Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2019

Просмотров: 8507

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственная Дума и Совет Федерации в соответствии со ст. 95 Конституции РФ являются палатами Федерального Собрания РФ - федерального органа законодательной и представительной власти. В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <1> и Регламентами обеих палат каждая из них вправе получать необходимую информацию от других государственных органов и организаций. Таким же правом Федеральный закон от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации" наделяет и Счетную палату РФ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, осуществляющий контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74; 1999. N 28. Ст. 3466.

<2> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.


Отказ предоставить информацию является неправомерным и в тех случаях, когда она запрошена депутатом, группой депутатов, комитетом палат Федерального Собрания, аудитором или инспектором Счетной палаты РФ.

Объективная сторона может быть выражена в любой из предусмотренных законом форм: 1) неправомерный отказ в предоставлении информации; 2) уклонение от ее предоставления; 3) предоставление заведомо неполной информации; 4) предоставление заведомо ложной информации.

Неправомерный отказ в предоставлении информации - это действие, состоящее в отрицательном ответе (извещение о том, что информация не будет предоставлена) на запрос компетентного органа или лица, которому виновный был обязан предоставить требуемую информацию в соответствии с установленным порядком, но без уважительных причин отказывается ее предоставить.

Уклонение от предоставления информации состоит в бездействии, т.е. или в фактическом непредоставлении информации вообще без ответа на запрос, или в отписках, содержащих надуманные причины непредоставления информации. Во всех подобных случаях должностное лицо не желает удовлетворить запрос, но свое нежелание открыто не проявляет.

Предоставление заведомо неполной информации - это смешанное бездействие, при котором должностное лицо лишь частично предоставляет запрошенную информацию, намеренно уклоняясь от предоставления другой ее важной части, что делает невозможной объективную и правильную оценку затребованной информации.

Предоставление заведомо ложной информации - это действие, которое заключается в намеренном искажении запрошенной информации, т.е. в предоставлении сведений, полностью или частично не соответствующих действительности.

Преступление признается оконченным с момента совершения описанных в законе действий или невыполнения требуемых действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: лицо осознает, что неправомерно отказывается либо уклоняется от предоставления информации надлежащему органу власти, и желает отказаться либо уклониться от ее предоставления.


Субъект преступления - специальный - должностное лицо любого органа, учреждения или организации, на котором лежит официальная обязанность предоставить требуемую информацию палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ.

Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 287 УК) предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (эти понятия освещены при анализе ст. 285 УК).

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 287 УК) характеризуется наличием любого из трех признаков: а) преступление сопряжено с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органа государственной власти; б) оно совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) оно повлекло тяжкие последствия.

Сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти, означает утаивание сведений о фактах допущенных правонарушений, об обстоятельствах их совершения либо о виновных в их совершении. Речь идет не только о преступлениях, но и о других правонарушениях, совершенных должностными лицами органов законодательной, исполнительной или судебной власти Российской Федерации или субъекта РФ (но не органов местного самоуправления).

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору означает, что деяния, описанные в диспозициях ч. ч. 1 или 2 ст. 287 УК, совершены двумя или большим числом должностных лиц, каждое из которых в соответствии со своим служебным статусом обязано предоставить требуемую информацию палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ, если они заранее, т.е. до начала преступления, договорились между собой о совместном его совершении. Но для квалификации преступления как совершенного организованной группой не обязательно, чтобы устойчивая группа состояла только из упомянутых должностных лиц, достаточно, чтобы в нее входили хотя бы два таких лица, вступивших в устойчивые преступные связи с другими лицами, как должностными, так и недолжностными.

Тяжкие последствия как особо квалифицирующий признак анализируемого преступления - понятие оценочное и охватывает различные как по характеру, так и по степени опасности последствия: существенное искажение данных об исполнении государственного бюджета, обострение отношений между разными ветвями государственной власти, срыв плана законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ, дискредитация органов государственной власти и т.д.


§ 7. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК)


Это преступление определено в законе как присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций.


Дополнительный объект - тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 285 и 286 УК.

Объективная сторона преступления характеризуется действиями, состоящими в присвоении полномочий должностного лица и совершении в связи с этим неправомерных действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Именно в совершении таких неправомерных действий и заключается опасность анализируемого преступления, а присвоение полномочий должностного лица составляет, условно говоря, способ совершения преступления. Для того чтобы получить возможность совершения неправомерных действий от имени должностного лица, виновный выдает себя за таковое.

Присвоение полномочий должностного лица может иметь различные формы: устное объявление себя должностным лицом, использование форменной одежды или поддельных документов должностного лица. В последнем случае деяние требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК.

Для признания данного преступления оконченным требуется наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Вопрос о том, является ли нарушение прав и законных интересов существенным, решается судом с учетом конкретных обстоятельств, характера и количественных показателей причиненного вреда. Эти последствия должны находиться в причинной связи с неправомерными действиями, совершенными в результате присвоения полномочий должностного лица.

Если неправомерные действия, совершенные с использованием незаконно присвоенных полномочий должностного лица и существенно нарушившие права и законные интересы граждан или организаций, содержат состав другого преступления (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, завладение чужим имуществом, причинение вреда здоровью), то деяние должно квалифицироваться по совокупности преступлений.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - специальный, им может быть только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Совершение аналогичных действий лицом, не являющимся государственным или муниципальным служащим, не образует состава рассматриваемого преступления. Так, Верховный Суд РФ отменил приговор Верховного Суда Республики Башкортостан и прекратил за отсутствием состава преступления дело К., осужденного по ст. 288 УК, на том основании, что, не являясь государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, К. не являлся субъектом присвоения полномочий должностного лица <1>. Если лицо, не являющееся государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, выдает себя за должностное лицо с целью хищения чужого имущества или приобретения прав на него (например, с целью поборов с водителей лицо незаконно надевает форму работника милиции и выдает себя за инспектора дорожно-патрульной службы), его действия следует квалифицировать как мошенничество при отягчающих обстоятельствах (ст. 159 со ссылкой на п. "н" ч. 1 ст. 63 УК).


--------------------------------

<1> БВС РФ. 1999. N 11. С. 18.


§ 8. Незаконное участие в предпринимательской

деятельности (ст. 289 УК)


Незаконное участие в предпринимательской деятельности закон определяет как учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Данная норма является уголовно-правовой гарантией соблюдения должностными лицами и другими государственными и муниципальными служащими установленного для них запрета совмещать государственную или муниципальную службу с предпринимательской деятельностью. В соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственным служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенное лицо, состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом. Аналогичный запрет предусмотрен и в ст. 11 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" от 8 января 1998 г. (в ред. ФЗ от 25 июля 2002 г.) Общественная опасность рассматриваемого преступления определяется не столько нарушением установленного запрета заниматься предпринимательской деятельностью, сколько тем, что при ее осуществлении должностное лицо использует свои служебные полномочия для протежирования коммерческой организации, которую виновный создал или которой он управляет.

Объективная сторона анализируемого преступления может заключаться хотя бы в одном из следующих двух действий:

1) учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, с предоставлением такой организации льгот и преимуществ либо с покровительством в иной форме;

2) участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо также с предоставлением этой организации льгот и преимуществ либо с оказанием покровительства в иной форме.

Учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, означает ее создание: заключение учредительного договора, утверждение устава, государственная регистрация юридического лица. При этом виновный может передавать создаваемой организации имущество, права на интеллектуальную собственность и т.п. Он может быть единственным учредителем или одним из соучредителей создаваемой организации. К сожалению, законодатель оставил без внимания иные, помимо учреждения, основания владения коммерческой организацией (например, ее приобретение).

Участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо означает личное или через доверенное лицо участие должностного лица в коллегиальном органе управления организацией в качестве его руководителя или члена (совет директоров, правление и т.п.).


Некоторые авторы участие должностного лица в управлении коммерческой организацией через доверенное лицо трактуют как "теневое" участие, осуществляемое через подставных лиц и используемое "для маскировки действий самого должностного лица" <1>. Однако такое толкование противоречит гражданско-правовому смыслу понятия "доверенное лицо", поэтому применительно к ст. 289 УК под участием в управлении организацией через доверенное лицо следует понимать наделение определенного лица соответствующими полномочиями по участию в управлении этой организацией от имени должностного лица.

--------------------------------

<1> Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 1996. С. 359.


Сами по себе описанные действия (учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, а также участие в управлении ею) хотя и запрещены для должностных лиц, но ненаказуемы в уголовном порядке. Криминальный характер они приобретают только в связи с тем, что должностное лицо, злоупотребляя своими служебными полномочиями, предоставляет (либо добивается предоставления) созданной или руководимой им организации различные льготы и преимущества либо оказывает ей покровительство в иной форме и тем самым ставит эту организацию в привилегированное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Льготы и преимущества могут выражаться в предоставлении налоговых льгот, льготного государственного кредита, в беспрепятственной выдаче лицензии, в первоочередном выделении товаров, сырья или материалов и т.п. Оказание покровительства в иной форме может выражаться, например, в содействии сбыту производимой продукции, в установлении на нее завышенных цен, в освобождении организации от некоторых форм государственного или ведомственного контроля и т.д.

Преступление признается оконченным с того момента, когда должностным лицом совершены конкретные действия по предоставлению льгот и преимуществ или оказанию покровительства в иной форме созданной или руководимой виновным организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом: субъект осознает характер своих действий и желает совершить их. Обязательным признаком субъективной стороны является корыстный мотив, который хотя и словесно не обозначен в диспозиции, но с очевидностью вытекает из экономической сущности данного преступления.

Субъект преступления - специальный: должностное лицо, злоупотребляющее своими служебными полномочиями для получения дополнительных доходов от деятельности созданной или руководимой им коммерческой организации за счет предоставления ей незаконных льгот и преимуществ.

Квалификация действий должностного лица по ст. 289 УК не исключает его ответственности за иные экономические преступления (например, предусмотренные ст. ст. 171 - 174.1, 178, 185, 199 УК).