ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2019
Просмотров: 11766
Скачиваний: 1
ÑомÑ, ÑÑо до недавнего вÑемени ÑиÑÑема ÑÑенÑÑ ÑÑепеней и званий имела
(и лиÑÑ Ð¾ÑÑаÑÑи пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ ÑÐ¾Ñ ÑанÑÑÑ) ÑÑко вÑÑаженнÑй пÑикладной, пÑоÑеÑ-
ÑионалÑно-коÑпоÑаÑивнÑй Ñ Ð°ÑакÑеÑ, «â¦ÑвлÑлаÑÑ ÑвоеобÑазной квалиÑикаÑи-
онной гÑадаÑией, ÑеÑно ÑвÑзанной Ñ ÑиÑÑемой гоÑÑдаÑÑÑвенной ÑлÑжбÑ» [1].
ÐÑиÑем ÑÑаÑÑÑ ÑÑеной ÑÑепени, бÑдÑÑи напÑÑмÑÑ ÑвÑзаннÑй Ñ ÑабелÑнÑми Ñи-
нами, иÑÑоÑиÑеÑки и возник как ÑÐ»ÐµÐ¼ÐµÐ½Ñ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ²Ð°Ð»Ð¸ÑикаÑионнÑÑ Ð³ÑадаÑий
гоÑÑдаÑÑÑвенной ÑлÑжбÑ, а не как ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑÐ°Ñ ÐºÐ¾ÑнÑми в ÑÑедневековÑе коÑпоÑа-
ÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð²Ð¸Ð»ÐµÐ³Ð¸Ñ ÑнивеÑÑиÑеÑов.
ÐлагодаÑÑ Ð¾Ð±ÑзаÑелÑной поÑлевÑзовÑкой подгоÑовке наиболее ÑаланÑливÑÑ
вÑпÑÑкников Ñ Ð¿Ð¾ÑледÑÑÑей (обÑзаÑелÑной) не менее Ñем двÑÑ Ð»ÐµÑней ÑÑажи-
Ñовкой (пÑакÑикой) в ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки ÑÑÑеждениÑÑ ,
оÑеÑеÑÑвеннÑе ÐУÐÑ Ð½Ð° пÑоÑÑжении двÑÑ Ð²ÐµÐºÐ¾Ð² ÑÑпеÑно ÑоÑмиÑовали пÑепо-
даваÑелÑÑкий коÑпÑÑ, обеÑпеÑивали его динамиÑнÑй ÑоÑÑ, полноÑÑÑÑ Ð¾ÑвеÑав-
Ñий запÑоÑам обÑеÑÑва в ÑазвиÑии вÑÑÑего обÑазованиÑ, в ÑвелиÑении ÑиÑ-
ленноÑÑи наÑÑной инÑеллигенÑии.
ÐÑоме Ñого, дейÑÑвовавÑÐ°Ñ ÑиÑÑема подгоÑовки наÑÑнÑÑ ÐºÐ°Ð´Ñов позволÑла
ÑÐ¾Ñ ÑанÑÑÑ Ð¾ÑеÑеÑÑвенной наÑке ÑеÑнÑй конÑÐ°ÐºÑ Ñ Ð¿ÑакÑикой, кÑÑгом имеÑÑÐ¸Ñ -
ÑÑ ÑеалÑнÑÑ Ð¿Ñоблем и возникаÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¹, меÑодами наÑÑного иÑÑледованиÑ
ведÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвеннÑÑ Ð¸ заÑÑбежнÑÑ Ð½Ð°ÑÑнÑÑ Ñкол, â поддеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ñаким об-
Ñазом вÑÑокие ÑÑандаÑÑÑ ÑобÑÑвенной наÑÑной деÑÑелÑноÑÑи.
РнаÑÑоÑÑее вÑемÑ, Ñ ÑÑеÑом негаÑивнÑÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвий полиÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ , ÑоÑи-
алÑнÑÑ Ð¸ инÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ð¹, пÑоизоÑедÑÐ¸Ñ Ð² ÑÑÑане, одним из наиболее важнÑÑ
и неÑеÑÑннÑÑ Ð¿ÑоблемнÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑов, Ð²Ð½Ð¾Ð²Ñ Ð¸ Ð²Ð½Ð¾Ð²Ñ Ð¾Ð±ÑÑждаемÑÑ Ð½Ð° вÑеÑ
ÑÑовнÑÑ Ð²Ð»Ð°ÑÑи, ÑвлÑеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ñенки квалиÑикаÑии, каÑеÑÑва и ÑезÑлÑÑаÑов
подгоÑовки наÑÑно-педагогиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ°Ð´Ñов. ÐаÑионалÑнÑй пÑÐ¾ÐµÐºÑ Â«ÐбÑазова-
ние», как ÑÑд ÐÑогÑамм [2] и законов о вÑÑÑем и поÑлевÑзовÑком обÑазовании,
одним из важнейÑÐ¸Ñ Ð¿ÑиоÑиÑеÑов обознаÑаÑÑ ÑкÑепление ÑеловеÑеÑкого по-
ÑенÑиала (ÑеловеÑеÑкого капиÑала) [3], его ÑовеÑÑенÑÑвование, в Ñом ÑиÑле по-
ÑÑедÑÑвом ÑеÑÑÑзного Ð¾Ð±Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑбоÑа и пÑоÑеÑÑионалÑного Ñазви-
ÑÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑÑно-педагогиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ°Ð´Ñов.
Ð ÑеÑÑ Ð·Ð´ÐµÑÑ Ð½Ðµ Ð¸Ð´ÐµÑ ÑолÑко о более обÑекÑивной оÑенке деÑÑелÑноÑÑи
наÑÑно-педагогиÑеÑкого ÑообÑеÑÑва и модеÑнизаÑии ÑегионалÑнÑÑ ÑиÑÑем об-
Ñего и вÑÑÑего обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑÑем макÑималÑного ÑокÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð´Ð¼Ð¸Ð½Ð¸ÑÑÑа-
Ñивной нагÑÑзки на пÑоÑеÑÑоÑÑко-пÑеподаваÑелÑÑкий ÑоÑÑав и обÑазоваÑелÑнÑе
оÑганизаÑии в Ñелом. Ðомимо Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾-наÑÑоÑÑÐµÐ¼Ñ ÑовÑемен-
ной наÑÑно-обÑазоваÑелÑной ÑÑедÑ, â обÑекÑивно назÑела Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¸Ñ-
полÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÑÑегоÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑа ÑовмеÑÑной деÑÑелÑноÑÑи по опÑеделениÑ
пÑиоÑиÑеÑов в вÑбоÑе Ñем наÑÑнÑÑ Ð¸ÑÑледований, ÑÑоков и колиÑеÑÑва подго-
ÑавливаемÑÑ Ð½Ð°ÑÑно-педагогиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ°Ð´Ñов, как обÑазоваÑелÑнÑÑ Ð¾ÑганизаÑий,
Ñак и Ð¸Ñ ÑÑÑедиÑелей, поÑенÑиалÑнÑÑ ÑабоÑодаÑелей бÑдÑÑÐ¸Ñ Ð²ÑпÑÑкников
наÑÑнÑÑ Ñкол.
Ð ÑаÑÑмаÑÑиваемом аÑпекÑе подгоÑовка наÑÑнÑÑ ÑабоÑников Ð´Ð»Ñ Ñго-
ловно-иÑполниÑелÑной ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¸ÑклÑÑением. УпÑавление кад-
Ñов ФСÐРРоÑÑии, кÑÑиÑÑÑÑее подгоÑÐ¾Ð²ÐºÑ Ð¸ пÑоÑеÑÑионалÑнÑÑ Ð¾ÑиенÑа-
36
ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð² ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑнÑÑ Ð¾ÑганизаÑиÑÑ , по
наÑÐµÐ¼Ñ ÑбеждениÑ, должно бÑÑÑ Ð·Ð°Ð¸Ð½ÑеÑеÑовано в ÑоÑмиÑовании (попол-
нении) пÑоÑеÑÑоÑÑко-пÑеподаваÑелÑÑкого ÑоÑÑава вÑÑококвалиÑиÑиÑован-
нÑми наÑÑно-педагогиÑеÑкими кадÑами вÑзов Ñголовно-иÑполниÑелÑной Ñи-
ÑÑÐµÐ¼Ñ (далее â УÐС), ÑÑо, ÑазÑмееÑÑÑ, должно Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð¾ÑÑажение в ÑооÑ-
веÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑебнÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð°Ñ , поÑÑоÑннÑм конÑÑолем за иÑ
наполнÑемоÑÑÑÑ ÑпеÑиалÑнÑми пÑедмеÑами (Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñемом) и пÑоÑ. ÐÑи ÑÑом
ÑледÑÐµÑ ÑÑеÑÑÑ ÑÐ¾Ñ ÑакÑ, ÑÑо даже попÑÑка опÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑекÑивноÑÑи и
каÑеÑÑва подгоÑовки наÑÑнÑÑ ÐºÐ°Ð´Ñов по конкÑеÑнÑм оÑÑаÑлÑм знаний в
адÑÑнкÑÑÑе (аÑпиÑанÑÑÑе) вÑзов УÐС без ÑÑеÑа диÑÑиплинаÑной ÑпеÑиÑи-
ки, ее оÑобенноÑÑей и ÑÑадиÑий, â не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑодÑкÑивной.
Ð ÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¶Ðµ в ÑиÑÑеме подгоÑовки молодÑÑ ÑÑенÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½ÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¸Ð³ÑаеÑ: ба-
зовое, вÑзовÑкое обÑазование, его каÑеÑÑвеннÑй ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð¸ ÑпеÑиÑика напÑав-
Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÑдÑÑей деÑÑелÑноÑÑи; поÑенÑиал пÑоÑеÑÑоÑÑко-пÑеподаваÑелÑÑкого Ñо-
ÑÑава, его наÑÑно-иÑÑледоваÑелÑÑÐºÐ°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ; оÑобенноÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑной оÑга-
низаÑии и обÑазоваÑелÑнÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ и дÑ.
ÐÑнÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑаÑиÑоваÑÑ, ÑÑо в наÑÑоÑÑее вÑÐµÐ¼Ñ Ðº ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð²ÑÑÑего об-
ÑазованиÑ, к ÑодеÑÐ¶Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑнÑÑ Ð¿ÑогÑамм и к каÑеÑÑÐ²Ñ Ð¿Ñеподава-
ниÑ, в Ñом ÑиÑле и в обÑазоваÑелÑнÑÑ Ð¾ÑганизаÑиÑÑ Ð£ÐС, по-пÑÐµÐ¶Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð½ÐµÐ¼Ð°Ð»Ð¾
пÑеÑензий.
Ðжегодно оÑÑÑеÑÑвлÑемÑй мониÑоÑинг каÑеÑÑва подгоÑовки вÑпÑÑкников
ÐЮРФСÐРРоÑÑии на оÑновании оÑзÑвов ÑÑководиÑелей ÑÑÑеждений и оÑга-
нов УÐС, где вÑпÑÑкники пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´ÑÑ ÑлÑжбÑ, â демонÑÑÑиÑÑÐµÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑиÑÑа-
ÑÐ¸Ñ Ñ Ð¸Ñ Ð·Ð°ÐºÑеплÑемоÑÑÑÑ, ÑоÑиалÑнÑми пÑоблемами и ÑооÑвеÑÑÑвием занима-
емÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð¾ÑÑей полÑÑенной пÑи обÑÑении ÑпеÑиалÑноÑÑи, â но и Ð´Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·-
можноÑÑÑ Ð¿ÑоанализиÑоваÑÑ Ð¿ÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð²Ñе ÑаÑе за поÑледнее вÑемÑ
вÑÑÑавлÑемÑÑ ÑÑководиÑелÑми подавлÑÑÑÐµÐ¼Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑинÑÑÐ²Ñ Ð²ÑпÑÑкников
оÑенки ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки как «ÑдовлеÑвоÑиÑелÑнÑй» и близкий к «доÑÑаÑоÑ-
номÑ». ÐÑи ÑÑом ÑÑководиÑели ÑÑÑÑкÑÑÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ñазделений в каÑеÑÑве кÑиÑе-
ÑÐ¸Ñ Ð²ÑделÑÑÑ Ð¸Ñ ÑлÑжебнÑе доÑÑижениÑ, коÑоÑÑе напÑÑмÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¼Ð¾Ñи-
ваÑии к ÑлÑжбе, ÑÑÑÐµÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº пÑоÑеÑÑионалÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ ÑлÑÐ¶ÐµÐ±Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑоÑÑÑ, а Ñак
же, ÑÑоÑмиÑованноÑÑи конкÑеÑнÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÐµÑенÑий.
РкаÑеÑÑве пÑиÑин Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñоблем адапÑаÑии вÑпÑÑкников в
ÑÑÑеждениÑÑ Ð£ÐС, ÑволÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÑÑ ÑпеÑиалиÑÑов, оÑÑÑÑÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾ÑиваÑии к
далÑнейÑей ÑлÑжбе и пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² адÑÑнкÑÑÑÐ°Ñ (аÑпиÑанÑÑÑÐ°Ñ ),
как пÑавило, назÑваÑÑÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ÑиÑленнÑе ÑоÑиалÑно-пÑавовÑе вопÑоÑÑ, одна-
ко, по наÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, не менее знаÑимÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¿Ñи ÑÑом игÑаÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑки
ÑеоÑеÑиÑеÑкой и пÑакÑиÑеÑкой пÑоÑеÑÑионалÑной подгоÑовки, пÑоÑвлÑÑÑиеÑÑ
в пÑоÑеÑÑе обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² обÑазоваÑелÑной оÑганизаÑии.
ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÑовеÑÑенÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки ÑпеÑиалиÑÑов Ð´Ð»Ñ Ð£ÐС
подÑвеÑждаеÑÑÑ Ð¿ÑедложениÑми ÑÑководиÑелей комплекÑÑÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ñганов по
ÑÑÐ¸Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° пÑакÑиÑеÑкÑÑ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¾Ð±ÑÑениÑ, и, в ÑаÑÑноÑÑи, по
ÑвелиÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑакÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð½ÑÑий пÑи изÑÑении ÑÑда диÑÑиплин, в Ñом
ÑиÑле и кÑиминалиÑÑики. ÐейÑÑвиÑелÑно, ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ ÐºÑиминалиÑÑиÑеÑкой под-
37
гоÑовки вÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из показаÑелей пÑоÑеÑÑионализма ÑоÑÑÑдника
УÐС, Ñак как Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð½Ð°Ñка вооÑÑÐ¶Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñми знаниÑми о меÑÐ¾Ð´Ð°Ñ Ð¸
ÑÑедÑÑÐ²Ð°Ñ Ð²ÑÑвлениÑ, ÑаÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑаÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑеÑÑÑплений. ÐÑ ÑÑовнÑ
кÑиминалиÑÑиÑеÑкой подгоÑовки во многом завиÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼ пÑедÑпÑе-
Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°ÐºÑивного пÑоÑиводейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¾ÑÑжденнÑÑ , а знаÑÐ¸Ñ Ð¸
пÑоÑивопÑавного воздейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ð° лÑбого ÑÑаÑÑника Ñголовного ÑÑдопÑоиз-
водÑÑва (в Ñом ÑиÑле ÑÑбÑекÑа ÐÐ Ð).
СпÑаведливоÑÑи Ñади оÑмеÑим, ÑÑо оÑновнÑе кÑиминалиÑÑиÑеÑкие поло-
Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑекомендаÑии иÑÑоÑиÑеÑки бÑли Ð·Ð°Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð² ÑеоÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑаÑивно-
ÑозÑÑкной деÑÑелÑноÑÑи и ÑÑпеÑно пÑиÑпоÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ½Ñ Ð´Ð»Ñ ÐµÐµ нÑжд. Рв наÑÑоÑÑее
вÑемÑ, без оÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑиминалиÑÑиÑеÑкой ÑакÑики Ñложно пÑедÑÑавиÑÑ Ñеализа-
ÑÐ¸Ñ Ð¾ÑделÑнÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ ÐÐ Ð, какие Ð±Ñ Ñели они пеÑед Ñобой не ÑÑавили. Ðе ÑлÑ-
Ñайно в пеÑеÑне наÑÑнÑÑ ÑпеÑиалÑноÑÑей ÐРРи кÑиминалиÑÑика вÑÑÑÑпаÑÑ Ð²
«Ñандеме» â 12.00.12.
Ð ÑÑой оÑганиÑной ÑвÑзи двÑÑ Ð´Ð¸ÑÑиплин, по наÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, оÑÑажаеÑÑÑ
и ÑодеÑжаÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑоÑÑавлÑÑÑÐ°Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑионалÑного обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² УÐС, оÑÑ-
ÑеÑÑвлÑемого в ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ ÐµÐµ далÑнейÑего ÑазвиÑиÑ, â оÑобенно в ÑаÑÑи опеÑаÑив-
ной ÑпеÑиализаÑии. Ðднако пÑи ÑÑом ÑÑÑдно не замеÑиÑÑ Ð¾Ð³ÑомнÑÑ ÑазниÑÑ Ð²
ÑаÑÐ°Ñ , вÑделÑемÑÑ Ð½Ð° изÑÑение ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð´Ð¸ÑÑиплин. РпÑимеÑном
ÑÑебном плане подгоÑовки ÑпеÑиалиÑÑов в облаÑÑи пÑÐ°Ð²Ð¾Ð¾Ñ ÑаниÑелÑной деÑ-
ÑелÑноÑÑи ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ ÐºÑиминалиÑÑиÑеÑкой подгоÑовки Ñнижен до ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð±Ð°ÐºÐ°Ð»Ð°Ð²-
Ñов (180 ÑаÑов обÑего обÑема, из коÑоÑÑÑ ÑолÑко половина â конÑакÑнаÑ, аÑди-
ÑоÑÐ½Ð°Ñ ÑабоÑа (лекÑионнÑе, ÑеминаÑÑкие и пÑакÑиÑеÑкие занÑÑиÑ)), ÑÑо пÑиво-
Ð´Ð¸Ñ Ðº вклÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² 1 занÑÑие до 3 Ñем диÑÑиплинÑ. УÑиÑÑÐ²Ð°Ñ ÑÑко
вÑÑаженнÑй пÑикладной Ñ Ð°ÑакÑÐµÑ ÐºÑиминалиÑÑики, пÑи изÑÑении коÑоÑой и
120 ÑаÑов конÑакÑной ÑабоÑÑ Ñ Ð¾Ð±ÑÑаÑÑимиÑÑ Ð½Ð° ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ð³Ð¾Ð½Ð°Ñ
бÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑно, â в ÑелÑÑ ÑÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñего маÑеÑиала и пÑиобÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ-
Ð¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼ÑÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ð¹ и навÑков, Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾, по наÑÐµÐ¼Ñ ÑбеждениÑ, еÑли не
ÑÑовнÑÑÑ Ð¾Ð±Ñем диÑÑÐ¸Ð¿Ð»Ð¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾ колиÑеÑÑÐ²Ñ Ð·Ð°ÑеÑнÑÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¸Ñ Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑаÑивно-
ÑозÑÑкной деÑÑелÑноÑÑÑÑ (12 â ÑекÑ. и 5 â не ÑекÑ.), Ñо, по кÑайней меÑе, изÑ-
ÑаÑÑ Ð² обÑеме не менее 7 заÑеÑнÑÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¸Ñ (252 ÑаÑа).
Ðак извеÑÑно, обÑем ÑÑебной диÑÑиплинÑ, пÑежде вÑего, завиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸-
ÑеÑÑва оÑводимÑÑ ÑаÑов и опÑеделÑеÑÑÑ Ð¿ÑоÑилем подгоÑовки. ÐÑ ÑбежденÑ,
ÑÑо базовÑй ÑÑебнÑй кÑÑÑ, Ð¾Ñ Ð¾ÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого оÑÑаÑÑи завиÑÐ¸Ñ Ð¸ поÑледÑÑ-
ÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾ÑиваÑÐ¸Ñ Ðº оÑÑÑеÑÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑакÑиÑеÑкой деÑÑелÑноÑÑи, к пÑодолжениÑ
обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ð°Ð´ÑÑнкÑÑÑ (аÑпиÑанÑÑÑ), â должен бÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ñм, академиÑ-
нÑм, ÑÑÑоиÑÑÑÑ Ð² одной ÑиÑÑеме Ñ ÐºÑÑÑом наÑки. ТолÑко в Ñакой ÑиÑÑаÑии воз-
Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ ÑеалÑÐ½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ðº ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑебнÑÑ Ð¿ÑогÑамм Ñ Ð¸ÑполÑзованием
ÑовÑеменнÑÑ Ð´Ð¾ÑÑижений наÑки кÑиминалиÑÑики, Ñ Ð¸ÑÑледованием ее акÑÑалÑ-
нÑÑ Ð¿Ñоблем, Ñ ÑÑеÑом ÑпеÑиÑики ее пÑеподаваниÑ.
Ðо наÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, Ñакой Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´ ÑвлÑеÑÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ пÑавилÑнÑм и бÑ-
Ð´ÐµÑ ÑпоÑобÑÑвоваÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑÑпеÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð·ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑиминалиÑÑики, ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñа-
мой наÑки, Ñак и обеÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑÑокого ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð¿ÑÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð°Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÑиминали-
ÑÑики, в Ñом ÑиÑле пÑи подгоÑовке наÑÑно-педагогиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ°Ð´Ñов. ÐезÑÑлов-
38
но, обознаÑеннÑе вопÑоÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑеÑаÑÑÑÑ Ð²Ñзом, в ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ ÑобÑÑвенно
обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑим пÑогÑаммам, однако обеÑпеÑенноÑÑÑ ÑооÑвеÑ-
ÑÑвÑÑÑими адапÑиÑованнÑми к ÑÑловиÑм УÐС меÑодиками и ÑазÑабоÑками,
как и обÑее колиÑеÑÑво ÑаÑов на оÑделÑнÑе диÑÑиплинÑ, Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑоли-
ÑоваÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑенÑиалÑнÑм ÑабоÑодаÑелем. Так как в ÑаÑÑмаÑÑиваемом нами
аÑпекÑе поÑлевÑзовÑкого обÑазованиÑ, как Ñже бÑло оÑмеÑено вÑÑе, именно
Ñ Ð²ÑзовÑкого ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ ÑоздаеÑÑÑ Ð±Ð°Ð·Ð° Ð´Ð»Ñ ÑÑпеÑной поÑледÑÑÑей подгоÑовки
наÑÑнÑÑ ÐºÐ°Ð´Ñов.
ÐелÑÐ·Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð¹Ñи вниманием Ñак же обÑзаÑелÑнÑй комплекÑнÑй Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´ к
ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑаÑÑмаÑÑиваемÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑов в ÑаÑÑи оÑганизаÑии ÑÑебной, наÑÑно-
иÑÑледоваÑелÑÑкой и внеÑÑебной деÑÑелÑноÑÑи адÑÑнкÑов (аÑпиÑанÑов) в ÑелÑÑ
обеÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑезÑлÑÑаÑивноÑÑи и ÑÑÑекÑивноÑÑи Ð¸Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑи. Ðе оÑÑанав-
ливаÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ñобно на ÑодеÑжании ÐÑогÑамм подгоÑовки наÑÑно-педагогиÑеÑкиÑ
кадÑов в ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ð¿ÑоÑилÑной ÑпеÑиалÑноÑÑи â 12.00.12 кÑиминалиÑÑика; ÑÑдеб-
но-ÑкÑпеÑÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ; опеÑаÑивно-ÑозÑÑÐºÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ, â оÑмеÑим,
ÑÑо в наÑÑоÑÑее вÑÐµÐ¼Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ Ð¾ повÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑеÑÑва подгоÑовки диÑÑеÑÑаÑий
и ÑвелиÑении колиÑеÑÑва заÑÐ¸Ñ Ð² ÑÑловиÑÑ ÑолÑко дейÑÑвÑÑÑего на базе ФÐУ
ÐÐРФСÐРРоÑÑии диÑÑеÑÑаÑионного ÑовеÑа вÑÑд ли ÑмеÑÑно. ÐбÑекÑивно
назÑела Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑкÑÑÑого ÑовеÑа по Ñказанной ÑпеÑиалÑно-
ÑÑи, ÑÑо в ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑеÑедÑ, вÑÑÑÑÐ¿Ð¸Ñ Ð¾Ñновой Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ñенного ÑÑнкÑиониÑова-
Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑилÑной адÑÑнкÑÑÑÑ (аÑпиÑанÑÑÑÑ).
СооÑвеÑÑÑвенно, пÑивлекаемÑе к подгоÑовке молодÑÑ ÑÑенÑÑ ÐºÐ°Ð´ÑÑ Ð²ÑÑ-
Ñей квалиÑикаÑии, ÑÐ¾Ñ ÐµÑÑÑ Ð´Ð¾ÐºÑоÑа наÑк, пÑоÑеÑÑоÑа и доÑенÑÑ, лÑÑÑие пÑе-
подаваÑели вÑзов бÑдÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð°ÐºÑивно ÑÑаÑÑвоваÑÑ Ð² ÑоÑмиÑова-
нии наÑÑной Ð±Ð°Ð·Ñ ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ñкол, Ð¸Ñ ÑÑебно-меÑодиÑеÑкого комплекÑа,
в ÑазÑабоÑке и иÑполÑзовании обÑазоваÑелÑнÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹, иÑполÑзÑемÑÑ Ð¿Ñи
подгоÑовке адÑÑнкÑов (аÑпиÑанÑов) Ñ ÑÑеÑом ÑпеÑиÑики деÑÑелÑноÑÑи УÐС.
ÐбознаÑеннÑе нами некоÑоÑÑе пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки наÑÑнÑÑ ÑабоÑников
УÐС не оÑноÑÑÑÑÑ Ðº ÑникалÑнÑм и, Ñем более, к неÑеÑаемÑм. ÐовÑÑение ÑÑовнÑ
подгоÑовки вÑпÑÑкников обÑазоваÑелÑнÑÑ Ð¾ÑганизаÑий УÐС обÑзаÑелÑно оÑÑа-
зиÑÑÑ Ð½Ð° моÑиваÑии к пÑакÑиÑеÑкой и наÑÑной деÑÑелÑноÑÑи ÑоÑÑÑдников, а ÑеÑе-
ние вопÑоÑа о ÑабоÑе оÑкÑÑÑого ÑовеÑа по пÑоÑилÑной ÑпеÑиалÑноÑÑи позволиÑ
ÑÑоÑмиÑоваÑÑ (пополниÑÑ) пÑоÑеÑÑоÑÑко-пÑеподаваÑелÑÑкий ÑоÑÑав ведомÑÑвен-
нÑÑ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑнÑÑ Ð¾ÑганизаÑий вÑÑококвалиÑиÑиÑованнÑми наÑÑно-
педагогиÑеÑкими кадÑами.
Таким обÑазом, бÑÐ´ÐµÑ Ð² оÑнове Ñвоей ÑеÑена задаÑа обеÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñе-
емÑÑвенноÑÑи и ÑоглаÑованноÑÑи Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑнÑми пÑогÑаммами
ÐУÐов, опÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиоÑиÑеÑов в вÑбоÑе Ñем иÑÑледований Ñ ÑÑеÑом по-
ÑÑебноÑÑей пÑакÑиÑеÑкой деÑÑелÑноÑÑи и ÑÑÑаÑегиÑеÑким планом наÑÑного
ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð£ÐС. ÐÑи ÑÑом напиÑание диÑÑеÑÑаÑии ÑÑÐ°Ð½ÐµÑ Ð²Ð¾ÑпÑинимаÑÑÑÑ
как, безÑÑловно, важнаÑ, но не единÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñа, â главной ÑелÑÑ Ð²Ñ-
ÑÑÑÐ¿Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовка обÑазованного, «Ñзнаваемого» в наÑÑном ÑообÑеÑÑве
ÑпеÑиалиÑÑа, Ñвободно оÑиенÑиÑÑÑÑегоÑÑ Ð² «Ñвоей» наÑÑной диÑÑиплине и
ÑмежнÑÑ Ð½Ð°ÑÑнÑÑ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑÑ .
39
ÐонеÑно, обеÑпеÑение Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾Ð¹ академиÑеÑкой мобилÑноÑÑи, оÑкÑÑ-
Ñие диÑÑеÑÑаÑионного ÑовеÑа и адÑÑнкÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ пÑоÑилÑной ÑпеÑиалÑноÑÑи за
ÑÑÐµÑ ÑÑедÑÑв гоÑбÑджеÑа не могÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑÐµÐ°Ð»Ð¸Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð² одноÑаÑÑе, однако ÑÑо
обÑекÑивнÑй и неизбежнÑй пÑÑÑ Ð¾Ð±ÐµÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑеÑÑва подгоÑовки кадÑов
вÑÑÑей квалиÑикаÑии по пÑиоÑиÑеÑнÑм Ð´Ð»Ñ Ð£ÐС наÑÑнÑм напÑавлениÑм. ÐÑи
налиÑии ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑего заказа Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð´Ñов УÐС
и конÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð·Ð° его иÑполнением, â по наÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, вполне ÑеалÑно обеÑпе-
ÑиÑÑ ÑÐ¾Ñ Ñанение (пополнение) наÑÑного кадÑового поÑенÑиала в УÐС.
СпиÑок лиÑеÑаÑÑÑÑ
1.
ÐеднÑй Ð. Ð., ÐиÑÐ¾Ð½Ð¾Ñ Ð. Ð. ÐодгоÑовка наÑÑнÑÑ ÐºÐ°Ð´Ñов в вÑÑÑей
Ñколе. СоÑÑоÑние и ÑенденÑии ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð°ÑпиÑанÑÑÑÑ : моногÑаÑиÑ. Ð. Ðовго-
Ñод, 2008. 219 Ñ.
2
. ÐоÑÑдаÑÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÐÑогÑамма РоÑÑийÑкой ФедеÑаÑии «РазвиÑие обÑазо-
ваниÑ» на 2013â2020 Ð³Ð¾Ð´Ñ : ÑÑв. ÑаÑпоÑÑжением ÐÑавиÑелÑÑÑва РоÑ. ФедеÑаÑии
Ð¾Ñ 15 Ð¼Ð°Ñ 2013 г. â 792-Ñ.
3
. ÐÑÑÑÑпление Ð. Ð. ÐÑÑина на заÑедании ÐоÑÑдаÑÑÑвенного ÑовеÑа по во-
пÑоÑам ÑовеÑÑенÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð±Ñего обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² РоÑÑийÑкой ФедеÑа-
Ñии. 23 декабÑÑ 2015 года.
40