Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2019

Просмотров: 8521

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, иначе говоря, определяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественные отношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения (например, водное).

Под дорожным движением понимается сложная, социально техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам. Следовательно, речь идет о движении, которое осуществляется не только по дорогам, но и в иных местах: во дворе, на закрытых производственных территориях, в поле, на строительных площадках и т.д.

Уголовная ответственность по данной статье наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Нарушение Правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков, управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т.п.

Эксплуатация транспортных средств запрещается, если: не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы; нарушена герметичность гидравлического тормозного привода; суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения; неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи); имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа и т.д. Игнорирование указанных запретов образует нарушение правил эксплуатации транспортного средства. Последнее может проявляться и в несоблюдении правил перевозки пассажиров или перевозки груза, правил технической эксплуатации и содержания подвижного состава автомобильного транспорта и др.

Признавая лицо виновным в нарушении Правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

К последствиям преступления согласно закону относится причинение тяжкого вреда здоровью человека; его содержание раскрывается в ст. 111 УК.

Между нарушением Правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.

Отменяя состоявшиеся судебные решения по уголовному делу О., осужденному по ч. 3 ст. 264 УК, Верховный Суд РФ пришел к выводу, что причиной автотранспортного происшествия явилось превышение потерпевшим - водителем Б., находившимся в состоянии опьянения, скорости движения, в связи с чем он не предпринял своевременных мер к торможению вплоть до полной остановки автомашины перед ясно видимым препятствием, допустив столкновение, повлекшее гибель его самого и пассажира. Между нарушением Б. Правил дорожного движения и наступившими последствиями имеется причинная связь. В свою очередь, допущенное О. нарушение не является причиной дорожно-транспортного происшествия, поэтому в его действиях отсутствует состав преступления.


Субъективная сторона преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям.

При наличии грубой неосторожности самого потерпевшего уголовная ответственность по ст. 264 УК исключается.

Признавая М. невиновной в наезде на пешехода Я., суд указал, что потерпевший Я. переходил перекресток на запрещающий сигнал светофора, выйдя из-за стоявшего в левом ряду автобуса непосредственно перед автомобилем М. В соответствии с заключением автотехнического эксперта у водителя в дорожной ситуации, при которой Я. получил телесные повреждения, не было технической возможности для предотвращения наезда. Как указал Президиум Верховного Суда РФ, при таких обстоятельствах имелась грубая неосторожность самого потерпевшего, исключающая вину водителя.

В отсутствие оснований у виновного для убийства потерпевших нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства, повлекшее смерть нескольких лиц, следует квалифицировать как причинение смерти по неосторожности.

Тверским областным судом В. осужден по ст. ст. 105 и 166 УК. Согласно приговору преступления им совершены при следующих обстоятельствах. Он самовольно завел трактор, принадлежавший лесозаготовительной организации, и вместе с рабочим К. поехал в лес. Проезжая мимо сидевших на бревне людей, В. развернул трактор и из хулиганских побуждений с целью умышленного убийства двинулся прямо на них. Трое успели отскочить в сторону, а на П., С. и П-ва осужденный наехал трактором. От полученных множественных повреждений они скончались.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оставила приговор без изменения. Президиум Верховного Суда РФ приговор изменил, указав следующее. Обосновывая вину В. в умышленном убийстве трех человек, суд сослался на показания свидетелей, подтвердивших факт наезда трактора, управляемого В., на П., С. и П-ва, заключение судебно-медицинских экспертов о причине смерти потерпевших. Каких-либо других убедительных доказательств, свидетельствующих об умысле В. на убийство названных лиц, в приговоре не приведено. При таких фактах Президиум считает, что совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о грубом нарушении В. Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а не об умышленном убийстве. Содеянное В. подлежит квалификации по ст. 264 УК.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности.

Уголовной ответственности по ст. 264 УК подлежит только лицо, управляющее транспортным средством.

Кунгурским судом Пермской области Б. осужден по ч. 2 ст. 264 УК. Он, находясь в кабине автомобиля на пассажирском месте, по просьбе водителя Б-на повернул ключ зажигания с целью прогреть машину, не проверив, находится ли рычаг переключения скоростей в нейтральном положении и стоит ли автомобиль на ручном тормозе. Машина резко дернулась и поехала назад, прижав задним бортом к стене Б-на и А. Первый от полученных травм скончался. За руль Б. не садился, никакого маневра не осуществлял. Иными словами, он автомобилем не управлял. При таких обстоятельствах приговор был изменен, действия виновного переквалифицированы на ч. 1 ст. 109 УК.


При учебной езде за ошибочные действия обучаемого, повлекшие указанные в законе последствия, несет ответственность инструктор.

Курсант спортивно-технического клуба г. Махачкалы С. вместе с инструктором этого же клуба Г. выехал для учебной езды на учебной машине ГАЗ-51. С разрешения Г. в кузов сели А., Ц. и М. Следуя по трассе Ростов - Баку, С. на крутом спуске не справился с управлением, растерялся, а Г. не принял своевременно мер к предотвращению аварии, в результате чего автомашина перевернулась. Пассажир А. от полученных повреждений скончался, М. и Ц. причинен вред здоровью.

Верховный Суд РФ, отменяя состоявшиеся по делу судебные решения, согласно которым С. был осужден по ст. 264 УК, в отношении его дело прекратил за отсутствием состава преступления. Ответственность за аварию несет в этом случае Г., являвшийся инструктором учебной езды.

Вместе с тем надо иметь в виду, что согласно Правилам дорожного движения (п. 1.2) обучаемый тоже относится к водителям, поскольку он управляет транспортным средством. Поэтому в случае, если курсант пренебрег указаниями инструктора и грубо нарушил указанные Правила, он подлежит ответственности по ст. 264 УК.

В зависимости от наступивших последствий выделяются основной (ч. 1 ст. 264 УК), квалифицированный и особо квалифицированный составы (ч. ч. 2 и 3 ст. 264 УК). В качестве квалифицирующего признака указано последствие в виде смерти одного человека, а особо квалифицирующего - двух или более лиц.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК). Непосредственным объектом данного преступления является безопасность железнодорожного, воздушного, водного, автотранспорта и городского электротранспорта. Предмет преступления тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 263, 264 УК.

Объективная сторона преступления предусматривает два деяния:

1) недоброкачественный ремонт;

2) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Под недоброкачественным ремонтом следует понимать такой ремонт указанных в статье предметов преступления, который не обеспечивает безопасность транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью.

При проверке сигнализации связи, централизации и автоблокировки станции Кабаклы Барабинского отделения Западно-Сибирского отделения дороги было установлено, что электроприводы стрелок 5 и 7 требуют безотлагательного ремонта. При его производстве начальник дистанции сигнализации и связи С., начальник станции Б., старший электромеханик Н. и дежурная З. грубо нарушили существующие правила. В частности, С. перепутал местами провода на клемме электродвигателя, а Б., переводя курбелем стрелку, не довела ее до крайнего положения.

Перепутанные провода и не доведенная до крайнего положения стрелка отреагировали на сигнал "наоборот": открыли дорогу пассажирскому поезду на соседний путь, с которого отправлялся грузовой. Н. и З., несмотря на то что система аварийной страховки сработала, открыли пассажирскому составу входной и выходной светофоры.


Принятыми мерами машинистам не удалось избежать столкновения составов, в результате которого нескольким лицам был причинен тяжкий вред здоровью.

Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.

По смыслу закона, разрешение эксплуатировать другие системы и агрегаты транспорта (например, транспортные коммуникации, транспортное оборудование, средства сигнализации и связи и т.п.) не охватывается содержанием данной статьи.

Преступление совершается как действием, так и бездействием. В последнем случае, например, имеет место непринятие мер по предотвращению эксплуатации технически неисправного средства.

Преступление считается оконченным с момента наступления тяжкого вреда здоровья. Содержание последствий раскрывается в ст. 111 УК.

Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта. Однако данное обстоятельство не исключает наличие причинно-следственной зависимости: причина причины есть и причина результата.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной к наступившим последствиям.

Субъект преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого им служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.

При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух и более лиц - по ч. 3 ст. 266 УК (квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления).


Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК). Непосредственный объект данного преступления - безопасность железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

Предмет преступления - транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации. Не могут выступать предметом рассматриваемого преступления автомобиль, трамвай и другое механическое транспортное средство.

К. и П., работая проводниками груза, умышленно вытаскивали из буксовых узлов подвижного состава детали - польстеры, которые хотели использовать для топлива. Они были задержаны осмотрщиком вагонов и работником милиции, которые заставили их вернуть изъятое имущество. Несмотря на это, К. и П. вновь в тех же целях изъяли из буксовых узлов вагонов польстеры, причинив железнодорожной организации крупный ущерб.

Пути сообщения на железнодорожном транспорте - это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном - взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т.д.; на водном транспорте - пути следования судна из одного географического пункта (порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные узкости (проливы, каналы, реки, озера).

Средства сигнализации - средства, подающие условную информацию (команду, донесение, оповещение, опознание, управление и т.д.); они могут быть звуковыми, визуальными (световыми) и т.д. К средствам сигнализации, например, относятся семафоры, маяки, бакены, путевые и маркировочные знаки и т.д.

Н. выстрелом из охотничьего ружья умышленно прострелил дверцу релейного шкафа, в котором располагались приборы. Своими действиями осужденный повредил средства сигнализации.

Средствами связи являются технические устройства, обеспечивающие передачу и прием различных видов сообщений. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной и т.д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, симплексную, космическую, оптическую, лазерную и т.д. По дальности действия выделяется дальняя и ближняя связь.

Под транспортным оборудованием понимается совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.

Транспортные коммуникации - это общее понятие, охватывающее пути сообщения и сооружения на них.

Данные транспортные сооружения и средства, устройства, механизмы и оборудование различны по конструктивным особенностям, выполняют только свойственные им технические функции, но все они обладают общими, лишь им присущими признаками.

1. Специальное (целевое) назначение этих устройств и элементов транспорта - обеспечение безопасности функционирования железных дорог, авиации, флота. Устройства и элементы, не обладающие подобными свойствами, не могут выступать в качестве предмета рассматриваемого преступления (например, выведение из строя средств, обеспечивающих связь агентств воздушных сообщений и касс, внутриаэропортовых дорог и т.д.).