Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности
2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности
2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов
2.3. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
Глава 3. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
3.1. Техническое регулирование
3.2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
. специальные технические регламенты, требованиями которых учитываются технологические и иные особенности отдельных видов объектов технического регулирования. Они принимаются только в тех случаях, когда с помощью общих регламентов не могут быть достигнуты определенные для технических регламентов цели.
Технический регламент принимается федеральным законом. Его разработчиком может быть любое лицо. Принятию технического регламента предшествуют следующие основные стадии:
· уведомление о разработке технического регламента в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (в настоящее время таким органом является Ростехрегулирование) и в информационной системе общего пользования;
· ознакомление с проектом заинтересованных лиц;
· доработка проекта с учетом замечаний заинтересованных лиц;
· публичное обсуждение проекта;
· внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу ФС РФ;
· экспертиза проекта и отзыв на проект федерального закона перед вторым чтением в Государственной Думе ФС РФ. Отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии, направляет в Государственную Думу ФС РФ Правительство РФ.
В таком же порядке осуществляются внесение изменений и дополнений в технический регламент и его отмена.
Технический регламент может быть принят международным договором, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ. До вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем регламенте. И ратификации международного договора, и изданию постановления Правительства РФ должно предшествовать публичное обсуждение проекта технического регламента.[40]
Применение технических регламентов. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений п. 9 ст. 7 Закона о техническом регулировании. Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Под стандартизацией закон понимает деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленную на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Среди целей стандартизации закон называет повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов. Одним из принципов стандартизации является добровольное применение стандартов.[41]
Стандарт — это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Статья 13 закона о техническом регулировании к документам в области стандартизации, используемым на территории России, относит:
· национальные стандарты;
· правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
· применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
· стандарты организаций.
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации. Утверждению национального стандарта должны предшествовать публичное обсуждение его проекта и экспертиза. Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Согласно ст. 2 закона подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
· принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия);
· обязательной сертификации.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Система добровольной сертификации, как совокупность соответствующих правил, может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе в порядке, установленном национальным органом по сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
· принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
· принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Форма декларации утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Этим же органом осуществляется регистрация оформленных по установленным правилам деклараций о соответствии. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Законом о техническом регулировании, маркируется знаком обращения на рынке. В соответствии со ст. 27 закона данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.
В соответствии со ст. 2 Закона о техническом регулировании контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам и принятие мер по результатам проверки. Указанный контроль (надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В настоящее время такой контроль (надзор) проводится работниками Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др. При этом все перечисленные органы государственного контроля (надзора) осуществляют мероприятия по собственному плану, без согласования проверок между собой.
Статья 34 Закона содержит перечень полномочий органов государственного контроля (надзора). В частности, органы государственного контроля (надзора) вправе:
· требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено техническим регламентом;
· осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном действующим законодательством;
· выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;
· приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
· привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством;
· принимать иные предусмотренные законодательством меры в целях недопущения причинения вреда.
К числу основных обязанностей органов государственного контроля (надзора) относятся:
· проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) разъяснительную работу по применению законодательства о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;
· соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;
· соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) и оформления результатов таких мероприятий;
· принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;
· направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 Закона;
· осуществлять другие предусмотренные законодательством полномочия.
3.2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
Государственный контроль за соблюдением требований законодательства со стороны субъектов хозяйственной деятельности является организационной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности. Но данная форма государственного регулирования особо выделена в приведенном выше понятии государственного регулирования экономики вследствие актуальности обеспечения гарантий контролируемых субъектов при осуществлении контрольных мероприятий. Кроме того, в юридической литературе государственный контроль выделяется как самостоятельный вид государственной деятельности. Прежде чем приступить к характеристике государственного контроля за предпринимательской деятельностью, следует несколько слов сказать о понятиях контроля и надзора.[44]
Понятие «контроль» дословно означает постоянное наблюдение, проверка чего-либо. Поэтому государственный контроль представляет собой систему проверки и наблюдения в той или иной сфере осуществления государственной власти. Государственному контролю противопоставляется общественный (негосударственный) контроль.