Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Достоинства oc этой oc теории: oc действительно, oc можно oc сравнивать oc семью oc с oc государством, oc так oc как oc модель oc современного oc государства oc произошла oc от oc простейших oc форм, oc которые oc вполне oc могут oc быть oc сопоставимы oc с oc первобытной oc семьей. oc Кроме oc того, oc данная oc теория oc создает oc некий oc символ oc святости oc и oc уважения oc к oc государственной oc власти oc и oc родственности oc всех oc в oc единой oc стране. oc Слабые oc стороны oc теории oc в oc том, oc что oc авторы oc концепции oc слишком oc упрощают oc процесс oc становления oc государства. oc По oc сути oc дела oc они oc произвели oc подмену oc понятий, oc то oc есть oc заменили oc категорию oc "семья" oc - oc категорией oc "государство", oc аналогично oc с oc понятиями oc "отец" oc - oc "государь", oc "члены oc семьи" oc - oc "подданные" oc и oc т.д. oc К oc тому oc же, oc по oc мнению oc многих oc ученых-историков, oc процесс oc возникновения oc государства oc шел oc практически oc параллельно oc с oc процессом oc возникновения oc семьи oc как oc социального oc института.

Договорная oc теория.

Содержание oc договорной oc теории oc происхождения oc государства oc можно oc прочесть oc в oc трудах oc Г. oc Гроция, oc Ж.-Ж; oc Руссо, oc А.Н. oc Радищева. oc Эта oc теория oc получила oc свое oc распространение oc в oc ХУП-ХУШ oc вв. oc По oc мнению oc авторов oc этой oc концепции, oc государство oc возникает oc на oc базе oc договора, oc который oc заключают oc между oc собой oc люди, oc находившиеся oc до oc этого oc в oc естественном oc состоянии, oc то oc есть oc в oc состоянии oc первобытности. oc По oc данной oc теории, oc государство oc возникает oc как oc продукт oc сознательного oc творчества, oc как oc результат oc договора. oc Государство oc здесь oc - oc рациональное oc объединение oc людей, oc свободная oc консолидация oc общества. oc Заключая oc договор, oc люди oc передают oc часть oc своих oc прав, oc свобод oc государству, oc в oc результата oc чего oc и oc у oc правителей, oc и oc у oc общества oc четко oc возникает oc полигика oc взаимных oc прав oc и oc обязанностей, oc а oc также oc ответственность oc за oc их oc невыполнение. oc Изолированные oc до oc этого oc отдельные oc индивиды oc общества oc становятся oc единым oc и oc полноправным oc народом oc государства.

Согласно данной теории, функции государства заключались в принятии законов, собирании налогов, наказывании преступников, защите своей территории, прав граждан и их собственности. Граждане, в свою очередь, должны были соблюдать законы, платить налоги, они имели право на защиту свободы и собственности. У граждан даже было право расторжения договора, в случае злоупотребления правителями власти, вплоть до свержения.


Достоинство теории: договорную теорию можно считать одной из прогрессивных теорий, объясняющих возникновение государства в том классе, что теория раскрывала процесс становления государственности, и она переплетается с религиозными догмами. Эта концепция имеет демократическое содержание, так как закрепляет за народом право выбора правителя.

Слабым звеном в данной теории является переоценка представления о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость заключения договора с целью создания государства, и недооценка объективных факторов (социально-экономических, военно-политических и других). Преувеличение роли субъективных начал в формировании государства [4, с.72].

Теория насилия.

государство государственный орган власть

Главными идеологами этой теории были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Причину происхождения и главную основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях общества, не в божественных началах и не в общественных договорах, а в завоевании, насилии, новых военно-политических факторах. Объясняя процесс становления государства, авторы, прежде всего, ссылались на порабощение одних племен другими. Для управления порабощенными племенами создается государство с его институтами принуждения.

Один из представителей этой доктрины, Л. Гумплович, утверждал, что в результате насилия образуется единство противоположностей - государство: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Гумплович писал, что войны и насилие - вот родители государства. Столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, борьба, войны, опустошение, словом, насилие, являются основными факторами становления государственности. В советское время, в период господства марксистской идеологии считалось, что эта концепция служит для оправдания угнетения одного класса другим в капиталистических государствах. Таким образом, государство - организация, возникшая путем насилия. Это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войны племена преобразовывались в определенные социальные группы - пасты, сословия, классы. Завоеванные племена приобретали статус рабов. Следовательно, государство - это не результат внутреннего развития общества, а навязанная ему извне система.

Достоинства теории заключаются в том, что действительно военные действия играли немаловажную роль в формировании государства. К примеру, становление древнегерманского государства напрямую сопровождалось военно-политическими факторами. Слабые стороны теории. Нужно учитывать, что степень насилия в формировании того или иного государства была разная. Поэтому военно-политический фактор (можно рассматривать наряду с другими причинами происхождения государства. К тому же военно-политический характер во многих регионах играл второстепенную роль, уступал первичности других факторов, прежде всего, социально-экономических [5, с.113].


Органическая теория.

Авторами органической теории считаются Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др. Их труды получили широкое распространение в XIX веке, когда Ч. Дарвин открыл теорию естественного отбора. Воодушевленные открытиями Ч. Дарвина, вышеуказанные ученые разработали концепцию, согласно которой, государство - это большой организм. Отношения, происходящие в государстве, идентичны процессам, происходящим в живом организме. По мнению авторов, государство - есть продукт социальной эволюции, который является лишь разновидностью эволюции биологической.

Государству характерны все черты и особенности живого организма: оно имеет те системы, которые способствуют жизнедеятельности организма. Государство имеет нервную систему - мозг (правителей) и иные системы живого организма (подчиненные), которые выполняют сигналы мозга.

Как в сфере биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее сильные и выносливые, так и в социальных организмах в процессе войн и борьбы формируются политические администрации - государства со своими органами управления. Таким образом, органическая теория практически уравняла государство с биологическим организмом.

Достоинства теории заключаются в том, что, естественно, влияние биологических факторов на происхождение государства было очевидным, ибо люди - существа не только социальные, но и биологические.

Слабые стороны. Ошибкой авторов концепции было то, что они поставили на один уровень сознательные и биологические организмы. Нельзя распространять закономерность и функции биологического организма на социальное. Естественно, это связанные между собой категории, которые подчиняются различным закономерностям, имеют в корне различные причины возникновения.

Психологическая теория

Основателями и наиболее яркими представителями психологической теории происхождения государства являются Л.И. Петражицкий, Г. Гард и 3. Фрейд (основоположники психоанализа). Эти люди видели происхождение государства в психических особенностях человека: потребности людей во власти над другими людьми, стремлении подчиняться, подражать. Психологическая теория ищет основу государства в сфере иррационального, чувственного начала, в инстинктах, волевых актах, которые якобы первичны по отношению к разуму и господствуют над ним. Государство рассматривается как продукт психики, а не классовых отношений. Авторы теории объясняют причины происхождения государства теми способностями, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, шаманам, колдунам. Их магическая энергия, которая якобы делала охоту удачной, исцеляла болезни, предсказывала будущее, создавала условия для зависимости сознания человека от вышеназванной элиты. Из этой зависимости (власть одних над другими) возникает государственная власть, однако даже в первобытном обществе существуют люди, которые не желают подчиняться подобной власти, и для удержания таких "послушных граждан" в узде, для поддержания в них "послушного" психического состояния формируется государство [6, с.81].


Достоинства теории: нельзя отрицать тот факт, что психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, и есть та важная причина, оказывающая воздействие на все социальные институты.

Слабая сторона теории заключается в преувеличении роли психологических свойств личности в процессе становления государства. Психика - это один из многих факторов государствообразования, и в конечном счете, она формируется под влиянием социально-экономических институтов, военно-политических и иных внешних условий.

1.2 Признаки государства

Ему присущи следующие признаки.

Территория oc - oc это oc пространственная oc основа oc государства, oc его oc физическая, oc материальная oc опора. oc Без oc территории oc государство oc не oc существует, oc хотя oc может oc изменяться oc во oc времени, oc уменьшаться oc в oc результате oc поражения oc в oc войне, oc или oc увеличиваться oc в oc процессе oc экспансии, oc или oc изменяться oc в oc процессе oc экспансии, oc или oc изменяться oc в oc соответствии oc с oc договорами oc о oc делимитации oc границы. oc Линия oc государственной oc границы oc на oc местности oc обозначается oc пограничными oc знаками. oc Она oc может oc проходить oc по oc суше, oc водному oc и oc воздушному oc пространству, oc континентальному oc шельфу oc и oc т.д. oc На oc территории oc государства oc проживает oc население, oc где oc в oc полной oc мере oc действует oc власть oc политическая.

Территориальная oc принадлежность oc человека oc выражается oc в oc таких oc терминах, oc как oc "подданный", oc "гражданин, oc "лицо oc без oc гражданства", oc "иностранец". oc Гражданин oc устойчивая oc правовая oc связь oc лица oc с oc конкретным oc государством. oc В oc монархических oc государствах, oc как oc правило, oc термину oc " oc гражданство oc "соответствует oc термин oc " oc подданство". oc Приобретение oc " oc гражданства oc " oc происходит, oc как oc правило, oc по oc рождению oc на oc основе oc " oc права oc крови", oc т.е. oc национальной oc принадлежности oc родителей, oc как oc в oc Дании, oc Афганистане oc и oc т.д., oc или oc " oc права oc почвы oc " oc - oc по oc месту oc рождения, oc как oc в oc США, oc Аргентине, oc а oc также oc в oc порядке oc натурализации, oc т.е. oc приёма oc в oc гражданство. oc Процедура oc натурализации oc производится oc на oc основании oc личного oc прошения oc или oc в oc силу oc особых oc заслуг oc той oc или oc иной oc личности oc перед oc государством. oc На oc своей oc территории oc государство oc поддерживает oc свою oc суверенную oc власть oc и oc имеет oc право oc защищать oc её oc от oc внешнего oc вторжения oc со oc стороны oc других oc государств oc и oc частных oc лиц.


Население, oc т.е. oc человеческое oc общество, oc проживающее oc на oc территории oc государства.

Население oc и oc народ, oc нация oc - oc понятия oc не oc тождественные.

Народ, oc нация oc - oc это oc социальная oc группа, oc члена oc которой oc обладают oc чувством oc принадлежности oc к oc ней oc благодаря oc общим oc чертам oc культуры oc и oc историческому oc сознанию. oc В oc науке oc конституционного oc права oc понятие oc народ oc обычно oc подразумевающее oc всё oc население oc данного oc государства, oc образующее oc единую oc социально oc - oc экономическую oc общность oc независимо oc отделения oc его oc на oc какие oc - oc либо oc национальные oc общности oc / oc в oc конституционной oc доктрине oc ряда oc стран oc в oc том oc числе, oc употребляется oc выражение oc " oc многонациональный oc народ oc "

Население oc государства oc может oc состоять oc из oc одного oc народа oc или oc быть oc многонациональным. oc Народ oc впервые oc стал oc общепринятым oc субъектом oc международного oc права oc в oc 1945 oc году oc в oc результате oc закрепления oc в oc Уставе oc ООН oc принципа oc "равноправия oc и oc самоопределения oc народов". oc Ныне oc в oc международном oc праве oc закрепляется oc широкий oc круг oc прав oc народов, oc обобщаемый oc в oc различных oc конвекционных oc актов. oc В oc месте oc с oc тем oc общепринятого oc всем oc международным oc сообществом oc понятия oc " oc народ oc " oc до oc сих oc пор oc нет. oc Мы oc же oc попытаемся oc в oc свою oc очередь oc дать oc определение oc народа, oc нация oc - oc это oc социальная oc группа, oc члены oc которой oc обладает oc чувством oc принадлежности oc к oc ней oc благодаря oc общим oc чертам oc культуры oc и oc историческому oc сознанию oc [7, oc с.94].

Далее, oc отношения oc между oc нациями oc могут oc быть oc напряженными oc или oc даже oc конфликтными, oc что oc порой oc приводит oc к oc дестабилизации oc государства. oc Для oc смягчения oc конфликтов oc используются oc различные oc средства, oc например, oc федерализация oc или oc автономизация. oc Федерализм oc фр. oc federalisme oc - oc одна oc из oc двух oc форм oc территориальной oc организации oc государства, oc предполагающий oc сложный, oc союзный oc характер.

Публичная oc власть. oc Термин oc " oc власть" oc означает oc способность oc влиять oc в oc нужном oc направлении, oc подчинять oc своей oc воле, oc навязывать oc её oc подвластным, oc осуществлять oc над oc ними oc господство. oc Такие oc отношения oc устанавливаются oc между oc населением oc и oc особой oc когортой, oc слоем oc людей, oc которая oc им oc управляет.

Власть политической элиты имеет институализированный oc характер, oc т.е. oc осуществляется oc посредством oc органов oc и oc учреждений, oc объединённых oc в oc единую oc иерархическую oc систему. oc Механизм oc государства, oc являющийся oc материальным oc выражением oc государственной oc власти, oc позволяет oc обеспечить oc нормальную oc жизнедеятельность oc общества. oc К oc важнейшим oc его oc составляющим oc относятся oc судебные, oc законодательные oc и oc исполнительные oc органы. oc Институции oc от oc лат. oc institutio oc - oc наставление, oc термин, oc используемый oc как oc форма oc слова oc "институт" oc для oc обозначения oc количества oc органов oc или oc учреждений.