Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2019
Просмотров: 8511
Скачиваний: 2
Субъект преступления - специальный: должностное лицо получателя бюджетных средств, в компетенцию которого входит осуществление контроля за расходованием бюджетных средств. Под получателем бюджетных средств следует понимать бюджетное учреждение или иную организацию, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК). Руководители и начальники финансовых служб таких организаций могут признаваться исполнителями данного преступления.
Квалифицированные виды преступления означают его совершение: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере.
Преступление квалифицируется как групповое, если оно совершено по предварительной договоренности как минимум двух должностных лиц получателя бюджетных средств, в обязанность которых входит осуществление контроля за целевым использованием средств государственного бюджета соответствующего уровня (например, руководитель и главный бухгалтер государственного учреждения). Конструкция состава данного преступления такова, что его совершение без признака группы (т.е. с квалификацией по ч. 1 ст. 285.1 УК) практически невозможно, поскольку операция по списанию денежных средств со счета не может быть осуществлена руководителем получателя бюджетных средств без участия бухгалтера.
Особо крупный размер в соответствии с примечанием к ст. 285.1 УК означает, что сумма израсходованных не по целевому назначению бюджетных средств превышает 7,5 млн. рублей.
§ 4. Нецелевое использование средств государственных
внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК)
Налоговым кодексом РФ предусмотрена обязанность всех налогоплательщиков уплачивать единый социальный налог для наполнения государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования), предназначенных для удовлетворения социальных нужд населения помимо государственного и местных бюджетов. Деятельность названных фондов регулируется Законом РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" <1>, Федеральными законами от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования" (в ред. ФЗ от 31 декабря 2002 г.) <2>, от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <3>, положениями об этих фондах и их уставами.
--------------------------------
<1> ВВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920.
<2> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686; 2003. N 1. Ст. 5.
<3> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.
Средства государственных внебюджетных фондов могут направляться и использоваться исключительно в целях, определяемых законодательством РФ об этих фондах и их бюджетами. Нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов в крупном размере составляет преступление, предусмотренное анализируемой статьей УК.
Непосредственным объектом этого преступления являются интересы государственной власти в части осуществления контроля за расходованием средств государственных внебюджетных фондов. Факультативным объектом могут выступать социальные нужды населения.
Предметом преступления являются денежные средства государственных внебюджетных фондов. Эти средства находятся в федеральной собственности, не входят в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в расходовании (направлении и использовании) денежных средств государственных внебюджетных фондов на цели, не предусмотренные законодательством РФ о соответствующих фондах (ст. 18 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, ст. 19 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования, ст. 12 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации") и их бюджетами. Расходование средств означает процедуру финансирования плановых проектов соответствующего фонда, состоящую в направлении в банк платежного документа и последующем списании денежных средств с банковского счета.
Примерами нецелевого использования средств государственных внебюджетных фондов могут служить размещение временно свободных средств резерва Пенсионного фонда в российские ценные бумаги, не обеспеченные гарантией государства; использование средств фонда сверх утвержденного бюджета на организационную деятельность самого фонда (скажем, приобретение оргтехники, транспортных средств), на оплату труда сотрудников аппарата органов фонда и т.д.
Преступление признается оконченным с момента фактического израсходования (использования) средств соответствующего фонда на цели, не предусмотренные законодательством об этом фонде и его бюджетом. Практически это означает списание денежных средств с банковского счета.
Обязательным признаком объективной стороны преступления является крупный размер средств государственного внебюджетного фонда, использованных не по целевому назначению. Это означает, что сумма таких средств превышает 1,5 млн. рублей (примечание к ст. 285.1 УК).
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что средства государственного внебюджетного фонда им расходуются не в соответствии с их целевым назначением, и желает израсходовать их именно таким образом. Мотивы преступления на квалификацию не влияют, но должны учитываться при назначении наказания.
Субъект - специальный: должностное лицо соответствующего государственного внебюджетного фонда, в компетенцию которого входит обеспечение целевого использования средств данного фонда (руководитель и главный бухгалтер соответствующего фонда или его территориального отделения).
Квалифицированные виды преступления предполагают его совершение: а) группой лиц по предварительному сговору, б) в особо крупном размере.
Преступление следует квалифицировать как групповое, если оно совершено по предварительному сговору между двумя или более должностными лицами, в компетенцию которых входит обеспечение целевого использования средств соответствующего бюджета. Группа может состоять из должностных лиц, работающих как в одной, так и в различных организациях соответствующего фонда. Например, нецелевое расходование средств регионального отделения фонда по предварительному сговору с должностным лицом федерального руководящего органа фонда квалифицируется по п. "а" ч. 2 ст. 285.2 УК.
Особо крупный размер имеет то же значение, что и в ст. 285.1 УК.
§ 5. Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК)
Превышение должностных полномочий определено в законе как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших те же последствия, что и при злоупотреблении служебным положением.
В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан и организаций, а при обстоятельствах, предусмотренных в ч. 3 ст. 286 УК, и здоровье граждан.
Объективная сторона характеризуется: 1) совершением действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; 2) наступлением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинной связью между противоправными действиями и указанными последствиями.
Подчеркивая различие между злоупотреблением должностными полномочиями и их превышением, Пленум Верховного Суда СССР в названном выше Постановлении от 30 марта 1990 г. указал, что при должностном злоупотреблении виновный незаконно, вопреки интересам службы, использует предоставленные ему полномочия, а при превышении должностных полномочий он совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (п. 11). Поэтому при квалификации деяния по ст. 286 УК необходимо точно установить объем полномочий должностного лица, определенный законом, уставом, инструкцией, приказом или иным нормативным актом, и выяснить, какие конкретно нормативные положения были нарушены и в чем выразились нарушения.
Пленум Верховного Суда СССР в упомянутом Постановлении указал, что превышение должностных полномочий может выражаться в совершении действий: 1) относящихся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по рангу; данного или другого ведомства); 2) которые могли бы быть совершены данным должностным лицом, но лишь при наличии особых условий, отсутствовавших в реальной ситуации (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц; задержание лица при отсутствии оснований, указанных в ст. 91 УПК); 3) которые никем и ни при каких условиях не могут быть совершены, поскольку не входят в компетенцию никого из должностных лиц (например, производство начальником охраны государственного учреждения личного обыска его сотрудников). В теории уголовного права этот перечень дополняется четвертой типичной формой превышения должностных полномочий - указанием на единоличное совершение действий, составляющих исключительную компетенцию коллегиального органа (например, единоличное составление вердикта о виновности подсудимого старшиной присяжных заседателей).
Обязательным признаком объективной стороны превышения должностных полномочий являются общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Отсутствие таких последствий исключает уголовную ответственность за превышение должностных полномочий.
Так, Заводским районным судом г. Орла Ц. был осужден по ч. 1 ст. 286 УК за то, что, занимая должность председателя Орловского территориального комитета экологии и природных ресурсов, он вопреки своим должностным обязанностям выдавал экологические заключения и визировал проекты постановлений мэра г. Орла по отводу земельных участков для приватизации, аренды и других целей при отсутствии писем-заказов, без составления письменных расчетов стоимости трудозатрат на обследование объекта и без оплаты заказчиком выдачи заключений. В результате Орловский территориальный комитет экологии и природных ресурсов не получил денежные средств в размере 3189 руб. 81 коп., что, по мнению суда, является существенным нарушением прав и законных интересов этой организации. Данный вывод в приговоре ничем не обоснован. Между тем из показаний свидетеля К. (председателя Государственного комитета по охране окружающей среды Орловской области), а также из других материалов дела видно, что неправомерная деятельность Ц. не имела существенных вредных последствий для областного комитета. В силу отсутствия указанных в законе последствий президиум Орловского областного суда приговор суда отменил и уголовное дело прекратил за отсутствием состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2002. N 8. С. 13.
Между противоправными действиями и наступлением последствий обязательно должна быть причинная связь.
Преступление следует считать оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, содержанием которого обязательно охватывается факт превышения должностных полномочий (поскольку в диспозиции нормы говорится о явном превышении должностных полномочий) и предвидение неизбежности существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. В отличие от ст. 285 УК данная норма не включает мотив в число обязательных признаков субъективной стороны преступления, но он учитывается при назначении наказания.
Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК, - должностное лицо, не занимающее государственных должностей РФ или субъекта РФ либо должности главы органа местного самоуправления.
Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2 ст. 286 УК) характеризуется его совершением лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или должность главы органа местного самоуправления (как и в ч. 2 ст. 285 УК).
Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 286 УК) предполагает совершение данного преступления: а) с применением насилия или угрозы его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий.
Применение насилия означает физическое воздействие на потерпевшего путем причинения ему побоев, физической боли, легкого или средней тяжести вреда здоровью, лишения свободы и т.п. (п. 12 Постановления Пленума ВС СССР от 30 марта 1990 г.).
Угроза применения насилия - это психическое воздействие, при котором должностное лицо запугивает потерпевшего реальным применением любого физического насилия, вплоть до угрозы убийством. Для вменения этого квалифицирующего признака необходимо, чтобы угроза воспринималась потерпевшим как реальная.
Применение оружия или специальных средств означает их фактическое использование для физического или психического воздействия на потерпевшего: для устрашения (например, выстрелы поверх голов), для причинения физической боли или вреда здоровью, для ограничения личной свободы потерпевшего и т.д.
Под оружием понимаются предметы и устройства, отнесенные к оружию в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. (подробнее характеристику оружия см. при анализе ст. 222 УК).
Под специальными средствами понимаются водометы, слезоточивые газы, наручники, резиновые палки, специальные транспортные и иные технические средства поддержания общественной безопасности, правопорядка и личной безопасности граждан, состоящие на вооружении милиции, внутренних войск, иных государственных и муниципальных органов <1>.
--------------------------------
<1> См.: ст. 14 Закона РСФСР "О милиции" // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
Причинение тяжких последствий применительно к рассматриваемому преступлению означает причинение по неосторожности смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека, а также умышленное или неосторожное причинение последствий, охватываемых ч. 3 ст. 285 УК. Умышленное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью человека требует дополнительной квалификации по ст. ст. 105 или 111 УК.
§ 6. Отказ в предоставлении информации
Федеральному Собранию Российской Федерации
или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК)
Данное преступление определено в законе как неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной или ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.
Предметом преступления является любая документированная информация (документы, материалы) политического, экономического, организационного или иного характера независимо от того, на каком материальном носителе она закреплена. Эта информация служит предметом анализируемого преступления, если она запрошена надлежащим субъектом в установленном порядке и в соответствии с действующим законодательством должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано ее предоставить.