Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности
2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности
2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов
2.3. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
Глава 3. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
3.1. Техническое регулирование
3.2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
Целевая программа является очень важным направлением в государственной поддержке предпринимательской деятельности. Рассмотрение данного вопроса я не стал выносить в отдельный параграф, а решил рассмотреть в рамка данного.
Одной из важных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание условий для ее юридической защищенности предпринимательства в федеральных и региональных целевых программах.
Основные требования, предъявляемые к целевой программе защиты предпринимательства, заключаются в следующем: соответствие общей концепции развития рыночных отношений в России; приоритет особенностей России, учет мирового опыта в данной сфере; комплексность программы, сбалансированность и взаимоувязанность позиций, предусматриваемых в различных разделах программы; полнота программы – она должна включать все необходимое для решения поставленных задач; реалистичность планируемых мер и мероприятий; наличие этапности проводимых работ; постановка конкретных задач перед министерствами и ведомствами; ориентация на существующую практику составления и реализации целевых программ.[37]
Главной целью программы поддержки предпринимательства следует, считать повышение эффективности общественного производства за счет создания на федеральном и региональном уровнях экономических, социальных, организационных, информационных и правовых условий защищенности для предпринимательства от преднамеренных или непреднамеренных действий физических лиц и социальных организаций.
Основные задачи, решаемые в рамках этой программы поддержки: создание информационных условий защищенности предпринимательства; развитие инфраструктуры рыночной экономики в направлении создания организационно- экономических условий защищенности предпринимательства; систематизация и развитие нормативно-правовой базы с целью обеспечить правовую защищенность предпринимательства; создание научно-исследовательской и учебной базы для разработки научных основ защиты предпринимательства, для подготовки кадров в данной области; популяризация, облегчение общественного признания и поддержки идей защиты предпринимательства, создание социальных условий защищенности предпринимательства.
В целевую программу включены следующие направления защиты предпринимательства:
· развитие инфраструктуры защиты предпринимательства;
· создание системы информационного обеспечения защиты предпринимательства;
· совершенствование нормативно-правовой базы защиты предпринимательства;
· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, специализирующихся в сфере предпринимательства и в области защиты предпринимательства;
· пропагандистская поддержка политики зашиты предпринимательства (в целях популяризации и облегчения общественного признания и освоения);
· создание системы финансирования мероприятий по защите предпринимательства.
Весьма важным с практической точки зрения представляется согласование программы защиты предпринимательства с существующими и готовящимися федеральными, отраслевыми и региональными программами. Отраслевые программы защиты предпринимательства представляются неотъемлемой частью общей программы и основываются на анализе форм проявления отраслевого монополизма, форм недобросовестной конкуренции, практики защиты предпринимательства, строятся с учетом наличия субъектов естественной монополии, отраслевых планов демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий.
При разработке проекта целевой программы поддержки предпринимательства исходят из долгосрочных задач и приоритетов. В некоторых среднесрочных федеральных программах государственная поддержка предпринимательства обнаруживает явную тенденцию перемещения с федерального уровня на региональный и муниципальный, а там правовая база юридической зашиты находится в зачаточном состоянии и нуждается в помощи центра для своего развития.[38]
Рассмотрев данную главу можно сделать вывод о том, что государственная деятельность и деятельность предпринимателей тесно связанны. Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность может принимать различные формы в зависимости от масштаба, инструментов, содержания и характера регулирующих мер. Это воздействие необходимо для формирования благоприятных условий развития, как для предпринимательства, так и для самого государства.
Глава 3. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
Эффективность функционирования рыночного механизма и роль в нем предпринимательства в немалой степени зависят от форм и государственного вмешательства в экономику. Под формами государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность.
В рамках главы вынесено на рассмотрение техническое регулирование, прогнозирование и программирование как основные формы государственного воздействия на предпринимательство.
Рассмотрение данного вопроса актуально в рамках темы работы.
3.1. Техническое регулирование
Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.
Действующее законодательство РФ содержит специальные нормативные акты и отдельные нормы, призванные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг. Для примера можно привести Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки», Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Федеральный закон от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений», Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» и др.
Основополагающая роль в специальном регулировании отводится Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Этот акт регулирует отношения, возникающие:
· при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
· при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
· при оценке соответствия.
Техническое регулирование является правовой формой государственного регулирования предпринимательской деятельности, что следует из ст. 2 Закона о техническом регулировании. Согласно данной статье техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.[39]
Техническое регулирование должно осуществляться в соответствии с принципами, определенными указанными Законом о техническом регулировании. К числу основополагающих принципов относятся:
· применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
· соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
· независимость органов по аккредитации и органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
· единство системы и правил аккредитации;
· единство правил и методов исследований и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
· единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
· недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении сертификации и аккредитации;
· недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
· недопустимость совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
· недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 2 рассматриваемого закона технический регламент – это документ, который принят международным договором России, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Статья 6 Закона о техническом регулировании содержит законченный перечень целей, для достижения которых допускается принятие технических регламентов. Это следующие цели:
· защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
· охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
· предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Четкое установление целей технических регламентов важно и в связи с тем, что со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании и до вступления в силу соответствующих технических регламентов (максимальный срок, отведенный на их принятие, — семь лет), требования, установленные ранее нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей приведенным целям. Основное содержание технических регламентов связано с установлением минимально необходимых требований, обеспечивающих:
· безопасность (биологическую, механическую, взрывобезопасность, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную, радиационную);
· электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
· единство измерений.
При этом требования технических регламентов не должны препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения установленных для их принятия целей.
Закон о техническом регулировании устанавливает правила формирования содержания технических регламентов. Приведем основные из них.
1. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень объектов технического регулирования и правила идентификации объектов, в отношении которых устанавливаются его требования.
2. Содержащиеся в техническом регламенте обязательные требования к объектам технического регулирования, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ.
3. Общие требования технических регламентов применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации; видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц.
4. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда могут содержать специальные требования:
· обеспечивающие защиту граждан отдельных категорий (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов);
· применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если это необходимо для достижения поставленных целей в силу климатических или географических особенностей;
· касающиеся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит, в отношении продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан;
· по установлению минимально необходимых ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер в отношении продукции из отдельных стран и (или) мест.
Законодательством предусмотрено принятие технических регламентов двух видов:
1. общие технические регламенты, требования которых обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;