Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Основные теории происхождения государства
2.1 Понятие и элементы форм государства
2.2 Форма государственного правления
2.3 Форма государственного устройства
ГЛАВА3. МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
3.3 Классификация государственных органов
Государство oc вследствие oc своей oc институализированности oc обладает oc относительной oc стабильности. oc Правители oc меняются, oc а oc государственные oc учреждения oc остаются, oc за oc исключением oc случаев oc уничтожения oc государства oc в oc результате oc войны.
Власть oc в oc государстве oc должна oc быть oc всеобщной, oc или oc публичной, oc т.е. oc распространять oc своё oc действие oc на oc всю oc территорию, oc на oc всё oc населения. oc Помимо oc этого oc власть oc должна oc быть oc универсальной, oc т.е. oc способной oc решать oc любые oc вопросы, oc затрагивающие oc общие oc интересы, oc а oc её oc указания oc должны oc быть oc общеобязательными oc для oc всех.
Для oc устойчивости oc государственной oc власти, oc её oc способности oc принимать oc решения oc и oc проводить oc их oc в oc жизнь oc - oc власти oc необходимо oc быть oc легитимной. oc Легитимность oc от oc лат. oc legitimus oc - oc согласный oc с oc законами, oc законный, oc правомерный, oc надлежащий, oc должный, oc правильный oc - oc юридический oc термин, oc применяемый oc для oc характеристики oc социального oc порядка, oc обладающего oc престижем, oc в oc силу oc которого oc диктует oc обязательные oc требования oc и oc устанавливает oc образцы oc поведения.
В oc нашем oc случае oc легитимность oc власти oc означает:
- её oc законность;
- её oc поддержка oc населением;
- её oc международное oc признание. oc Существует oc множество oc средств oc обеспечения oc легитимности oc власти, oc среди oc которых oc многопартийность, oc выборы, oc уход oc в oc отставку, oc референдум oc и oc др. oc [8, oc с.117].
Право oc - oc в oc современной oc науке oc система oc общеобязательных oc социальных oc норм, oc охраняемых oc слой oc государственного oc принуждения, oc обеспечивающего oc юридическую oc регламентацию oc общественных oc отношений oc в oc масштабе oc всего oc общества. oc С oc появлением oc государства, oc право oc как oc система oc обязательных oc правил oc поведения oc является oc мощным oc средством oc управления. oc Государство oc осуществляет oc правотворческую oc деятельность oc т.е. oc издаёт oc законы oc и oc другие oc нормативные oc акты, oc адресованные oc всему oc населению.
Право oc позволяет oc власти oc делать oc общеобязательными oc для oc населения oc всей oc страны oc с oc тем, oc чтобы oc направить oc поведение oc масс oc в oc определённое oc русло. oc Юридические oc нормы oc устанавливают oc определённые oc нормы oc и oc правила. oc И oc в oc зависимости oc от oc того oc как oc эти oc нормы oc и oc правила oc соблюдает oc население, oc можно oc судить oc об oc их oc эффективности.
Правоохранительные oc органы. oc Это oc установленная oc государством oc деятельность oc специальных oc органов, oc которая oc осуществляется oc с oc целью oc охраны oc права oc путём oc применения oc юридических oc мер oc воздействия, oc в oc строгом oc соответствии oc с oc законом oc и oc при oc обязательном oc соблюдении oc установленных oc законом oc норм oc и oc при oc обязательном oc соблюдении oc установленного oc им oc порядка. oc В oc эту oc часть oc государственного oc аппарата oc входят: oc судебные oc органы oc прокуратура, oc милиция, oc органы oc безопасности, oc внешней oc разведки, oc налоговая oc полиция, oc таможенные oc органы oc и oc т.д. oc Они oc необходимы oc любому oc государству oc в oc связи oc с oc тем, oc что oc власть oc правителей oc осуществляется oc посредством oc норм oc права, oc приказов, oc т.е. oc имеет oc императивный oc характер. oc С oc помощью oc правоохранительных oc органов, oc возможно oc применение oc принудительных oc мер, oc предусмотренных oc правовой oc системой oc к oc населению. oc Особенно oc характер oc и oc объём oc принуждения oc возрастает, oc если oc власть, oc нелегитимна oc и oc сопротивление oc ей, oc как oc правило, oc велико.
Далее, правоохранительные органы, помимо применения санкций за нарушение правовых норм отмена незаконного акта, налога и т.д., используются также для предупреждения дисбаланса в обществе регистрация сделки в нотариате, примирение спорящих сторон, предупреждение правонарушений и др.
Армия. Одна из главных целей проявления элиты заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Одной из причин военных конфликтов являются пограничные споры между смежными государствами. Поэтому вооруженные силы являются до сих пор остаются необходимыми атрибутом любого государства. Но не только для защиты территориальности они применяются.
Армия также может использоваться и в критических внутренних конфликтах, хотя это и не является прямой её задачей. Исключение же армии из внутриполитической жизни сделает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдётся ещё дороже.
Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определённые сроки, они необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержания социальной сферы образования, науки, культуры, здравоохранения и т.д., создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно, однако развитие формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берёт на себя решение все новых и новых задач.
Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная. Т.е. государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств [9, с.84].
Бывает внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет - это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет - это полная независимость во внешних делах. На внутренний суверенитет может влиять давление со стороны национальных и межнациональных групп.
Мнение международного сообщества может влиять на проведение политики внутри государства.
Внешний суверенитет также подвергается давлению со стороны мирового сообщества и сужает его с большой скоростью, чем внутренний. Государство - это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закреплённой за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
1.3 Типология государств
Государство - явление многогранное что является следствием многочисленных классификаций государств. Одним из оснований для классификации является типология государства. Тип государства - это взятые в единстве, наиболее общие черты различных государств, их важнейшие свойства и стороны, порождаемые соответствующей эпохой, характеризующиеся общими сущностными свойствами.
В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный.
Цивилизационный подход основан на отнесении государства к определенной цивилизации. Определений цивилизации существует несколько, это и синоним культуры, и степень развития или упадка государства. В результате множественности определений цивилизации существует и множественность типов государств. Тойн-би выделяет египетскую, китайскую, арабскую, православную, всего 21 цивилизацию. Кроме того, различают:
- восточные, западные и смешанные государства;
- древние, средневековые, современные и т.д. [10, с.67].
Достоинством данной типологии является то, что выделяются факторы культуры, а недостаток в том, что типология не указывает на властные отношения, по сути, это типология не столько государства, сколько общества.
В основе формационного подхода лежит понятие исторического типа государства. Главный критерий - общественно-экономическая формация. Тип государства связывается с принадлежностью государственной власти определенному классу. В зависимости от этого, выделяют: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государства.
В результате переосмысления формационного подхода ныне выделяются два основных типа - западный и восточный типы государства, соответствующие уникальности европейского и азиатского путей естественного исторического развития.
1.4 Функции государства
Теория функций государства в юридической науке решалась неоднозначно, имелись спорные точки зрения относительно деления функций на внутренние и внешние (В.С. Афанасьев, С.С. Алексеев).
Несмотря на это, в теории государства под функциями государства понимают основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражается общечеловеческая сущность и социальное назначение.
Условно функции государства можно подразделить по сферам жизни общества: экономика, политика, социальная, духовная (идеология) сферы.
Объектом государственного воздействия выступают разнообразные общественные отношения. Функции устремлены не на объекты как таковые, на решение коренных задач, стоящих перед государством. Государство же в процессе своей деятельности, то есть в процессе осуществления своих функций, воздействует на определенных участников общественной жизни.
В этой связи функции подразделяются на:
- политическую - обеспечение государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия; охрана суверенитета государства от внешних посягательств;
- экономическую - обеспечение нормального функционирования и развития экономики;
- социальную - охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществления мер по удовлетворению социальных потребностей людей;
- идеологическую - поддержка определенной, в том числе религиозной идеологии, организующей образование, поддержание науки и культуры (в соответствии с рисунком 1).
Рисунок 1 - Функции государства
Классификация функций государства
По сфере деятельности:
а) внутренние (в пределах государственной границы);
б) внешние (за пределами государственной границы).
По продолжительности:
а) постоянные;
б) временные. [11, с.68].
По значимости:
а) основные;
б) неосновные (в соответствии с рисунком 2).
Рисунок 2 - Классификация функций государства
Функции современного государства
Внутренние:
а) регулирование экономики;
б) сбор налогов;
в) сохранение и развитие культуры;
г) охрана прав и свобод граждан и обеспечение правопорядка;
д) социальное обеспечение;
е) охрана экологии;
ж) и другие.
Внешние:
а) национальная оборона и внешняя агрессия;
б) сотрудничество с другими странами (в соответствии с рисунком 3).
Рисунок 3. Функции современного государства
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
2.1 Понятие и элементы форм государства
Функционирование механизма государства связано с его формами.
Форма государства - это внешнее выражение его сущности, которое следует рассматривать в единстве трех элементов:
1) формы правления;
2) формы государственного устройства;
3) политического режима.
Форма государства является выражением и носителем сущности и содержания государства.
Категория "форма государства" отвечает на вопросы: кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, как осуществляется политическая власть, с помощью каких приемов и методов.
2.2 Форма государственного правления
Форма государственного правления oc - oc это oc элемент oc формы oc государства, oc характеризующий oc организацию oc верховной oc государственной oc власти, oc порядок oc образования oc ее oc органов oc и oc их oc взаимоотношения oc с oc населением.
По oc форме oc правления oc государства oc делятся oc на oc монархии oc и oc республики.
Монархия oc (единовластие) oc - oc это oc такая oc форма oc правления, oc при oc которой oc власть oc полностью oc или oc частично oc сосредоточена oc в oc руках oc главы oc государства oc (короля, oc шаха, oc императора).
Признаки oc монархии:
- власть oc передается oc по oc наследству;
- осуществляется oc бессрочно;
- не oc зависит oc от oc волеизъявления oc населения.
Различают oc неограниченные oc (абсолютные) oc монархии oc и oc ограниченные.
Неограниченные oc монархии oc - oc это oc такие oc виды oc монархии, oc где oc отсутствуют oc представительные oc учреждения oc народа, oc носителем oc суверенитета oc государства oc является oc монарх oc (Саудовская oc Аравия oc и oc др.).
Ограниченные oc монархии oc (конституционные oc монархии, oc где oc наряду oc с oc монархом, oc носителями oc суверенитета oc выступают oc высшие oc государственные oc органы, oc которые oc ограничивают oc власть oc одного oc человека oc в oc государстве oc (Великобритания, oc Япония).
Ограниченные oc монархии oc можно oc подразделить oc также oc на oc следующие oc виды: oc сословно-представительная oc монархия; oc конституционная oc монархия; oc дуалистическая oc монархия; oc парламентарная oc монархия.