Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности
2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности
2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов
2.3. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
Глава 3. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
3.1. Техническое регулирование
3.2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Предпринимательство – это специфическая система хозяйствования, главным субъектом которой является сам предприниматель, как носитель особых прав и обязанностей. Субъект предпринимательства в процессе своей деятельности стремится к максимально рациональному соединению материальных и человеческих ресурсов (интеллектуальных, трудовых и пр.), организует процесс производства, планирует и координирует его с учетом предпринимательского риска, ответственности и ожидаемой прибыли. Принципиальное отличие современного российского предпринимательства от существовавшего ранее заключается в том, что развиваться ему приходится в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг, а также бурных технических, научных, информационных преобразований в различных отраслях экономики.
Современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства. Более того, данной нормативной системе характерны внутренние противоречия, а также не полное соответствие положениям других отраслей права, связанных с гражданским правом (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные). На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о различных сторонах предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права. В итоге экономика развивается и изменяется значительно более высокими темпами, нежели нормативно-правовая основа предпринимательства.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности подразумевает, что государство в лице законодательных и исполнительных органов устанавливает самые общие правила поведения для участников рыночного процесса, чаще всего в виде «мягких» или «узких» ограничений, касающихся вида товаров, объемов продаж, цен. Отношения между государством и предпринимателями приобретают двунаправленный экономико-правовой характер, то есть, возможно регулирование на основе договоров, соглашений, государственных заказов, контрактов, а также посредством предоставления государственных субсидий.[1]
Если исходить из того, что рынок образуется хозяйствующими субъектами, а государство лишь выполняет роль «ночного сторожа», станет понятна регулирующая роль государства. Она заключается в том, что государство обеспечивает стабильную и бесперебойную работу этого рынка. Достигается это несколькими способами, важнейшие из которых можно представить следующим образом:
1.Создание и защита правовой основы рыночного хозяйства. В этом случае государство обеспечивает принятие комплекса нормативно-правовых документов, которые регламентируют права и обязанности хозяйствующих субъектов по отношению друг к другу и государству. Кроме того, государство поддерживает систему судопроизводства, которая необходима для защиты нарушенных прав. Сюда же относится поддержание неимущих слоев населения с тем, чтобы гарантировать социальную стабильность (установление минимального размера заработной платы, изъятие части средств предприятий для финансирования социально-значимых программ). Особенно важно в данной функции поддержание здоровой конкуренции среди хозяйствующих субъектов и недопущение монополизации рынков.
2.Экономическое регулирование. Государство осуществляет фискальную и кредитно-денежную политику для поддержания темпов роста или, наоборот, их ускорения для выхода из кризиса. Суть этой политики сводится к стимулированию спроса и предложения, а также регулировании объема денежной массы, что, в свою очередь оказывает влияние на цены. Формы проявления политики экономического регулирования более чем многообразны, однако важно то, что подобное регулирование способствует стабилизации на рынке и тем самым помогает предприятиям бороться с рыночными кризисами.
3.Прямое участие в хозяйственной жизни. Государство создает предприятия либо скупает акции (доли, паи) существующих предприятий, становясь одним из крупнейших инвесторов на рынке. Масштабы подобной экономической деятельности настолько велики, что каждому отдельно взятому предприятию приходится считаться с подобным конкурентом.[2]
Вопросам исследования посвящено множество работ. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цели и задачи исследования. Цель данного исследования состоит во всестороннем анализе, определении актуальных вопросов, выявление тенденций и специфики развития законодательства в сфере осуществления государством регулирования предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие основные задачи:
· изучить и обозначить роль государства в регулирования предпринимательской деятельности;
· осуществить исследование форм государственного регулирования предпринимательской деятельности;
· изучить основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности;
· выявить и систематизировать основные проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
· изложить сущность процесса государственного регулирования предпринимательской деятельности.
· провести анализ законодательной базы и практики государственного регулирования по ряду направлений, формирующих общие условия развития предпринимательства;
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с воздействие государства в регулировании отношений между субъектами предпринимательской деятельности.
Предметом исследования являются нормы права регулирующие систему отношений, возникающих между государством и предпринимательскими структурами.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Глава 1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
Следует расценивать в целом как позитивный тот факт, что в последнее время в России на официальном уровне происходит осознание того, что государству необходимо возвращаться в экономику и кардинально менять свою роль, законодательно закрепляя свои стимулирующие, регулирующие и защитные функции. А это, в свою очередь, требует адекватного анализа и совершенствования всех средств правового регулирования хозяйственных отношений.[3]
Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8), о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и др. Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении России находятся:
· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития России;
· установление правовых основ единого рынка;
· финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д.
Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяют государственное регулирование экономики и составляют фундамент правового обеспечения такого регулирования. Вместе с тем следует отметить, что нормы Конституции РФ, касающиеся государственного регулирования экономики, пока не нашли в законодательстве своего стройного и последовательного развития. Назрела жизненная необходимость издания предпринимательского (хозяйственного) кодекса, который, в частности, и должен установить публично-правовые правила хозяйствования, определить пределы вмешательства государства в экономику, закрепить гарантии прав хозяйствующих субъектов. Только в рамках такого нормативного правового акта может быть четко регламентировано государственное регулирование экономики. Любая неопределенность и размытость в этой сфере будет с неизбежностью порождать бюрократический произвол и коррупцию. А Россия входит в первую пятерку стран по уровню дополнительных затрат бизнеса, связанных с преодолением бюрократических и административных барьеров.[4]
Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность мер экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности. Говоритьо системе этих мер пока преждевременно, поскольку в данной сфере отсутствует системообразующий нормативный правовой акт. Поскольку все перечисленные меры государственного регулирования экономики имеют или, по крайней мере, должны иметь нормативное закрепление и обеспечение, можно говорить о нормативной основе изложенного понятия.
Весьма существенным является вопрос о соотношении понятий «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности». Поскольку предпринимательская деятельность – это вид экономической (хозяйственной) деятельности, характеризуемый специфическими признаками (в том числе систематическим получением прибыли), государственное регулирование такой деятельности – это разновидность государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности — это одно из основных направлений (одна из основных сфер) государственного регулирования экономики. Формы государственного регулирования экономики (например налоговое и таможенное регулирование) – это, как правило, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности, так как предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики становится преобладающим видом экономической (хозяйственной) деятельности. Субъекты хозяйственной деятельности – это в большей части субъекты предпринимательской деятельности, включая унитарные предприятия. Таким образом, понятия «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» соотносятся как родовое и видовое.[5]
По тому, как осуществляется регулирование предпринимательской деятельности и как обеспечены гарантии субъектам такой деятельности, можно судить о регулировании экономики в целом (надлежащим ли образом осуществляется это регулирование и эффективно ли оно).
Государственное регулирование осуществляется в отношении предпринимательской деятельности в целом, и в отношении отдельных ее видов, таких как: аудиторская деятельность, инновационная деятельность, оценочная деятельность, коммерческая деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность страховых организаций на рынке страховых услуг, банковская деятельность, рекламная деятельность, внешнеэкономическая деятельность, профессиональная инвестиционная деятельность и др.[6]
Можно выделить сферы государственного регулирования предпринимательской деятельности соответственно видам рынка: товарный рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг.
Хозяйственное обеспечение деятельности нехозяйствующих субъектов является одним из направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, поскольку некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы.[7]
Поскольку государство действует на федеральном и региональном уровнях, можно говорить о федеральном и региональном уровнях государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Рыночные отношения порождают у многих граждан естественное стремление иметь «свое дело», с помощью которого они приумножат свою собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности – предпринимательства. Под предпринимательством в широком смысле можно понимать всякое хозяйственное дело и деловые отношения между его участниками. Предпринимательство не есть какой-то особый вид хозяйствования – ведь практически любая экономическая деятельность может быть предпринимательской.[8]