Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Понятие и сущность).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и содержание прямого налогообложения
1.1 Понятие и сущность прямых налогов
1.3 Процедура взимания прямых налогов
2. Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации
2.1 Динамика поступлений прямых налогов в бюджет
2.2 Структура прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений
3 Пути улучшения прямого налогообложения
3.1 Проблемы прямого налогообложения в РФ
3.2 Мероприятия по решению проблем прямого налогообложения
3.3 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения
Не менее важным принципом в налогообложении является определенность, то есть порядок налогообложения устанавливается заранее и конечно же размеры налога и сроки уплаты известны заранее. Налоговая служба ведет контроль за тем чтобы люди в срок и беспрекословно в полном размере уплачивали налоги. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных.
Консолидирование бюджета повышалось с каждым годом, темп роста в 2014 г. равен 111,9%; в 2015 г.- 108,8%; в 2016 г. – 105%; в 2017 г.-100,9%, в 2018 г.- 122,9%. Из года в год федеральный бюджет увеличивался. Консолидированные бюджеты субъектов РФ: в 2015 г. бюджет меньше по сравнению с 2014 г. на 1835,2, в 2016 г. бюджет возрос на 645,9, в 2017г. увеличился на 625,41, в 2018 г. бюджет уменьшился на 405,01.
Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 - 2018 года, можно заметить — поступления в бюджет повысились.
Параллельно с подъемом поступлений в бюджет Российской Федерации, по видам налогов, возрастает и задолженность по ним. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего тем, что ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Кроме всего вышесказанного, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц воздействует растущий уровень налоговой нагрузки.
Налоговая задοлженность οтрицательно воздействует на экономику государства, потому собственно, что не в абсолютной мере οбеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и обуславливает государство в вοзмοжности выполнения сοциальных прοграмм.
Свοевременный и строгий контроль сο стοрοны налοгοвых структур за деятельностью налοгοплательщиков даст вοзмοжность снизить недоимки бюджета. Также особое внимание должно уделяться проведению подходящих принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами.
Проведение анализа налоговых поступлений - неотделимая доля налоговой политики государства. Не обращая внимание на это, для построения максимально четких прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить анализ задолженностей по каждому виду налогов. Качественно проведенная аналитическая работа непосредственно дает возможность для извлечения самой большой выгоды из налоговых поступлений.
2.2 Структура прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений
Темпы роста налоговых поступлений за период 2015-2018 г.г. значительно превысили уровень инфляции и темпы развития экономики. Такой прирост обеспечили прямые налоги, но в 2013 году удельный вес прямых налогов в общей сумме доходов составлял 61,5%, а в 2015 году уже составляет 60,8% от общей суммы поступлений .
В общей структуре налоговых доходов в 2018 году по сравнению с 2015
годом уменьшился удельный вес налога на прибыль организаций на 2,08% и
налога на доходы физ. лиц - на 1,6%. Удельный вес налога на добычу полезных
ископаемых, в общей структуре налоговых доходов, в 2018 году по сравнению
с 2015 годом увеличился на 1,68%. В общей структуре налоговых доходов в
2018 году по сравнению с 2017 годом уменьшился удельный вес налога на
прибыль организаций на 1,13%, а удельный вес налога на доходы физ. лиц
увеличился на 1,7%. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых, в
общей структуре налоговых доходов, в 2018 году по сравнению с 2016 годом
увеличился на 1%.
Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской
Федерации в 2018 году доминируют налог на добычу полезных ископаемых -
40,4% и налог на прибыль организаций - 19,2%, при этом снижается удельный
вес таких налогов как налог на прибыль организаций и налог на доходы
физических лиц - 19,2% и 1,8% соответственно.
Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Федерации,
Видно, что основным бюджетообразующим налогом является налог на добычу полезных ископаемых. Стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2018 г. поступления составили 15,22% в общем объеме поступлений, тогда как в 2016 и 2015 г.г. - 16,35% и 17,3% соответственно. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2015 - 2018 г.г. стало вступление новых положений
Налогового кодекса РФ, относящихся к данному налогу. Существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией и дочерними подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой. Четкие правила определения цен для целей налогообложения пока отсутствуют.__
3 Пути улучшения прямого налогообложения
3.1 Проблемы прямого налогообложения в РФ
Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает «главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития» Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России соответствовала новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов. Но все-таки новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. В настоящее время налогоплательщики вполне обоснованно жалуются на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот из-за чего возникают значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определении перспектив, исчисления бюджетных платежей. Его основные недостатки состоят:· в излишней уплотненности;· в запутанности;· в наличии большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства;· в ускорении научно-технического прогресса;· во внедрении перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Также, несмотря на многочисленные изменения и уточнения налогового законодательства, в России имеется ряд нерешенных проблем. Наиболее серьезные из них – это низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий. Основная причина этого - несоблюдение налоговых правил предприятиями и гражданами.
Система сбора налогов имеет много недостатков: привилегии и неравные условия для предприятий, несовершенное законодательство и неоднозначные подходы при его применении. Неосведомленность населения о налоговом законодательстве и неоднозначность подходов приводит к нарушению законов.
В России система налогообложения многими рассматривается как несправедливая и неодинаковая для всех. Случаи уклонения от налогов в России становится все больше. Для устранения этого разработаны достаточно сложные схемы, в реализации которых принимают участие банки и государственные организации.
Таким образом, можно выделить несколько основных принципов, соблюдение которых налогоплательщиками необходимо:
· Знание налогов — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;
· Соблюдение налоговых законов — своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей;
· Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов; переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности; представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях;
· Налоговая оптимизация — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.
3.2 Мероприятия по решению проблем прямого налогообложения
Основной целью дальнейших мер по совершенствованию налоговой системы России, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности, должна стать необходимость решения следующих задач:
1. Достижение минимально возможной справедливой налоговой нагрузки, т.е. налоговое бремя не должно стать препятствием экономическому росту, что особенно касается сферы оказания услуг. Такое снижение эффективно только при условии проведения других институциональных и структурных преобразований. С целью избежания дефицита государственных финансовых ресурсов снижение налоговой нагрузки должно осуществляться только при условии относительного сокращения бюджетных расходов.
2. Усовершенствование системы распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы.
3. Совершенствование существующей системы взимания отдельных налогов. От того, насколько совершенной будет система, позволяющая определить объект налогообложения, налоговую базу, налоговую ставку, порядок исчисления и уплаты налога во многом зависит степень учета интересов налогоплательщика в налоговых отношениях. Такая проблема должна затронуть вопросы упрощения налоговой системы, уменьшения числа налогов, ориентации на налоги, стимулирующие мотивацию к росту прибыли и личных доходов, отказ от теневой деятельности.
4. Улучшение системы налогового контроля и изменение системы налоговой ответственности. То есть улучшение контрольных функций, сведение к минимуму мер текущего контроля, сосредоточение контроля на ключевых сферах, исключение дублирования контрольных полномочий.
Требует совершенствования и система налоговой ответственности, так как судебный порядок взыскания санкций приводит к огромному объему судебных дел. Часто рассмотрение дела в суде превращается в простую формальность, которая, однако, приводит к дополнительным государственным расходам. Поэтому планируется четко распределить компетенцию по привлечению к налоговой ответственности. Возможно, судебные разбирательства будут необходимы только для тех случаев, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа и отказывается от уплаты санкций.
Основные задачи развития современной российской налоговой системы:
- поддержка российских товаропроизводителей путем создания благоприятных налоговых условий для инвестиций и повышение их конкурентоспособности как на внутреннем так и на мировом рынках;
- совершенствование принципов федерализма, развитие в стране муниципальных налоговых систем;
- обеспечение льготного налогового режима для привлекаемых иностранных капиталов;
- в результате решения вышеперечисленных задач - ускорение процесса интеграции российской экономики в мировую.
Все направления развития имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение имеют налоги на прибыль и на добавленную стоимость, на имущество, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей, благодаря чему способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.
Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения. прогнозируемости налоговой политики государства.