Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности
2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности
2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов
2.3. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
Глава 3. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
3.1. Техническое регулирование
3.2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
Регулирующая функция налогов включает в себя подфункции стимулирования и дестимулирования. Различаются контрольная и информационная функции налогов.
Основой правового регулирования взимания налогов является прежде всего Конституция РФ (ст. 57 которой закрепляет, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы), а также Налоговый кодекс РФ.
Налог представляет собой обязательный, индивидуально без возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[24]
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Исходя из принципа равенства субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации, налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться к данным субъектам исходя из каких-либо критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Важной гарантией прав предпринимателей является то, что при установлении налогов определяются все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.[25]
Все налоги в государстве делятся на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги на отдельные виды дохода или объекты имущества, например, на землю, недвижимое имущество, на прибыль, единый налог на вмененный доход, подоходный налог с физических лиц. В число косвенных налогов включаются налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к ценам и взимаемые в процессе расходования материальных благ. Это, например, акцизы или налог на добавленную стоимость.
По уровню правового регулирования налоги делятся на федеральные, региональные и местные.
В Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном законом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Неотъемлемым элементом статуса субъекта предпринимательской деятельности является совокупность его прав и обязанностей в качестве налогоплательщика. Каждый предприниматель, занимающийся хозяйственной деятельностью, является и субъектом финансовых отношений как налогоплательщик. Будучи налогоплательщиками, предприниматели должны правильно использовать свои права и обязанности.[26]
Рассмотрим отдельные права налогоплательщиков. К ним относят право: а) пользоваться льготами по уплате налогов, предусмотренными налоговым законодательством; б) представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам; в) знакомиться с актами проверок налоговых органов; г) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проверок; д) обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц в судебном или административном порядке.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Налогоплательщик должен четко исполнять возложенные на него налоговым законодательством обязанности. Прежде всего, чтобы не возникало недоразумений и конфликтных ситуаций, каждый субъект хозяйственной деятельности должен зарегистрироваться в государственной налоговой инспекции по месту нахождения предприятия.
Главными обязанностями налогоплательщика являются: а) уплачивать законно установленные налоги; б) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; в) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; г) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы; д) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги; е) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Выполнение налоговых обязательств предпринимателями-налогоплательщиками – важнейшее требование государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие соблюдение порядка уплаты налогов других обязательных платежей. Такие меры представлены финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственностью.
2.3. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательской деятельности. Для развития предпринимательству необходима помощь государства, и не только прямая, в виде финансирований, льгот и субсидий, но и косвенная помощь – заключающаяся в обеспечении нормальной среды развития. Государственной поддержке предпринимательства, ее различным формам и проблемам поддержки предпринимательства в России в настоящий момент.
На развитие предпринимательства оказывают влияние очень многие факторы, такие как, экономическое положение в стране и регионах, политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства, правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и др. субъектов рыночной экономики, стабильность национальной денежной единицы, государственное регулирование и поддержка предпринимательства, и многое другое. Важно то, что многие факторы, так или иначе, зависят от государства. Государство имеет возможность использовать многие инструменты воздействия на предпринимательство для достижения своих целей.[31]
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор – стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.
С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).
В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.[32]
Политика, которая воплощается в законах, указах, постановлениях, приказах и других нормативно-правовых актах органов исполнительной власти, реализуется прежде всего государственной службой. Она выполняет прежде всего следующие функции, в том числе по поддержке предпринимательства: информационно-аналитическую, планово-прогностическую, подготовки решений, организации и выполнения принятых законов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения.
Вместе с тем большое количество нормативных актов, регулирующих различные стороны деятельности российского предпринимательства на современном этапе развития рыночных отношений, уже не решает всех стоящих перед данным сектором экономики вопросов. Нужны не только нормы-рамки, но и нормы-стимулы.
Проблема роли и места государства в регулировании предпринимательства в России является многоплановой. В настоящее время, прежде всего следует отметить, что термин «государственное регулирование» уже не отражает всех сторон, которые необходимо решать государству в процессе формирования рыночной экономики. На современном этапе вопрос должен ставиться шире – о государственной системе поддержки предпринимательства в Российской Федерации.[33]
Формирование целостной системы государственной поддержки предпринимательства — сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:
· законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;
· обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий;
· система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала — фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес- инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);
· ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.
Данная система складывается из трех основных аспектов: теоретического, правового и организационного.
Теоретическая сторона проблемы заключается, прежде всего, в разработке современной концепции государственной системы поддержки предпринимательства. Эта концепция напрямую зависит от общего подхода к формированию рыночной экономики в государстве. И, как показало проведенное изучение историй развития предпринимательства в России, роль государства в развитии предпринимательства, особенно при смене экономических укладов, зачастую является решающей.[34]
Вопрос о роли предпринимательства в рыночной экономике внешне не имеет таких резко противоположных мнений. Все основные группы экономистов признают, что предпринимательство – ядро рыночной экономики. Однако такая общая предпосылка, далеко не соответствует реальным действиям государства.[35]
Правовой аспект системы поддержки предпринимательства в России, если рассмотреть прежде всего его количественную сторону, развивается довольно активно. Количество нормативных актов, изданных даже за последние пять лет, трудно поддается простому перечислению. Одновременно их анализ показывает, что группа нормативных документов, регулирующих основные правила предпринимательской деятельности, получила логическое завершение после принятия второй части Гражданского кодекса Российской Федерации.[36]
Правовой аспект системы поддержки предпринимательства складывается не только из документов, регулирующих процесс предпринимательской деятельности, но и из специальных нормативных актов, направленных, прежде всего на развитие и стимулирование предпринимательства.
Разработка теоретических и правовых вопросов государственной системы поддержки предпринимательства может принести реальные результаты только при условии, если вся система государственной поддержки будет обеспечена конкретными организационными мероприятиями. Данная проблема – реализация государственной поддержки предпринимательства – является, наиболее сложным аспектом всей задачи, так как механизм претворения в жизнь любых нормативных актов в процессе экономической реформы – это сложный процесс, требующий большой организационной работы, прежде всего в регионах.