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции того или иного работника транспорта.
Необходимо также иметь в виду, что квалификация деяния по данной статье возможна лишь в том случае, если оно: 1) совершено лицом, зачисленным на работу в систему железнодорожного, воздушного или водного транспорта; 2) совершено во время исполнения обязанностей по работе или занимаемой должности. Если при нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта вред здоровью потерпевшего причинен лицом, не работающим на транспорте (либо зачисленным на работу, не связанную с движением или эксплуатацией транспорта), то его действия образуют преступление против личности, а не транспортное преступление.
Отменяя приговор Кировского областного суда, которым Ю. и Х. были признаны виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в определении указала, что указанные лица, являясь осужденными, отбывали наказание, не были зачислены на работу в систему транспорта, в связи с чем не могут быть признаны субъектами рассматриваемого преступления.
Работник считается исполняющим служебные обязанности, когда он выполняет или должен выполнять работу по обеспечению безопасности функционирования транспорта или непосредственно связанную с безопасностью его движения или эксплуатации. Например, капитан, обязанный в определенных ситуациях лично управлять судном независимо от того, кто из его помощников на вахте, передоверяет командование вахтенному штурману. В таком случае он хотя и не выполняет своих обязанностей, однако должен их выполнять. При наступлении преступных последствий данное лицо несет ответственность по рассматриваемой статье.
С., несмотря на то что судно находилось в непосредственной близости от берега в условиях плохой видимости, в нарушение Устава покинул мостик и ушел отдыхать, дав указание вахтенному помощнику положить судно в дрейф. При этом он не указал на навигационной карте место дрейфа. Кроме того, С. допустил и другие нарушения. Траулер потерпел аварию и затонул, одному члену экипажа был причинен тяжкий вред здоровью.
Если работник не выполнял и не был обязан выполнять работу по безопасному функционированию транспорта, т.е. не был при исполнении служебных обязанностей, он не может нести ответственность по ст. 263 УК. Это обстоятельство неоднократно подчеркивалось судебными органами при рассмотрении уголовных дел.
Хотя состояние здоровья и профессиональная подготовка согласно нормативным актам имеют первостепенное значение при зачислении на работу в систему транспорта, однако они не являются признаками данного преступления. Недостаточная профессиональная подготовка, незначительный опыт работы, состояние здоровья, не исключая уголовную ответственность, влияют на выбор вида и размера наказания.
Если при нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта вред жизни или здоровью потерпевшего причинен совместными действиями нескольких лиц, одни из которых работники транспорта, а другие - нет, то действия последних квалифицируются по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья личности, а не по ст. 263 УК.
Капитан катера А., находясь в нетрезвом состоянии, доверил управление судном пассажиру С., который не был работником водного транспорта, не имел прав на управление катером и также находился в нетрезвом состоянии. При швартовке С. не сумел правильно причалить, и катер навалился на стоящую у берега водоналивную баржу. В результате пассажир Н. был придавлен кормой баржи к дверям надстройки машинного отделения катера. От полученных повреждений он скончался.
Капитан катера А. нарушил правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, а С. - общие правила предосторожности. Поэтому суд квалифицировал их действия соответственно по ст. ст. 263 и 109 УК.
В качестве квалифицирующего признака указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одного человека, а особо квалифицирующего признака - смерти двух и более лиц.
Нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспорта имеют много общего с нарушениями правил охраны труда. Отличаются они в основном по характеру правил, нарушенных при выполнении тех или иных трудовых операций.
Если нарушение работником транспорта своих обязанностей по выполняемой работе или занимаемой должности не было связано с безопасностью движения или эксплуатации транспорта, а касалось только безопасных условий труда, то его действия должны быть квалифицированы по ст. 143 УК.
Капитан катера А. и его старший помощник Д. признаны виновными в нарушении правил по технике безопасности, повлекшем смерть человека.
Катер вошел в устье реки Пахачи для оказания помощи катеру "Огонек". При попытке рывком снять судно с мели буксирный трос оборвался и смертельно травмировал матроса П. Суд обоснованно пришел к выводу, что А. и Д. нарушили правила охраны труда, а не правила безопасности движения и эксплуатации водного транспорта.
Потерпевшим в преступлении, предусмотренном ст. 263 УК, может быть как работник транспорта, так и постороннее лицо (пассажир, провожающий и т.д.). Потерпевшим в смысле ст. 143 УК постороннее лицо быть не может. Им является только лицо, состоящее в трудовых правоотношениях с учреждением, где произошло событие.
Различны и субъекты преступлений. По ст. 143 УК ответственность несет лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда.
Квалификация действий работника транспорта по совокупности ст. ст. 263 и 143 УК возможна при нарушении как правил, регулирующих безопасность движения и эксплуатации транспорта, так и правил охраны труда.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК). Непосредственным объектом данного преступления является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно Закону РФ "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. (в ред. от 10 января 2003 г.) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Предмет преступления - автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие "другое механическое транспортное средство" частично раскрывается в примечании к данной статье, где говорится о троллейбусах, тракторах и иных самоходных машинах, мотоциклах и других механических транспортных средствах. Содержание термина "механическое транспортное средство" шире содержания термина "самоходная машина"; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются данной статьей. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Иными самоходными машинами признаются любые дорожные строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).
Лицо, управляющее транспортным средством или иной самоходной машиной, может нести ответственность по ст. 264 УК в том случае, когда происшествие связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации не по ст. 264 УК, а по ст. 143 УК, а в соответствующих случаях - по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.
П. по просьбе зав. складом Т. решил с помощью автомобиля подтолкнуть ближе к складу стоявший на путях железнодорожный вагон. С помощью бревна, которое держали грузчики В. и Ф., он, подавая назад автомашину, пытался сдвинуть вагон. В этот момент бревно упало на землю и кузовом автомобиля, который продолжал движение, грузчик В. был прижат к вагону. От полученных повреждений он скончался.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, изменяя судебные решения, которым П. был осужден по ст. 264 УК, в определении указала, что смерть потерпевшего наступила не в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства, а из-за несоблюдения правил техники безопасности в процессе выполнения работ, не являющихся транспортными.
По другому делу действия тракториста, совершившего наезд на потерпевшего, суд необоснованно квалифицировал как неосторожное убийство.
К. решил выехать на тракторе с места его стоянки через лежащие хлысты. Проехав несколько метров, трактор соскользнул с них, зацепился за бревна рамой и стал буксовать. Чтобы съехать с хлыстов, К. предложил брату В. подложить под гусеницы кряжи. Когда В. стал подкладывать кряж под левую гусеницу, К. включил заднюю передачу, чтобы подать трактор назад. В. стал подталкивать ногой кряж, и в этот момент его ноги затянуло под гусеницу. От полученных телесных повреждений потерпевший скончался.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, отменяя все состоявшиеся по делу судебные решения, исходила из того, что имело место транспортное преступление, а не преступление против личности. При новом рассмотрении дела К. осужден по ст. 264 УК.
Объективная сторона преступления выражается в: 1) нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; 2) причинении тяжкого вреда здоровью человека; 3) причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Оно регламентировано специальным нормативным актом - Правилами дорожного движения Российской Федерации, введенными в действие 1 июля 1994 г., а эксплуатация транспортных средств - Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения от 23 октября 1993 г. Кроме того, существуют правила (инструкции, наставления, указания) технической эксплуатации для отдельных видов транспортных средств, учитывающие их специфику, правила перевозки пассажиров и грузов на некоторых видах и типах транспортных средств, и т.д.