Файл: Нотариат в Российской Федерации (Нотариат России в механизме обеспечения прав человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соборное уложение не предусматривало создание специального нотариального органа.

Вместе с тем оно закрепляло разделение функций органов, совершающих сделку, и органов, ее регистрирующих [11, с.79].

Второй этап эволюции российского нотариата включал и преобразования конца XVII века. В это время Петром I был предпринят ряд мер по установлению строгих форм актов, закрепляющих различные сделки. Так, Указом от 9 декабря 1699 года предписывалось, что процедура составления документов, сопровождающих заключение сделки, не может быть начата без предварительного уведомления приказных судей. Особым условием становилось наличие свидетелей при оформлении договоренности.

В последующих указах царя (1701, 1705 годы) наблюдалась попытка государственной власти дальнейшего регламентирования порядка записи крепостей или крепостных актов, то есть любых сделок, внесенных в книгу крепостных дел, аналог современного нотариального удостоверения, либо регистрация прав собственности в Русском царстве и в Российской империи до 1866 года. Законодательно крепостные акты были оформлены в Соборном уложении 1649 года. В начале XVIII века все акты о сделках с недвижимостью в России делились на несколько видов, отличающихся особыми правилами записи и внесения в приказы [8, с.207].

Наряду с отмечаемым процессом формализации документооборота в нотариальной деятельности по инициативе Петра I была начата деятельность по огосударствлению порядка совершения «крепостных дел» и иных актов. Уже в 1699 году полномочия площадных подьячих были переданы в Поместный приказ столицы. Однако почти сразу стало очевидно, что упразднение института площадных подьячих – мера преждевременная: низкий уровень профессионализма приказных подьячих породил волокиту, несоответствие записи и оформления крепостей установленным правилам, взяточничество и пр. [11, с.80]

Для ликвидации нежелательных последствий реформы деятельность площадных подьячих, переименованных в «подьячие крепостных дел», была восстановлена и регулировалась именным указом царя от 1701 года «Об обряде совершения всякого рода крепостных актов». Этим же указом полномочия подьячих крепостных дел были переданы в ведение Оружейной палаты, несколькими годами позже, в 1706 году, – в ведение Московской ратуши, а с 1719 года – Юстиц-коллегии с подчиняющейся ей Крепостной конторой[21, с.38].

С 1720 года, то есть времени утверждения Генерального регламента, в российском праве появился термин «нотариус». В Регламенте 1720 года нотариус предстает не в современном понимании, а скорее как чиновник канцелярского профиля. Термин имел латинское происхождение, что объяснялось использованием в качестве образца для реформируемой российской административной системы западно-европейской традиции.


Через несколько лет (в 1724 году) нотариусы приобрели некоторые функции, относящиеся непосредственно к сфере нотариальной деятельности. Учредив институт «публичного нотариуса», власть передала ему право письменного составления договоров между купцами и шкиперами при отправлении кораблей за пределы государства[23, с.4].

Последующее развитие российского нотариата в рамках условно обозначенного второго периода характеризуется расширением полномочий нотариусов в регулировании правоотношений, связанных с вексельным правом: согласно нормам Вексельного устава 1729 года, нотариусы записывали протесты в неплатеже векселей и заверяли исправления в их текстах [7, с.124].

В период правления Екатерины II Юстиц-коллегия была ликвидирована, и «нотариальное делопроизводство» перешло в ведение уездных судов и палат гражданских судов.

При них учреждались «крепостные отделения», состоящие из «крепостных писцов и надсмотрщиков».

Оформление акта, составленного крепостными писцами, предполагало несколько обязательных этапов: внесение акта в так называемую «докладную книгу», рассмотрение судебным присутствием условий сделки (или письменного завещания) и соответствия ее оформления предъявляемым требованиям, наложение судьей специальной резолюции «Совершить по закону» и передача акта надсмотрщику. Последним этапом оформления акта становилось дословное копирование надсмотрщиком текст акта в «крепостную книгу» [17, с.133].

В конце XVIII века документальное сопровождение торговых сделок и посредничества передается в руки частных маклеров и нотариусов, которые спустя пятьдесят лет (в 1831 году) были заменены Александром I особыми биржевыми нотариусами и маклерами.

Свод законов Российской империи, составленный в годы императорства Николая I, закрепил положения, по которому «крепостной порядок» регистрации актов определялся обязательным только для сделок об отчуждении недвижимой собственности и крепостных крестьян. Акты, касающихся иных вопросов, могли быть засвидетельствованы публичными

нотариусами или биржевыми нотариусами и маклерами [13, с.207].

Как видно из вышеизложенного, нотариат, с момента возникновения его в России и до XVIII века, развивался не так стремительно, как в европейских странах, и изменялся лишь внешними данными: менялись наименование, структура, а сущность нотариуса оставалась прежней, в связи с чем не был раскрыт весь потенциал нотариата, несмотря на то, что развивались государство, торговые отношения, частная собственность.


В целом, характеризуя второй этап в истории становления и развития российского нотариата, следует отметить, что в период с 1649 по 1866 годы происходит бессистемное формирование ранних нотариальных учреждений, создававшихся с целью регулирования различных правоотношений и осуществлявших свою деятельность под фактическим контролем государства.

Третий этап в истории становления российского нотариата

14 апреля 1866 года императором Александром II было утверждено Временное положение о нотариальной части (далее – Положение) [1, с.5].

Этот документ положил начало новому периоду в истории становления

нотариата в России, характеризующемуся наличием унифицированного акта и введением нотариальных учреждений. Нормами положения закреплялся особый статус нотариусов: утвержденные в должности нотариусы (в столицах, губернских и уездных городах, а в случае необходимости – и в уездах) являлись государственными служащими с присваиваемым им восьмым чином по должности. Однако признание в Положении нотариусов в качестве так называемых «свободных профессионалов», осуществляющих свою деятельность на коммерческой основе, лишало их права на получение жалованья и пенсий от государства [20, с.1015].

Статьей 65 Положения четко определялись полномочия нотариусов: совершение актов; выдача выписок из актовых книг и копий актов; удостоверение актов, протестов и пр.; принятие на хранение документов от частных лиц. Нотариусам предоставлялось право совершать любые акты, за исключением «актов состояния, служебных и межевых, а также свидетельствовать документы» [7, с.127].

Нотариус выполнял свои обязанности только в пределах одного нотариального округа, удостоверяя нотариальные документы печатью с изображением губернского герба (что означало удостоверение не от имени государства в целом, а той губернии, где нотариус осуществлял деятельность).

Принятым 14 апреля 1866 года документом предусматривались должности нотариусов и старших нотариусов, в правовом статусе которых имелись существенные различия.

Старшие нотариусы состояли на государственной службе и могли иметь помощников, по статусу приравненных к секретарям окружных судов.

Существование приведенной нотариальной иерархии предполагало разделение компетенции. Так, «крепостная часть» (то есть право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество) ограничивала область ведения старших нотариусов, остальные же нотариальные действия предписывалось совершать младшими нотариусами [4, с.51].


Кроме организационных вопросов деятельности нотариусов в Российской империи, Положением устанавливались и правила нотариальных удостоверений: обязательное присутствие двух свидетелей при совершении нотариальных действий и трех свидетелей – при составлении купчих на недвижимое имущество [5, с. 52].

В дореволюционной России институт нотариусов, помимо указанных выше категорий, включал особую группу нотариусов, деятельность которых регулировалась Торговым уставом, – биржевых [12, с.88]. Обязанностью последних было удостоверение и совершение актов, заключаемых с участием иностранных подданных; опротестование заемных писем и векселей; перевод текстов верительных писем и других документов, созданных на иностранном языке или с частичным использованием такового; регистрация жалоб, подаваемых шкиперами на пребывающих в России иностранных купцов; хранение вверенных денег.

Личная печать биржевого нотариуса содержала обязательное указание места работы (например, Санкт-Петербургская. Московская, Одесская, Архангельская биржи и др.), а также имя нотариуса на трех языках: английском, немецком и французском [17, с.135].

Временное положение о нотариальной части 1866 года в эволюции российского нотариата играет особую роль как документ, закрепляющий основы функционирования единого универсального института нотариата. Однако введение в действие норм Положения не решило всех проблем, связанных с организацией публичной деятельности независимых нотариусов. В связи с этим видный цивилист начала ХХ века профессор В.И. Синайский

отмечал «ненадлежащее устройство нотариата»: отсутствие корпоративных начал, жесткий контроль суда над нотариусами, необоснованная иерархия старших и младших нотариусов, приоритет «специального знания» над необходимым общим правовым образованием [6, с.100].

Октябрьская революция 1917 года и связанные с ней коренные преобразования в государстве фактически завершили третий этап в истории становления российского нотариата и положили начало четвертому.

Четвертый этап в истории становления российского нотариата

24 ноября 1917 года был принят Декрет № 1 о суде, который упразднил существовавшие в стране государственные органы власти, в том числе суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры как составной части этой системы [2, с.94]. Несколько позднее, 23 марта 1918 года, вышел специальный документ, посвященный вопросу упразднения нотариата.


Постановление Совета Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии в связи с потерей актуальности выполнения ранее предписанных функций нотариата официально ликвидировало этот институт.

В Советском государстве нотариат практически создавался заново. Постановлением ЦИК СССР от 14 мая 1926 года «Об общих принципах организации государственного нотариата» он вводился в подчинение судебных органов союзных республик.

Кампания «упрощения и улучшения» деятельности органов юстиции, начавшаяся в 1920-е годы, привела к сокращению сферы деятельности нотариата: в связи с общим сокращением гражданского оборота был отменен ряд нотариальных удостоверений. Итогом кампании стало резкое сокращение числа нотариальных контор в стране: по состоянию на 1 января 1924 года их было 414, в 1937 году в СССР оставалось всего лишь 122 конторы [10, с.33].

В СССР была предпринята попытка изменить организационные основы деятельности нотариусов с целью повышения уровня эффективности руководства ими (30-е годы ХХ века). Оперативное руководство нотариатом было возложено на председателя Гражданской коллегии ВС РСФСР, согласно Постановления Президиума Верховного Суда РСФСР от 08 июля 1936 года [15, с.112].

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1936 года из ведения рай/горсоветов изымались все нотариальные действия и передавались нотариальным конторам и нотариальным столам при народных судах, причем аналогичные положения были приняты в других союзных республиках.

Процесс «вымирания» нотариата в этот период представлял собой закономерный процесс, в основе которого было отсутствие частной собственности граждан СССР и, как следствие, снижение гражданского оборота[1, с.5]. Нотариат в советский период истории России представлял собой часть государственного аппарата, которому отводилась техническая функция свидетельствования документов, связанных с гражданским оборотом и гражданско-правовыми отношениями.

Современный этап эволюции российского нотариата начался в 1993 году в связи с радикальными изменениями, произошедшими в политической и экономической сферах постсоветского общества. Развитие рыночных отношений в России в начале 90-х годов ХХ века предопределило реформирование института нотариата. Законодательной базой реформы стали принятые в 1993 году Основы законодательства Российской Федерации о нотариате[11, с.82].

Названный документ установил современную систему организации нотариата: деятельность региональных нотариальных палат в субъектах Российской Федерации, а также Федеральную нотариальную палату.