Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Понятие и сущность).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и содержание прямого налогообложения
1.1 Понятие и сущность прямых налогов
1.3 Процедура взимания прямых налогов
2. Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации
2.1 Динамика поступлений прямых налогов в бюджет
2.2 Структура прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений
3 Пути улучшения прямого налогообложения
3.1 Проблемы прямого налогообложения в РФ
3.2 Мероприятия по решению проблем прямого налогообложения
3.3 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения
Введение
Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но и источник информации о состоянии государственного бюджета.
Налоговые отношения, их природа и характер, механизм функционирования являются предметом исследования ученых-экономистов всех времен, так как именно в налоговых отношениях заложены возможности государственного регулирования экономики.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется прибыль предприятия.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Объект курсовой работы: прямые налоги.
Предмет курсовой работы: изучение прямых налогов и перспективы их развития в Российской Федерации.
Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив их развития в современных условиях развития экономики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прямые налоги как экономическую категорию;
- рассмотреть виды прямых налогов;
- обозначить процедуру взимания прямых налогов;
- определить систему признаков прямых налогов, на основании которой, уточнить их определение и показать место в современной налоговой системе России;
- выявить проблемы прямого налогообложения в РФ;
- показать основные пути совершенствования прямого налогообложения в РФ.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены сущность, понятие и виды прямых налогов.
Во второй главе дается оценка системы налогообложения прямыми налогами в России. В третьей главе выявляются проблемы и пути решения взимания прямых налогов в Российской Федерации
1. Сущность и содержание прямого налогообложения
1.1 Понятие и сущность прямых налогов
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
Прямой налог - налог, который взимается государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг) [1, с.49].
При всем разнообразии налогов четкая классификация, устанавливающая их различия и сходства, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.
В прикладном аспекте она позволяет проводить анализ налоговой системы; осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, так как состав налогов и сборов менялся
По мнению В. В. Глущенко прямые налоги непосредственно связаны с характеристикой налогоплательщика и взимаются соответственно в зависимости от уровня его дохода или стоимости принадлежащей ему собственности (имущества). Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. При прямом налогообложении усиливается зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. Сочетание в налоговой системе прямых и косвенных налогов создает достаточную устойчивость налоговых поступлений [5, с.35].
Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика. При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога.
Как утверждает П. П. Грушевский, одним из достоинств прямых налогов,
по сравнению с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев и т. п.).
Так же к достоинствам прямого налогообложения относится то, что прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики.
Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:
1. Организационные - прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой
ведения бухгалтерского учета и отчетности.
2. Контрольные - контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.
3. Полицейские - прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.
4. Бюджетные - прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена, а следовательно, и реальные доходы прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.
Также к недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.
Таким образом, прямые налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Современные налоги - это продукт демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики.
1.2 Виды прямых налогов
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо отведомственной подчиненности, форм собственности и организационноправовой формы предприятия.
Прямые налоги подразделяют на два вида. Первый – так называемые ≪личные≫ сборы. Они представляют собой налоги, которыми облагаются доходы либо имущество граждан и организаций, исходя из индивидуальных денежных показателей. Второй основной тип сборов, которые к
прямым налогам относятся - это ≪реальные≫ платежи. Они взимаются не с конкретного субъекта (физлица или организации), а с определенного вида принадлежащей ему собственности - земли, недвижимости, ценных бумаг и т. д.
В соответствии с НК РФ установлены следующие виды федеральных, региональных и местных прямых налогов (ст. 12-15 НК РФ):
Вид прямого налога |
Наименование |
---|---|
Федеральный |
— НДФЛ; |
Региональный |
— налог на имущество организаций; |
Местный |
— земельный налог; |
Каждому из видов прямых налогов в НК РФ соответствует отдельная глава. В этих главах указаны налогоплательщики и раскрыты элементы налогообложения. Без этого налог не может считаться установленным (п. 1 ст. 17 НК РФ).
1.3 Процедура взимания прямых налогов
В последнее время во многих государствах местные органы получили большое значение при взимании прямых налогов, особенно при взимании налогов с источников доходов. Эти налоги во многих государствах служат главным источником доходов. Они взимаются, либо одним государством, либо одними местными органами. А так как последние могут лучше сообразоваться с местными условиями, имеющими огромное значение при организации прямых налогов, то и представляется наиболее целесообразным поручить распределение и взимание этих налогов местному самоуправлению.
Способы взимания прямых налогов:
- Кадастровый. Используется в тех случаях, когда объект (налоговая база) дифференцирован по конкретному признаку. Составлены специальные справочники и таблицы, в которые вносятся эти признаки, тем самым разделяя объекты налогообложения по присущим им признакам. В зависимости от группы устанавливается величина ставки. При этом не учитывается величина прибыли, которую приносит тот или иной объект. Кадастровым способом чаще всего взимаются налоги на участки земли, имущество.
- По источнику. В этом случае налог перечисляется лицом, которое этот доход выплачивает. Оплата происходит до момента выдачи прибыли получателю, а последний увидит сумму, уменьшенную на налог. Заработная плата, с которой происходит удержание НДФЛ.
- По декларации. Эта отчетность перед государством позволяет показать все доходы и расходы плательщика за период – месяц, квартал, год. В ней же осуществляется и расчет суммы налога, который необходимо перечислить в бюджет. Отчитываться необходимо только после получения прибыли, но не позднее установленного в законодательных актах числа. По декларации происходит перечисление налогов с прибыли организаций и ИП, продажу имущества физлиц.
Под исчислением налога понимаются действия налогоплательщика, налогового органа или налогового агента по определению и удержанию фактической суммы налога с субъекта налога на основе налогооблагаемой базы. Отсюда следует, что обязанность исчислить сумму налога законодательством возложена на налоговую инспекцию (земельный налог, налог на имущество граждан) или же на третье лицо (работодатель).
Методы исчисления налогов:
1. Кумулятивный (накопительный). Определение суммы налога и его взимание с начала бюджетного года (налогового периода) с нарастающим итогом с общей суммы дохода и налоговых льгот, рассчитанной также с нарастающим итогом. При наступлении очередного срока уплаты налога исчисленную сумму уменьшают на ранее уплаченную или удержанную сумму налога.
2. Некумулятивный. Предусматривает обложение налоговой базы по частям, без нарастающего итога. Данная система исчисления не обеспечивает равномерности поступления налогов в бюджет.
2. Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации
2.1 Динамика поступлений прямых налогов в бюджет
Для налоговой системы Российской Федерации характерно:
1. Высокий уровень налогового бремени, возложенный на фирмы. Претензии налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени — глобальная проблема. Размер налога — понятие относительно условное. К примеру, одна и та же сумма для кого-то может быть абсолютно малозначительна, а кого-то может сильно разорить. В случае если продукцию, стоимость на которую включает налоги, приобретают и у предприятия ещё остаются средства на приличную зарплату персоналу и инвестирование в становлении, то уровень налогообложения для предприятия считается приемлемым.
2. Закοнοдательная и нοрмативная основа налοгοвой системы дοвοльно действительно слοжна и непοнятна. Вступление налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, покупок книг и продаж при исчислении НДС, а ещё с подменой ЕСН страховыми взносами работодателям приходится представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате сотрудников в налоговые органы и ещё в мотивированные внебюджетные фонды. Эти заключения были ориентированы на облегчения налогового администрирования государственными органами, но они усложнили деятельность рабοтοдателей п. οсуществлению свοих налоговых обязанностей.
Налоговые доходы от прямых налогов подлежат зачислению в бюджеты разных уровней, согласно нормативам, установленным Бюджетным Кодексом РФ. В федеральный бюджет зачисляются следующие виды налогов: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина. В региональный бюджет зачисляются следующие виды налогов: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. В местные бюджеты зачисляются: налог на имущество физических лиц, земельный налог