ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2019
Просмотров: 11762
Скачиваний: 1
УÐÐ 378
ÐÐÐÐ ÐÐÐÐСÐÐÐÐ ÐÐÐЧ ÐÐÐЦÐÐ,
докÑÐ¾Ñ ÑÑидиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñк, пÑоÑеÑÑоÑ,
заÑлÑженнÑй деÑÑÐµÐ»Ñ Ð½Ð°Ñки РоÑÑийÑкой ФедеÑаÑии,
виÑе-пÑÐµÐ·Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¡Ð¾Ñза кÑиминалиÑÑов и кÑиминологов,
поÑеÑнÑй ÑабоÑник вÑÑÑего пÑоÑеÑÑионалÑного обÑазованиÑ
РоÑÑийÑкой ФедеÑаÑии,
пÑоÑекÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ наÑÑной ÑабоÑе,
ÐоÑковÑÐºÐ°Ñ Ð°ÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ñ Ñкономики и пÑава, г. ÐоÑква, РоÑÑийÑÐºÐ°Ñ Ð¤ÐµÐ´ÐµÑаÑиÑ,
e-mail: nauka@mael.ru
ÐÐ ÐÐÐÐÐЫ ÐÐÐÐÐТÐÐÐÐ ÐÐУЧÐÐ-ÐÐÐÐÐÐÐÐЧÐСÐÐÐ¥ ÐÐÐÐ ÐÐ
РСФÐРРУÐÐÐÐÐÐÐ-ÐÐ ÐЦÐССУÐÐЬÐÐÐÐ ÐÐ ÐÐÐ
ÐнноÑаÑиÑ:
ÑаÑÑмаÑÑиваеÑÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ ÑазнообÑазнÑÑ Ð¿ÑиÑин, ÑменÑÑа-
ÑÑÐ¸Ñ Ð²ÐµÑоÑÑноÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ знаÑимÑÑ Ð½Ð°ÑÑнÑÑ ÑезÑлÑÑаÑов пÑин-
ÑипиалÑной Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¸ ÑÑндаменÑалÑного Ñ Ð°ÑакÑеÑа в ÑÑеÑе Ñголовно-
пÑоÑеÑÑÑалÑного пÑава. ÐÑÑказÑваÑÑÑÑ Ð¾ÑделÑнÑе Ð¿Ð¾Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð°ÑпиÑанÑам
(адÑÑнкÑам), пÑиÑÑÑпивÑим к пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑионного иÑÑледованиÑ.
ÐлÑÑевÑе Ñлова:
ÑÑидиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½Ð°Ñка, Ñголовно-пÑоÑеÑÑÑалÑное пÑаво,
наÑÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ, диÑÑеÑÑаÑионнÑе иÑÑледованиÑ, аÑпиÑанÑÑÑа.
ÐеÑоÑÑноÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ знаÑимÑÑ Ð½Ð°ÑÑнÑÑ ÑезÑлÑÑаÑов пÑинÑи-
пиалÑной Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¸ ÑÑндаменÑалÑного Ñ Ð°ÑакÑеÑа в ÑÑеÑе Ñголовно-
пÑоÑеÑÑÑалÑного пÑава Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñм годом понижаеÑÑÑ. ÐÑÐ¾Ð¼Ñ ÑпоÑобÑÑвÑÐµÑ Ñе-
лÑй ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ ÑазнообÑазнÑÑ Ð¿ÑиÑин, имеÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ñий Ñ Ð°ÑакÑеÑ, ÑÑеди коÑо-
ÑÑÑ Ð½Ð°Ð·Ð¾Ð²ÐµÐ¼ некоÑоÑÑе из Ð½Ð¸Ñ .
1.
ÐеÑмение должнÑм обÑазом ÑоÑмÑлиÑоваÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑионного иÑ-
ÑледованиÑ.
Ð Ñеме диÑÑеÑÑаÑии Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ оÑÑазиÑÑ Ð½Ð°ÑÑнÑе инÑеÑеÑÑ ÑÑководиÑелÑ,
а Ñакже пÑоÑеÑÑионалÑнÑй опÑÑ Ð¸ наÑÑнÑе Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑоиÑкаÑелÑ. ЧеÑко ÑÑоÑмÑ-
лиÑованное название диÑÑеÑÑаÑии ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из показаÑелей квалиÑика-
Ñионного ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ ÑоиÑкаÑÐµÐ»Ñ ÑÑеной ÑÑепени и его наÑÑного ÑÑководиÑелÑ.
Ðазвание ÑабоÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð¾ бÑÑÑ ÑÑнÑм и недвÑÑмÑÑленнÑм, оÑвеÑаÑÑ Ð¿Ñавилам
ÑаÑионалÑноÑÑи и ÑÑиÑноÑÑи. ÐлÑÑевÑе Ñлова ÑоÑмÑлиÑовки Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð¸ÑÑеÑ-
ÑаÑии Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑказаÑÑ Ð½Ð° пÑедмеÑнÑÑ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑÑÑ Ð¿ÑоблемÑ.
ÐзбÑÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ Ñема иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð° оÑноÑиÑÑÑÑ Ðº облаÑÑи Ñголовно-
пÑоÑеÑÑÑалÑного пÑава и «не Ð·Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ» в дÑÑгие оÑÑаÑли пÑава.
ТипиÑнÑе недоÑÑаÑки пÑи ÑоÑмÑлиÑовании ÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑионного иÑ-
ÑледованиÑ:
новизна ÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ ÑодеÑÐ¶Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑии завÑалиÑована Ñложной наÑÑной
ÑÑазеологией;
©
ÐайÑев Ð. Ð., 2017
26
вÑÑÑеÑаÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ±Ñежно оÑÑедакÑиÑованнÑе ÑоÑмÑлиÑовки, напÑимеÑ, Ñ Ñе-
поÑкой ÑодиÑелÑнÑÑ Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ¶ÐµÐ¹, в коÑоÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑоÑÑо ÑазобÑаÑÑÑÑ, неоднокÑаÑнÑм
иÑполÑзованием однокоÑеннÑÑ Ñлов и Ñ. д.;
ÑкладÑваеÑÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð´Ð° на опÑеделеннÑй ÑÑеÑеоÑип названий, коÑо-
ÑÑе идÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð¸Ð»ÑнÑм поÑоком, напÑимеÑ, ÑпоÑÑебление Ñлов «оÑновÑ»,
«ÑеоÑÐ¸Ñ Ð¸ пÑакÑика»;
в ÑÑде ÑлÑÑаев Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¼ÐµÑÑо иÑполÑзование моднÑÑ Ñлов и ÑловоÑоÑеÑаний,
напÑимеÑ, вмеÑÑо «меÑодÑ», «ÑÑедÑÑва» поÑвлÑÑÑÑÑ Â«ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸Â», «многомеÑ-
нÑй инÑÑÑÑменÑаÑий» и дÑ.;
неÑедко иÑполÑзÑÑÑÑÑ ÑокÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ аббÑевиаÑÑÑÑ, коÑоÑÑе не ÑвлÑÑÑÑÑ
обÑеизвеÑÑнÑми и обÑепÑинÑÑÑми.
2.
ÐÑоблема ÑоÑмÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑекÑа и пÑедмеÑа диÑÑеÑÑаÑионного иÑ-
ÑледованиÑ.
РнаÑÑном иÑÑледовании обÑÐµÐºÑ Ð¸ пÑÐµÐ´Ð¼ÐµÑ ÑооÑноÑиÑÑÑ ÐºÐ°Ðº обÑее и ÑаÑÑ-
ное, Ñелое и ÑаÑÑÑ. ÐÑÐµÐ´Ð¼ÐµÑ â ÑÑо Ñо, ÑÑо Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð² ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±ÑекÑа и, в болÑ-
Ñей ÑаÑÑи, пÑÐµÐ´Ð¼ÐµÑ Ð¾Ð¿ÑеделÑÐµÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ÑÑледованиÑ. ÐбÑÐµÐºÑ Ð¿Ð¾ÑÐ¾Ð¶Ð´Ð°ÐµÑ Ð¿Ñо-
блемнÑÑ ÑиÑÑаÑÐ¸Ñ (ÑовокÑпноÑÑÑ Ð¾ÑноÑений) и в ней вÑделÑеÑÑÑ Ñа ÑаÑÑÑ, ко-
ÑоÑÐ°Ñ ÑлÑÐ¶Ð¸Ñ Ð¿ÑедмеÑом иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ именно на него должно бÑÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ñав-
лено оÑновное внимание диÑÑеÑÑанÑа [1].
3.
ÐеÑмение должнÑм обÑазом оÑÑазиÑÑ Ð°ÐºÑÑалÑноÑÑÑ Ð¸ ÑÑепени ÑазÑабо-
ÑанноÑÑи ÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑионного иÑÑледованиÑ.
РекомендÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑеÑкнÑÑÑ, ÑÑо опÑеделеннÑе ÑоÑÑавлÑÑÑие опÑеде-
ленной ÑÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð·ÑÑÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ в полной меÑе, и диÑÑеÑÑаÑионное иÑÑледование
напÑавлено на пÑеодоление данного пÑобела, в ÑезÑлÑÑаÑе коÑоÑого бÑдÑÑ
ÑеÑÐµÐ½Ñ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑе задаÑи. ÐкÑÑалÑноÑÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑионного иÑÑле-
Ð´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñакже опÑеделÑÑÑÑ ÑооÑвеÑÑÑвием ÑÑÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñам наÑки и пÑак-
Ñики ÑегоднÑÑнего днÑ. ÐÑи оÑвеÑении ÑÑепени ÑазÑабоÑанноÑÑи ÑÐµÐ¼Ñ Ñе-
комендÑеÑÑÑ Ð¼Ð°ÐºÑималÑно пеÑеÑиÑлиÑÑ ÑÑенÑÑ , занимавÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¸ занимаÑ-
ÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¹ ÑемаÑикой в ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ ÑпеÑиализаÑии 12.00.09. Также желаÑелÑ-
но Ñпоминание конкÑеÑнÑÑ Ð¿Ñоблем, коÑоÑÑе иÑÑледовалиÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñми ÑÑе-
нÑми-пÑоÑеÑÑÑалиÑÑами.
4.
ÐÑоблема опÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑодики диÑÑеÑÑаÑионного иÑÑледованиÑ.
ÐÑи ÑабоÑе над диÑÑеÑÑаÑией иÑполÑзÑÑÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑнÑе меÑодики иÑÑле-
Ð´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ â ÑовокÑпноÑÑÑ Ð¿Ñиемов, ÑпоÑобов и поÑÑдок Ð¸Ñ Ð¿ÑименениÑ, Ñ Ð°Ñак-
ÑеÑÐ½Ð°Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ наÑÑного иÑÑледованиÑ. ÐеÑодика ÑеÑно ÑвÑзана Ñ Ð¾Ð±ÑекÑом
и пÑедмеÑом, ÑелÑÑ Ð¸ задаÑами иÑÑледованиÑ. ÐÑавилÑно поÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¼ÐµÑо-
дика ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ñновой иÑÑледованиÑ, обеÑпеÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑение ÑеоÑеÑиÑеÑкого и
пÑакÑиÑеÑкого маÑеÑиала, анализиÑÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑÑй авÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº обоÑнованнÑм
и доÑÑовеÑнÑм наÑÑнÑм вÑводам.
ÐаименÑÑим ÑпÑоÑом пÑи пÑоведении диÑÑеÑÑаÑионного иÑÑледованиÑ
полÑзÑÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑодÑ, ÑвÑзаннÑе Ñ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð¾Ð¼ ÑеалÑной пÑакÑики, Ñак назÑваемого
ÑмпиÑиÑеÑкого маÑеÑиала (опÑоÑ, анкеÑиÑование, изÑÑение ÑекÑÑÐ¸Ñ Ð¸ аÑÑ Ð¸Ð²-
нÑÑ Ð´Ð¾ÐºÑменÑалÑнÑÑ Ð¿ÑоизводÑÑв). Ðез ÑÑÑда можно обнаÑÑжиÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸ÑаÑиÑ
пÑÐ¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑодов иÑÑледованиÑ, поÑой â ÑалÑÑиÑикаÑÐ¸Ñ ÑезÑлÑÑаÑов
27
Ð¸Ñ Ð¿ÑименениÑ. СовÑем ÑедкоÑÑÑ Ð² пÑавовÑÑ Ð¸ÑÑледованиÑÑ ÑеалÑное пÑимене-
ние ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑодов как ÑоÑиалÑнÑй ÑкÑпеÑименÑ, меÑод вклÑÑенного наблÑде-
Ð½Ð¸Ñ [2].
5.
ÐÑибоÑнÑе ÑенденÑии в пÑакÑике ÑоÑмÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñели и Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ Ð´Ð¸Ñ-
ÑеÑÑаÑионного иÑÑледованиÑ.
Ð¦ÐµÐ»Ñ â ÑÑо Ñе ÑезÑлÑÑаÑÑ, коÑоÑÑе авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð¸ÑÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑиÑÑ Ð² Ñ Ð¾Ð´Ðµ пÑове-
денного им наÑÑного иÑÑледованиÑ, некий обÑаз нового ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð² какомâ
либо иÑÑледоваÑелÑÑком пÑоÑеÑÑе. ÐадаÑи â иÑÑледоваÑелÑÑкие дейÑÑÐ²Ð¸Ñ (пÑе-
емÑÑвеннÑе ÑÑапÑ), коÑоÑÑе Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ÑовеÑÑиÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾ÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑав-
ленной в ÑабоÑе Ñели. Ðак пÑавило, в доÑÑижении ÑÐµÐ»Ñ â одна, а Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ â много.
Ð¦ÐµÐ»Ñ Ð¸ задаÑи иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ â ÑÑо ÑÑÑаÑÐµÐ³Ð¸Ñ Ð¸ ÑакÑика диÑÑеÑÑаÑии. СÑоÑмÑли-
Ñовав ÑÐµÐ»Ñ Ð¸ задаÑи иÑÑледованиÑ, ÑоиÑкаÑÐµÐ»Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð¿Ð»Ð°Ð½ и внÑÑÑеннÑÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸-
ÐºÑ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑии.
6.
ÐедоÑÑаÑки в ÑоÑмÑлиÑовании наÑÑной Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑионного иÑ-
ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ положений, вÑноÑимÑÑ Ð½Ð° заÑиÑÑ.
ÐаÑÑÐ½Ð°Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ð·Ð½Ð° диÑÑеÑÑаÑионного иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑвлÑеÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑенÑÑиÑо-
ваннÑм вÑÑажением ÑезÑлÑÑаÑов иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ оÑновой квалиÑикаÑионной
оÑенки ÑабоÑÑ. ÐÑновнÑми недоÑÑаÑками в ÑоÑмиÑовании наÑÑной новизнÑ
диÑÑеÑÑаÑионного иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑвлÑÑÑÑÑ:
оÑÑÑÑÑÑвие ÑеÑкой ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð±Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑÑной Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¿Ñоведенного
иÑÑледованиÑ;
неÑедко опиÑÑваеÑÑÑ, ÑÑо делалоÑÑ Ð² Ñ Ð¾Ð´Ðµ пÑоведенного иÑÑледованиÑ, пÑи
ÑÑом не ÑказÑваеÑÑÑ, ÑÑо в ÑезÑлÑÑаÑе Ñделано;
иÑполÑзование имеÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ñаблонов «диÑÑеÑÑаÑÐ¸Ñ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿ÐµÑвой
ÑпеÑиалÑной ÑабоÑойâ¦Â», «диÑÑеÑÑÐ°Ð½Ñ Ð²Ð¿ÐµÑвÑеâ¦Â», «комплекÑно иÑÑледова-
нÑâ¦Â» и дÑ.
ÐÑделÑÑÑÑÑ Ð´Ð²Ð° оÑновнÑÑ ÑпоÑоба ÑоÑмÑлиÑовки положений, вÑноÑимÑÑ
на заÑиÑÑ: полное изложение положений, обознаÑение положений, вÑноÑимÑÑ
на заÑиÑÑ. ÐоложениÑ, вÑноÑимÑе не заÑиÑÑ, не Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑодеÑжаÑÑ Ð¾Ð±ÑепÑи-
знаннÑÑ Ð¸ баналÑнÑÑ ÑÑвеÑждений и ÑвлÑÑÑÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑно новÑми Ñ ÑоÑки
зÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеоÑеÑиÑеÑкой и пÑакÑиÑеÑкой знаÑимоÑÑи. ÐвÑÐ¾Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ доказаÑÑ, в
Ñем ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ð·Ð½Ð° заÑиÑаемÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð¹. Ð Ð¸Ñ ÑекÑÑе, в оÑлиÑие Ð¾Ñ Ñаздела
«наÑÑÐ½Ð°Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ð·Ð½Ð°Â», не иÑполÑзÑÑÑÑÑ Ñакие вводнÑе Ñлова, как: «по-Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ñ-
ÑледÑÑÑÑÑ Ð¸ ÑаÑкÑÑваÑÑÑÑâ¦Â», «впеÑвÑе вÑÑвлÑÑÑÑÑ Ð¸ иÑÑледÑÑÑÑÑâ¦Â», «даеÑ-
ÑÑ ÑовÑеменное опÑеделение понÑÑиÑâ¦Â», «опÑеделÑеÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑо обÑекÑа иÑÑле-
Ð´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² ÑиÑÑеме пÑавового ÑегÑлиÑованиÑâ¦Â», Â«Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑаÑкÑÑваÑÑ-
ÑÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвиÑâ¦Â» и дÑ.
РположениÑÑ , вÑноÑимÑÑ Ð½Ð° заÑиÑÑ, в пÑеделÑно лакониÑной, ÑÑвеÑжда-
ÑÑей ÑоÑме ÑоÑмÑлиÑÑÑÑÑÑ Ð¾ÑновнÑе новÑе наÑÑнÑе лиÑнÑе доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²-
ÑоÑа иÑÑледованиÑ. С ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð»Ð¸Ñного наÑÑного вклада в по-
ложениÑÑ , вÑноÑимÑÑ Ð½Ð° заÑиÑÑ, недопÑÑÑÐ¸Ð¼Ñ Ñакие Ñлова как «по наÑемÑ
мнениÑâ¦Â», «как нам кажеÑÑÑâ¦Â», «бÑло Ð±Ñ Ð²ÐµÑнÑм (или ÑелеÑообÑазнÑм)â¦Â»
и Ñ. п. РположениÑÑ , вÑноÑимÑÑ Ð½Ð° заÑиÑÑ, в каÑеÑÑве наÑÑнÑÑ ÑезÑлÑÑаÑов,
ÑаÑкÑÑваÑÑÑÑ Ð²ÐµÐºÑоÑÑ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑавооÑноÑений и Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑÑо в ÑовÑеменном
28
пÑаве, вÑводÑÑÑÑ ÑеÑÐ¼Ð¸Ð½Ñ Ð¸ пÑиводÑÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑнÑе понÑÑиÑ, ÑаÑкÑÑваÑÑÑÑ Ð¸ Ñаз-
биваÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ ÑазлиÑнÑм гÑÑппам и клаÑÑиÑиÑиÑÑÑÑÑÑ Ð¿Ñизнаки обÑекÑа иÑÑле-
дованиÑ, пÑиводÑÑÑÑ ÑезÑлÑÑаÑÑ ÑÑÐ°Ð²Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñо ÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ñми пÑавовÑми ÑеÑениÑ-
ми, ÑинÑезиÑÑÑÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑнÑе опÑеделениÑ, пÑиводÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ð¸ пÑавовÑÑ Ñежи-
мов, аÑгÑменÑиÑованнÑе идеи, конÑепÑии по авÑоÑÑким Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð°Ð¼, делаÑÑÑÑ
конкÑеÑнÑе наÑÑнÑе вÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· обобÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑдебной пÑакÑики [3].
ÐÐ°Ð·Ð²Ð°Ð½Ñ ÑолÑко некоÑоÑÑе обÑие пÑиÑинÑ, коÑоÑÑе Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑÑÑ Ð½Ð° повеÑÑ -
ноÑÑи. Ðез ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÐ¸Ñ , и множеÑÑва дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¿ÑиÑин невозможно говоÑиÑÑ Ð¾Ð±
ÑÑÑекÑивноÑÑи пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑионнÑÑ Ð¸ÑÑледований в ÑÑеÑе Ñголовно-
пÑоÑеÑÑÑалÑного пÑава.
РзаклÑÑение, ÑледÑÐµÑ Ð²ÑÑказаÑÑ Ð¾ÑделÑнÑе Ð¿Ð¾Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð°ÑпиÑанÑам (адÑ-
ÑнкÑам), коÑоÑÑе ÑолÑко пÑиÑÑÑпили к пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑионного иÑÑле-
дованиÑ.
1. УÑенÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð²ÑеÑÑоÑонне обÑазованнÑй Ñеловек, Ñ ÑиÑо-
ким кÑÑгозоÑом, дÑмаÑÑим не Ñзкими ÑÑидиÑеÑкими каÑегоÑиÑми, а ÑилоÑоÑ-
Ñки, иÑÑоÑиÑеÑки ÑиÑоко. ÐÐ½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ избÑанной пÑавовой ÑпеÑиализаÑии долж-
Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ Ð³Ð»Ñбокими. ÐеÑедко ÑÑалкиваеÑÑÑÑ Ñ ÑиÑÑаÑией, когда ÑпеÑиалиÑÑ,
заÑиÑивÑий диÑÑеÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ ÐбÑей ÑаÑÑи опÑеделенной оÑÑаÑли пÑава, «пла-
ваеÑ» в ее ÐÑобенной ÑаÑÑи и наобоÑоÑ. ÐиÑÑеÑÑанÑ, пиÑÑÑий ÑабоÑÑ Ð² ÑÑеÑе
ÑÑиÑпÑÑденÑии должен Ñ Ð¾ÑоÑо оÑиенÑиÑоваÑÑÑÑ Ð² ÑмежнÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ð°Ñ Ð´ÑÑгиÑ
ÑпеÑиалÑноÑÑей (в ÑаÑÑноÑÑи, ÑеоÑии гоÑÑдаÑÑÑва и пÑава, Ñголовного пÑава,
междÑнаÑодного пÑава, конÑÑиÑÑÑионного пÑава и дÑ.). ТÑÑдно назваÑÑ Ð½Ð°ÑÑо-
ÑÑим ÑÑенÑм Ñеловека, коÑоÑÑй оÑиенÑиÑÑеÑÑÑ ÑолÑко в одном Ñзком вопÑоÑе
по избÑанной им ÑпеÑиалÑноÑÑи.
2.
УÑенÑй должен бÑÑÑ Ð½ÑавÑÑвенно поÑÑдоÑен. Ðн должен бÑÑÑ Ð¿ÑеделÑ-
но добÑоÑовеÑÑнÑм пÑи иÑполÑзовании ÑÑÑдов ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¿ÑедÑеÑÑвенников и Ñо-
вÑеменников. Чем глÑбже бÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°ÑÑÐ½Ð°Ñ ÑабоÑа, Ñем богаÑе иÑполÑзÑемÑй в
ней наÑÑнÑй аппаÑаÑ. ÐобÑоÑовеÑÑноÑÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð° бÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñм каÑеÑÑвом
ÑÑеного именно поÑомÑ, ÑÑо он, как пÑавило, Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¿Ð¾ Ð½ÐµÐ¸Ð·Ð²ÐµÐ´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ñ, а по
Ð¿Ð¾Ð»Ñ Ñже пеÑÐµÐ¿Ð°Ñ Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ.
Ðднако неÑедко пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ ÑÑалкиваÑÑÑÑ Ñ Ð¸Ð·Ð¾ÑÑеннÑми ÑоÑмами плаги-
аÑа â когда «пеÑепиÑÑваÑÑÑÑ» ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¸Ð»Ð¸ комбинаÑии ÑÑаз, оÑобенно еÑли ав-
ÑоÑ, мÑÑли и ÑекÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑого вÑдаÑÑÑÑ Ð·Ð° Ñвои, ÑÐ¼ÐµÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð»ÐµÑ Ð½Ð°Ð·Ð°Ð´, а книги
ÑÑановÑÑÑÑ Ð±Ð¸Ð±Ð»Ð¸Ð¾Ð³ÑаÑиÑеÑкой ÑедкоÑÑÑÑ. Ðли, иÑполÑзÑÑ Ñвое знание ино-
ÑÑÑанного ÑзÑка, вÑдаÑÑÑÑ Ð¼ÑÑли заÑÑбежнÑÑ ÑÑенÑÑ Ð·Ð° Ñвои.
3. ÐÑе одним непÑеменнÑм ÑвойÑÑвом ÑÑеного-ÑÑиÑÑа должна бÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾
поÑÑоÑÐ½Ð½Ð°Ñ ÑÑга к Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑакÑики. РпоÑледнее вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ ÑÑалки-
ваÑÑÑÑ Ñ ÑиÑÑаÑией, когда в диÑÑеÑÑаÑии иÑÑледÑÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð´ÑманнÑе пÑоблемÑ
пÑавопÑимениÑелÑной пÑакÑики. ÐеÑедко ÑмпиÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð±Ð°Ð·Ð° диÑÑеÑÑаÑионного
иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ðµ вÑдеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹ кÑиÑики. РвÑе поÑомÑ, ÑÑо ÑазÑабоÑан-
нÑе ÑоиÑкаÑелем анкеÑÑ, опÑоÑнÑе лиÑÑÑ, дÑÑгой инÑÑÑÑменÑаÑий не пÑоÑли
должнÑÑ ÑкÑпеÑÑÐ¸Ð·Ñ Ð¸ ноÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð¾ÑÑнÑй Ñ Ð°ÑакÑеÑ. ÐоÑой, ÑÑалкиваеÑÑÑÑ Ñ
ÑиÑÑаÑией, когда диÑÑеÑÑÐ°Ð½Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð¿ÑеделиÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ðµ меÑÐ¾Ð´Ñ Ñбо-
Ñа пеÑвиÑнÑÑ ÑмпиÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½ÑÑ Ð¾ÑвеÑаÑÑ Ð¿ÑогÑаммнÑм ÑелÑм диÑÑеÑÑа-
29
Ñионного иÑÑледованиÑ, но и абÑолÑÑно не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð³Ð¾ пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±
ÑлеменÑаÑнÑÑ Ð¼ÐµÑÐ¾Ð´Ð°Ñ Ð¸ пÑоÑедÑÑÐ°Ñ [4].
СпиÑок лиÑеÑаÑÑÑÑ
1.
ÐеÑодиÑеÑкие ÑекомендаÑии по подгоÑовке к заÑиÑе диÑÑеÑÑаÑий / под
Ñед. Ð. Ð. ÐаÑкевиÑа. Ð., 2006.
2. ÐÑигоÑÑев Ð. Ð. ЮÑидиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½Ð°Ñка в РоÑÑии: нÑÐ¶Ð½Ñ ÑÑндаменÑалÑнÑе
наÑÑнÑе иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ (некоÑоÑÑе замеÑки оÑÑаÑлевика) // Ð Ð¾Ð»Ñ Ð¸ знаÑение
ÑÑидиÑеÑкой наÑки в ÑазвиÑии обÑеÑÑва : Ñб. маÑеÑиалов кÑÑглого ÑÑола
(
г. ÐоÑква, 11 дек. 2015 г.) / оÑв. Ñед. Ð. Ð. ÐаÑков, Ю. С. ХаÑиÑонова. Ð., 2016.
С. 25â30.
3. Ðолков Ð. Ð. СÑÑÑкÑÑÑа и меÑодика напиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð°ÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸ÑеÑкой или наÑÑ-
ной ÑабоÑÑ Ð¿Ð¾ гÑажданÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑÐ°Ð²Ñ // Ð Ð¾Ð»Ñ Ð¸ знаÑение ÑÑидиÑеÑкой наÑки в
ÑазвиÑии обÑеÑÑва: ÑбоÑник маÑеÑиалов кÑÑглого ÑÑола (г. ÐоÑква, 11 дек.
2015
г.) / оÑв. Ñед. Ð. Ð. ÐаÑков, Ю. С. ХаÑиÑонова. Ð., 2016. С. 19â25.
4
. ÐайÑев Ð. Ð. ÐÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки наÑÑнÑÑ Ð¸ наÑÑно-педагогиÑеÑкиÑ
кадÑов в ÑÑеÑе ÑÑиÑпÑÑденÑии // Ð Ð¾Ð»Ñ Ð¸ знаÑение ÑÑидиÑеÑкой наÑки в Ñазви-
Ñии обÑеÑÑва: ÑбоÑник маÑеÑиалов кÑÑглого ÑÑола (г. ÐоÑква, 11 дек. 2015 г.) /
оÑв. Ñед. Ð. Ð. ÐаÑков, Ю. С. ХаÑиÑонова. Ð., 2016. С. 44â47.
30