Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2019

Просмотров: 8519

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Пригодность (исправность) к эксплуатации, нормальному функционированию, т.е. возможность их использовать по прямому назначению. Поэтому непригодные, недействующие (законсервированные, запасные) устройства не являются предметом в смысле ст. 267 УК.

3. Предмет данного преступления относится к источникам повышенной опасности или входит в систему, обеспечивающую нормальное функционирование таких источников.

4. Особое правовое положение предметов, указанных в законе: их функционирование регламентировано действующими на транспорте нормативными актами.

Все эти признаки находятся в единстве, и отсутствие какого-либо из них исключает возможность признания устройства, элемента транспорта предметом преступления, указанного в ст. 267 УК.

Объективная сторона преступления складывается из: а) разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное состояние транспортных средств или путей сообщения, а также блокирования транспортных коммуникаций; б) преступных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба; в) причинной связи между ними.

Разрушение - это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению. При разрушении либо теряется техническая возможность восстановления предмета преступления, либо это становится экономически нецелесообразным.

Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена.

При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но "выпадает" из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта. Например, перенос маркировочного знака на аэродроме влияет на безопасность при взлете и посадке самолета. Ущерб объекту посягательства причиняется тем, что средство сигнализации не может функционировать по своему назначению.

Охватываются данным видом деяния и довольно распространенные случаи подкладывания на действующие железнодорожные пути посторонних тяжелых предметов, таких, например, как телеграфный столб, бревна, шпалы, тормозные башмаки, камни и т.п., поскольку при этих условиях железнодорожный путь делается непригодным для безопасного использования подвижным составом.

С. и Г. из хулиганских побуждений положили на четный главный путь бревно, а на нечетный путь - бывшую в эксплуатации шпалу. Такую же шпалу положили на рельсы подъездного пути. Тепловоз грузового поезда, следовавший по главному нечетному пути со скоростью 50 - 60 км в час, сбил шпалу с рельсов и прошел без последствий. Тогда С. и Г. вновь положили на этот же путь шпалы и скрылись, оставив перекрытыми бревнами и шпалами три пути, в результате чего на одном из них произошло крушение железнодорожного состава.


Верховный Суд РФ признал квалификацию действий виновных по ст. 267 УК правильной.

Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.

В законе указаны два вида последствий: физический вред и материальный ущерб. Содержание тяжкого вреда здоровью человека раскрывается в ст. 111 УК.

Крупный ущерб как последствие рассматриваемого преступления - понятие оценочное. Его содержанием охватывается как причинение реального материального вреда, обусловленного разрушением, повреждением или приведением иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмета преступления, так и наступление организационного вреда, выражающегося в дезорганизации движения на длительный срок. Признание ущерба крупным - дело факта. К нему необходимо относить гибель транспортного средства или его повреждение, повлекшие потерю его транспортных качеств (судоходных, летно-технических и т.п.), уничтожение или повреждение береговых либо гидрографических сооружений, значительное загрязнение природной среды, гибель животного и растительного мира и т.д.

С субъективной стороны психическое отношение к наступившим последствиям характеризуется неосторожной формой вины; преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по небрежности.

Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 267 УК (квалифицированные составы).

От деяния, указанного в ст. 167 УК, рассматриваемое преступление отличается по предмету посягательства. Повреждение таких сооружений и средств, которые хотя и относятся к транспорту, но не обеспечивают безопасность его функционирования, должно рассматриваться не как транспортное преступление, а как посягательство против собственности. Влияние выведенной из строя технической системы транспорта на его безаварийную работу, т.е. ее функциональное назначение, необходимо устанавливать в каждом случае, иначе возможны ошибки в квалификации деяния.

П. совместно с С. из-за мести администрации судна пытался замкнуть цепь датчика аварийного нижнего уровня воды расширительной цистерны главного двигателя и вызвать этим его остановку. Однако довести до конца преступление не смог по независящим от него причинам. На другой день С., действуя под влиянием П., умышленно ввел иглу в кабель указанного датчика, что повлекло остановку главного двигателя, потерю хода, управления и обесточивание всего судна.

Органы предварительного расследования, предъявляя виновным обвинение, исходили из того, что ими были повреждены средства связи сигнализации. Суд, правильно признав, что кабель датчика не относится к указанным средствам, признал их действия умышленным повреждением имущества, тем самым допустив, в свою очередь, ошибку в определении функционального назначения данного датчика.


При новом судебном разбирательстве было установлено, что виновными повреждена одна из систем, обеспечивающих работу главного двигателя судна. Стало быть, речь в этом случае должна была идти о повреждении самого судна как одного из предметов рассматриваемого преступления. Исходя из этого впоследствии была дана юридическая оценка совершенного деяния, с которой согласился Верховный Суд РФ.

На практике встречаются ситуации, когда указанные в законе предметы выводятся из строя в результате хищения каких-либо деталей из систем транспорта. Например, преступник, изымая детали из радиостанции катера для своего приемника, тем самым, во-первых, приводит в негодность средство связи, а во-вторых, совершает хищение чужого имущества. В этом случае имеет место совокупность преступлений: хищение и деяние, предусмотренное ст. 267 УК.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК). Непосредственным объектом данного преступления является безопасность железнодорожного, воздушного, водного, автомототранспорта и городского электротранспорта.

Объективная сторона выражается в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом.

Рассматриваемая норма носит бланкетный характер. Она в самом общем виде отсылает к правилам, действующим на транспорте, не конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное назначение, ни виды правил, относящихся к безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. Следует учитывать, что ст. 268 УК говорит о более узком круге правил, чем ст. 263 УК, поскольку в ней речь идет не о безопасности эксплуатации транспорта вообще, а лишь транспортных средств, являющихся основным, но не единственным элементом транспорта как системы.

Содержание объективной стороны необходимо раскрывать с учетом объекта посягательства - безопасности функционирования транспорта. В этом - одно из проявлений взаимосвязи объективных признаков рассматриваемого преступления.

Правила, на которые ссылается закон, содержатся в ведомственных нормативных актах железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и других видов механического транспорта (исключая лишь трубопроводный). Например, запрещается самовольно открывать шлагбаумы, проезжать по переезду без разрешения дежурного, через железнодорожные пути в неустановленных местах и т.д.

Конкретные проявления рассматриваемого посягательства могут быть самыми разнообразными, в связи с этим дать их исчерпывающий перечень невозможно. Наиболее часто указанные в законе правила нарушаются пешеходами, неожиданно появляющимися в опасной близости к движущимся автотранспортным средствам, переходящими дорогу в неустановленных местах, и т.д.


При расследовании и рассмотрении уголовных дел необходимо обязательно установить, какие именно правила нарушены виновным и в чем эти нарушения выразились.

Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством. Поэтому оно не может выражаться в эксплуатации технически неисправных лодок, катеров, яхт, несоблюдении правил маневрирования при расхождении со встречными судами, управлении плавсредством в состоянии опьянения и т.д., как это утверждают некоторые авторы. Во всех указанных случаях лицо непосредственно эксплуатирует транспортное средство, оно ответственно за его безопасность. Квалификация деяния виновного зависит в этой ситуации от его правового положения: либо по ст. 263 УК, если он является работником транспорта, обязанным соблюдать правила безопасности в силу выполняемой работы, либо по статьям о преступлениях против личности или собственности, если он не является таковым.

Преступление имеет материальный состав. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы был причинен тяжкий вред здоровью человека. При отсутствии указанного преступного последствия речь может идти лишь об административном проступке.

Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожность в виде легкомыслия или небрежности.

Субъектом преступления могут быть пассажир, пешеход или другой участник движения, достигший возраста 16 лет. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Законодательная формулировка не исключает уголовную ответственность и лиц, управляющих транспортом, не являющимся механическим, например гужевым. Однако при этом надо иметь в виду, что действия водителя гужевого транспорта могут быть квалифицированы по данной статье лишь при условии нарушения им правил безопасности движения, которое привело к дорожно-транспортному происшествию с механическим транспортным средством. Во всех других случаях (например, наезд на пешехода) его ответственность по ст. 268 УК исключается.

В силу прямого указания закона не могут нести ответственность по рассматриваемой статье субъекты преступлений, предусмотренных ст. ст. 263 и 264 УК.

Термин "участник движения" нельзя рассматривать расширительно. Неверно относить к ним, как это иногда делается, сотрудников милиции, осуществляющих регулирование движения, и иных лиц, объединяемых понятием "регулировщик", а также лиц, непосредственно связанных с выполнением каких-либо работ на дороге (ремонт проезжей части, нанесение разметки, уборка снега и т.п.). Права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными инструкциями, требования которых хотя и основываются на Правилах дорожного движения и не могут противоречить им, но имеют самостоятельный характер.


В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при причинении смерти двум или более лицам - по ч. 3 ст. 268 УК (квалифицированный и особо квалифицированный составы).

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК). Непосредственный объект данного преступления - безопасность функционирования магистрального трубопровода.

Предметом преступления является магистральный трубопровод - комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления.

Объективная сторона преступления складывается из нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, причинения преступных последствий и причинной связи между деянием и наступлением предусмотренного законом вреда.

Строительство магистрального трубопровода охватывает не только его сооружение, но и проектирование, а также испытание на прочность и проверку на герметичность в соответствии с рабочим проектом.

Эксплуатация трубопровода означает использование его по назначению. Законом одинаково охраняется как эксплуатация в целом магистрального трубопровода, так и его составляющих систем.

Ремонт предполагает устранение неисправностей магистрального трубопровода. Он подразделяется на текущий, капитальный и аварийно-восстановительный.

Преступление может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Оно имеет материальный состав и считается оконченным с момента наступления преступных последствий.

С субъективной стороны преступление предусматривает неосторожную форму вины как в виде легкомыслия, так и небрежности.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицирующие признаки: наступление смерти человека (ч. 2); наступление смерти двух и более лиц (ч. 3).

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК). Объектом преступления являются жизнь и здоровье потерпевших. При этом надо иметь в виду, что круг потерпевших, предусмотренный данной статьей, не совпадает с кругом потерпевших от нарушения правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта (ст. 263 УК). Общественная опасность рассматриваемого преступления выражается в том, что капитан не выполняет возложенные на него международными конвенциями и национальным законодательством обязанности по оказанию помощи лицам, терпящим бедствие. Следовательно, оно представляет собой специальный вид оставления в опасности.

Объективная сторона выражается в бездействии - невыполнении указанных обязанностей капитана.

Уголовная ответственность по ст. 270 УК возможна, если установлено, что: