Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Основные теории происхождения государства
2.1 Понятие и элементы форм государства
2.2 Форма государственного правления
2.3 Форма государственного устройства
ГЛАВА3. МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
3.3 Классификация государственных органов
3.2 Механизм государства
В юридической науке долгое время спорным был вопрос о соотношении понятий "механизм государства" и "государственный аппарат".
Ряд ученых предлагают понятие "государственный аппарат" употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В "широком" смысле - это совокупность всех государственных органов. В узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления.
Другие ученые отождествляют "аппарат государства" и "механизм государства".
Государственный аппарат реализует функции государства. Государственный аппарат - иерархическая система государственных органов.
Некоторые исследователи выделяют государственный механизм - деятельность государственных органов и полагают, что государственный аппарат - это порядок формирования госорганов.
Другие исследователи полагают, что государственный механизм включает в себя кроме государственного аппарата еще и систему государственных учреждений, поскольку они также участвуют в реализации функций государства.
Бюрократия - часть государственного аппарата, работающая на постоянной основе (в отличие от срочной выборной).
Принципы организации и деятельности государственного аппарата
1. Принцип разделения властей
Вся полнота власти не может принадлежать одному лицу или органу. Это приводит к злоупотреблением властью. Следовательно, необходимо разделение властной компетенции между различными органами.
Разделение власти по горизонтали проводится на законодательную, исполнительную, судебную и контрольно-надзорную. Каждая из этих ветвей самостоятельная, независима в реализации своих функций от других властей, организационно обособлена. Взаимоотношения отдельных ветвей власти между собой регулируются системой сдержек и противовесов и сотрудничеством.
Разделение власти по вертикали осуществляется в унитарных государствах между центральной и местной, а в федеративных - между федеральной властью и властью субъектов федерации.
2. Принцип законности
3. Принцип демократизма
4. Принцип гласности
5. Принцип централизма
6. Принцип гуманизма
7. Принцип национального равноправия
Признаки государственного органа
1) имеет государственно-властные полномочия:
а) по принятию обязательных для исполнения решений;
б) по применению мер государственного принуждения.
2) формируется в порядке, установленном законом;
3) действует в пределах, ограниченных предоставленной ему компетенцией;
4) сфера его компетенции исчерпывающе описана в законе;
5) имеет установленное строение.
Таким образом, под механизмом государства понимается система взаимосвязанных между собой органов государства, основанных на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства
3.3 Классификация государственных органов
В основу классификации государственных органов могут быть положены различные критерии:
по признаку разделения властей
а) законодательные;
б) исполнительные;
в) судебные;
г) контрольно-надзорные.
по способу формирования
а) избираемые народом;
б) другие.
по характеру компетенции
а) общей компетенции:
б) специальной (отраслевой) компетенции.
По территории:
а) центральные;
б) региональные.
По способу принятия решения:
а) единоличные;
б) коллегиальные [15, с.63].
3.4 Механизм государственной власти
Власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.
В общественных науках (политологии, философии, в том числе юридической науках), рассматривался вопрос соотношения государственной и политической власти (М.И. Байтин, Ф.М. Бурлацкий).
Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти. Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинение между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Признаки государственной власти:
- распространяется на все общество;
- носит публичный характер (решает общие дела);
- опирается на государственное принуждение;
- осуществляется специальными лицами (государственными служащими, политиками);
- характеризуется легитимностью и легальностью. [16, с.90].
В государственной власти различают два противоположных по сущности принципа организации и функционирования механизма государства - единовластие и разделение властей.
При единовластии вся власть в государстве сосредотачивается в одних руках - монарха, диктатора, либо группы лиц. Разделение властей предполагает существование в государстве трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых независима от других властей и самостоятельна в пределах своей компетенции. Впервые принцип разделения властей был сформулирован французским ученым Ш. Монтескье в 1748 году. Основным назначением органов законодательной власти является разработка, обсуждение и принятие.
Основная задача органов исполнительной ветви власти - исполнение законов. В целях их исполнения и на основе законов в рамках своей компетенции издают нормативно-правовые акты (подзаконные нормативные акты), которые ни в коей мере не должны противоречить законам.
Органы судебной власти. Судебную власть или правосудие осуществляют суды посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.
Судебная власть имеет своим назначением защиту прав, свобод, законных интересов граждан, организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов и других нормативно-правовых актов, международных договоров государства.
Судебные органы выступают в качестве "сдержки и противовеса" по отношению к двум другим ветвям власти. Суд руководствуется принципом "буквы и духа закона", то есть использует аналогию закона и аналогию права.
Судебную власть называют независимой ветвью государственной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Государству присущи следующие признаки:
- Территория - это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора.
- Население, т.е. человеческое общество, проживающее на территории государства.
- Публичная власть. Власть в государстве должна быть всеобщной, или публичной, т.е. распространять своё действие на всю территорию.
- Право - система общеобязательных социальных норм, охраняемых слой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.
- Правоохранительные органы.
- Армия.
- Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи.
- Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная.
Функции государства подразделяются на:
- политические;
- экономические;
- социальные;
- идеологические;
По сфере деятельности:
- а) внутренние (в пределах государственной границы);
- б) внешние (за пределами государственной границы).
По продолжительности:
- а) постоянные;
- б) временные.
По значимости:
- а) основные;
- б) неосновные.
Внутренние:
- а) регулирование экономики;
- б) сбор налогов;
- в) сохранение и развитие культуры;
- г) охрана прав и свобод граждан и обеспечение правопорядка;
- д) социальное обеспечение;
- е) охрана экологии;
Внешние:
- а) национальная оборона и внешняя агрессия;
- б) сотрудничество с другими странами
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Большой Юридический словарь. Издательство Инфра-М 2015 г., 658 с.
- Азаров Н.И. Теория государства и права. Конспекты лекций и методические указания. - М., 2014.387 с.
- Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х томах. - М., 2015, 1982.293 с.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права. 4.2 Теория права. Т.1,2. - М., 2014.451 с.
- Жеругов Р.Т. Теория государства и права. - Москва; - Нальчик, 2016.388 с.
- Кашанина Т.В. Происхождение государства. - М., 2016.196 с.
- Коваленко А.И. Теория государства и права. Вопросы и ответы. - М., 2014.124 с.
- Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. - Саранск, 2015.416 с.
- Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник.4-е изд. - М., 2014.348 с.
- Курс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. - Тюмень, 2016.374 с.
- Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М., 2014.187 с.
- Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 2016.361 с.
- Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 2015.449 с.
- Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. - М., 2016.366 с.
- Общая теория права. Курс лекций /Под ред.В.К. Бабаева. - Н. - Новгород, 2016.485 с.
- Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. - М., 2014.314 с.
- Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М. 2015. - 414 с.
- Ирхин Ю.В. Политология: учебник - М.: Экзамен, 2015. - 688с.
- Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юристъ, 2016. - 541 с.
- Теория государства и права. Учебник. / Под ред. А.В. Малько и Д.А. Липинского. - М.: Проспект, 2015. - 324с.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. В.Г. Стрекозова. - 5-е изд. - М.: Издательство «Омега - Л», 2016.
- Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 528с.
- КонсультантПлюс - www.consultant.ru
- Российская Газета - www.rg.ru