Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Механизм государства

В юридической науке долгое время спорным был вопрос о соотношении понятий "механизм государства" и "государственный аппарат".

Ряд ученых предлагают понятие "государственный аппарат" употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В "широком" смысле - это совокупность всех государственных органов. В узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления.

Другие ученые отождествляют "аппарат государства" и "механизм государства".

Государственный аппарат реализует функции государства. Государственный аппарат - иерархическая система государственных органов.

Некоторые исследователи выделяют государственный механизм - деятельность государственных органов и полагают, что государственный аппарат - это порядок формирования госорганов.

Другие исследователи полагают, что государственный механизм включает в себя кроме государственного аппарата еще и систему государственных учреждений, поскольку они также участвуют в реализации функций государства.

Бюрократия - часть государственного аппарата, работающая на постоянной основе (в отличие от срочной выборной).

Принципы организации и деятельности государственного аппарата

1. Принцип разделения властей

Вся полнота власти не может принадлежать одному лицу или органу. Это приводит к злоупотреблением властью. Следовательно, необходимо разделение властной компетенции между различными органами.

Разделение власти по горизонтали проводится на законодательную, исполнительную, судебную и контрольно-надзорную. Каждая из этих ветвей самостоятельная, независима в реализации своих функций от других властей, организационно обособлена. Взаимоотношения отдельных ветвей власти между собой регулируются системой сдержек и противовесов и сотрудничеством.

Разделение власти по вертикали осуществляется в унитарных государствах между центральной и местной, а в федеративных - между федеральной властью и властью субъектов федерации.

2. Принцип законности

3. Принцип демократизма

4. Принцип гласности

5. Принцип централизма

6. Принцип гуманизма

7. Принцип национального равноправия

Признаки государственного органа

1) имеет государственно-властные полномочия:

а) по принятию обязательных для исполнения решений;


б) по применению мер государственного принуждения.

2) формируется в порядке, установленном законом;

3) действует в пределах, ограниченных предоставленной ему компетенцией;

4) сфера его компетенции исчерпывающе описана в законе;

5) имеет установленное строение.

Таким образом, под механизмом государства понимается система взаимосвязанных между собой органов государства, основанных на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства

3.3 Классификация государственных органов

В основу классификации государственных органов могут быть положены различные критерии:

по признаку разделения властей

а) законодательные;

б) исполнительные;

в) судебные;

г) контрольно-надзорные.

по способу формирования

а) избираемые народом;

б) другие.

по характеру компетенции

а) общей компетенции:

б) специальной (отраслевой) компетенции.

По территории:

а) центральные;

б) региональные.

По способу принятия решения:

а) единоличные;

б) коллегиальные [15, с.63].

3.4 Механизм государственной власти

Власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

В общественных науках (политологии, философии, в том числе юридической науках), рассматривался вопрос соотношения государственной и политической власти (М.И. Байтин, Ф.М. Бурлацкий).

Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти. Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинение между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Признаки государственной власти:

  1. распространяется на все общество;
  2. носит публичный характер (решает общие дела);
  3. опирается на государственное принуждение;
  4. осуществляется специальными лицами (государственными служащими, политиками);
  5. характеризуется легитимностью и легальностью. [16, с.90].

В государственной власти различают два противоположных по сущности принципа организации и функционирования механизма государства - единовластие и разделение властей.

При единовластии вся власть в государстве сосредотачивается в одних руках - монарха, диктатора, либо группы лиц. Разделение властей предполагает существование в государстве трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых независима от других властей и самостоятельна в пределах своей компетенции. Впервые принцип разделения властей был сформулирован французским ученым Ш. Монтескье в 1748 году. Основным назначением органов законодательной власти является разработка, обсуждение и принятие.

Основная задача органов исполнительной ветви власти - исполнение законов. В целях их исполнения и на основе законов в рамках своей компетенции издают нормативно-правовые акты (подзаконные нормативные акты), которые ни в коей мере не должны противоречить законам.

Органы судебной власти. Судебную власть или правосудие осуществляют суды посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.

Судебная власть имеет своим назначением защиту прав, свобод, законных интересов граждан, организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов и других нормативно-правовых актов, международных договоров государства.

Судебные органы выступают в качестве "сдержки и противовеса" по отношению к двум другим ветвям власти. Суд руководствуется принципом "буквы и духа закона", то есть использует аналогию закона и аналогию права.

Судебную власть называют независимой ветвью государственной власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Государству присущи следующие признаки:

  • Территория - это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора.
  • Население, т.е. человеческое общество, проживающее на территории государства.
  • Публичная власть. Власть в государстве должна быть всеобщной, или публичной, т.е. распространять своё действие на всю территорию.
  • Право - система общеобязательных социальных норм, охраняемых слой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.
  • Правоохранительные органы.
  • Армия.
  • Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи.
  • Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная.

Функции государства подразделяются на:

  • политические;
  • экономические;
  • социальные;
  • идеологические;

По сфере деятельности:

  • а) внутренние (в пределах государственной границы);
  • б) внешние (за пределами государственной границы).

По продолжительности:

  • а) постоянные;
  • б) временные.

По значимости:

  • а) основные;
  • б) неосновные.

Внутренние:

  • а) регулирование экономики;
  • б) сбор налогов;
  • в) сохранение и развитие культуры;
  • г) охрана прав и свобод граждан и обеспечение правопорядка;
  • д) социальное обеспечение;
  • е) охрана экологии;

Внешние:

  • а) национальная оборона и внешняя агрессия;
  • б) сотрудничество с другими странами

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большой Юридический словарь. Издательство Инфра-М 2015 г., 658 с.
  2. Азаров Н.И. Теория государства и права. Конспекты лекций и методические указания. - М., 2014.387 с.
  3. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х томах. - М., 2015, 1982.293 с.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. 4.2 Теория права. Т.1,2. - М., 2014.451 с.
  5. Жеругов Р.Т. Теория государства и права. - Москва; - Нальчик, 2016.388 с.
  6. Кашанина Т.В. Происхождение государства. - М., 2016.196 с.
  7. Коваленко А.И. Теория государства и права. Вопросы и ответы. - М., 2014.124 с.
  8. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. - Саранск, 2015.416 с.
  9. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник.4-е изд. - М., 2014.348 с.
  10. Курс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. - Тюмень, 2016.374 с.
  11. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М., 2014.187 с.
  12. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 2016.361 с.
  13. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 2015.449 с.
  14. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. - М., 2016.366 с.
  15. Общая теория права. Курс лекций /Под ред.В.К. Бабаева. - Н. - Новгород, 2016.485 с.
  16. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. - М., 2014.314 с.
  17. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М. 2015. - 414 с.
  18. Ирхин Ю.В. Политология: учебник - М.: Экзамен, 2015. - 688с.
  19. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юристъ, 2016. - 541 с.
  20. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. А.В. Малько и Д.А. Липинского. - М.: Проспект, 2015. - 324с.
  21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. В.Г. Стрекозова. - 5-е изд. - М.: Издательство «Омега - Л», 2016.
  22. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 528с.
  23. КонсультантПлюс - www.consultant.ru
  24. Российская Газета - www.rg.ru