Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2019
Просмотров: 8512
Скачиваний: 2
Общественно опасное деяние может выражаться как в действии, так и в бездействии. Оно состоит в совершении (либо несовершении) должностным лицом конкретных действий, которые формально не выходят за пределы служебной компетенции виновного, но совершаются (либо в нарушение обязанности не совершаются) им вопреки интересам службы, т.е. в ущерб тем целям и задачам, которые поставлены перед данным должностным лицом в соответствии с его статусом.
Необходимо иметь в виду, что в отличие от УК 1960 г. действующий Кодекс определяет данное преступление как использование должностным лицом не служебного положения, а служебных полномочий. Это подчеркнула и Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ. Рассмотрев протест прокурора по делу О., она указала, что при решении вопроса о наличии или отсутствии в действиях подсудимого состава злоупотребления должностными полномочиями необходимо установить круг и характер его служебных прав и обязанностей, закрепленных в нормативных актах, уставах, положениях и т.д. Ссылки на эти нормативные акты обязательно должны содержаться во всех процессуальных документах, в которых формулируется обвинение лица в злоупотреблении должностными полномочиями, с обязательным указанием на конкретные права и обязанности, в злоупотреблении которыми данное лицо обвиняется <1>, и обоснованием вывода о том, что обвиняемый действовал вопреки интересам службы. Конкретные формы должностного злоупотребления весьма разнообразны: они могут состоять в нарушении финансовой дисциплины, сокрытии правонарушений; в необоснованном проведении внеплановых проверок и т.п.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2000. N 8. С. 12 - 13.
Примером злоупотребления должностными полномочиями посредством нарушения финансовой дисциплины является уголовное дело по обвинению П. Работая начальником управления по сбору страховых взносов департамента пенсионной службы, он необоснованно, руководствуясь корыстными побуждениями, выделял вексельные кредиты коммерческим организациям <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 1998. N 11. С. 23.
Иллюстрацией злоупотребления должностными полномочиями путем сокрытия выявленных правонарушений может служить следующее уголовное дело.
К. был осужден по ч. 1 ст. 285 и п. "б" ч. 4 ст. 290 УК за то, что, работая старшим инспектором Мамоновского таможенного поста Калининградской области в отделе по борьбе с таможенными правонарушениями, неоднократно за взятки скрывал выявленные им нарушения правил декларирования иностранной валюты, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 1998. N 11. С. 5.
Использование должностным лицом своего служебного положения в широком смысле, т.е. служебного авторитета, служебных связей за рамками компетенции должностного лица не образует объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями.
Общественно опасные последствия данного преступления определены как существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. По характеру эти последствия могут носить как имущественный, так и иной характер - нарушение конституционных прав и свобод, подрыв авторитета органов власти, создание помех в функционировании публичных институтов, нарушение общественного порядка, сокрытие преступлений и т.п. Установив характер нарушенных прав и законных интересов, суд обязан обосновать вывод о том, что нарушение было существенным. Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 30 марта 1990 г. "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" разъяснил, что при признании нарушения прав и интересов существенным необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятий, учреждений, организаций, характер и размер причиненного имущественного вреда, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального или физического вреда и т.д. <1>.
--------------------------------
<1> Судебная практика по уголовным делам. С. 72.
Действия (бездействие) должностного лица, злоупотребившего служебными полномочиями, должны находиться в причинной связи с причинением указанных выше последствий.
Данное преступление следует считать оконченным с момента наступления общественно опасных последствий.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины и специальным мотивом. Умысел может быть как прямым (что характерно для должностного злоупотребления), так и косвенным. В качестве обязательного мотива альтернативно выступают корыстная или иная личная заинтересованность.
Корыстная заинтересованность означает стремление извлечь имущественную выгоду или избавиться от материальных затрат без завладения чужим имуществом. Так, капитан Л., являясь начальником финансовой службы воинской части, незаконно изымал из кассы части различные суммы денег и передавал их во временное пользование частным лицам, получая от них за это денежное вознаграждение. Военная коллегия Верховного Суда СССР признала правильным осуждение Л. за злоупотребление должностными полномочиями <1>.
--------------------------------
<1> Бюллетень Управления военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 2. С. 18 - 20.
Если же в результате злоупотребления должностными полномочиями лицо завладевает чужим имуществом, то деяние следует квалифицировать как хищение. Так, прапорщик Б., занимая должность начальника склада горючих и смазочных материалов воинской части, вывез с территории части более 3 т горючего, которое продал районному потребительскому обществу Бурятской АССР, а полученные деньги присвоил. Пленум Верховного Суда СССР признал правильным приговор военного трибунала Забайкальского военного округа, признавшего Л. виновным в хищении вверенного ему имущества <1>.
--------------------------------
<1> Бюллетень Управления военных трибуналов и Военной коллегии Верховного Суда СССР. 1990. N 1. С. 32 - 33.
Иная личная заинтересованность означает стремление получить выгоду неимущественного характера, в основе которого лежат соображения карьеризма, протекционизма, семейственности, желание получить взаимную услугу, заручиться влиятельной поддержкой и т.п.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК, может быть только должностное лицо, не занимающее государственных должностей Российской Федерации либо государственных должностей субъекта РФ, а также должности главы органа местного самоуправления.
Квалифицированный состав злоупотребления должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК) предполагает совершение преступления должностным лицом особого ранга - занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно должность главы органа местного самоуправления.
К лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации, закон относит лиц, занимающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (примечание 2 к ст. 285 УК). Такими лицами являются Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, председатели Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, федеральные министры, федеральные судьи и другие высшие должностные лица РФ, которые в соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" отнесены к государственным должностям категории "А".
Согласно примечанию 3 к ст. 285 УК к лицам, занимающим государственные должности субъектов РФ, относятся лица, занимающие должности, установленные конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов данного субъекта РФ (например, руководители всех ветвей государственной власти, депутаты представительного органа, министры правительства, судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ и другие высшие должностные лица субъекта РФ, занимающие государственные должности категории "А"). Перечень таких лиц обычно содержится в специальных законах субъектов Российской Федерации (например, Закон Московской области от 14 марта 1997 г. "О государственных должностях Московской области").
Под главой органа местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" от 8 января 1998 г. (в ред. ФЗ от 25 июля 2002 г.) следует понимать предусмотренное уставом данного муниципального образования выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, которое избирается населением либо представительным органом данного муниципального образования в порядке, установленном федеральными законами и законами субъекта РФ.
Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 285 УК) означает то же деяние, но повлекшее тяжкие последствия. В соответствии с п. 10 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. под тяжкими последствиями следует понимать причинение такого вреда, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, срыв выполнения производственных заданий, нанесение имущественного ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека. Однако следует отметить, что толкование тяжких последствий как причинение смерти или тяжкого вреда здоровью вызывает серьезные сомнения, поскольку такие последствия означают посягательство на другой, более важный объект, не охватываемый анализируемой нормой.
Состав злоупотребления должностными полномочиями является общим по отношению к так называемым специальным составам должностного злоупотребления, предусмотренным как гл. 30 УК (например, ст. ст. 289, 290, 291), так и другими его главами (например, ст. ст. 299 - 302, 305). В соответствии с правилами разрешения конкуренции уголовно-правовых норм использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если оно одновременно подпадает и под ст. 285 УК, и под иную статью УК, предусматривающую специальный вид должностного злоупотребления, должно квалифицироваться по специальной норме. Например, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, представляющее специальный вид должностного преступления, должно квалифицироваться не по ст. 285, а по ст. 299 УК.
§ 3. Нецелевое расходование бюджетных средств
(ст. 285.1 УК)
Среди различных форм нарушения бюджетного законодательства, являющихся основаниями применения мер принуждения, в ст. 283 Бюджетного кодекса нецелевое использование бюджетных средств поставлено на второе место вслед за неисполнением закона (решения) о бюджете. В соответствии со ст. 289 БК под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, что влечет административную, а при наличии состава преступления - уголовную ответственность руководителей получателя бюджетных средств.
Непосредственным объектом данного преступления являются интересы государственной власти и местного самоуправления в части осуществления контроля за исполнением бюджета и использованием бюджетных средств. В качестве факультативных объектов могут выступать имущественные интересы физических и юридических лиц, в интересах которых выделялись бюджетные средства.
Предмет преступления - бюджетные средства, выделенные на конкретные цели, которые определяются утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иными правовыми основаниями получения таких средств (понятия бюджетной росписи, бюджетных ассигнований и сметы доходов и расходов определены в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в расходовании (БК определяет его как направление и использование) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, которые определены утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иными документами, являющимися основанием для получения бюджетных средств. Инструкцией Министерства финансов РФ от 26 апреля 2001 г. N 35н определены основные формы нецелевого использования бюджетных средств, в том числе на цели, не предусмотренные:
- бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на финансовый год;
- утвержденными сметами доходов и расходов на финансовый год;
- договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов и ссуд;
- условиями предоставления бюджетных субсидий или субвенций <1>.
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 30.
Порядок расходования целевых бюджетных средств, т.е. списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц (ч. 1 ст. 227 БК), определен Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами. Бюджетные денежные средства могут списываться со счета только после подтверждения бюджетного обязательства Федеральным казначейством или финансовыми органами субъекта Российской Федерации либо местного самоуправления, которые перед этим осуществляют проверку соответствия платежных и иных документов утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Финансовый контроль за расходованием бюджетных средств осуществляется Министерством финансов РФ и его территориальными органами.
Нецелевое расходование бюджетных средств на практике может означать финансирование расходов, не предусмотренных сметой расходов и доходов (например, их инвестирование); превышение объема финансирования одних статей расходов за счет недофинансирования других и т.д.
Обязательным признаком анализируемого преступления является крупный размер бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, означающий, что их сумма превышает 1,5 млн. рублей (примечание к ст. 285.1 УК). При отсутствии этого признака наступает административная ответственность по ст. 15.14 КоАП.
Преступление является оконченным с момента фактического использования (израсходования) бюджетных средств на цели, не предусмотренные документами, послужившими основанием для получения этих средств.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом: лицо осознает, что расходует бюджетные средства не по целевому назначению, и желает поступить так. Мотивы преступления на его квалификацию не влияют.